Рабочая программа кружка Журналистика в школе. 5 - 9 классы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Эдиганская основная общеобразовательная школа»




«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании педагогического Заместителем директора Директор МОУ «Эдиганская ООШ»

совета УВР _________ /Е.С.Слободчикова/ __________ /М.М. Иркитова/

Протокол № 3 от «22» мая 2015 г. от «22» мая 2015 г.

от «22» мая 2015 г.


Рабочая программа

дополнительного образования

«Журналистика в школе»

для обучающихся 5-9 классов

1 час в неделю (всего 34 часа)





Составитель: учитель русского языка и литературы

МОУ «Эдиганская ООШ»

Слободчикова Екатерина Семеновна

2015 - 2016 уч.г.


Пояснительная записка.


Программа дополнительного образования «Журналистика в школе» общим объемом 68 часов рассчитана на 2 года обучения для обучающихся 5-9 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу во внеурочное время. 2015-2016 учебный год - первый год обучения, 34 часа занятий. В текущем учебном году представлены две содержательные темы для изучения основ журналистики: «Краткое введение в историю журналистики», «Основы журналистики».

Общая характеристика предмета.


Актуальность программы дополнительного образования «Журналистика в школе» связана с решением такого блока задач МОУ «Эдиганская ООШ», как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков. Она особенно возрастает в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.

Пресса, выпускаемая ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий.

Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Введение данной программы дополнительного образования как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения обусловлено тем, что определенный круг обучающихся стремиться развить в себе умения, способности, необходимые для занятий журналистикой. Программа дополнительного образования «Журналистика в школе» ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Занятия по данной программе предполагают личностно ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить. Они направленны на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствует экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и четко, реализации потребности в коллективном творчестве; эти занятия воспитывают чувство ответственности, укрепляют связи с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами). Коммуникативная направленность обучения по этой программе дает учащимся возможность общаться в процессе создания газеты, а деятельностный характер обучения позволяет каждому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе.

Данный курс ориентирован на применение широкого комплекса знаний по таким предметам, как литература, русский язык, история, география и другим. Он не только расширит объем знаний, но и даст запас сведений, необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности, а также знания общекультурного характера.

Для того чтобы в перспективе отработать на базе школьного пресс-центра систему «универсальной журналистской профессиональной ориентации, выбраны стартовые направления: «Лингвистическая журналистика», «Экологическая журналистика», «Этнографическая журналистика», «Социальная журналистика». Созданная система поможет выпускникам стать конкурентноспособными на рынке труда, ориентированными на личный успех и социальную солидарность, имеющими не только хороший багаж знаний, но и умение быстро адаптироваться в изменяющемся социуме. Все названные направления актуальны и выбраны потому, что журналистика должна всесторонне освещать не только социальные явления. Но и проблемы окружающей среды и ресурсов, раскрывая важность взаимосвязи между экономическими, социальными и экологическими аспектами; должно осуществляться обучение ценностям, подходам и действиям, необходимым для достижения «устойчивого развития» общества.

Цели программы:


- создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального самосовершенствования;

- формировать медиакультуру в профильной ориентации обучающихся и стимулировать их активность в поисках профессии;

- изучить основы журналистского мастерства.

Перспективная цель - подготовка обучающихся к сотрудничеству с районными, республиканскими. Федеральными периодическими изданиями и возможному выбору журналистики как будущей профессии.

В ходе достижения целей программы решаются следующие задачи.

  1. Обучающие:

- вооружение обучающихся совокупностью знаний о принципах журналистской деятельности, об особенностях журналистской профессии, а также о профессиях, имеющих прямое и косвенное отношение к медиасфере;

- изучение истории журналистики, этапов ее развития;

- изучение основ социологии и журналистского творчества;

- формирование навыков журналистского мастерства, коммуникативной компетентности и приобретение первичного профессиональной ориентации;

- формирование практических навыков создания школьного печатного издания;

- формирование практических умений и навыков по решению экологических, здоровьесберегающих и других задач, приобретение соответствующих знаний.

