- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок Лексика и словообразование (5-6 класс)
Открытый урок Лексика и словообразование (5-6 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Букешова Г.Г. |
Дата | 07.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Открытый урок
в совмещённых классах
Областной семинар директоров по Костанайской области на тему: «Білім беруді дамыту жағдайындағы шағын жинақты мектептегі оқу-тәрбие үрдісінің ерекшіліктері мен даму болашағы»
Провела: учитель русского языка и
литературы
Букешова Гульмира Газизовна
19 октябрь 2010 учебный год
5 класс
Урок по русскому языку
6 класс
Урок по русскому языку
Тема урока: Повторение по разделу
«Лексика»
Тема урока: Повторение по разделу
«Словообразование»
Цель урока:
Образовательные:
- повторить изученное по теме "Лексика";
- систематизировать и обобщить материал раздела "Лексика"
Развивающие: совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся; развивать интерес к русскому языку, умение думать, различать.
Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову, привитие навыков самостоятельной работы, самооценки, самоконтроля.
Образовательные:
Ф формирование навыков правописания гласных в а разных морфемах слова, обработка навыков орморфемного анализа слова, обобщить и углубить пополученные знания о словообразовании;
Развивающие: развитие орфографической зоркости.
Воспитательные: воспитание любви и уважения к русскому языку привитие навыков и умение работать самостоятельно, аккуратно.
Оборудование: мини-тест «Карта успеха», макет «Волшебное дерево», карточки с заданиями для письменной работы, оценочный лист, картинки с изображением животных.
Тип урока: урок-повторение
Метод урока: наглядная, вопросно-ответная беседа, выразительное чтение
Ход урока:
I.Организационный момент.
Учитель: -Здравствуйте,ребята!
-Садитесь!
-Приготовили учебные принадлежности,руки положили на парту,спинки подравняли.
2.Психологический настрой.
Учитель: -Ребята,давайте вспомним девиз нашего урока.
Ребята хором: Повторяем ,то что знаем..
Вспоминаем,что забыли.
3. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Колокольчик наш звенит. И урок начать велит.
Слышишь звонкий голосок,
Нам пора начать урок.
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Сегодня у нас необычный урок
На нём подведём мы работы итог
Что уже знаем-обобщим.
Будем думать и рассуждать
Прошлое для себя открывать…
-Тема сегодняшнего урока повторение по разделу «Лексика» и «Словообразование».Цель нашего урока обобщить и углубить полученные знания по разделу "Лексика" и "Словообразование".(Ученики пятого класса повторяют всё о лексике, а шестой класс повторяют всё о словообразовании.Итак,давайте начнём наш урок.)
4.Переход к теме.
Учитель:-Отгадайте загадку
«Поля опустели,
И ливни рекою.
А это,скажите мне,
Время, какое?» /ОСЕНЬ/
-Посмотрите на этот рисунок. /На доске изображена картина о осени/
-Что мы видим на рисунке?
-Что вы можете рассказать о осени? /Дети рассказывают всё, что знают о осени/
-Сегодня на нашем уроке присутствует дерево,оно не простое, а волшебное.
-На нём зелёные листья,это означают воспоминание о лете, а жёлтые листья означают приход осени.
-Давайте мы разделим листья по классам,жёлтые для пятиклассников,а зелёные для шестиклассников.
Волшебное дерево приготовила для вас задании.За листьями спрятаны эти задании.По очереди подходим и выполняем задании.Перед тем как начать работу с волшебным деревом,обратите внимание на оценичный лист. /Учитель объясняет,что каждый кто желает получить хорошую оценку надо заработать с помощью правильных ответов во время урока./
1 этап урока «Волшебное дерево»
/задании по пройденным темам/
Каждый ученик с 5-го и 6-го класса по очереди подходят к волшебному дереву и выбирают любой понравившии лист,где указаны вопросы и задании по пройденным урокам.
5 класс 6 класс
1/ Что такое Лексика? 1/ Что такое словообразование?
