А. Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное Учреждение Лицей №6

муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан























Методическая разработка урока литературы на тему:

«А. Т. Твардовский - поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы»































Составил: Подрядова Н. А.

Мелеуз, 2015

Класс: 8

Предмет: литература

Учебник: В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, А. М. Антипова, А. А. Маныкина. Литература. 8 класс. - М.: Просвещение, 2014.

Название раздела, темы: Русская литература XX века.

Тема мероприятия: А. Т. Твардовский - поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы.

Цели урока: кратко ознакомить учащихся с вехами жизненного и творческого пути Твардовского; создать эмоциональный фон для восприятия поэмы; показать роль поэмы в годы Великой Отечественной войны, рассмотреть особенности жанра и сюжета; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с поэмой «Василий Теркин», как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения А. Т. Твардовского к Родине прививать у учащихся чувство патриотизма.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Методические приемы: рассказ учителя, сообщения учащихся, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрация Верейского.

Литература:

  1. Рабочая программа. Литература. Предметная линия учебников под ред. В. Ф. Чертова. 5-9 классы.

  2. Литература. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч.;под ред. В. Ф. Чертова. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2014.

  3. В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, А. М. Антипова, А. А. Маныкина. Уроки литературы.8 класс. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. Под редакцией В. Ф. Чертова.

Межпредметные связи: история, скульптура, архитектура, живопись.










Ход урока

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.

А. Т. Твардовский

I. Организационный момент.

II. Мотивация к учебной деятельности.

- Была война… Великая Отечественная война закончилась победой советских войск 70 лет назад. Мы живем счастливой, мирной жизнью. Не гудят над нами военные самолеты. О чем хочет предупредить нас в своем стихотворении (эпиграф) А. Т. Твардовский? Почему мы не имеем права забывать войну? (История учит помнить прошлое, чтобы выбрать правильную дорогу в настоящем и будущем. Задуматься над этим нам поможет художественная литература). Слайд 1.

III. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Сообщение учащегося об авторе и истории создания поэмы: Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на одном из хуторов Смоленщины, в крестьянской семье. Для формирования личности будущего поэта имела значение и относительная начитанность его отца, любовь к книге, которую он воспитывал в своих детях.

Военный путь Твардовского начался в 1939 году. Как военкор он участвует в походе на Западную Белоруссию, а позднее в Финской кампании. Слайд 2. Вася Теркин, любимый многими литературный герой военных лет, появился во фронтовой печати еще до Великой Отечественной - в 1939-1940 годах, во время войны с Финляндией. Создан он был коллективом авторов, среди которых был и Твардовский. Это был удачливый и веселый боец, всегда побеждающий врагов. Герой этот напоминал персонажей комиксов или серий карикатур. Слайд 3.

Тогда же, во время финской кампании, было задумано литературное произведение в стихах о неунывающем солдате "Васе Теркине".

После завершения финской кампании Твардовский начал работу над поэмой, герой которой - Вася Теркин - был участником прошедшей войны. Предполагалось, что летом 1941 года поэма будет завершена.

С началом войны Твардовский был назначен на должность "писателя" в газету "Красная Армия" Киевского военного округа и выехал на фронт. В первые, самые тяжелые, месяцы войны Твардовскому было не до поэмы: вместе с армией он прошел всю войну, самыми трудными ее дорогами, выходил из окружения в 1941 году. К мысли о "Теркине" поэт вернулся в июне 1942 года, только это была уже поэма о новой войне и, по сути, о новом герое - прежде балагуре и весельчаке. Перед весной 1942 года я приехал в Москву и, заглянув в свои тетради, вдруг решил оживить «Василия Теркина» … Перемещение героя из обстановки финской кампании в обстановку фронта Великой Отечественной сообщило ему совсем иное, чем в первоначальном замысле, значение»,- вспоминал сам Твардовский. Слайд 4.

Это был не "Вася Теркин", а "Василий Теркин". Сменилось имя, сменилась концепция героя: ничего не осталось теперь от квадратного подбородка, автор сосредоточился на характере Теркина, на его фронтовой (и не только фронтовой) философии, на его роли в судьбах других людей - персонажей поэмы. Новое название поэмы было объявлено в творческом отчете Твардовского 22 июня 1942 года - "Василий Теркин". Слайд 5.

