Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку Этот нерусский русский!

Данная методическая разработка является конспектом внеклассного мероприятия по русскому языку для старших классов. При изучении родного языка необходимо прививать интерес к его изучению, и нетрадиционный подход к этому, конечно, поможет лучше всего. Данное мероприятие  - вариант  хорошего завершения предметной недели: последний этап соревновательного характера. Причем, задания ориентированы на учеников с разным уровнем подготовки. Каждый педагог, использующий эту разработку, найдет место для под...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Этот нерусский русский язык!»

Разработка внеклассного мероприятия

Цель: приобщение учащихся к искусству слова, богатствам русского языка.

Задачи:

1.Проверка осведомленности учащихся в предложенных вопросах русского языка.

2.Развитие художественного восприятия окружающего мира, творческих способностей учащихся, умения работать коллективно, в группе.

3.Воспитание эстетических чувств, пробуждение интереса к изучению русского языка как учебного предмета.

Ход мероприятия


Голос «за кадром»: Уважаемые гости, участники команд! Минуточку внимания!!! Встречаем ведущих нашего вечера: неподражаемый _________ и несравненная _________!!! (аплодисменты)

1-й ведущий: Слово - дело великое. Великое поэтому, что словом можно соеди­нить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, сло­вом же можно служить вражде и ненависти.

2-й ведущий: Наш русский язык более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно уметь владеть им.

1-й ведущий: Добрый вечер, дорогие участники и гости! Мы рады приветствовать вас в нашем зале на программе «Этот нерусский русский язык!»

2-й ведущий: Казалось бы, что за странное название мы выбрали? Но, думаю, каждый из вас согласиться, что, несмотря на то, что все собравшиеся здесь - русские люди, далеко не каждому удается разобраться во всех тонкостях русского языка.

1-й ведущий: И порой наш родной язык действительно кажется нам неродным, иностранным, нерусским.

2-й ведущий: Сегодня вашему вниманию будет представлена битва 3 команд за звание знатоков русского языка, которые наверняка уж в чем-чем, а в нем разбираются. Итак, встречаем наши команды!!!

1-й ведущий: Команда 9 класса «______________»!

2-й ведущий: Команда 10 класса «______________»!

1-й ведущий: Команда 11 класса «______________»!

(каждая команда после выхода называет свой девиз).

2-й ведущий: Команды заняли свои места, готовы к состязанию. А теперь пришло время представить и членов нашего жюри:___________________________,

___________________________,

___________________________!

1-й ведущий: Что ж, начнем. Первый конкурс уже традиционный - «Разминка». Команды по очереди отвечают на заданные вопросы, каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

2-й ведущий:

  • Какие знаки препинания ставятся в начале предложения?

  • Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением?

  • Определите корень слова вынуть.

  • Какой падеж имени существительного не употребляется с предлогом?

  • В каком слове пишется подряд 3 буквы Е?

  • Какого рода имя существительное неряха?

  • Какое слово русского языка состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?

  • Когда руки бывают тремя местоимениями?

  • Какие буквы не обозначаются никакими звуками?

  • Какое из выражений правильное: «У рыбов нет зубов?» или «У рыбов нет зубей?»

  • Что такое омонимы?

  • Какое наречие пишется с двумя дефисами и двумя мягкими знаками?

1-й ведущий: Ну что, размялись? Пока жюри подводит итоги разминки, объявляем следующий конкурс, который называется «Умная пчелка». Для этого от каждой команды приглашается по одному участнику. Ваша задача заключается в том, чтобы произнести названные слова по буквам, ни разу не спутавшись. Например: МАМА - М,А,М,А. Таким образом, мы проверим, насколько сильна ваша память, а также знания в написании некоторых слов. Только, конечно, слова для вас будут посложнее. Но начнем с простого.

1) для всех одинаковые, по переменке:

СОЛНЦЕ

ЧАЙНИК

МОЗАЙКА

2) для каждого участника свое слово:

ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ

ПРОЕКЦИОННЫЙ

2-й ведущий: Пусть жюри далее подсчитывает результаты этого конкурса, он был достаточно сложен. А пока следующий конкурс «Исправь ошибки». Командам раздаются карточки с текстом, в котором могут быть допущены как орфографические, так и пунктуационные ошибки. Команды выполняют задание, а у нас - рекламная пауза!(11 класс)

1-й ведущий: Конкурс окончен, команды сдают карточки на проверку. А мы просим жюри огласить результаты первых двух конкурсов.

