Конспект урока русского языка на тему Заявление - коррекционная школа VIII вида

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Деловое письмо. Заявление.

Цели:

- продолжить знакомство с новым видом деловых бумаг - заявлением, учить различать виды заявлений по их содержанию, выделять структурные элементы; учить редактировать и составлять заявления;

- развивать связную речь учащихся, умение анализировать текст, стимулировать компенсаторные процессы развития учащихся;

Оборудование: тексты заявлений для редактирования, наборы для игры «Собери заявление», памятки, презентация.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Рефлексия настроения:

«Пейзаж». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы и целей урока.

-Посмотрите и постарайтесь прочитать тему нашего урока: еинелвяаз -(заявление)- Слайд №1,2

-Определить цель нашего урока вам поможет предложение, которое вы должны найти и прочитать: наур о кемыпозн а комимсяснап и саниемзая в ления- (На уроке мы познакомимся с написанием заявления.) Слайд №3,4

- Откройте тетради и оформите работу. Давайте запишем цель нашего урока. Выполним орфографическую разминку - разбор предложения.

- Но чтобы познакомиться с тем, как пишется заявление, необходимо ответить на 3 вопроса: - Что?

-Как?

- Где?(применяю)- (таблица- лесенка)

-Как вы думаете, чем мы займемся на ступеньке ЧТО? (что такое заявление)

КАК? (как составляется и пишется заявление)

ГДЕ? (где применяю)

а). Беседа, направленная на выяснение уровня сформированности теоре тических знаний по теме «Заявление».

-Итак, первая ступенька - ЧТО? Как вы думаете, что мы узнаем на этой ступеньке?( что такое заявление)(слайд №5)

- Что такое заявление? (Заявление - как официальный документ - это письменная просьба о чем - нибудь, адресованная организации, предприятию или должностному лицу)

- Во взрослой самостоятельной жизни человек постоянно сталкивается с необходимостью написания заявлений. В каких ситуациях вы сталкивались с необходимостью написания заявления? ( при приеме на работу, при приеме в учебное заведение, при приеме в ДОУ, в школу…)

- Какой стиль речи используется в заявлении? (Официально- деловой стиль)

-Почему? ( Потому что заявление - деловая бумага и поэтому пишется в деловом стиле).

-Прочитайте два вида заявления и определите, в чем разница?

Дорогому товарищу директору

ОГКОУ школы - интерната

Марченко Н.Н.

от низко кланяющегося Вам

Рыбникова Ивана Петровича

заявление.

Убедительно прошу принять меня в ОГКОУ школу - интернат с 1 сентября сего года в 10 класс в вверенную Вам школу, так как очень хочу в ней учиться, потому что много слышал о Вас хорошего и о Вашей школе тоже. Я уж не подведу и премного буду благодарен. А Вы не пожалеете. Говорят, что тружусь хорошо, а учиться я люблю и умею. С глубоким почтением Рыбников. (Слайд №6)

Директору швейной фабрики

Соколову В. С.

Ивановой Елены Андреевны,

проживающей по адресу: г. Пучеж

ул. Советская д. 6 кв.81

заявление.

Прошу принять меня на работу в качестве швеи.

12мая 2013 г. Иванова (Слайд №7)

-- как вы думаете, какое заявление написано в деловом стиле?Почему?

-Итак, мы прошли первую ступень ЧТО и узнали? (Что такое заявление?)

ИТОГ -Так что же такое - ЗАЯВЛЕНИЕ?

-Переходим на вторую КАК? Что мы узнаем на этой ступеньке? (Как пишется заявление?)

- Заявление, как и любой документ, имеет свою структуру.(Слайд №7)

-Посмотрите на образец заявления и выделите основные части. Назовите структуру заявления. (коллективное составление кластера «Заявление», + Памятка на доске)

Наименование документа.


Подпись составителя.

Дата написания заявления.


Кому и от кого заявление.

Текст заявления.

-Давайте проверим, правильно ли мы составили структуру заявления:(слайд №8)

Памятка

(1. Наименование адресата, которому направляется заявление. - Пишется в правом верхнем углу листа в Д.п.

