Презентация к лингвистической игре Умнники и умницы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лингвистическая игра «Умнмки и умницы»

Цель обучения: обобщить и систематизировать знания учащихся по русскому языку и литературе;

Развивающая: расширить лексический и литературоведческий кругозор учащихся; развитие речи, обогащение словарного запаса;

Воспитательная: содействовать умению работать в группе.

Оборудование: интерактивна доска.

Участники: П-01 и ДВ-01

Межпредметные связи: русский язык , казахский язык, английский язык.

Ход игры:

Вступительное слово учителя: Добро пожаловать, дорогие гостии участники игры. Мы приветсвуем вас на нашей лингвистической игре «Умники и умницы» , проводимой в рамках недели ПЦК филологических дисциплин. В игре участвуют две команды : П-01 и ДВ-01.

Девиз сегодняшней игры: «Сильный победит одного, ученый - тысячу»

Разрешите представить вам наше жюри:

Игра будет состоять из туров:

1 тур «Байга»

2 тур: «Полиглот»

3 тур:»Знаток русской литературы»

4 тур:Чтение стихотворения наизусть. (выразительное чтение)

5 тур: Пословицы и поговорки.

1 тур: «Байга». Каждой команде предлагается по 10 вопросов. Времени на обдумывание нет. Каждый правильный ответ - 1 балл.

Команде ДВ-01:

  1. Она стоит в конце повествовательного предложения(точка)

  2. Слова одной и той же части речис противоположным лексическим значением. (антонимы)

  3. В русском языке он состоит из 33 букв (алфавит)

  4. Ох, Тьфу, Ах- это...(междомети)

  5. Разговор двух лиц (диалог)

  6. Назовите группы сложного предложения (ССП, СПП,СБП)

  7. Дежурные пришли первыми . Подлежащее? (дежурные)

  8. Какой частью речи является слово, обозначающее признак действия или признак другого признака? (наречие)

  9. Числительное двое, трое, четверо относятся к количественным числительным? (нет, это собирательные числительные)

  10. Объясните значение слова « кочет»? (петух)

Команде П-01:

  1. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (фонетика)

  2. Какой частью речи являются слова, обозначающие признак? (прилагательное)

  3. Сколько в слове бывает слогов? (сколько гласных.)

  4. Каким способом образованы слова футболист, ученик? (суффиксальным)

  5. На какие два вида делятся сложные союзные предложения? (ССП и СПП)

  6. Какую часть слова можно найти в земле? (корень)

  7. Закончите предложение : Печенье сладкое , а конфета ещё ...слаще.

  8. В предложении выделяется пуктиром. (дополнение)

  9. Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов? (Распространенные)

  10. Стваится в конце вопросительного предложения. (вопросительный знак)

2 тур «Полиглот».

Нужно ответить на впрос, перевести на казахский язык и английский. Отвечает команда, первая поднявшая руку. Правильный ответ - 5 баллов.

  1. Что является источником знаний? (книга, кітап, book)

  2. Кто познаётся в беде? (друг, дос, friend)

  3. Продолжите поговорку: «Крылья джигита- это ...(конь, ат, horse)

  4. Назовите одним словом: Казахстан, Россия, Германия, США (страна, мемлекет,country)

  5. Продолжите поговорку: «Терпенье и .... всё перетрут» (труд,work,еңбек )

  6. Что вечера мудренее? (утро, morning, таңертең)

  7. Подберите антоним к слову «война». (мир, peace, бейбітшілік)

  8. Как называется главный город любой страны? (столица, астана, capital)

  9. Восстановите фразеологизм «Брать ….за рога(бык, bull, өгіз)

  10. Продолжите поговорку «Весна красна цветами, а ....плодами. (осень,autumn, күз).

3 тур . Знаток русской литературы.

Отвечает команда, первая поднявшая руку. Правильный ответ - 5 баллов.


  1. На каком факультете Московского университета учился А.Н. Островский с 1840 по 1843 год? ( На юридическом факультете)


  1. Из какого произведения Н.А. Некрасова взяты эти строки
    1.«Я лиру посвятил народу своему» - Стихотворение «Элегия».

3. Сколько Топтыгиных фигурирует в сказке «Медведь на воеводстве»? (. Трое: первый съел чижика, второй учинил погром над мужиками, третий соблюдал «исстари заведенный порядок», при котором одни поедали других.)