2. Воспитывающие:

- формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции;

- формирование толерантности, культуры межнационального общения в многонациональном социуме;

- формирование представления о журналистике как о профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;

- привитие культуры общения с миром средств массовой информации;

- пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду общественной деятельности;

- формирование потребности в постоянном повышении информированности;

- формирование чувства ответственности за природу, экологию, в том числе и за свое здоровье;

- формирование у обучающихся и их родителей понимание необходимости использования необходимости использования оздоровительных мероприятий для восстановления и сохранения здоровья;

- воспитание культуры поведения и речи.

3. Развивающие:

- всестороннее развитие творческих способностей, индивидуального мышления, интересов, склонностей, физического состояния организма обучающегося и на этой основе формирование профессиональной направленности;

- расширение общего кругозора.

Программа дополнительного образования составлена в практико-ориентированной форме подачи материала.

По форме организации образовательно процесса программа является модульной. Структурно она делится на четыре самостоятельные части (или на четыре целостных, устойчивых блока), включающие в себя все направления журналистики, знание законов и жанров, умение конкретно работать над номером газеты:

- «Краткое сведение в историю журналистики»,

- «Основы журналистики»;

- «Художественно-техническое оформление издания»;

- «Редакционно-издательская деятельность»

Каждый раздел делится на два блока - теоретический и блок творческих заданий. Объем теоретического курса невелик. Выбранные темы включают в себя все вопросы, касающиеся теории журналистики. Все разделы в совокупности представляют единую методическую концепцию.

По цели обучения данная программа профессионально-прикладная. Поскольку ориентирована на профессиональное образование выпускника в области журналистики - «предмета», отсутствующего в базовом общеобразовательном учреждении, - а также на выработку актуальных навыков и умений.

Планируемы результатом обучения по программе будет являться создание школьного периодического издания с его возможным использованием в учебно-воспитательном процессе; создание учащимися своего портфолио; освоение обучающимися указанных в данной программе как теоретических, так и различных практических знаний, умений и навыков журналистской деятельности, а именно:

Предметные знания в следующих областях:

- журналистика как форма информационной деятельности;

- журналистика как профессия и ее возможное влияние на здоровье;

- информационный рынок;

- роль журналиста в становлении общественного мнения;

- приемы риторики;

- создание журналистского текста;

- основные газетные жанры;

- редактирование;

- редакционный коллектив;

- структура газетного номера;

- иллюстрация в газете;

- макетирование и верстка газеты.

Предметные умения и навыки - навыки анализа текста как конечного результата журналистской деятельности, создание текста в различных жанрах, поиска информации в различных источниках; первичные навыки макетирования газеты и создания номера, включающие основные структурные элементы; умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах; навыки работы с научной, справочной литературой.

Интеллектуальные умения и навыки - умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения; навыки ведения дискуссии; навыки грамотной устной и письменной речи.

Мыслительные навыки - навыки оперирования формулировками, определениями; навыки постановки и решения интеллектуальных проблем и задач.

Обучающиеся должны знать основные понятия журналистики, этапы ее развития, принципы организации редакции, владеть культурой речи, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный к публикации материал. Но так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения (при этом учитывается интересы и склонности обучающихся).

По уровню освоения данная программа профессионально-ориентированная.

Обучение, а также оценка знаний и умений обучающихся проводятся в форме творческих работ, рефератов и эвристических бесед по всем темам. Используются также экскурсии, включающие в себя самостоятельные наблюдения, опыты, решение творческих задач. При работе над теоретическим материалом предпочтение отдается эвристической беседе, так как это важные метод устного изложения материала, заключающийся в том, что обучающиеся усваивают новые понятия и приобретают знания путем самостоятельного логического мышления, активно используя эвристический метод познания. Важным является также то, что в ходе занятий обучающиеся овладевают техникой постановки вопросов, очень важной для успешной журналистской деятельности. Таким образом, данный метод позволяет повторить, закрепить и проверить полученные знания.

Качество профессиональной подготовки обучающихся зависит от практики, получаемой ими в процессе обучения. Практическая работа и создание собственных материалов обеспечат прочное усвоение и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков. В процессе занятия ребята пишут материалы в разных газетных жанрах, самостоятельно делают верстку газетных полос, правку авторского текста, участвуют в конкурсах, творческих мастерских, литературно-деловых играх семинарах, в групповом проектировании и мастер-классах, на которых они общаются со специалистами по интересующим темам и применяют полученные знания.

