Конспект-сценарий урока на тему Лексикография

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект-сценарий учебного занятия

Педагог Надежда Геннадьевна Балуева

МБОУ «Полазненская средняя общеобразовательная школа №3»

Предмет: русский язык класс: 9

Тема учебного занятия: «Лексикография»

Цель учебного занятия: систематизация знаний о словарях, обобщение сведений о типах словарей; закрепление навыков практического пользования различными типами словарей, наблюдение за словом в процессе работы над словарём.

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Этап урока: организационный

Цель: подготовка к работе

Этап урока: подготовительный

Цель: повторение теоретических сведений

Слово учителя: Основные типы словарей: 1) энциклопедические (универсальные и отраслевые); 2) лингвистические (многоязычные, двуязычные, одноязычные - комплексные и аспектные).

  1. Толковый словарь В.И.Даля. «Есть словари «поучёней» Далева, но нет словаря народней, поэтичней, родней»

  2. Толковый словарь С.И.Ожегова. «Толковым не оттого назван словарь, что мог получиться бестолковым, а оттого, что он слова растолковывает»

  3. Школьный толковый словарь. «Объяснить любое слово может нам словарь толковый»

  4. Орфографический словарь. «Верно написать все слова практически поможет словарь орфографический»

  5. Словообразовательный словарь «Структуру слова очень внимательно поможет тебе изучить словарь словообразовательный»

  6. Словарь антонимов. «Способны антонимы жизнь изменить, если сумеешь ты их применить»

  7. Словарь синонимов. «Найти замену слову, да не одну, а даже три? Словарь синонимов смотри!»

  8. Топонимический словарь. «Тайну названий географических раскроет словарь топонимический».

  9. Этимологический словарь. «Секреты и тайны слов исторические содержат в себе словари этимологические»

  10. Фразеологический словарь. «Встретил крылатую фразу - смотри словарь фразеологизмов сразу!»

  11. Словарь иностранных слов. «Иностранных слов словарь каждый в руки брать привык, пожелав узнать, откуда слово в наш пришло родной язык».

  12. Словарь устаревших слов. «Хоть слова и устарели, мы про них бы знать хотели. В этом нам помочь готов устаревших словарь слов»

Лингвистическая разминка:

Определите, какой перед вами словарь:

  1. Моё назначение толковать слова. Кроме того, я указываю, в какой части речи принадлежит слово, даю его формы и привожу примеры употребления в речи.

  2. При чтении журналов, газет, книг вы часто встречаетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В моём словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, сведения о его происхождении.

  3. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придаёт языку красочность и выразительность. А я предлагаю эти слова.

  4. Сейчас я вам прочитаю что-то очень интересное:

Мальчик услышал, что пришедшая в гости старуха собаку съела в каких-то делах, и спрятал от неё свою собаку.

- С тобой голову потеряешь, - сказала сердито мать. Отгадали, что я за словарь?

Обобщение, закрепление, углубление ранее полученных знаний

Этап урока: практический

Цель: выработка умения соотнесения содержания изучаемой темы в научной литературе с материалами по этой теме, изложенными в школьном учебнике

Индивидуальное консультирование

  1. Реализация домашнего задания:

Анализ словаря по плану:

  1. Полное название словаря

  2. Автор (составитель), редактор словаря

  3. Издание ( место и год)

  4. Объём словаря ( в словарных единицах)

  5. Порядок расположения материала

  6. Назначение словаря, кому адресован

  7. Система условных помет

  8. Способ подачи омонимов

  9. Пример словарной статьи

  10. Тип характеризуемого словаря

  1. Определить, из каких словарей даны словарные статьи:

А) ЗИПУН м. стар. - русский кафтан без козыря (стоячего ворота).

Б) САШЕ (фр. Sachet) - 1) подушечка, наполненная ароматическим веществом, помещаемая среди белья для придания ему приятного запаха; 2) вышитая матерчатая сумка для белья, носовых платков и т.п.

В) ЗАЛИВАТЬСЯ СОЛОВЬЁМ разг. шутл. Увлечённо говорить.

Г) ЧИПСЫ, -ов, только мн. (сер. ХХ в.) Жареный хрустящий картофель в ломтиках.-Англ. Chips - жареный хрустящий картофель, мн. от chip - тонкий кусочек чего-либо ( сушёного яблока, поджаренного картофеля).

Д) СЛОВАРЬ (2м), Р. словар'и, Р. словар'ей

Е) ГУЛЛИВЕР - ЛИЛИПУТ

3) Поработаем со словарями:

А) Определите, какое значение имеет слово «голова».

Б) Ответьте на вопрос: «Как говорят о кротком, забитом человеке?», «Как говорят о человеке, который пришёл не вовремя, некстати?»

В) Подберите родственные по смыслу слова к слову «трудолюбивый».

Г) Подберите противоположное по смыслу слово к слову «истинный».

Д) Что означают выражения?

Быть правой рукой, быть под рукой, прибрать к рукам, рука об руку, рукой подать, на руках носить, держать в ежовых рукавицах.

Е) Поставь верно ударение в словах: вероисповедание, шарфы, баловать, столяр, кремень.

Ж) Подбери синонимы к словам: глаза, голова.

З) Запишите в тетрадь современные синонимы устаревших слов:

Стило, волхв, лицедей, супостат, амбре, мыльня, жаба, баталия, лекарь, скудоумие, миллионщик, танцорка.

4. Проведите лексический и этимологический анализ слов ВСУЕ и ВЕЛИКОДУШНЫЙ ( используйте необходимые словари)

Групповая работа

Ознакомление с методами и приёмами лингвистического анализа



Индивидуальная работа

Привитие навыков и умений самостоятельной работы с учебной, научной, методической и справочной литературой

Этап урока: подведение итогов

Цель: корректировка ответов и выяснение уровня овладения учащимися материала

Оценивание

Корректировка ответов

Ответы учащихся

Этап урока: домашнее задание

Цель: закрепление усвоенного материала


  1. Назовите словари, которые есть в вашей домашней библиотеке; 2. Запишите их названия, сгруппировав по типам; 3) Назовите словари, которые, на ваш взгляд, должны быть представлены в библиотеке ученика.


© 2010-2022