4. Узнайте пьесу Островского по ее финалу

«- Хорошо тебе, Катя! А я- то зачем остался жить на свете да мучиться!»(«Гроза»)

5.В каких больших произведениях поэт с благоговением рисует образ матери, как идеал нравственной высоты? -( «Рыцарь на час», «Мать», «Родина».)


6.Какая сказка Салтыкова-Щедрина имеет такую концовку: «И вдруг он исчез. Что тут случилось - щука ли его заглотила, рак ли клешней перешиб, или сам своею смертью умер и всплыл на поверхность - свидетелей этому делу не было...»? ( «Премудрый пескарь».)

7. Назовите фамилию, имя, отчество Кабанихи?( Марфа Игнатьевна Кабанова)

8. Кому посвящено стихотворение: «Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья
Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял». - Н.А Добролюбову; стихотворение «Памяти Добролюбова».
9. Что получил мужик от генералов за все свои труды по сказке Салтыкова -Щедрина»Как один мужик двух генералов прокормил» .( «Рюмку водки да пятак серебра».)
10. По какой пьесе Островского снял художественный фильм «Жестокий романс» режиссер Эльдар Рязанов? По пьесе «Бесприданница»

11.Какое учебное заведение окончил Достоевский?

( Главное инженерное училище )

12.Назовите первое опубликованное произведение Достоевского.

( перевод «Евгении Гранде» Оноре де Бальзака )

13.За что Достоевский был приговорён к смертной казни? На что был заменён смертный приговор?

(за участие в революционном кружке Петрашевского ; смертная казнь была заменена четырьмя годами каторги )

14..Всё человечество Раскольников подразделяет на два разряда: «собственно люди» и ...(вши)

15.Какое орудие убийства выбрал Достоевский для Раскольникова?(топор)

4 тур:Поэтическая минутка.Чтение стихотворения наизусть. (выразительное чтение) (по одному студенту с каждой команды)

5 тур. Пословицы и поговорки. Я начинаю команда продолжает. Каждой команде по 10 пословиц и поговорок. Оцениваем по 3 балла за каждый правильный ответ.

1 команде ДВ-01


  1. Весенний дождь растит,…… осенний - гноит.

  2. Где дурак потерял -………. там умный нашел.

3.Дитя не плачет - ………..мать не разумеет

4.Если по-русски скроен, …….то и один в поле воин.

5.Жизнь прожить - …………..не поле перейти.

6.Знал бы, где упадешь, -…….. соломки бы подстелил.

7.Изба крепка запором,………… а двор - забором.

8.Кашу маслом ……………..не испортишь.

9.Кто старое помянет, ……….тому глаз вон.

10.Лучше один раз увидеть, ………чем сто раз услышать.

Команде П-01.

  1. На чужой каравай рот не разевай.

  2. Надумаешь строить дом - выбери прежде соседа.

  3. Не было печали - так черти накачали.

  4. Не деньги нас зарабатывают, а мы их.

  5. Нет худа без добра.

  6. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.

  7. Поспешишь - людей насмешишь.

  8. С глаз долой - из сердца вон.

  9. Сила есть - ума не надо.

  10. Смелый умирает один раз, а трус - много.

Игра со зрителями.

Вопросы болельщикам:

Пока жюри подводит итоги, давайте вспомним героев сказок. В газете напечатали объявления. Отгадайте, кто их написал?

  1. Отнесу пирожок вашей бабушке. (Волк)

  2. Прекрасный квартет ищет работу. (козёл, баран, медведь, осёл)

  3. Утеряна туфелька. Нашедшего прошу вернуть за вознаграждение.(золушка)

  4. Сплю и вижу принца(Спящая красавица)

Следующие вопросы:

  1. Какую строчку не может прочитать ни один учёный? Строчку, прошитую на машинке.

  2. У каких башмаков не бывает каблуков? У башмаков, приспособленных для торможения вагонов.

  3. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? Броненосец.

  4. Какой город называет себя спортивной одеждой? Ямайка.

  5. Какую часть слова можно найти в земле? Корень.

  6. Какая шляпка не надевается на голову? Шляпка гвоздя.

  7. Каким ключом нельзя открыть замок? Музыкальным знаком: скрипичным ключом, басовым ключом; родником.

  8. В каком слове имеется сразу 7 букв я? Семья.

Подведение итогов . Награждение. Спасибо за внимание.!




© 2010-2022