В связи с отсутствием соответствующего государственного образовательного стандарта по изучению основ журналистики в школе данная программа строилась с опорой на образовательную программу стажировки «Редактор детского печатного СМИ» (составитель Л.В.Девятиярова, редактор журнала «ОКО» КРИРПО г. Кемерово), образовательную программу юношеского информационного агентства липецкого городского Дома творчества учащихся (составители И.А.Малько, педагог дополнительного образования, и В.В.Плешков, зам. главного редактора липецкой детской областной газеты «Золотой ключик», кандидат филологических наук), методическое пособие «Методы профильной подготовки будущих журналистов» (автор Ю.А.Агафонова, младший научный сотрудник лаборатории ТСО и медиаобразования ИСМО РАО) и учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений «Азбука журналистики» (авторы О.И.Леплкина и другие).


Итоги реализации программы.

К концу первого года обучения обучающиеся должны получить полное представление о журналистской профессии, усвоить основы профессиональной культуры журналиста, уметь создавать журналистские тексты в жанрах, которые на момент окончания учебного года будут изучены, освоить навыки поиска информации в различных источниках и уметь работать в текстовых редакторах.

К концу второго года обучения обучающиеся должны приобрести более полные навыки журналистского мастерства, уметь не только собирать материал, но и систематизировать его, освоить процессы верстки. Макетирования и самостоятельно выпускать школьные издания (газету, журнал, альманах и прочее).

Чтобы приобретенные умения, знания и навыки были постоянно активированы. Предусматривается их практическое применение и во время летних каникул: экскурсии по памятным и историческим местам родного края, поездки за пределы республики, журналистские походы по экологическим тропам, участие в национальных празднествах, социально значимых мероприятиях и т. д. с последующим отражением всех этих событий в своем периодическом издании.

Тематическое планирование

и содержание программы дополнительного образования «Журналистика в школе»

на 2015-2016 учебный год (первый год обучения).


№ п/п

Дата

по плану

Дата по факту

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

Форма проведения

Форма контроля

Краткие сведения в историю журналистики - 7 ч.

1.

Вводное занятия «Знакомство с журналистикой».

1

Ознакомление с программой. Знакомство с журналистикой.

А) журналистика как профессия и общественная деятельность;

Б) профессиональные качества журналиста. Основы профессиональной культуры, этики;

В)виды и типы СМИ, СМИ и экология, религия, этнография, социальные проблемы и т. д.

Г) влияние профессии на здоровье.

Лекционная, с элементами практики, творческая работа, эвристическая беседа.

Реферат, тест.

2.

Газетный мир.

1

Журналистика и литература.

Этимология слов «газета» и «журнал»

Практическая: творческая работа №1, эвристическая беседа, работа со словарями.

Тест «Карта интересов».

3.

Как и почему возникла журналистика.

1

А) Период пражурналистики.

Б) Появление предпосылок для создания первых газет.

В) Появление в Европе и России первых печатных газет.

Г) Расцвет журналистики.

Д) Конец «Эры Гуттенберга».

Лекционная, практическая.

Работа со словарями, энциклопедиями, справочниками.

Творческая работа.

4.

Из истории детской прессы.

1

Понятие «детская журналистика». Особенности периодических изданий для детей и подростков. Первые детские издания Европы и России. Краткая характеристика. Пионерские газеты и журналы. Современные детские СМИ. Требования СЭС к детским изданиям. Экология бумаги. Школьные издания и обсуждения их материалов.

Практическая. Эвристическая беседа, работа с изданиями, практикум.

Тест.

5.

Знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ.

1

Особенности современных детско-юношеских изданий: информационные, информационно-развлекательные, литературно-художественные, и прочее.

Краткий обзор журналов, альманахов, газет, издающихся в нашей республики.

Дайджест в детских СМИ.

Газетофилия.

Практическая.

Эвристическая беседа, работа с изданиями, виртуальный музей.

Творческая работа.

6.

Знакомство с законами о СМИ, историей городской газеты.

1

Знакомство с законом «Об окружающей природной среде» и классификация СМИ: радио, ТВ, Интернет, газетно-журнальная периодика.

Виртуальная экскурсия на радио, ТВ.

Творческая работа.

7.

Итоговое занятие. Обобщение изученного материала.

1

Обобщение изученного материала.

Посвящение в юнкоры.

