Конспект урока литературы в 11 классе по творчеству Велимира Хлебникова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя школа №21»


Куркина Ольга Валерьевна


Педагогический проект


Тема урока: «Поэзия Велимира Хлебникова»

Тип урока: урок новых знаний (11 класс)

Цели урока:

образовательные:

- формировать и совершенствовать у учащихся навыки самостоятельной поисково-исследовательской работы на определённую тему,

- расширять словарный запас учащихся,

- формировать и совершенствовать навыки комплексного анализа поэтического текста,

- формировать понятие гуманистических основ творчества В. Хлебникова;

развивающие:

- развивать навыки составления текста публичного выступления на основе найденных материалов (поиск, отбор, систематизация материалов, составление текста, его редактирование),

- развивать навыки выразительного чтения, развивать навыки анализа учебного материала для добывания новых знаний,

воспитательные:

- воспитывать культуру мышления,

- воспитывать коммуникативные навыки при работе в группах, парах.

Урок строится на основе

- произведений В. Хлебникова,

- анализа выбранных учащимися стихотворений В. Хлебникова,

- биографических данных поэта.



Структура урока:

Первый этап. Организация начала занятия. Вступительное слово учителя.

Цель: создание атмосферы заинтересованности, эмоционально-личностного восприятия стихотворений.

Методы: словесный, проблемно-поисковый.

Содержание: слово учителя о литературном процессе России начала 20 века, о Хлебникове, его роли в литературном процессе России начала 20 века.

Второй этап. Подготовка к основному этапу занятия.

Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Метод: словесный.

Содержание: целеполагание (учащиеся выводят цель урока, намечают пути её достижения).

Третий этап. Основной этап урока.

Цель: формирование целостной системы ведущих знаний по теме, деятельность учащихся по выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

Метод: словесный, наглядный, практический, проектный.

Содержание: рассказ о творчестве Велимира Хлебникова (презентация) в свете событий в стране.

Четвёртый этап. Закрепление полученных знаний.

Цель: обеспечение неформального восприятия материалов урока, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Метод: словесно-логический, проблемно-поисковый.

Содержание: обобщение учителем материала, представленного учениками, выведение особенностей поэзии, определение основных черт футуризма в творчестве.

Пятый этап. Подведение итогов.

Цель: сделать анализ и дать оценку успешности достижения цели урока, наметить перспективу последующей работы.

Метод: словесный.

Содержание: подведение итогов работы на уроке, выяснение достижение цели.

Шестой этап. Информация о домашнем задании. Инструктаж о его выполнении.

Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения задания.

Метод: словесный.

Оборудование урока.

  1. Эпиграф на доске:

  2. Компьютерная презентация по творчеству Велимира Хлебникова (текст, иллюстрации).

3. Цели урока (написаны на доске).

4. Приложение: записанная на компакт-диске презентация в форме слайдов.










Ход урока.


  1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня мы проведем занятие, посвященное творчеству Велимира Хлебникова, поэта-футуриста. Вы уже познакомились с основными направлениями в литературе России начала 20 века. Говорили о символизме, акмеизме, определяли основные черты этих направлений, анализировали произведения некоторых поэтов, таких как Брюсов, Ахматова, Гумилёв.


  1. Актуализация знаний.

Сегодня говорим о творчестве Хлебникова.

- Назовите основные черты футуризма (коренное отличие взглядов на природу слова и времени, новые формы стиха и т.д.).

- Почему мы начинаем более подробное изучение творчества поэтов-футуристов не с В. Маяковского или братьев Бурлюков, а именно с Велимира Хлебникова? (Хлебников явился основоположником футуризма).

- Вы уже довольно самостоятельные люди и при подготовке урока мы с вами решили создать не совсем обычное для нас занятие, которое включало бы в себя презентацию, то есть представление творчества Хлебникова. По сути перед вами стояла задача создать проект, наметить пути его реализации то есть выбрать руководителей проекта, распределение обязанностей.

Итак, какова же цель нашего урока? (рассказать и проиллюстрировать творчество поэта на основе биографических и исторических фактов, показать своеобразие личности, представить материал, который был бы интересным не только нам, но и гостям).


  1. Основной этап урока.

Представление проекта учащимися.


  1. Закрепление полученных знаний.

Что дало вам выполнение проектных заданий?

Каковы же черты футуризма в творчестве Хлебникова?

Что привлекло вас в творчестве или личности поэта при подготовке к уроку?


  1. Подведение итогов занятия.

Достигнута ли цель урока?


  1. Информация о домашнем задании.

Вам предстоит поработать дома. Выполните письменный анализ какого-нибудь стихотворения, не звучавшего сегодня на уроке. План анализа у вас есть.


Самоанализ урока.


Урок проведен в 11 в классе. Коллектив состоит из 24 человек. Класс возрастной нормы. Тип класса - филологический. Программа по литературе рассчитана на 5 часов в неделю, 170 часов в год, содержит и краеведческий, региональный компонент.

По данным школьного психолога, 1 уровень интеллектуального развития имеют 4 человека, 2 уровень - 9 человек, 3 уровень - 11 человек.

При подготовке урока учитывала разные возможности учеников, поэтому подвела их к коллективному выбору руководителей проекта. Внутри группы обязанности распределялись с учётом возможностей каждого учащегося. Данная форма работы должна способствовать дальнейшей социализации школьников, помогала формировать коммуникативные навыки при работе в группе. Урок строила с учётом данных психолога, учётом индивидуальных возможностей старшеклассников, положения урока в системе занятий.

Урок получения новых знаний, форма - выполнение проекта.

Целями урока были содействие формированию и совершенствовании навыков самостоятельной поисково-исследовательской работы, расширение кругозора, словарного запаса, развитие навыков публичного выступления на основе обработанных материалов (отбор, систематизация, выстраивание стройной системы), воспитание культуры мышления, общения.

Надо признать, что учащимися проделана большая работа.

Первый этап способствовал созданию определённой атмосферы на уроке. На втором этапе проведена подготовка к основному этапу урока, были поставлены цели. Третий этап был построен на основе выполненного домашнего задания. Презентация готовилась учащимися. Группа по подготовке наглядного материала распределили обязанности. Обнаружилось умение как при подготовке основного учебного материала, так и при применении знаний и умений других предметов, в частности, МХК, информатики. При некоторых недочётах, выступление состоялось.

На четвертом этапе мною проанализирована проделанная работа, дана оценка успешности выполнения задания, намечена перспектива дальнейшей работы. На пятом этапе ученики подвели итог занятию.

На шестом этапе было дано домашнее задание. Выполнение его достигается применением имеющихся знаний, умений и навыков школьников.

Были использованы различные методы и формы занятия: словесный, проблемно-поисковый, проектирование, дети работали самостоятельно, в группах и коллективно.

Считаю, что цели урока были достигнуты.

© 2010-2022