Урок литературы в 7 классе по рассказам А. П. Чехова Злоумышленник, Размазня

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературы в 7 классе

ВЧ А. П. Чехов «Злоумышленник», «Размазня»

Цели урока:

  • Углубить представление учащихся о комическом (сатира, юмор) в литературе, формировать у учащихся навыки анализа сатирического рассказа;

  • воспитание духовности, нравственности учащихся;

  • формировать у учащихся умение критически мыслить, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, формировать умение работать с текстом, развивать устную речь учащихся.

Ход урока

Вступительное слово учителя Совсем недавно мы познакомились с личностью А.П. Чехова и окунулись в его творчество, прочитав рассказ «Хамелеон». Сегодня мы продолжим знакомство с Чеховым, так как урок литературы будет посвящен его рассказам «Злоумышленник», «Размазня», которые, я надеюсь, вы прочитали к сегодняшнему уроку.

Постановка целей урока.

Вы знаете, что Чехов был профессиональный писатель и профессиональный врач. Он умел видеть в людях и обыденных вещах смешное так же, как врач видит болезнь у своих пациентов.

Чехов-писатель лечил людей смехом. Он говорил: «Трудно за юмором угнаться. Иной раз погонишься за юмором да такую штуку сморозишь, что самому тошно станет. Поневоле в область серьёза лезешь. Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть…» Эти слова являются эпиграфом к нашему уроку

III. Работа по рассказу «Злоумышленник».

1. Беседа по вопросам.

- Как объяснить название рассказа? (Замыслил злое дело. Злой умысел.)

- Виновен ли Денис?

- Каково содержание статьи 1081?

- Знал ли виновный (Денис), что может произойти с поездом?

- Один ли Денис занимался отвинчиванием гаек?

- Справедливо ли следователь обвиняет крестьянина во лжи?

2. Задание: Просмотр видеофильма (Перед нами тщедушный мужичонка, измученный работой и нищетой, недоимками (долгами барину) и несправедливостью старосты («А что староста набрехал в учете…»).

Допрашивает его широкоплечий, сытый, ухоженный мужчина. Есть пословица: «Сытый голодного не разумеет». И не может этот благополучно устроившийся в жизни чиновник понять мужика, его нужду, а больше всего не может понять, что гайки отвинчиваются им не по злому умыслу, а по незнанию.)

- Что должно измениться, чтобы поступок Дениса был невозможен? (Во-первых, дать простым людям элементарное образование, элементарные знания, тогда придет и понимание опасности. Во-вторых, создать такие условия жизни, чтобы были «свинец» и «пуля», о которых говорит следователь, то есть изменять условия жизни.)

- Какое чувство вызывает этот рассказ? (Чувство горечи, сожаления: мужик будет наказан, но он не понял и не поймет, за что наказан.)

Вывод. Читатель не смеется потому, что нет ничего смешного, только грустно, горько становится от всего увиденного и услышанного. «Грустно видеть, как много страдания и тоски и нужды на Руси». (И. А. Бунин.)

II Рассказ "Размазня»

1 Слово учителя:

Рассказ «Размазня» опубликован в 1883 году в юмористическом журнале «Осколки» №8 под псевдонимом А. Чехонте.

2 Чтение рассказа «Размазня»

3 Словарная работа

Размазня

  • 1 Жидкая каша. Гречневая размазня.

  • 2 Вялый, нерешительный человек (разг. Пренебр.).

  • 3 О чем-нибудь неопределенном, неотчетливом, неясно выраженном (неодобр.) Написал какую-то сентиментальную размазню.

Синонимы: баба, зюзя, кисель, кисляй, кислятина, маменькин сынок, мокрая курица, мямля, недотепа, нюня, рохля, слабак, слабачка, слизняк, слюнтяй, слюнтяйка, теленок, тряпка, тюфяк, хиляк, хлюпик, шляпа.

Гувернантка

(франц.gouverner - управитель) - нанятая воспитательница детей в семье. В отличие от няни воспитывает детей более старшего возраста и занимается с ними определенными учебными предметами (прежде всего, иностранным языком).

Церемонный

1 Торжественный и чопорный. Церемонный поклон.

2 Склонный к церемониям, жеманный. Церемонный человек.

Горничная

Служанка, в обязанности которой входили уборка комнат и другие домашние работы, но не стряпня.

Сюртук (франц. Surtout-широкая верхняя одежда). Мужская двубортная одежда с длинными почти до колен полами, в талию, обычно с отложным воротником.

Merci (франц.) Благодарю

Анализ рассказа.

  • Найдите в тексте портретную характеристику главной героини.

  • Каковы намерения рассказчика в разговоре с гувернанткой?

  • Как ведет себя герой по отношению к гувернантке? На самом ли деле он является бессердечным?

  • Найдите подтверждения в тексте тому, что герой сочувствует Юлии Васильевне.

  • Что в поведении гувернантки не нравится главному герою? Почему его охватила злость?

  • Получилось ли преподать урок Юлии Васильевне?

Теория литературы

  • Юмор - особый вид комического, изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры, юмор - смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.

  • Ирония -особый вид комического, осмеяние, насмешка. При иронии отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания.

  • Сатира - особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде.

  • Сарказм - особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вполне открыто.

  • Гротеск -литературный прием, соединение реального и фантастического, создающее абсурдные ситуации, комические несоответствия.

Какой из перечисленных видов комического вы увидели в рассказе А.П. Чехова «Размазня»?

6 Понятие в литературе «маленький человек»

Это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.

7 Тест. Внимательно ли я читаю?

  1. Как зовут главную героиню рассказа А.П. Чехова «Размазня»? Юлия Владимировна

  2. Сколько стоит месяц работы гувернантки? 30 рублей

  3. В течение какого времени работала гувернантка? 2 месяца

  4. Сколько раз её рабочие дни выпадали в праздники? 3 раза

  5. Сколько дней у гувернантки болели зубы? 3 дня

  6. Сколько дней Юлия Владимировна занималась только с одной Варей? 4 дня

  7. Сколько рублей вычел герой из жалования гувернантки за разбитую чашку с блюдечком? 2 рубля Сколько рублей вычел герой из жалования гувернантки за порванный сюртучок Коли? 10 рублей

  8. Сколько рублей рассказчик приготовил в конверте? А сколько заплатил? 80 рублей, 11 рублей

8 Подведение итогов урока.

9 Домашнее задание: Выполнить тест по рассказам А.П. Чехова.

© 2010-2022