2/ Выразительно прочитай стихотворение 2/ Каким может быть основой?
А.С.Пушкина? Найди антонимы.Что такое антонимы?
3/ Подбери к рисункам слова-синонимы.Что такое 3/ Выдели в словах корень.Что называется
синонимы? корнем слова?
4/ Распредели однозначные слова по группам. 4/ Подбери и выдели однокоренные слова.
Что такое однозначные слова? Чем отличается однокоренные слова от
одного и того же слова?
5/ Распредели многозначные слова по группам. 5/ Выдели в словах суффикс.
Что такое многозначные слова? Что такое суффикс?
6/Распредели переносное знеачение слова по группам. 6/ Выдели в словах окончание.
Расскажи что ты знаешь о переносном значении слова. Что такое окончание?
7/Распредели прямое значение слова по группам. 7/ Выдели в словах приставку.
Расскажи что ты знаешь о прямом значении слова. Что такое приставка?
2 этап урока «Карта успеха» /мини - тест/
Раздел «Лексика» Раздел «Словообразование»
1/Укажите ряд слов с синонимами: 1/Что значить морфемный разбор?
а/радостный,счастливый а/выделить
б/сладкий,горький б/подобрать родственные слов
в/день,ночь в/разбор по буквами и звуками
2/Что такое антоним? 2/Что такое корень?
а/слова очень близкие по значению а/часть слова,которые стоит после приставки
б/противоположные слова б/изменяемая часть слова
в/многозначные слова в/общая часть родственных слов
3/Укажите однозначные слова: 3/Какое слово состоит из корня,суффикса,окончания?
а/город а/переход
б/ручка б/березовый
в/игла в/береза
4/Подберите слову «далеко» 4/Укажите родственные слова к слове «трава»
а/сладкий а/отправление
б/добрый б/травушка
в/близко в/натравил
5/.......-раздел науки о языке, в котором изучаются 5/Что входит в основу?
словарный состав языка. а/ лексика
а/лексика б/фонетика
б/фонетика в/морфология
в/морфология 6/Найдите строку,где слова,образованные при
помощи приставки
а/подруги,подружиться
б/дружественный,дружить
в/дружбой,дружба
7/Слово с суффиксом -ЧИК-:
а/мячик
б/ключик
в/летчик
8/Найдите «лишнее» слово:
а/водитель
б/вода
в/подводный
3 этап урока «Письменная работа»
/работа у доски,работа с карточками/ /работа у доски,работа с карточками/
1/Вставтье,где нужно прямое и переносное 1/Выписать однокоренные слова
значение слова.
Соломенная ….-….гриба, ученик….-день…. , Лыжи,лыжный,лыжа;вода,водяной,подводник;смелый,
ветер….-волк…. , птица….-самолет…. смелые,смелых;сад,сады,в саду;лес,лесник,лесной;
Слова для справок:идет,летит,шляпа,воет. Барабан,барабанщик;
2/Подберите к словам антонимы и 2/Сделать разбор по составу:
синонимы: столяр,погруза,походы,дело
Небо-….
Черный-…. 3/Подберите к данным словам однокоренные
Встать-…. с суффиксам.Обозначьте суффиксы.
Плакать-…. сесть,земля,смеяться,белый, Береза-….
холодный,азбука,храбрый,пурга Внук-…. -к- -чк- -ок- -щик-
Смелый-…. Ветер-….
Метель-…. Камень-….
Альфавит-….
Зной-….
4 этап урока «Кто быстрее?»
