Урок Н. С. Лесков «Левша». Особенности сказа

Тема урока, проведенного в 6 классе МКОУ Клеповская СОШ. Н.С.Лесков «Левша». Особенности сказа.       Цель: знакомство с биографией и творчеством писателя.       Задачи: 1)дать представление о жанре сказа; 2)заинтересовать учащихся необычностью повествования, расширить познавательный кругозор; 3)воспитывать у учащихся чувство гордости за таланты, которыми богата русская земля, за патриотизм народа.       Оборудование: портрет Н.С. Лескова, выставка книг Лескова.       Методические приемы: рассказ учителя, сообщения учащихся, объяснение теоретических вопросов, аналитическая беседа. Ход урока       Слово учителя о Н.С.Лескове. Сегодня состоится наша встреча с одним из интереснейших русских писателей, Николаем Семеновичем Лесковым, к творчеству которого мы обращаемся впервые. Но про его знаменитого героя, Левшу, вы, наверное, слышали. Это герой, с легкой руки писателя, получил самостоятельную жизнь. «Современный читатель живет с ощущением, что легенда о стальной блохе, подкованной русским умельцем, «была всегда»… Эта история возникает у нас при слове «блоха», при слове «левша», при сл...                                                                                                                                                      (Л.А. Аннинский)       Класс делится на группы: 1)      Биографы. Обзор жизни Н.С. Лескова. 2)      Прозаики. 3)      Лингвисты. 4)      Любознательные.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока, проведенного в 6 классе МКОУ Клеповская СОШ.

Н.С.Лесков «Левша». Особенности сказа.

Цель: знакомство с биографией и творчеством писателя.

Задачи:

1)дать представление о жанре сказа;

2)заинтересовать учащихся необычностью повествования, расширить познавательный кругозор;

3)воспитывать у учащихся чувство гордости за таланты, которыми богата русская земля, за патриотизм народа.

Оборудование: портрет Н.С. Лескова, выставка книг Лескова.

Методические приемы: рассказ учителя, сообщения учащихся, объяснение теоретических вопросов, аналитическая беседа.

Ход урока

Слово учителя о Н.С.Лескове. Сегодня состоится наша встреча с одним из интереснейших русских писателей, Николаем Семеновичем Лесковым, к творчеству которого мы обращаемся впервые. Но про его знаменитого героя, Левшу, вы, наверное, слышали. Это герой, с легкой руки писателя, получил самостоятельную жизнь. «Современный читатель живет с ощущением, что легенда о стальной блохе, подкованной русским умельцем, «была всегда»… Эта история возникает у нас при слове «блоха», при слове «левша», при слове «Тула»; она первой вспоминается при имени ее автора…именно «Блоха» выскакивает на поверхность памяти при одном имени Лескова»

(Л.А.Аннинский)

Класс делится на группы:

  1. Биографы. Обзор жизни Н.С. Лескова.

  2. Прозаики.

  3. Лингвисты.

  4. Любознательные.

Работа по материалу урока.

Биографы.

Родина Николая Семеновича Лескова-город Орел. «По своему происхождению я принадлежу к потомственному дворянству орловской губернии, но дворянство наше молодое и незначительное, приобретено оно моим отцом…Род наш происходит из духовенства. Дед и прадед были священниками в селе Лесках Орловской губернии. От этого села Лески и вышла нашла родовая фамилия - Лесковы..,»-пишет в своей автобиографии Николай Семенович.

Отец, Семен Дмитриевич, «не пошел в попы». Это очень огорчило деда и едва ли не свело его в могилу…

Выгнанный дедом из дома за отказ идти в духовное звание, отец бежал в г.Орел, там он стал учить детей у помещика Михаила Андреевича Страхова. Прекрасный ум и честность составляли отменную черту его многострадальной жизни.

Родился Николай Семенович 16 февраля 1831 года в селе Горохове, недалеко от Орла. «Жили мы в крошечном домике, который состоял из одного большого крестьянского сруба, оштукатуренного внутри и покрытого соломой,»-вспоминает будущий наш писатель. В деревне жил на полной свободе, которой пользовался как хотел. Сверстниками его были крестьянские дети, с которыми он жил и сживался душа в душу. Простонародный быт знал до мельчайших подробностей.

В доме Страховых юный Лесков научился, как прилично вести себя в обществе, не дичился людей и имел пристойные манеры - вежливо отвечал, пристойно кланялся и рано научился болтать по-французски. Учился в Орловской гимназии.

Когда Н.С.Лескову было 17 лет, отец умер от холеры, и будущему писателю надо было работать, служить. Он переезжает в Киев к своему дяде, где живет и работает. В Киеве его застают значительные для эпохи перемены: смерть Николая II, снятие многих запретов, предвестие грядущих реформ, от которых ждали большего, чем они принесли.

Новая эпоха вызвала подъем торгово-промышленной деятельности, для которой нужны были образованные предприимчивые люди, и Лесков начинает работать в коммерческом предприятии, для чего переезжает в Пензенскую губернию в 1857 годы.