2. Фамилия, имя, отчество, должность и другие координатные данные автора заявления. - Пишутся в Р.п. без предлога «от».

3. Наименование документа. - Пишется с маленькой буквы посередине листа, после слова «заявление» ставится точка.

4. Текст заявления. - Четкое и конкретное изложение просьбы, которое начинается со слова «прошу» и содержит обоснование этой просьбы.

5. Дата подачи заявления. - Располагается внизу слева.

6. Личная подпись подающего заявления.- Располагается внизу справа).

Физкульминутка

б). Редактирование заявления. Давайте вернемся к первому заявлению. Прочитайте его еще раз.(Слайд №9)

- Что вызывает смех в этом заявлении? (неуместная лексика)

- Всем понятно, что такого заявления быть не должно. Отредактируйте данное заявление. (работа на индивидуальных карточках - зачеркнуть лишнее)

Дорогому товарищу директору

ОГКОУ школы - интерната

Марченко Н.Н.

от низко кланяющегося Вам

Рыбникова Ивана Петровича

заявление.

Убедительно прошу принять меня в ОГКОУ школу - интернат с 1 сентября сего года в 10 класс в вверенную Вам школу, так как очень хочу в ней учиться, потому что много слышал о Вас хорошего и о Вашей школе тоже. Я уж не подведу и премного буду благодарен. А Вы не пожалеете. Говорят, что тружусь хорошо, а учиться я люблю и умею. С глубоким почтением Рыбников.

(Коллективная работа)( Слайд №10)

- Прочтите отредактированное заявление. (Проверка по слайду № 11)

- А какие элементы структуры вообще отсутствуют в данном заявлении? Почему без данных элементов заявление не действительно? (Отсутствуют дата подачи заявления и личная подпись заявителя.)

- Надеюсь, что выполнение таких упражнений поможет вам в дальнейшем избегать аналогичных ошибок.

в). Игра «Собери заявление». -разноуровневое задание, (работа в парах), один ученик работает на малой магнитной доске как образец для проверки.)

-Каждый из вас получит наборы, содержащие элементы структуры определенного вида заявления. Ваша задача: правильно составить заявление. (Учащиеся приклеивают в соответствующем порядке элементы заявления на чистый лист.)

1 группа - сильные учащиеся: Трубачев Н., КротковС.(2 набора заявлений, найти верный и собрать его по порядку)


Директору мебельного завода

Орлову Сергею Васильевичу

Петрова Николая Иванович

заявление.

Прошу принять меня на работу на завод сборщиком мебели.

10.12.12. Петров.


Директору Орлову Сергею В.

от Петрова Николая Ивановича

Заявление

Очень хочу работать на заводе. Возьмите меня на работу на завод сборщиком мебели. Работать смогу с 1 февраля 2013 года, т. к. я сейчас болею.

10.12.12 .

Петров.

2 группа - Самсонова М. Комов К. - восстановить нарушенную последовательность: разрезать и собрать правильно


заявление.

Директору мебельного завода

Орлову Сергею Васильевичу

Петрова Николая Ивановича

Прошу принять меня на работу на завод сборщиком мебели

Петров. 10.12.12.

3 группа - слабые учащиеся: Сенин М., Кошарин С,-собрать по порядку из нарезанных полосок

Директору мебельного завода

Орлову Сергею Васильевичу

Петрова Николая Ивановича

заявление.

Прошу принять меня на работу на завод сборщиком мебели.

10.12.12. Петров.






Кому (должность) ФИО

_____________________

_____________________

_____________________

кого (ФИО)

______ _______________

_____________________

заявление.

Прошу _____________________________________

________________________________________________

________________________________________________

_______________ _________________

(число) (подпись)






3. Групповая практическая работа по написанию заявлений ( Музыкальное сопровождение)

а) о приеме на работу,

б) о приеме в учебное заведение.

- Осталось ___ дней до того момента, когда вы окончите школу. Это будет радостный и одновременно грустный момент. Радостный от того, что вы по праву можете называть себя взрослыми, самостоятельными людьми. Грустный, потому что с этого момента не школа, не учителя и даже не родители, а вы сами должны определить многое в своей жизни, вы сами должны разбираться и отвечать на вопросы, которые ставит перед вами жизнь.

