- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Самоанализ мультимедийной разработки учебного занятия (урока литературы в 7 классе по теме «А может быть, это и есть настоящая жизнь?»)
Самоанализ мультимедийной разработки учебного занятия (урока литературы в 7 классе по теме «А может быть, это и есть настоящая жизнь?»)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Силаева Д.М. |
Дата | 03.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Самоанализ мультимедийной разработки учебного занятия
(урока литературы в 7 классе по теме
«А может быть, это и есть настоящая жизнь?»)
учителя русского языка и литературы СОШ № 3 г. Белоярский
Силаевой Дили Миниахметовны
Урок по теме «А может быть, это и есть настоящая жизнь?» соответствует программе курса литературы для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы Бунеев Р.Н., Е.В. Бунеева) и рабочей программе (учебно-методическому комплексу предмета). Преподавание ведётся по учебнику Бунеева Р.Н., Е.В. Бунеевой «Литература. 7 класс» («Путь к станции «Я»). Данная тема включена в раздел «Я и Я». На изучение темы отведено 2 часа.
Данная тема имеет большое значение для постижения содержания литературы и форм его отображения, воздействует на развитие личности, способствует эмоциональному восприятию художественного произведения, которое изучается как словесный вид искусства. Это первый урок по данной теме, поэтому тип урока: урок изучения нового материала.
Этот урок проводился в классе, где учащиеся имеют хорошие знания. В этом классе нет учащихся с уровнем развития интеллектуального потенциала низким и ниже среднего
Учащиеся обладают высокой познавательной активностью, умеют работать в режиме творческого поиска.
Исходя из особенностей класса и темы и учитывая интеллектуальные особенности учащихся, были поставлены обучающие цели
Постановка данной развивающей цели способствовала достижению познавательного аспекта урока. Развитие умения интерпретировать художественное произведение на основе личностного восприятия, осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства помогло усвоению знаний по теме урока.
Через создание дружеской, творческой атмосферы урока, доброжелательного отношения учителя и учеников осуществлялось воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя.
На уроке был использован метод частично - поисковый, который позволил повторить изученный материал, проверить умения применять полученные знания на практике, способствовал развитию умения сопоставлять, анализировать, обобщать, помог включить в активную познавательную деятельность каждого
Чтобы подготовить учащихся к восприятию нового материала, познакомить учащихся со спецификой повести-феерии, помочь восприятию таких особенностей, как ассоциативность, метафоричность, учитель предлагает собрать на доске вокруг "надутых ветром" бумажных алых парусов все возможные ассоциации
Демонстрация репродукции и прослушивание аудиофрагмента активизировали воображения школьников
Для обеспечения мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности в начале урока при выполнении теста по содержанию произведения вспомнили прочитанные дома страницы повести
Цели урока конкретизированы, связаны с содержанием учебного материала, предполагают задачи самостоятельного поиска знаний. Цели соответствуют возможностям содержания учебного материала.
На протяжении всего урока дается установка на достижение целей урока. На каждом этапе учебного занятия ставятся свои дидактические задачи. Все запланированные задачи были реализованы на уроке.
Данная тема изучается на основе сведений по теории литературы «герой в эпическом произведении», «автор и его герой», «стиль автора»
-
Овладение средствами создания характера литературного героя позволит им выявить приемы раскрытия образов Ассоль и Грэя
-
Наблюдение над авторским стилем поможет определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения
-
Умение провести исследование поступков героя позволит дать интерпретацию изученного произведения на основе личного восприятия
Усвоение пройденного на уроке реализовано через различные методы обучения. Объяснение нового материала шло через создание проблемных ситуаций.
Расширению кругозора и познавательной активности учащихся, а также наглядному представлению изучаемого материала помогла демонстрация видеофрагментов.
