Презентация по литературе Рассказ В. Г. Короленко Парадокс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОРОЛЕНКО ВИКТОР ГАЛАКТИОНОВИЧ.

/1853, Житомир - 1921, Полтава/

«ПАРАДОКС».

Цель урока:

  • через работу с текстом произведения дать возможность задуматься о смысле человеческой, жизни, сложности выбора жизненного пути;

  • обобщить и систематизировать знания о ключевых вопросах, поднимаемых русской литературой;

  • вырабатывать навыки анализа литературного произведения;

  • развивать способность формулировать собственную точку зрения в осознании и осмыслении общечеловеческих ценностей.

Задачи:

- познакомить с автором и содержанием произведения;

- обратить внимание на жанровые особенности произведения;

- определить связь литературного произведения со временем, когда оно создано, и временем, когда оно прочитано;

- определить авторскую позицию писателя.

Вид и форма урока:

Урок обобщения и систематизации знаний на основе исследования литературного произведения.

Оборудование:

Мультимедийный портрет писателя, годы жизни.

Ход урока:

  1. Учитель читает стихотворение О. Мандельштама, которое становится эпиграфом к уроку.

Дано мне тело - что мне делать с ним

Таким единым и таким родным?

За радость тихую дышать и жить

Кого, скажите, мне благодарить?

Я и садовник, я же я цветок,

В темнице мира я не одинок.

На стекла вечности уже легло

Мое дыхание, мое тепло.

Запечатлеется на нем узор,

Неузнаваемый с недавних пор.

Пускай мгновения стекает муть -

Узора милого не зачеркнуть.

- О каких «стеклах вечности» говорит в своем стихотворения поэт?

- Что за узор должен запечатлеться на нем?

В этом мы постараемся разобраться в ходе нашего урока.



  1. - Что такое жизнь? Для чего создан человек в этом мире? В чем состоит его предназначение?

Всегда существовало два взгляда на человеческую жизнь и предназначение человека в этой жизни.

«Мир - абсурд. Человек - затерянная в этом мире беспомощная песчинка».

(Философия модернизма).

«Золотой век» - не только отдаленное прошлое, но в будущее человечества, а потому и веч­ный его идеал».

(Ф. Достоевский).

«Мир не имеет смысла в ценности Человеческая жизнь - исполненное мук и страданий су­ществование»

(Шопенгауэр).

«Будущее светло и прекрасно... Стремитесь к нему, работайте на него, приближайте его, пе­реносите из него в настоящее все, что можете перенести».

(Н. Чернышевский).

Итак, каждому человеку предначертано пройти свой жизненный путь, и только от него зависит, как сложится этот путь, какой ценой он будет пройден. Жизнь человечества складывается из множества жизненных дорог. Куда идет человек вместе с человечеством? Вверх к светлому и прекрасному будущему или вниз к мукам и страданиям? (Величайшим открытием 20 века явля­ется создание атомной бомбы - орудия для уничтожения человечества; цивилизация достигла высокого уровня развития, а счастливых людей больше не стало).

  1. Проблема смысла человеческой жизни вне времени. Епифаний Премудрый посвятил свою жизнь поискам ответов на вопросы:

- Oт чего человек, получив Благую (Евангельскую) весть, как жить, иначе живет?

- Зачем вопреки простым заветам Иисуса Христа: возлюби, не убий, не кради - ненавидит, казнит, грабит?

- Как случилось, что зло оказалось сильнее добра?

Где пытался найти ответы на эти вопросы Епифаний Премудрый? (В странствиях по земле русской, в обители Сергия Радонежского, в книгах).

А. С. Пушкин «Капитанская дочка», М. Ю. Лермонтов «Мцыри», И. С. Тургенев «Ася», Л Н. Толстой «После бала».

  • Что объединяет эти произведения? (Поиск ответа на вечные вопросы).

  • В какой форме написаны эти произведения? (Это мемуары, иначе воспоминания).

  • Почему выбран именно этот жанр? (Способ обучения на примере собственного опыта жизни, то, что должно остаться в памяти; типичные явления в жизни; характерные для эпохи явления):



  1. Герой из любви к девушке и желания личного счастья обращается за помощью к врагу...

  2. Герой стремится к жизни на воле, а находит успокоение в смерти...

  3. Герой ищет счастья в любви, а встретив его, отталкивает от себя...

  4. Герой видит жизнь в розовых и белых тонах и одно лишь утро изменило отношение к жизни...

  • Как называются подобные жизненные ситуации? (Парадоксальными (в переводе с греч. - неожиданный, резко противоречащий здравому смыслу, расходящийся с общепринятым мнением)).

В. Г. Короленко определяет жанр своего произведения как очерк.

ОЧЕРК - литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе О. как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак О. - писание с натуры.

