Урок по русскому языку на тему Правописание согласных в приставках

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5-м классе по теме "Правописание согласных в приставках»

Цели: овладение практическими навыками правописания приставок.

Задачи:

  • Образовательная: актуализировать и закрепить знания учащихся о неизменяемых приставках; вооружить обучающихся умениями правильного написания согласных в приставках.

  • Развивающая: развитие мышления, внимания.

  • Воспитательная: формирование у обучающихся аккуратности и добросовестного отношения к выполнению работы на уроке.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесный, практический, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Оборудование: Мурина Л. А. Русский язык: учеб. для 5 класса; инд. карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие. Запись даты, темы урока.

II. Проверка домашнего задания

Чтение описания внешности Аленушки.

III. Повторение изученного материала

1.Синтаксическая пятиминутка: записать предложение, объяснить правописание выделенных слов; сделать синтаксический разбор предложения.

Снег белой пеленой покрыл вязкие болота, долины и лесистые тропы.

IV. Сообщение темы, цели урока

- Как вы считаете, какова цель нашего урока? Что мы сегодня должны сделать? (ответы учеников)

- А помните ли вы, что такое приставка? (ответ)

- Давайте проверим, умеете ли вы находить приставки в словах.

Прочитай. Найди лишнее слово. Обоснуй свой выбор.

  1. Д…бежать, д…брый, д…ехать;

  2. П…лоска, п…дъезд, п…днять;

  3. Пре…ставить, пре…горье, пре…мет.

- Как вы думаете, можно ли ошибиться в написании этих приставок? Почему? (ответ)

V. Объяснение нового материала

Работа с учебником. Упр.90(устно), с.40.

Физкультминутка

- Я буду называть глаголы с приставкой, а вы выполнять действия:

По-бежали (бег на месте),

По-махали (машут кистями рук)

При-сели (приседают)

На-клонились (делают наклоны в стороны)

В-дохнули

Вы-дохнули.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Упр.91(письменно на доске)

2. Прослушайте шуточное стихотворение.

Приставка - одиночка,

Без дочки, без сыночка,

Единственная в роде,

Как столбик в огороде.

По звучанью к звуку «з»

Приближается.

Перед звонким она

Озвончается.

3. Упр. 92 (письменно).

-- Совпадает ли написание приставки с- с ее произношением? Почему?

-- Когда совпадает? Какой можно сделать вывод? (В русском языке нет приставки з-).

4.Вашему вниманию представлены слова в транскрипции. Ваша задача расшифровать фонетическую запись, соблюдая законы орфографии.

[збр,ит,]
[здан,ий,э]
[здаров,й,э]
[здат,]
[зд,эс,]

Сбрить, здание, здоровье, сдать, здесь.

- Почему произносим одинаково, а пишем по-разному. Почему несоответствие транскрипции и написания? (происходит озвончение)

- Это одна из самых сложных орфограмм. Как бы звонко не звучала приставка с- перед звонкими согласными, будем помнить, что это традиционная неизменяемая приставка и пишется она всегда одинаково. Слова здесь, здание, здоровье не противоречат правилу правописания приставки с-, а просто не относятся к этому правилу.

VII. Рефлексия.

Заполнение сводной таблицы

1) Приставки

2) Примеры

Неизменяемые приставки на согласный

Требует особого внимания

Нет такой приставки в русском языке

В-, об-, над-, под-, пред-, от-

С-

З-

VIII. Домашнее задание

§11, упр. 94.

IX. Подведение итогов. Оценки за урок



© 2010-2022