Рабочая прогамма курса Секреты русского языка 5 класс

Рабочая Программа курса внеурочной деятельности "Секреты русского языка " предназначена для организации работы в классах,работающих в условиях реализации ФГОС. Рабочая Программа является логическим продолжением курса русского языка в пятом классе.В игровой форме учащиеся отрабатывают понятия,с которыми познакомились на аудиторных занятиях. Программа предусматривает двухчастную структуру занятия: теоретическую и практическую часть. В Программе спланированы проектные работы учащихся,предусмотрено ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеурочная деятельность по ФГОС.

« Секреты русского языка»

для учащихся 5 класса

Пояснительная записка

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.

Цель:

-развить кругозор и мышление учащихся.

Задачи:

-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;

-способствовать развитию творческих способностей школьников.

В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:

определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;

особенности ударения в русском языке;

основные правила орфоэпии;

основные способы образования слов;

основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;

правила русской орфографии;

морфологические признаки частей речи;

нормы употребления в речи языковых единиц;

виды словосочетаний;

виды предложений;

основные группы пунктуационных правил;

признаки текста.

Уметь:

адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;

выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;

сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;

анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;

рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;

проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

правильно произносить широко употребляемые слова;

по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

определять способы образования разных частей речи;

соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;

толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

определять синтаксическую роль всех частей речи;

объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;

строить пунктуационные схемы предложений.

Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - 10-11 лет.

Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.

Формы проведения занятий

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

  • анализ и просмотр текстов;

  • проектная деятельность.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника

Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Содержание программы

1 год обучения (35ч)

Организационное занятие.(1ч)

Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.

Раздел1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)

Тема 1.1. Звучание и написание слова.

Тема 1.2. Звуковые повторы в речи.

Тема 1.3. Роль интонации в устной речи

Тема1.4. Презентация проектов .

Тема 1.5 « Умеющий слышать,говорит..» Практическое занятие

.

Раздел 2

Загадки русского словообразования.

( Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)

Тема 2.1. Секреты словообразовательной модели слова.

Тема 2.2. «Двое из ларца». Гнездо однокоренных слов

Тема 2.3. «В реке времени» изменения в морфемном составе слова

Тема 2.4 Словари - наши друзья и помощники.

Тема 2.5 Сказочные метаморфозы.

Тема 2.6 Презентация проектов

Раздел3.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)

Тема3.1. « Алфавит учить-ум точить»

Тема3.2. « Коренные секреты»

Тема3.3. Пунктуация и смысл.

Тема3.4. Тайны письма.

Тема3.5. Презентация проектов

Раздел 4

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)

Тема 4.1. Словарный состав русского языка

Тема 4.2. Употребления слова в художественном тексте.

Тема 4.3. Секреты фразеологизмов

Тема 4.4 Фразеологизмы в художественных произведениях. Лабораторный практикум.

Раздел5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)

Тема5.1. Склоняемые части речи- друзья, но не родственники..

Тема5.2. Секрет глагола и его форм.

Тема5.3. Грамматические омонимы.

Тема5.4. Предложения

Тема5.5 Как грамматика « ..ум в порядок приводит.»

Раздел 6

Речевой этикет.(3 ч)

Тема 6.1 Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета.

Тема 6.2 «Ежели Вы вежливы..».Лабораторный практикум.

Раздел 7

Обобщающее занятие. (1ч)

Тема 7.1 Защита проектов

Тема

Теория

Практика

1

Организационное занятие

1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)

2

Звучание и написание слова.

1

1

3

Звуковые повторы в речи.

1

1

4

Презентация проектов

1

1

5

«Умеющий слышать,говорит…»

1

Морфемика. Словообразование. Этимология (7 ч)

6

Секреты словообразовательной модели слова.

0,5

0,5

7

«Двое из ларца».Гнездо однокоренных слов

0,5

0,5

8

« В реке времени». Изменения в морфемном составе слова

0,5

0,5

9

Словари- наши друзья и помощники

0,5

0,5

10

Сказочные метаморфозы

0,5

0,5

11

Презентация проектов

1

1

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)

12

« Алфавит учить-ум точить»

0,5

0,5

13

«Коренные секреты»

0,5

0,5

14

Пунктуациия и смысл

0,5

0,5

15

Тайны письма.

0,5

0,5

16

Презентация проектов

0,5

0,5

Секреты русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)

17

Словарный состав русского языка

0,5

0,5

18

Употребление слова в художественном тексте.

0,5

0,5

19

Секреты фразеологизмов

0,5

0,5

20

Фразеологизмы в художественных произведениях.

0,5

0,5

21

Лабораторный практикум .

0,5

0,5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)

22

Склоняемые части речи. Друзья,но не родственники.

0,5

0,5

23

Секрет глагола и его форм.

0,5

0,5

24

Грамматические омонимы.

0,5

0,5

25

Предложения .

0,5

0,5

26

Как грамматика « ..ум в порядок приводит»…

1

1

Речевой этикет.(3 ч)

27

Правила речевого этикета.

1

1

28

2 «Ежели Вы вежливы..».Лабораторный практикум.

1

Обобщающее занятие. (1ч)

29

Защита проектов

1

Итого часов 35



Материально-техническое обеспечение



Для учителя

Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г

Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2011


для учащихся

Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2011

© 2010-2022