  • Что легло в основу произведения «Парадокс»? (Воспоминания героя о детстве)

  • Какой случай запомнился герою на всю жизнь? (Встреча с парадоксальным человеком)

  • Почему эта встреча стала значимой для юного героя? (Изменила его отношение к жизни)

«Это была небольшая, почтя игрушечная телега, в которой как-то странно... помещался человек. Голова его была большая, лицо бледно, с подвижными, острыми чертами и большими, проницательными бегающими глазами. Туловище было совсем маленькое, плечи узкие, груди и живота не было видно из-под широкой, с сильной проседью бороды, а руки я напрасно разы­скивал испуганными глазами, которые, вероятно, были открыты так же широко, как и у моего брата. Ноги странного существа, длинные и тонкие, как будто не умещались в тележке и стояли на земле, точно длинные лапки паука. Казалось, они принадлежали одинаково этому человеку, как и тележке, а все вместе каким-то беспокойным, раздражающим пятном рисовалось под ярким солнцем, точно в самом деле какое-то паукообразное чудовище, готовое внезапно кинуться на окружившую его толпу».

Это еще один герой русской литературы. Герой, созданный пером В. Г. Короленко.

4. В. Г. Короленко - писатель, живший на рубеже эпох. Это наложило отпечаток на его творчество. Его произведения совмещают в себе два мира: романтический и реальный. (Кузов старого экипажа - «обломок минувших времен», «настоящая золотая карета», «чудесная фантастическая карета» и «небольшая игрушечная телега», способная перемещаться только с посторонней помощью).

  • Что еще принадлежало романтическому миру? Что противопоставлено в реальном?)

Итак, герой рассказа - «странный»(т. е. непохожий на других) человек, которому природа «забыла приклеить руки к плечам».

  • Как реагировали на такого человека люди? Какие чувства вызывал он у окружающих? («Истеричный женский плач», «испуганное сожаление», «болезненное ощущение от зрелища», «брезгливый испуг», «содрогание» и т. п.)

  • Как, видя такое отношение к себе, должен был бы относиться человек к окружающему его миру, людям? (Со злобой, ненавистью, агрессивностью).

«- Подойди сюда, малец, - сказал он, - и ты тоже, - позвал он также и брата…

И мы оба вышли с тем же чувством содрогания, с каким, исполняя приказ, входили в темную комнату. Маленькие и смущенные, мы остановились против тележки над взглядом странного существа, смеявшегося нам навстречу. Мне казалось, что он сделает с нами что-то такое, от чего нам будет после стыдно всю жизнь. Может быть, он расскажет ..., но что же? Что-нибудь такое, что я сделаю в будущем, и все будут смотреть на меня с таким же содроганием, как несколько минут назад при виде его уродливой наготы...»

  • Что должен был сказать человек, так незаслуженно обиженный природой, детям, у которых впереди вся жизнь? Какой урок преподать? (Человеческая жизнь - исполненное мук и страданий существование?).

  • А во время чтения произведения не сложилось ли ощущения, что все-таки не «горькая правда» будет сказана детям? Почему?

  • Каким представил публике нашего героя долгоусый? («Феномен, чудо натуры», «голова у него лучше, чем у многих людей с руками», «человек, знающий настоящее, прошедшее и будущее»)

  • Можно ли назвать нашего героя шарлатаном? Легко ли давались деньги, заработанные таким унизительным способом? Для чего нужны были эти деньги?

(Ян Залусский действительно очень проницательный человек, т. к. смог каждого из присутствующих разглядеть с первого взгляда (не случайно даются портреты нескольких персонажей) и дать соответствующую оценку; деньги, заработанные таким способом «человек кормится, как может» давались нелегко (сцена крещения ногой), а «незаслуженно заработанные» с легкостью были отданы первому нищему; деньги нужны были, чтобы кормить «многочисленное семейство»).

  • Так в чем состоит ПАРАДОКС? Что написал на бумаге детям герой? («Человек создан для счастья, как птица для полета...»).

  • О чем не сказал детям феномен? («Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него»). Почему детям об этом не нужно было знать? (Стоя на земле, всегда нужно смотреть на небо, «где, широко раскинув крылья, в высокой синеве, в небесном просторе, вся залитая солнцем, продолжала кружиться и парить большая птица»).

  • Запомнили дети урок, преподанный им жизнью? (Очерк написан в форме мемуаров). О чем еще будут помнить дети? (Как бы ни было хорошо, всегда нужно помнить, что есть люди, которые в этот момент страдают).



  1. А. С. Пушкин: «.. Лучшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов...».

М Ю. Лермонтов: свобода - это не отсутствие стен, а внутренняя свобода человека, способность самому решать свою судьбу.

И. С. Тургенев: « У счастья нет завтрашнего дня: у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день, а мгновение».

Л. Н. Толстой: «Целью каждого человека должно быть счастье ближнего. Нужно искать случаев делать добро. Служить людям - значит самому жить хорошо».

Ф. М» Достоевский: «Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях не уныть и не пасть - вот в чем жизнь, в чем задача ее».

А. П. Чехов: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

Все это и есть ступеньки в небо.

А. Фет:

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать ее начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек.

То, что вечно, - человечно.

6. Так о каких стеклах вечности идет речь в стихотворении О.Мандельштама? Так ли уж важно, такой узор запечатлеется на них?

(Стекла вечности состоят из множества узоров человеческих жизней и очень важно, какой след будет принадлежать вам: след «чтобы вытерли паркет и «посмотрели косо вслед» или «незримый след в чужой душе на много лет)?

Разговор не окончен…

Д\З: Написать эссе на тему: «Для чего создан человек? В чем вы видите его предназначение?»

© 2010-2022