Сообщение учащегося о своеобразии поэмы «Василий Теркин»: поэма создавалась в течение всей войны, следовала за ее ходом. Слайд 6. Первые главы были опубликованы летом 1942 года, после тяжелого и длительного отступления наших войск к Волге и Северному Кавказу, в тяжелейшее, непредсказуемое для дальнейшего хода войны время. Все были охвачены тревогой: что дальше; удастся ли остановить немцев? Вряд ли тогда было "до литературы", "до поэзии". Но, надо думать, было в книге Твардовского то, что нашло отклик практически у каждого. Поэма сразу же стала знаменитой, газеты с главами поэмы, как свидетельствуют очевидцы, с нетерпением ожидались читателями, передавались из рук в руки. По мере написания главы печатались в газете «Красноармейская правда» и были невероятно популярны на передовой. Слайд 7. В результате и Твардовский, и Тёркин стали культовыми личностями военного поколения. «Это поистине редкая книга.... - признал Иван Бунин. - Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость и какой необыкновенный народный, солдатский язык - ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого слова». Слайд 8.

Первоначально, до 1946 года, поэма печаталась разделенной на две, затем на три части, что отражало основные этапы войны: отступление, перелом, изгнание врага с родной земли. Однако впоследствии автор отказался от деления на части, от нумерации глав, сделав композицию книги более свободной, и того требовала особая художественная логика произведения. Поэма не имеет сюжетного, событийного завершения. Поэма «Василий Теркин» - произведение подлинно новаторское по своим жанрово-стилевым и сюжетно-композиционным особенностям. Слайд 9.

Она имеет «свободный» сюжет, который позволяет включать или выключать, а также переставлять главы без особого ущерба для смысла:

Эта книга про бойца

Без начала и конца…

Поэма состоит из 25 внутренне законченных глав и выглядит как беседа автора с читателями: «На привале», «Перед боем», «Переправа», «О войне», «Теркин ранен» и т.д. Слайд 10.

Жизнь сама подсказывала принцип внутренней завершенности каждой главы: фронтовой читатель мог не знать предшествующей главы или не дождаться последующей, погибнув или получив ранение…

- Дома вы должны были подготовить сообщения на тему: «Каким вы видите солдата 1941 года?» (раненый, но не сломленный; волевой, сильный духом, храбрый, смелый и т.д.).

IV. Практикум. Аналитическая работа с текстом. Анализ глав «На привале», «Гармонь».

- Давайте сравним ваш образ солдата и образ солдата в поэме «Василий Теркин» А. Т. Твардовского. Слайд 11. Инсценирование главы "На привале". Слайд 12.

- Каким предстает Василий Теркин в поэме? (Твардовский с первой главы знакомит нас с взводом молодых солдат. Они вовсе не герои от рождения, а простые ребята с "вихрастыми висками" и мальчишечьими глазами. Тёркин ничем от них не отличается, только, может быть, чуточку смелее, находчивее. В этом его обыкновенность.

Тёркин - настоящий патриот земли родной, как и большинство русских солдат. Свою любовь к Родине доказывает неустанным ратным трудом и подвигами. Кровь, смерть, испытания не смогли заглушить силу жизни, бодрость духа героя.

Понятно, что Тёркин достоин награды. Но скромный человек даже не пытается говорить о своих заслугах. В этом его простота и обыкновенность.

Рисуя образ Василия Тёркина, автор воплотил в нём лучшие черты русского воина: мужество и самообладание, душевная открытость и щедрость, сметливость и непоказная удаль).

- Нужен был такой человек на войне? (Да. Он с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен.

Твардовский настаивает на обыкновенности своего героя. Василий задумывался как молодой боец - парень. Это определение насыщается эмоционально-психологической характеристикой: добрый парень…бравый…бойкий…удалой…свой! Жизнестойкость его удивительна. Он и людям помогает «шуткой самой немудрой», и умеет смягчить трагизм обстановки. Конечно, такие люди были необходимы на войне.

Поэт сосредоточен на фронтовой повседневности. Он размышляет о том, без чего нельзя прожить на войне. Автор воспевает землянку, солдатскую шинель.

- Перед вами иллюстрация Верейского. Что вы видите на этой картине? (Лесная опушка, танки, грузовики, бойцы). Слайд 13.

- Найдите и зачитайте строки, соответствующие этой иллюстрации.

- Какой эпизод лег в основу главы «Гармонь»? (В центре её - один из военных эпизодов: случайная встреча Тёркина, который возвращается из госпиталя с танкистами на фронтовой дороге). Слайд 14.

