- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы в 7 классе по рассказам А. П. Чехова Злоумышленник, Размазня
Урок литературы в 7 классе по рассказам А. П. Чехова Злоумышленник, Размазня
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сорокоумова И.Е. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Конспект урока литературы в 7 классе
ВЧ А. П. Чехов «Злоумышленник», «Размазня»
Цели урока:
-
Углубить представление учащихся о комическом (сатира, юмор) в литературе, формировать у учащихся навыки анализа сатирического рассказа;
-
воспитание духовности, нравственности учащихся;
-
формировать у учащихся умение критически мыслить, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, формировать умение работать с текстом, развивать устную речь учащихся.
Ход урока
Вступительное слово учителя Совсем недавно мы познакомились с личностью А.П. Чехова и окунулись в его творчество, прочитав рассказ «Хамелеон». Сегодня мы продолжим знакомство с Чеховым, так как урок литературы будет посвящен его рассказам «Злоумышленник», «Размазня», которые, я надеюсь, вы прочитали к сегодняшнему уроку.
Постановка целей урока.
Вы знаете, что Чехов был профессиональный писатель и профессиональный врач. Он умел видеть в людях и обыденных вещах смешное так же, как врач видит болезнь у своих пациентов.
Чехов-писатель лечил людей смехом. Он говорил: «Трудно за юмором угнаться. Иной раз погонишься за юмором да такую штуку сморозишь, что самому тошно станет. Поневоле в область серьёза лезешь. Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть…» Эти слова являются эпиграфом к нашему уроку
III. Работа по рассказу «Злоумышленник».
1. Беседа по вопросам.
- Как объяснить название рассказа? (Замыслил злое дело. Злой умысел.)
- Виновен ли Денис?
- Каково содержание статьи 1081?
- Знал ли виновный (Денис), что может произойти с поездом?
- Один ли Денис занимался отвинчиванием гаек?
- Справедливо ли следователь обвиняет крестьянина во лжи?
2. Задание: Просмотр видеофильма (Перед нами тщедушный мужичонка, измученный работой и нищетой, недоимками (долгами барину) и несправедливостью старосты («А что староста набрехал в учете…»).
Допрашивает его широкоплечий, сытый, ухоженный мужчина. Есть пословица: «Сытый голодного не разумеет». И не может этот благополучно устроившийся в жизни чиновник понять мужика, его нужду, а больше всего не может понять, что гайки отвинчиваются им не по злому умыслу, а по незнанию.)
- Что должно измениться, чтобы поступок Дениса был невозможен? (Во-первых, дать простым людям элементарное образование, элементарные знания, тогда придет и понимание опасности. Во-вторых, создать такие условия жизни, чтобы были «свинец» и «пуля», о которых говорит следователь, то есть изменять условия жизни.)
- Какое чувство вызывает этот рассказ? (Чувство горечи, сожаления: мужик будет наказан, но он не понял и не поймет, за что наказан.)
Вывод. Читатель не смеется потому, что нет ничего смешного, только грустно, горько становится от всего увиденного и услышанного. «Грустно видеть, как много страдания и тоски и нужды на Руси». (И. А. Бунин.)
II Рассказ "Размазня»
1 Слово учителя:
Рассказ «Размазня» опубликован в 1883 году в юмористическом журнале «Осколки» №8 под псевдонимом А. Чехонте.
2 Чтение рассказа «Размазня»
3 Словарная работа
Размазня
-
1 Жидкая каша. Гречневая размазня.
-
2 Вялый, нерешительный человек (разг. Пренебр.).
-
3 О чем-нибудь неопределенном, неотчетливом, неясно выраженном (неодобр.) Написал какую-то сентиментальную размазню.
Синонимы: баба, зюзя, кисель, кисляй, кислятина, маменькин сынок, мокрая курица, мямля, недотепа, нюня, рохля, слабак, слабачка, слизняк, слюнтяй, слюнтяйка, теленок, тряпка, тюфяк, хиляк, хлюпик, шляпа.
Гувернантка
(франц.gouverner - управитель) - нанятая воспитательница детей в семье. В отличие от няни воспитывает детей более старшего возраста и занимается с ними определенными учебными предметами (прежде всего, иностранным языком).
Церемонный
1 Торжественный и чопорный. Церемонный поклон.
2 Склонный к церемониям, жеманный. Церемонный человек.
Горничная
Служанка, в обязанности которой входили уборка комнат и другие домашние работы, но не стряпня.
Сюртук (франц. Surtout-широкая верхняя одежда). Мужская двубортная одежда с длинными почти до колен полами, в талию, обычно с отложным воротником.
Merci (франц.) Благодарю
Анализ рассказа.
-
Найдите в тексте портретную характеристику главной героини.
-
Каковы намерения рассказчика в разговоре с гувернанткой?
-
Как ведет себя герой по отношению к гувернантке? На самом ли деле он является бессердечным?
-
Найдите подтверждения в тексте тому, что герой сочувствует Юлии Васильевне.
-
Что в поведении гувернантки не нравится главному герою? Почему его охватила злость?
-
Получилось ли преподать урок Юлии Васильевне?
Теория литературы
-
Юмор - особый вид комического, изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры, юмор - смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.
-
Ирония -особый вид комического, осмеяние, насмешка. При иронии отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания.
-
Сатира - особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде.
-
Сарказм - особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вполне открыто.
-
Гротеск -литературный прием, соединение реального и фантастического, создающее абсурдные ситуации, комические несоответствия.
Какой из перечисленных видов комического вы увидели в рассказе А.П. Чехова «Размазня»?
6 Понятие в литературе «маленький человек»
Это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.
7 Тест. Внимательно ли я читаю?
-
Как зовут главную героиню рассказа А.П. Чехова «Размазня»? Юлия Владимировна
-
Сколько стоит месяц работы гувернантки? 30 рублей
-
В течение какого времени работала гувернантка? 2 месяца
-
Сколько раз её рабочие дни выпадали в праздники? 3 раза
-
Сколько дней у гувернантки болели зубы? 3 дня
-
Сколько дней Юлия Владимировна занималась только с одной Варей? 4 дня
-
Сколько рублей вычел герой из жалования гувернантки за разбитую чашку с блюдечком? 2 рубля Сколько рублей вычел герой из жалования гувернантки за порванный сюртучок Коли? 10 рублей
-
Сколько рублей рассказчик приготовил в конверте? А сколько заплатил? 80 рублей, 11 рублей
8 Подведение итогов урока.
9 Домашнее задание: Выполнить тест по рассказам А.П. Чехова.