Реферат.

Основы журналистики - 27 ч.

8.

Знакомство с древом жанров. Публицистика.

1

Жанровое разнообразие - залог читаемой, интересной газеты.

Система жанров в литературе и журналистике.

Античный театр как предтеча жанров журналистики.

Газетно-журнальные жанры.

Знакомство с понятием «жанр», «факт».

Лекционная и практическая. Эвристическая беседа.

9.

Мастерская жанров.

1

Принципы деления на жанры.

Информационные.

Аналитические.

Жанровое своеобразие журналистских материалов.

Лекционная и практическая. Эвристическая беседа. Обзор газет, журналов, семинар с элементами лекции, практикум.

Творческая работа.

10. 11.

1.Информация (новость).

2.Правила построения информации.

2

Что такое информация (новость).

Типы информации.

Формы подачи новостей.

Правила построения информации.

Методы получения информации.

Факт как основа информационных жанров.

Собирание школьных новостей

Техническое оснащение юнкора.

Лекционная и практическая. Эвристическая беседа.

Написание информации их анализ.

Творческая работа.

12. 13.

1.Заметка.

2.Типы заметок.

2

Что такое заметка и ее основные черты.

Типы заметок: краткая и расширенная.

Лекционная и практическая. Эвристическая беседа.

Творческая работа.

14.

Отчет.

1

Что такое отчет и его основные черты.

Лекционная и практическая. Эвристическая беседа.

Творческая работа.

15. 16.

1.Репортаж.

2.Фоторепортаж.

2

Что такое репортаж и его признаки.

Предмет репортажа и его основа.

Виды и типы репортажа и его герой.

Подготовка к репортажу.

Фоторепортаж.

Работа с техническими средствами.

Лекционная и практическая. Эвристическая беседа.

Творческая работа.

17. 18.

1.Интервью.

2.Этапы работы над интервью.

2

Что такое интервью и его признаки.

Типы и виды интервью.

Этапы работы над интервью.

Классификация вопросов.

Лекционная и практическая. Эвристическая беседа. Проведение учебных интервью.

19.

Опрос. Пресс-релиз.

1

Что такое опрос, пресс-релиз.

Функции пресс-релиза, структура.

Практическая.

Творческая работа.

20.

Обозрение. Комментарий.

1

Понятие об этих жанрах их видах и признаков.

Лекционная и практическая. Эвристическая беседа. Работа с изданиями.

Викторина.

21.22.

1.Рецензия. Корреспонденция.

2.Основные требования к рецензии. В чем ее отличие от отзыва.

2

Понятие об этих жанрах их видах и признаков. Основные требования к рецензии, в чем ее отличие от отзыва.

Лекционная и практическая. Эвристическая беседа.

Тест.

23.24.

1.Статья.

2.Приемы написания статей.

2

Что такое статья, виды статей.

Приемы написания статей.

Описание как элемент любой статьи

Практическая. Работа с изданиями.

Тест. Творческая работа.

25. 26.

1.Очерк.

2.Типы очерковых публикаций.

2

Что такое очерк. Его основные черты.

Виды очерков.

Типы очерковых публикаций.

Практическая. Рецензия на очерк.

Творческая работа.

27. 28.

1.Зарисовка.

2.Способы написания зарисовки.

2

Что такое зарисовка. Ее основные черты.

Виды зарисовок. Способы написания зарисовки.

Лекционная и практическая. Работа со словарем

Творческая работа «Нарисую образ».

29.

Фельетон и памфлет.

1

Что такое фельетон и памфлет. Элементы и разновидности фельетона.

Фельетоны Зощенко, Ильфа и Петрова.

Фельетон в современной прессе.

Практическая. Работа с сатирическими текстами.

Творческая работа.

30.

Эссе.

1

Что такое эссе. Правила написания.

Эссе как жанр и как принцип композиционного построения очерка.

Практическая. Творческие задания.

Творческая работа.

31.

Социология как составная часть журналистских знаний.

1

Правила построения анкеты. Ее виды.

Правила проведения опроса.

Методики опроса: мониторинг, документ.

Рейтинг.

Лекционная и практическая. Работа с анкетами, встречи.

32.33.

Культура речи.

2

Знакомство с термином «газетный язык».

Требования к языку СМИ.