- Прочтите следующую строфу:

На просторе ветер резок,

Зол мороз вблизи железа,

Дует в душу, входит в грудь

Не дотронься как-нибудь

- И вот тут-то гармонь, случайно обнаруженная у танкистов, явилась тем огоньком, к которому потянулись от машин заиндевевшие бойцы:

И кому какое дело -

Кто играет, чья гармонь!

- И все- таки, кто играет? Чья гармонь?

- Почему, узнав, что гармонь их погибшего товарища и боль утраты еще так свежа, В. Теркин все же решается сыграть? Осуждаете ли вы его за это? (Мы видим, что Теркин почтителен, деликатен. Но желание помочь товарищам, поднять их настроение сильнее печали. Теркин начинает играть - и вмиг преображаются солдаты. Мыслями они переносятся в далекое и милое их сердцу прошлое. А гармонист выводит до боли знакомую мелодию).

-Найдите и зачитайте, что и как играет Теркин.

- Теркин, всем сердцем ощущая величие духа своих сверстников, восклицает: Что?

Ах, какой вы все, ребята,

Молодой еще народ.

Я не то еще сказал бы, -

Про себя поберегу,

Я не то еще сыграл бы,

Жаль, что лучше не могу.

- И вот смена мелодии и перед нами - картина лихой солдатской пляски. Кто танцует? (Водитель, привезший Теркина).

- Какие выразительные средства языка использует автор в описании танца? (Сравнение: «словно в праздник на вечерке половицы гнет в избе». Метафору: «Прибаутки, поговорки сыплет под ноги себе». Слова из разговорной речи: «Кабы», «каюк»).

- Что придают тексту эти выразительные средства? (Они помогают более наглядно, конкретно представить эту картину.

- Водитель, тот самый, что оставил за собой «столько суток полусонных», «столько верст в пурге слепой», теперь «…пошел, пошел работать, наступая и грозя». Кровь, смерть, испытания войны не смогли заглушить силу жизни, бодрость духа советских солдат. Музыка развеяла угрюмую суровость двух танкистов, разбудила воспоминания.

- О чем они вспомнили? Кого им напомнил гармонист? (Внезапно образ Теркина в их сознании совпал с образом солдата, которого они когда-то доставляли из боя в санбат). Чтение по ролям (разговор двух танкистов и Теркина).

- Почему же бойцы отдают Теркину гармонь, единственную память о командире? (Они поняли, что Теркин будет достоин славы их командира; ведь память о мертвых не нуждается в застывших реликвиях, она в делах и борьбе живых.

- В главе «Гармонь», как и во всей поэме, утверждается сила и неистребимость жизни, преемственность и непрерывность высокого подвига.

V. Подведение итогов урока.

- Теркин был всегда солдатом наступления. И потому он сразу нашел путь к сердцу воина - патриота. И оба они, поэт и образ героя, им созданный, навеки останутся в памяти народной. Читая поэму, так и видишь их вместе: в окопе, в дороге, на привале у солдатского котелка в минуту передышки между боями.

Нет ничего прекраснее этих минут товарищеского общения, этой солдатской дружбы:

Свет пройди,- нигде

Не сыщешь,

Не случалось видеть мне,

Дружбы той святей и чище,

Что бывает на войне…

С главным героем, Василием Теркиным, мы расстаемся незадолго до конца войны, когда враг был изгнан с родной земли. Но и после прочтения поэмы образ Василия Теркина продолжает жить в нашем сознании, подспудно хранится в памяти как образ близкого человека. Слайд 15.

На одном из тихих и уютных уголков города Смоленска расположен памятник участникам Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов. На постаменте высечены имена: Александр Твардовский, Василий Тёркин. Удобно расположившись на бревне, они увлечённо беседуют, вспоминают дороги пыльные, переправу, схватки боевые, своих друзей… Твардовский сидит, глубоко задумавшись. Он внимательно слушает рассказ об очередном бое, где наши одержали победу, и, возможно, размышляет о своей будущей главе "Книги про бойца". Теркин же, как всегда, весел и бодр. Вот- вот закончит свою речь и "заведёт другую песню": заиграет на трёхрядке, забыв обо всём на свете… А завтра снова в путь-дорожку фронтовую. Слайд 16.

Давайте и мы прислушаемся к разговору двух современников, двух боевых товарищей - автора знаменитой "Книги про бойца" Александра Твардовского и всенародного героя Василия Теркина. Они вместе прошагали по дорогам войны, преданно выполняя долг перед Родиной и, несмотря ни на какие трудности и испытания, выжили, потому что любили жизнь, свою родную землю, свой народ и страну.

VI.Домашнее задание. Написать эссе на тему: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».







© 2010-2022