Стилистический эксперимент способствовал углубленному пониманию идейного и эмоционального содержания текста художественного произведения
Творческая работа помогла проверить сформированность умения грамотно строить развернутые аргументированные высказывания
Выбранные методы при изучении нового материала являются наиболее оптимальными. Они соответствуют уровню учебных возможностей школьников, способствуют их мотивации, обеспечивают диалог в обучении и достижении целей урока.
Цели урока были направлены на практическую деятельность учеников. Стилистический эксперимент развивает языковое чутье, воспитывает лингвистическое отношение к слову, заставляет быть внимательным к выбору и уместности одного из ряда синонимов, предлагает думать над точностью, образностью, выразительностью каждой фразы в устной и письменной речи.
учащиеся самостоятельно выполняли практическую работу и выявляли приемы раскрытия образов Ассоль и Грэя
проводили исследования и выстраивали рассуждения, комментарии, выводы, оформляли в виде записей, рисунка, таблицы и защищали свои заключения и литературные выводы.
Содержание образования в мультимедийной разработке соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и программе курса «литература»
Логичность изложения содержания строилась по схеме
Подготовка к восприятию произведения с помощью сбора всех возможных ассоциации к словосочетанию «алые паруса», демонстрации репродукции и прослушивания аудиофрагмента
Выявляем приемы раскрытия образов Ассоль и Грэя
Проводим стилистический эксперимент
Исследуем поступки героя
Проверяем первичное усвоение знаний с помощью творческой работы
Доступность содержания урока осуществляется за счёт соблюдения принципов
от известного к неизвестному,
от легкого к трудному,
от простого к сложному,
а также за счет демонстрации репродукций и фрагментов художественного фильма, прослушивания аудиофрагмента
На уроке ученики пользовались теоретико-литературными понятиями как инструментом, способствующим постижению художественного произведения, проводили исследование на основе анализа текста произведения
Структура урока, включающая в себя оргмомент, актуализацию знаний, изучение нового материала, применение знаний в знакомой, новой учебных ситуациях, подведение итогов, информацию о домашнем задании, рефлексию, соответствовала как дидактической цели урока, так и типу урока. Все этапы урока выполнены. На каждом этапе работа строилась таким образом, чтобы каждый ученик чувствовал себя полноценным участником образовательного процесса. Деятельность учащихся была направлена на решение поставленных задач и развитие самого себя.
Темп ведения урока был оптимальным. Целесообразное распределение времени по этапам урока повлияло на его эффективность. Актуальность использования электронных образовательных ресурсов объясняется наглядным представлением материала, повышением мотивации учеников и экономией учебного времени.
Аппарат для оценивания деятельности обучающихся включает в себя несколько компонентов
Самооценка - устный опрос - практическая работа - творческая работа - поурочный балл
Контроль усвоения нового материала происходил на разных этапах урока.
По итогам выполнения практической работы качество обученности составило 88%.
Домашнее задание было
-оптимально по объёму
-вариативно по содержанию
- необходимо самому ученику.
Учащимся было предложено и задание творческого характера, которое они выполняли по выбору. Обучающиеся получили подробный инструктаж по выполнению домашнего задания.
С целью отслеживания продуктивности урока для каждого учащегося на уроке была проведена рефлексия
Таким образом, структура и организация урока, отбор содержания учебного материала, формы и приёмы деятельности обеспечили реализацию поставленных перед уроком образовательных, воспитательных и развивающих целей.
Такая система работы позволяет добиться высоких показателей, это видно из рейтинга учителя и предмета в данном классе.
В данной разработке учитываются принципы экологии мультимедийного урока - подобран оптимальный цветовой дизайн (приятное для глаз сочетание цветов), текстом презентация не перегружена; нет перенасыщения анимацией, в течение урока происходит смена видов учебной деятельности. Хотелось бы отметить, что мультимедийная разработка данного урока универсальна и в каждом конкретном случае может быть изменена учителем в зависимости от уровня подготовки класса или предполагаемого времени изучения данной темы в контексте раздела или курса.