/состоит из 10 вопросов/
1/Как переводится на казахском языке слово «прямое»? /сөздің тура мағынасы/
2/Синонимы противополжные слова или близкие по значению слова? /близкие по значению слова/
3/Выбирите правильный перевод к слову однозначные слова? /бір мағыналы сөз/
4/Раздел науки о языке изучающая словарный состав языка называется
/лексика/
5/К слову «грустный» какое слово подходит? /веселый/
6/ «Громадный,огромный» синоним или антоним? /синоним/
7/ Слово «корень» однозначные или многозначные? /многозначные/
8/Подберите синоним к слову «пасмурный» /хмурый/
9/ «Золотое кольцо,золотые часы» прямое или переносное? /прямое/
10/Слово с перевода на казахском «сөздің ауыспалы мағынасы» как будет на русском языке? /переносное знечение слова/
5 этап урока «Эксресс-карта»
/тест/
1.Подберите противоположные 1.Однокоренными (родственными) называются слова:
слова к слову «встречать»: а/с похожим значением
а/идти б/сходные по смыслу и имеющие общую часть-корень
б/отдать в/с похожим звучанием и общим смыслом
в/провожать 2.Окончание служит для:
2.Укажите прямое значение слова: а/для образование новых родственных слов
а/золотой дождь б/связи слов в предложении
б/золотое кольцо в/узнавания родственных слов
в/золотая осень 3.Укажите слова,соответствующее схеме:
3.Укажите многозначное слово: приставка+корень+суффикс+окончание
а/животное а/переписка
б/ручка б/уда чный
в/девочка в/хранит
4.Слова,оченьблизкие по значению, 4.Укажите признаки родственных слов:
называется: а/близкие по смыслу
а/синонимами б/имеют общую часть
б/антонимами в/ответчает на один и тот же вопрос
в/однозначными 5.Какая часть слова называются корнем?
5.Какое слово в переносном значении а/общая часть родственных слов
имеется в предложении: б/часть слова,стоящая в начале его
На морозе щеки горят. в/общая часть родственных слов,в которой передается
а/на морозе их основное значение
б/горят 6.Являются ли слова-рыба-рыбной-рыбу-
в/щеки горят однокоренным?
6.Слова имеющие....значении а/да
называются многозначными. б/нет
а/одно значении 7.Какое слова лишнее?
б/несколько значении а/красота
в/лексическое значение б/красить
7.Укажите антоним: в/украшать
а/дружить,верить 8.Изменяемая часть слова-это...
б/войти,выйти а/корень
в/стоять,плакать б/окончание
8.Что такое лексика? в/приставка
а/слова,противоположные по значению 9.Укажите состав слова -кормушка-
б/слова,имеющие одно значении а/приставка,корень,суффикс,окончание
в/словарный состав языка б/корень,суффикс,окончание
9.Слова,обозначая предметы,признаки, в/корень,окончание
действия,количество выступают
в....значении. 10.Укажите верное утверждение:
а/прямом а/Окончение-это неизменяемая часть слова
б/переносном б/Окончание-это изменяемая часть слова
в/лексическом
10.Что такое антоним?
а/слова,близкие по значению
б/противоположные слова
в/однозначные слова
Ответы:
1/С/провожать 1/Б сходные по смыслу и имеющие общую часть-
корень
2/Б/золотое кольцо 2/б/связи слов в предложении
3/Б/ручка 3/ а/переписка
4/А/синонимами 4/ б/имеют общую часть
5/С/щеки горят 5/ в/общая часть родственных слов,в которой
передается их основное значение
6/Б/несколько значении 6/ б/нет
7/Б/войти,выйти 7/ в/украшать
8/С/словарный состав языка 8/ б/окончание
9/А/прямом 9/ б/корень,суффикс,окончание
10/Б/противоположные слова 10/ б/Окончание-это изменяемая часть слова
/Учитель подводит итоги по оценчиным нчание-это часть слова,которая служит для связи слова в предложении
ІV Оценивание.
Листам учащихся,подсчитывает баллы и с помощью шкалы определяются оценки учеников/
V Домашняя задания.Написать мини-сочинение о осени
VI Рефлексия.
/Подводится урок.Ученики высказывают свои мнении об уроке,делятся впечатлениями.Идет комментирования урока./
Учитель:
-Ребята,наш сегодняшний урок,вам понравилось? /Ученики поднимают карточки с улыбкой
человечика/