2-й ведущий: В следующем конкурсе мы проверим, насколько быстро бегают наши участники, а также и каков их личный словарный запас. Объявляется конкурс «Слова-змейки»: участники команд по очереди подбегают к доске и пишут слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова. Кто больше слов напишет за 2 минуты, тот и победил. На старт, внимание, марш!!!

1-й ведущий: Ну вот, наши участники немного размялись! Теперь им снова придется поработать немного головой. И наш следующий конкурс уж точно покажет, что русский язык - вовсе и не русский!!!

2-й ведущий: Иногда мы не знаем значения слова, но это не мешает нам определить, какою частью речи оно является. Вот и проверим это знание в конкурсе «Нерусский русский, или Глокая куздра».

1-й ведущий: Командам раздаются карточки с одинаковым предложением. Их задача - определить, какой частью речи является каждый член предложения. Чтобы зрители были в курсе, зачитаем предложение вслух: «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка».

2-й ведущий: Рекламная пауза на нашей программе!(10 класс)

1-й ведущий: Надеюсь, команды замечательно справились с заданием, ведь они все же русские люди. Предоставим слово жюри, подведем итоги по конкурсу «Исправь ошибки» и «Слова змейки».

2-й ведущий:(1-му ведущему, называя его по имени) Ты правша или левша?

1-й ведущий: Да я и левой, и правой писать умею! А что? Зачем интересуешься?

2-й ведущий: Да вот хочу узнать, умеют ли так наши участники? Давай проверим? Пусть посоревнуются в конкурсе «Каллиграфический почерк». В этом конкурсе участвует по 1 участнику от каждой команды. Его задача - написать на доске одновременно левой и правой рукой две разные буквы. Они изображены на доске. Приступайте!

Буквы: П - О, М - Р, Е - Ю, Ф - Ш.

1-й ведущий: Молодцы участники команд! Чудесные образцы классической прописи для первого класса!

(2-му ведущему, называя его по имени) А может команды еще и танцевать умеют?

2-й ведущий: Но у нас же вечер русскому языку посвящен, при чем тут танцы?

1-й ведущий: А притом, что исполнять они будут не просто танец, а «Танец русского языка»! Поясняем правила конкурса.

2-й ведущий: Музыка в этом танце не главное, главное - танцевальные движения, каждое из которых соответствует названию значимой части слова: корню, приставке, суффиксу, окончанию, основе слова.

От каждой команды - 2 участника. Они вытягивают карточки с названием морфемы, а потом мы знакомим их с соответствующим морфеме движением.

1-й ведущий: Далее звучит музыка («нарезка» разного темпа), и участники выполняют каждый свой танец, стараясь не спутаться и не повторить движение другой «морфемы». А еще не забывайте следовать ритму музыки! Ведь это же танец!

(Показываются движения каждой морфемы, «танец основы» выполняют 2 участника одной команды).

2-й ведущий: Слово нашему многоуважаемому жюри, послушаем результаты конкурсов «Нерусский русский» и «Каллиграфический почерк».

1-й ведущий: Наша программа все ближе продвигается к финалу. Скоро мы узнаем, какая команда понесет гордое звание «Знатоки русского языка». Но им еще придется потрудиться, поломать голову.

2-й ведущий: (1-му ведущему) Как думаешь, справятся они со следующим конкурсом? Да уж наверняка! Итак, следующий конкурс «Составь слова». Командам раздаются карточки со словами, буквы которых перепутаны. Необходимо восстановить их порядок, чтобы получилось слово. (Раздаются карточки, «слова» зачитываются зрителям).

1-й ведущий: А мы уходим на рекламу! (9 класс)

2-й ведущий: А теперь попросим выйти сюда капитанов команд. Сейчас им в одиночку придется отстаивать честь своей команды!

1-й ведущий: А задание-то совсем простое! Все, что от вас требуется, это назвать авторов вашего учебника по русскому языку!

2-й ведущий: Вот и закончился наш последний конкурс. Дадим жюри несколько минут на подведение итогов всей конкурсной программы, а пока предоставляется слово организатору нашего сегодняшнего вечера.