За 3 года он исколесил всю Россию. Позже, отвечая на вопрос газетного репортера: «Где вы черпаете материал для своих произведений?» Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы, когда мне приходилось по делам странствовать по России, это самое лучшее время моей жизни, когда я много видел и легко жил.»

Итак, мы познакомились с биографией известнейшего русского писателя XIX века, Н.С.Лескова. Теперь представим, что мы на ЕГЭ.

Выбери правильный ответ (Работаем быстро: 5 правильных ответов-«5»)

1.От чего произошла фамилия Лескова?

А)предки были лесничими;

Б)от названия реки;

В)от села Лески;

Г)предки были рыбаками.

2. Где родился Лесков?

А)в селе Горохово Орловского уезда;

Б)в Москве;

В)в Тарханах;

Г)в Ясной Поляне.

3.В каком веке жил и творил Н.С.Лесков?

А)в 18 в;

Б)в 19 в;

В)в 20 в;

Г)в 17 в.

4.С кем дружил Лесков в детстве?

А)с крестьянскими детьми;

Б)с дворянскими детьми;

В)с детьми рабочих;

Г)с детьми военных.

5.На каком языке кроме русского, рано начал говорить Лесков?

А)на английском;

Б)на итальянском;

В)на немецком;

Г)на французском.

6.Лесков учился в

А)Московской гимназии;

Б)Царскосельском лицее;

В)Орловской гимназии;

Г)Петербургской гимназии.

Лучший биограф в нашем классе- это …

Прозаики

В литературу Лесков пришел тридцатилетним человеком с богатым опытом.

«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» (1881 г) «принадлежит к шедеврам лесковского творчества», по словам Юрия Нагибина.

В первых созданиях «Сказ…» имел предисловие:

«Я записал эту легенду в Сестронецке по сказу старого оружейника. Меня заинтересовал этот вопрос происхождения прибаутки о том, как «англичане из стали блоху делали, а наши туляки ее подковали, да им назад отослали.»» Но вскоре автор сам «разоблачил себя: «я весь рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное».

Как вы думаете, зачем все-таки Лесков ссылался на рассказ старого оружейника? (Он хотел, чтобы легенда о левше бытовала в народе, чтобы создать иллюзию своей непричастности к истории).

Жанр своего рассказа писатель определил сам: это сказ.

Заглянем в словарь: «Сказ - это жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи».

Запишем определение в тетради.

Действие сказа происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном. Поездка Александра с Платоновым в Лондон- исторический факт. Упоминается восстание декабристов 1825 года.

Лингвисты

Рассказчик сказа, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой . В его речи много неправильностей, просторечий, инверсий, исторические персонажи - Александр 1 и Платов - показаны с точки зрения простолюдина.

Когда вы читали сказ «Левша», то обратили внимание на новые, необычные слова?

Задумались ли вы как они образуются?

Новые слова образуются., когда рассказчик или герой сталкиваются с незнакомыми малограмотному человеку словами и изменяет их так, чтобы было «понятнее».

Например:

Мелькоскоп -микроскоп,

Долбица -таблица,

Двухсестная -двухместная,

Кемалиды-пирамиды.

В учебнике есть толкование этих слов. А какова подобных слов в тексте? Как Вы считаете? Какие элементы фольклора Вы заметили в сказе?

Есть зачин, повторы. Концовка содержит назидание : «А доведи они Левшины слова в свое время до государя, - и в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

Как вы думаете, из какой пословицы «вырос» сказ Н.с. Лескова? (Дело мастера боится)

Надеюсь к следующему уроку, мои дорогие знатоки литературы, все вы прочитаете удивительный сказ «Левша».



Любознательные

«если бы у меня был хотя бы один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным сделал».

(император Александр Павлович)

Мечта императора сбылась: на Руси были и есть мастера. Современный Левша пишет иконы на рисовых зернах.

В Московском музее книжных знаков проходит выставка «Графика». Особый интерес представляют иконы -гравюры Андрея Рыкованова из Омска. Современный «Левша» делает их на рисовых зернышках. Его имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса…

Кудесник из Хмеринки

В 23 музее страны находятся микроминиатюры народного умельца Михаила Маслюка.

Главные его работы - «невидимки», каждая и которых меньше, чем десятые доли пылинок, повисших в воздухе. Только в сильный микроскоп увидишь автомобиль в сравнении с жалом комара. На нем в 4 ряда может разместиться 1200 таких автомобилей. Под сильнейшим микроскопом находится паровоз в 20 миллионов раз меньше макового зерна…

Более 500 микро-шедевров создал заслуженный мастер народного творчества - Михаил Григорьевич Маслюк

Мастер своего дела, художник, автор книги «Народный костюм Воронежской области», родился в с.Клеповка. Это Пономарев Петр Денисович.

Вывод по уроку

…Земля наша сильно людьми знаменита,

В которых - надежда, в которых спасенье.

Эти слова известного поэта Р. Рождественского можно отнести ко всем «мастерам», талантам земли нашей русской, в том числе к писателю- Николаю Семеновичу Лескову.

На этой ноте позвольте закончить урок. До свидания! До новых встреч!





© 2010-2022