Выразительные средства газетного языка: фразеологизмы, тропы и т.д.

Лексические и синтаксические особенности газетного языка.

Газетные штампы.

Лексические, логические и синтаксические ошибки в тексте: плеоназм, ляпалиссиады, тавтология и др.

Формы устной и письменной речи: повествование. Рассуждение, размышление, описание.

Искусство обмена информацией в письменном виде (язык письма)

Особенности публицистического стиля, высокий и низкий стили, арго и просторечие в журналистике.

Лекционная и практическая. Работа с изданиями, справочными пособиями, анализ художественных текстов и газетно-журнальных публикаций, «круглый стол»

Анализ художественных текстов и газетно-журнальных публикаций.

34.

Итоговое занятие. Обобщение изученного.

1

Итоговое занятия.

Практическая. Конкурс юнкоров «С легким жанром!»

Защита проектов. Творческая работа.





Творческие работы на 2015-2016 учебный год.

  1. Этимологический «круглый стол». Разделившись на две группы, учащиеся готовят этимологические справки о словах «газета» и «журнал».

  2. Литературный обзор «Путешествие в Страну Малой информации (СМИ). Выбрать любое детское или подростковое издание и рассказать об его особенностях.

  3. Интеллектуальный блицтурнир. Команды по очереди называют детские и подростковые издания и кратко характеризуют их. Составление дайджеста.

  4. Журналистская Дума. Беседа о гласности, свободе печати, российских законах и СМИ, в том числе о детских.

  5. Творческое задание. Используя народные пословицы и поговорки, написать фельетон на тему «Делу время, потехе - час».

  6. Урок читательских удовольствий. Написать зарисовку на одну из тем «Зимняя сказка», «Весеннее настроение», «Летние радости», «Ода осени».

  7. Творческая мастерская «Бюро детективных расследований». Написать «детективный» отчет на тему «Классный день календаря» (о появлении профессиональных праздников - Дне журналиста, Дне российской печати).

  8. Творческая мастерская «Флороскоп». Написать небольшой материал (жанр на выбор) на тему «Цветы нашей жизни» или «Береги флору и фауну», используя элементы путевых заметок, зарисовок.

  9. Круглый стол «Диалог-шоу». Написание дружеских пародий, «портретов».

  10. Круглый стол «Эврика». Стихотворная игра-буриме.

  11. Конкурс журналистского мастерства «Мистер Бин». Написать материал (жанр и тема на выбор), в который включить слова - «бины» (например, кабины, бинокль, карабин). Работы оцениваются по следующим критериям: оригинальность, логичность, композиционная целостность; наибольшее количество «бинов».

  12. Литературный тренинг. Составление письменной характеристики или литературного мини-портрета на тему «Мой сосед по парте: его лучшие качества» или «Угадай, кто это?.

  13. Мастер-новость «Час важных сообщений». Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.

  14. Газета - экспромт. Составление материалов в виде заметок, зарисовок в грамматической игре «О пользе знаков препинания»; в предлагаемом готовом тексте (отрывок из сказки, стихотворение) но без знаков препинания. Расставляются знаки препинания так, чтобы получился новый по смыслу текст.

  15. «Эпитетное меню». Коллективная творческая игра «За кем последнее слово?» - подбор эпитетов к различным словам (например, руки, голова, работа и т. д.).

  16. Творческая мастерская. Написание рассказов по пословице (крылатому выражению, афоризму). В основу можно положить случай из жизни (своей, друзей, родителей) или выдуманную историю. Например, на тему «Ученье - свет, а не ученье - тьма».

  17. Творческое задание «Газетный жанр». Юнкоры делятся на группы по жанрам. Одна группа доказывает, что интервью - самый интересный жанр, другая - что зарисовка самый интересный жанр, и т. д.

  18. Написание эссе на тему «Что значит правильно выбрать профессию.

  19. Написание статьи на тему «Профессии моих родителей» или «Профессии и здоровье».

  20. Жанрворд. Ребята получает карточки с названием жанров. Каждый рисует свой жанр в каком-то образе и от его имени рассказывает, кто он такой, используя в помощь подсказки:

- что изучает этот жанр;

- трудно ли освоить этот жанр, что для этого необходимо;

- кто из журналистов (писателей, критиков и др.) работал в этом жанре и прославил его.



© 2010-2022