Заключительное слово жюри, награждение победителей.

1-й ведущий: Вот и подошел к концу наш вечер «Этот нерусский русский язык!». Хочется закончить его строками из замечательного стихотворения узбекского поэта с. Абдуллы. Давайте послушаем его и примем как хороший совет и руководство к действию.

2-й ведущий:

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,-

Выучи русский язык!

1-й ведущий:

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи -

Выучи русский язык!

2-й ведущий:

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

1-й ведущий: Спасибо всем за внимания, всего доброго!!!



Приложение

Система оценивания конкурсов

программы «Это нерусский русский язык!»


Название конкурсов

Количество баллов

1

Представление команды: название, девиз

Максимальная оценка - 5

2

Разминка

За каждый правильный ответ - 1

3

«Умная пчелка»

Безошибочное выполнение - 5

2-3 недочета - 4

4 и более - 3

4

«Исправь ошибки»

За каждый правильный ответ - 1

5

«Слова-змейки»

За каждое слово - 1

6

«Нерусский русский, или Глокая куздра»

За каждую правильно определенную часть речи - 1

7

«Каллиграфический почерк»

Максимальная оценка - 5

8

«Танец русского языка»

Максимальная оценка - 5

9

«Составь слова»

За каждый правильный ответ - 1

10

Конкурс капитанов

За правильный ответ - 5

Правильные ответы и материалы для проведения некоторых конкурсов

  1. Разминка:

  • Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (кавычки, тире, многоточие)

  • Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Ё)

  • Определите корень слова вынуть (нет корня)

  • Какой падеж имени существительного не употребляется с предлогом? (именительный)

  • В каком слове пишется подряд 3 буквы Е? (длинношеее)

  • Какого рода имя существительное неряха? (общего)

  • Какое слово русского языка состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (азбука или алфавит)

  • Когда руки бывают тремя местоимениями? (вымыты)

  • Какие буквы не обозначаются никакими звуками? (Ь, Ъ)

  • Какое из выражений правильное: «У рыбов нет зубов?» или «У рыбов нет зубей?» (У рыб есть зубы)

  • Что такое омонимы? (слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению)


  1. «Умная пчелка»:

1) для всех одинаковые, по переменке:

СОЛНЦЕ

ЧАЙНИК

МОЗАЙКА

2) для каждого участника свое слово:

ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ

ПРОЕКЦИОННЫЙ


  1. «Исправь ошибки»:

Хорош зимний лес: синеватые тени сосен лежат на снежном покрове, стоят березки-красавицы в_снегу, похожие на девушек в тулупах; и вокруг далеко, широко - ни следочка звериного.


  1. «Нерусский русский, или Глокая куздра»:

«Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка».


  1. «Составь слова»:

ОПЛЕ - ПОЛЕ

РВАНЬЯ - ЯНВАРЬ

КЛЕРОЗА - ЗЕРКАЛОЛАУЦИ - УЛИЦА

БАДУСЬ - СУДЬБА

6. Конкурс капитанов:

9 класс - Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А.

10-11 класс - Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Хорош зимний лес сеневатые тени сосен лежат на снежнам пакрове стоят берески кросавицы вснегу похожие на девушек в тулупах и во круг далико шыроко не следочька зверинного

Хорош зимний лес сеневатые тени сосен лежат на снежнам пакрове стоят берески кросавицы вснегу похожие на девушек в тулупах и во круг далико шыроко не следочька зверинного

Хорош зимний лес сеневатые тени сосен лежат на снежнам пакрове стоят берески кросавицы вснегу похожие на девушек в тулупах и во круг далико шыроко не следочька зверинного

«Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка».

«Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка».

«Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка».

КОРЕНЬ СУФФИКС ОКОНЧАНИЕ ПРИСТАВКА ОСНОВА (2 уч.)

ОПЛЕ -

РВАНЬЯ -

КЛЕРОЗА -

ЛАУЦИ -

БАДУСЬ -


ОПЛЕ -

РВАНЬЯ -

КЛЕРОЗА -

ЛАУЦИ -

БАДУСЬ -


ОПЛЕ -

РВАНЬЯ -

КЛЕРОЗА -

ЛАУЦИ -

БАДУСЬ -

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку Этот нерусский русский!

© 2010-2022