- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект-сценарий урока на тему Лексикография
Конспект-сценарий урока на тему Лексикография
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Балуева Н.Г. |
Дата | 06.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект-сценарий учебного занятия
Педагог Надежда Геннадьевна Балуева
МБОУ «Полазненская средняя общеобразовательная школа №3»
Предмет: русский язык класс: 9
Тема учебного занятия: «Лексикография»
Цель учебного занятия: систематизация знаний о словарях, обобщение сведений о типах словарей; закрепление навыков практического пользования различными типами словарей, наблюдение за словом в процессе работы над словарём.
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Этап урока: организационный
Цель: подготовка к работе
Этап урока: подготовительный
Цель: повторение теоретических сведений
Слово учителя: Основные типы словарей: 1) энциклопедические (универсальные и отраслевые); 2) лингвистические (многоязычные, двуязычные, одноязычные - комплексные и аспектные).
-
Толковый словарь В.И.Даля. «Есть словари «поучёней» Далева, но нет словаря народней, поэтичней, родней»
-
Толковый словарь С.И.Ожегова. «Толковым не оттого назван словарь, что мог получиться бестолковым, а оттого, что он слова растолковывает»
-
Школьный толковый словарь. «Объяснить любое слово может нам словарь толковый»
-
Орфографический словарь. «Верно написать все слова практически поможет словарь орфографический»
-
Словообразовательный словарь «Структуру слова очень внимательно поможет тебе изучить словарь словообразовательный»
-
Словарь антонимов. «Способны антонимы жизнь изменить, если сумеешь ты их применить»
-
Словарь синонимов. «Найти замену слову, да не одну, а даже три? Словарь синонимов смотри!»
-
Топонимический словарь. «Тайну названий географических раскроет словарь топонимический».
-
Этимологический словарь. «Секреты и тайны слов исторические содержат в себе словари этимологические»
-
Фразеологический словарь. «Встретил крылатую фразу - смотри словарь фразеологизмов сразу!»
-
Словарь иностранных слов. «Иностранных слов словарь каждый в руки брать привык, пожелав узнать, откуда слово в наш пришло родной язык».
-
Словарь устаревших слов. «Хоть слова и устарели, мы про них бы знать хотели. В этом нам помочь готов устаревших словарь слов»
Лингвистическая разминка:
Определите, какой перед вами словарь:
-
Моё назначение толковать слова. Кроме того, я указываю, в какой части речи принадлежит слово, даю его формы и привожу примеры употребления в речи.
-
При чтении журналов, газет, книг вы часто встречаетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В моём словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, сведения о его происхождении.
-
Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придаёт языку красочность и выразительность. А я предлагаю эти слова.
-
Сейчас я вам прочитаю что-то очень интересное:
Мальчик услышал, что пришедшая в гости старуха собаку съела в каких-то делах, и спрятал от неё свою собаку.
- С тобой голову потеряешь, - сказала сердито мать. Отгадали, что я за словарь?
Обобщение, закрепление, углубление ранее полученных знаний
Этап урока: практический
Цель: выработка умения соотнесения содержания изучаемой темы в научной литературе с материалами по этой теме, изложенными в школьном учебнике
Индивидуальное консультирование
-
Реализация домашнего задания:
Анализ словаря по плану:
-
Полное название словаря
-
Автор (составитель), редактор словаря
-
Издание ( место и год)
-
Объём словаря ( в словарных единицах)
-
Порядок расположения материала
-
Назначение словаря, кому адресован
-
Система условных помет
-
Способ подачи омонимов
-
Пример словарной статьи
-
Тип характеризуемого словаря
-
Определить, из каких словарей даны словарные статьи:
А) ЗИПУН м. стар. - русский кафтан без козыря (стоячего ворота).
Б) САШЕ (фр. Sachet) - 1) подушечка, наполненная ароматическим веществом, помещаемая среди белья для придания ему приятного запаха; 2) вышитая матерчатая сумка для белья, носовых платков и т.п.
В) ЗАЛИВАТЬСЯ СОЛОВЬЁМ разг. шутл. Увлечённо говорить.
Г) ЧИПСЫ, -ов, только мн. (сер. ХХ в.) Жареный хрустящий картофель в ломтиках.-Англ. Chips - жареный хрустящий картофель, мн. от chip - тонкий кусочек чего-либо ( сушёного яблока, поджаренного картофеля).
Д) СЛОВАРЬ (2м), Р. словар'и, Р. словар'ей
Е) ГУЛЛИВЕР - ЛИЛИПУТ
3) Поработаем со словарями:
А) Определите, какое значение имеет слово «голова».
Б) Ответьте на вопрос: «Как говорят о кротком, забитом человеке?», «Как говорят о человеке, который пришёл не вовремя, некстати?»
В) Подберите родственные по смыслу слова к слову «трудолюбивый».
Г) Подберите противоположное по смыслу слово к слову «истинный».
Д) Что означают выражения?
Быть правой рукой, быть под рукой, прибрать к рукам, рука об руку, рукой подать, на руках носить, держать в ежовых рукавицах.
Е) Поставь верно ударение в словах: вероисповедание, шарфы, баловать, столяр, кремень.
Ж) Подбери синонимы к словам: глаза, голова.
З) Запишите в тетрадь современные синонимы устаревших слов:
Стило, волхв, лицедей, супостат, амбре, мыльня, жаба, баталия, лекарь, скудоумие, миллионщик, танцорка.
4. Проведите лексический и этимологический анализ слов ВСУЕ и ВЕЛИКОДУШНЫЙ ( используйте необходимые словари)
Групповая работа
Ознакомление с методами и приёмами лингвистического анализа
Индивидуальная работа
Привитие навыков и умений самостоятельной работы с учебной, научной, методической и справочной литературой
Этап урока: подведение итогов
Цель: корректировка ответов и выяснение уровня овладения учащимися материала
Оценивание
Корректировка ответов
Ответы учащихся
Этап урока: домашнее задание
Цель: закрепление усвоенного материала
-
Назовите словари, которые есть в вашей домашней библиотеке; 2. Запишите их названия, сгруппировав по типам; 3) Назовите словари, которые, на ваш взгляд, должны быть представлены в библиотеке ученика.