Конспект урока СПП с придаточным определительным

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

(1 -й урок).

Цели урока:

Обучающие:

- находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
- правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
- составлять схемы предложений с придаточными определительными;
- производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
- правильно употреблять в речи данные виды предложений.

Развивающие:

- развивать навыки исследовательской деятельности;
- развивать интерес к поэзии, помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов.

Воспитывающие:

- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей в условиях работы в группах;
- воспитывать любовь к родине через прикосновение к прекрасному.

Ход урока

I Организационный момент.

II Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках, на прошлом уроке (строение СП, виды СП: бессоюзные, союзные (ССП, СПП), средства связи ПП в составе СП, учились определять главное и придаточное предложение, задавать вопросы от главного к придаточному).

_Что мы знаем о типах и строении предложений. Какими бывают предложения? (ПП, СП)

- Что является средством связи простых предложений в составе сложного? (интонация, союзы, союзные слова)

- Как отличить союзы от союзных слов? (ответы учеников)

III. Изучение новой темы.

- Обратимся к тексту.

В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев и поискать под березами и елями белые грибы. Ему нравилась и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

1. Работа с текстом:

- Какова тема текста? (В тексте говорится о великом композиторе.)
- Какова основная мысль? (Чайковский любил осень и сумел передать эту любовь в своей музыке.)
- Прочитайте предложение, в котором заключена основная мысль. Запишем его. Комментированное письмо. (Слушая ее, мы проникаемся глубокой любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.)

- Докажите, что предложение сложное. Выделим грамматическую основу.
- Выделите главную и придаточные части графически.
- Чем осложнена главная часть? (Деепричастным оборотом.)
- От какого слова мы задаем вопрос к придаточной части? Что это за часть речи? (От слова природа, это существительное.)
- На какой вопрос она отвечает? (Какой?)

- На какой второстепенный член предложения похоже такое придаточное предложение? (определение)
- При помощи чего придаточное предложение прикрепляется к главному? (Союзных слов.)
- Возможно ли придаточное предложение и главное поменять местами? (Нет.)

- Обобщим сказанное. Заполним таблицу (карточки с незаполненной второй колонкой лежат на партах):

1. Вид придаточного

определительное

2. Вопрос.

какой?

3. Контактное слово - слово, от которого задаем вопрос (часть речи)

имя существительное

4. Средства связи.

союзные слова: который, какой, кто, что, где, куда, откуда, когда, чей

5. Возможны указательные слова.

тот, такой

6. Позиция по отношению к контактному (определяемому) слову

всегда постпозиция (после определяемого слова)

IV. Физминутка.

V. Закрепление.

А) Работа по карточкам.

Среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать его, выделить грамматическую основу, объяснить постановку знаков препинания.

Карточка №1:

Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)

Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой. (А. Горобец)

Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. (Гончаров И.А.)

Карточка № 2:

Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)

Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т.Аксаков)

Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров. (А.А.Фет)

Карточка № 3:

Мила мне осенняя роща, где каждый березовый лист шелестит надо мной. (Ю. Левитанский)

Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю.Лермонтов)

Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара. (С.Антонов)

Результаты исследовательской работы учащихся. Каждая группа рисует схемы предложений на доске.

Б) Вставьте в предложения придаточные определительные:

На широких кустах, … сверкала роса. Берег … был крутой и высокий. Из садов … доносился запах травы и облетевшей листвы. С высокого берега … был отличный вид. Лес … находился на том берегу. Когда лодка вышла на простор реки … подул свежий ветер. На опушке небольшого, но довольно мрачного и тёмного леска … виднелась избушка.

VI. Рефлексия, подведение итогов урока.

- Что нового мы узнали сегодня на уроке?

- Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

- Что особенно понравилось? Чему научились?

Научились:

1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;

2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
3) правильно употреблять в речи данные виды предложений;

4) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
5) составлять схемы предложений с придаточными определительными.

VII. Домашнее задание: параграф 22, упражнение 107



Приложение.

В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев и поискать под березами и елями белые грибы. Ему нравилась и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

Заполнить таблицу.

1. Вид придаточного

2. Вопрос.

3. Контактное слово - слово, от которого задаем вопрос (часть речи)

4. Средства связи.

5. Возможны указательные слова.

6. Позиция по отношению к контактному (определяемому) слову



№1

Лес стоял тихий и молчаливый потому что главные певцы улетели. (Пустая веранда готова к приему гостей которым грешно ли нагрянуть и стать на постой. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце что глазам больно.

№ 2

Все молчали чтобы расслышать шорох цветов. Дождь лил как из ведра так что на крыльцо нельзя было выйти. Но есть дни когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров.

№ 3

Мила мне осенняя роща где каждый березовый лист шелестит надо мной.Я должен был нанять быков чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору потому что была осень и гололедица. Небо опустилось и стало желто-розовым будто на него падал отсвет далекого пожара.

Вставьте в предложения придаточные определительные:

На широких кустах, … сверкала роса. Берег … был крутой и высокий. Из садов … доносился запах травы и облетевшей листвы. С высокого берега … был отличный вид. Лес … находился на том берегу. Когда лодка вышла на простор реки … подул свежий ветер. На опушке небольшого, но довольно мрачного и тёмного леска … виднелась избушка.



© 2010-2022