- После окончания школы одни продолжат обучение в профессиональных училищах, другие - трудоустроятся и начнут свой трудовой путь.

- Кто из вас продолжит обучение?

-И первой группе и второй группе при поступлении в училище и при поступлении на работу придется писать заявление.

- Какой вид заявлений будет писать каждая из групп? (О приеме в учебное заведение, о приеме на работу)

- Чем будут различаться ваши заявления? (Содержанием текста, наименованием адресата, фамилией, именем. отчеством заявителя)

- Задание:

1 группе - написать заявление о приеме в 10 класс нашей школы, а 2 группе - написать заявление о приеме на работу.

Чтение заявлений. Анализ допущенных ошибок.

-ИТОГ:-Какую ступень прошли? (КАК?)

-Что узнали?

-Третья ступенька как называется?(ГДЕ?)применяю.

4. Деловая игра «Прием заявления»


Деловая игра

- Здравствуйте. Я бы хотел устроиться к вам на работу.

-Здравствуйте. А в качестве кого? У нас на данный момент имеется несколько вакансий: грузчик, рабочий по цеху, дворник, токарь. Какая вакансия из существующих для вас наиболее интересна?

-Я бы хотел токарем, но у меня нет образования по этой специальности.

- Ну, давайте ваши документы. Так… Хорошо. Значит, вы закончили 9 классов. А почему никуда не поступили учиться?

- Не хочу. Хочу работать.

-Почему вы хотите работать именно на этой должности?

-Мне нравится создавать детали.

-Сколько часов в день вы можете производительно работать?

- А сколько часов у вас работают?

-Рабочий день у нас восемь часов, но работают столько, сколько захотят получить денег - чем больше работаешь -тем больше получишь. Ну и, конечно же, качество работы в первую очередь. Нам лодыри и бездельники не нужны.

- Я не лодырь и не бездельник.

- Ну, так все говорят поначалу, а через какое-то время все и проявляется. Вы были хорошим учеником?

- Да. Я закончил школу на 4 и5.

-Ну, это хорошо. Покажите ваши документы из школы. Так. Характеристика - то не совсем хорошая. Насколько вы терпимы? Ведь работа токаря требует терпения.

- Я стараюсь быть терпеливым, но у меня не всегда это получается.

-А что вам мешает быть терпеливым?

-Мне надоедает однообразная работа.

-Ну, значит в токарях вы долго не наработаете, там каждый день почти одно и то же - детали, детали… Может дворником?

-Нет, я не хочу.

-До свидания. Поищите другое место. Вы нам не подходите. И вообще, сначала бы надо поучиться, получить образование, а потом уж и работать.

IV. Итог урока.

  1. Выставление оценок.

  2. Беседа, систематизирующая знания, полученные на уроке, рефлексия деятельности.


41. «Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока.

Фамилия, имя ученика_____________________________

Вид задания

Отметка

1.Орфограф. разминка

2.Редактирование заявления

3. Игра «Собери заявление»

4. Составление заявления

50.«Лист самооценки».

Конспект урока русского языка на тему Заявление - коррекционная школа VIII видаКонспект урока русского языка на тему Заявление - коррекционная школа VIII вида

Узнал что-то новое Научился

Конспект урока русского языка на тему Заявление - коррекционная школа VIII вида

Конспект урока русского языка на тему Заявление - коррекционная школа VIII видаКонспект урока русского языка на тему Заявление - коррекционная школа VIII вида

Расстроился Я Получил радость

Конспект урока русского языка на тему Заявление - коррекционная школа VIII видаКонспект урока русского языка на тему Заявление - коррекционная школа VIII вида

Удивился Ничего не понял


Чемодан, мясорубка,корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Конспект урока русского языка на тему Заявление - коррекционная школа VIII вида

Чемодан - всё, что пригодится в дальнейшем.

Конспект урока русского языка на тему Заявление - коррекционная школа VIII вида

Мясорубка - информацию переработаю.

Конспект урока русского языка на тему Заявление - коррекционная школа VIII вида

Корзина - всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.



© 2010-2022