Методика и технология образовательной картографии

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика и технология образовательной картографии.

У известного американского писателя Э.Беллами есть рассказ "Остров ясновидцев", в котором описывается следующая ситуация. За три столетия до нашей эры один из парфянских царей изгоняет из своего царства магов и прорицателей, которые оказались более других наделены даром гипноза и телепатии. Их вместе с семьями отправили на Цейлон, но корабль разбился, и маги оказались на необитаемом острове. Через несколько поколений жители острова просто упивались своей новоприобретенной способностью прямого ясновидения, когда вместо несовершенных описаний отдельных мыслей при помощи "неуклюжих слов", появляется возможность общаться посредством передачи картин душевного состояния. У островитян появляется "непреодолимое отвращение к вымученному бессилию языка", о также к "неизбежным искажениям, которые вносят слова при передачи мыслей от одного человека к другому". Но очень скоро, с иронией пишет автор, "интеллектуальный восторг" заметно поубавился, так как обнаружилось, что "весьма желательно хранить информацию о прошлом, а для записи этой информации необходимо обратиться к презренному средству - словам".

Наши материалы для тех, кто "созрел" для того, чтобы перевести состояние собственного "интеллектуального восторга" по поводу профильного обучения и предпрофильной подготовки в знаковую (семиотическую) форму - образовательную карту.

Знак - это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки информации.

Образовательная картография - это технология аналитической и проектной работы, направленная на создание внешней плоскостной формы (модели) реальной действительности.

Технология - это совокупность приёмов, применяемых в каком -либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Индивидуальная образовательная программа - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого участника в образовании. Под личностным потенциалом понимается совокупность его организаторских, познавательных, творческих и иных способностей.

Рефлексия - мыследеятельностный или чувственно переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности. Цели рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности (её смыслы, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты).

Для того, чтобы сформулировать, что такое карта, дайте ответ на следующие вопросы:

 Какие школьные предметы познакомили Вас с картой?

 В каких областях человеческой деятельности применяются карты?

 Вспомните ситуации, где Вы на практике применяли знание карты?

 Какую информацию Вы "считывали" при этом с карты?

Итак, попробуйте дать свое определение: географическая карта - это...

Человек, умеющий прочитать содержание карты найдёт в ней богатейший материал, на описание которого понадобились бы сотни страниц книжного текста.

Что же мы называем географической картой?

Это, очевидно, изображение земной поверхности, всей или её частей (поставьте себе на полях оценку "отлично", если Вы упомянули об этом в своём определении).

Изобразить земную поверхность невозможно в её натуральных размерах, да в этом и нет нужды. Поэтому карты - это всегда уменьшенное изображение (если Вы сказали об этом, Вам - "отлично"). Однако не всякое уменьшенное изображение земной поверхности является картой. Шишкинский или левитановский пейзаж или рериховская горная панорама тоже ведь представляют собой уменьшенное изображение земной поверхности, но никто их картами не называет. Следовательно, не всякое, а только определённое уменьшенное изображение земной поверхности принято называть географической картой. Эта определенность достигается математическими правилами и системой условных обозначений (тоже "отлично"). Карта именно этим отличается от плана местности, но и, конечно, большим охватом территории.

Географическая карта - это уменьшенное обобщённое изображение всей земной поверхности или отдельных её частей на плоскости, построенное по определённым правилам.

О расположении в пространстве и форме объектов карты говорят лучше и точнее любого языка!

Правила построения образовательной карты.

Процесс создания географических карт сложен, требует значительного времени и огромного коллектива людей самых различных специальностей и разной квалификации. Для создания карты используются сложные приборы и механизмы. И, наконец, это процесс достаточно дорогой.

Чтобы создать образовательную карту - "мы пойдём другим путём" (В.И.Ленин)! Но сделаем из выше сказанного очень главный для нас вывод: чем больше людей работает над созданием карты, тем она более сложна в выполнении и более насыщена информацией. Так как каждый участник работы над картой является носителем содержания.

Ввиду того, что любая карта - это модель действительности, договоримся о том, что образовательная карта - это субъективная модель действительности.

Эта хитрость позволит нам преодолеть главное препятствие построения любой карты - математическую основу.

Остановимся на некоторых главных требованиях к образовательной карте:

1. Образовательная карта должна отражать Ваш опыт;

Опыт - мир, фактически данный человеку в явлениях, полученных через восприятие, переживание или деятельность.

2. Образовательная карта должна иметь условную масштабность, то есть большее-меньшее проявление (значение, влияние) объектов, вынесённых на карту. Условность подразумевается субъективностью составляющего карту. Все эти факторы подразумевают выработку собственной единицы масштабирования;

3. Образовательная карта должна иметь собственную систему условных обозначений, это требование обозначим как знаковость;

4. Она должна отвечать правилу картографической генерализации, чтобы карта не превращалась в случайный набор явлений, фактов, объектов или показателей, то есть должен существовать отбор и обобщение содержания, изображение только главных, имеющих существенное значение явлений, фактов, объектов или показателей;

5. Образовательная карта должна быть правильно оформлена, то есть иметь:

 название карты - вверху;

 условные обозначения в специальной рамке - внизу или по правому краю листа (постарайтесь не выносить их на другой лист!);

 собственную цветовую гамму.

Пользуясь картами Приложения 1 определите те из них, которые, по Вашему мнению:

 Отвечают всем требованиям.

 Какая карта перенасыщена объектами (не проведена генерализация)?

 Какая карта не имеет систему условных обозначений (не отвечает требованию знаковости)?

 Какая карта не отвечает требованиям к оформлению?

 Какая из карт, вообще не карта?

Как работать с масштабом?

Масштаб - это степень уменьшения, с которой изображается данная поверхность против её натуральных размеров.

Масштаб - это отношение, показывающее во сколько раз уменьшена каждая линия, нанесённая на карту, против её размеров на местности.

Чем больше степень уменьшения изображенной на карте территории, тем более мелким называют масштаб, и наоборот. Масштаб карты при прочих равных условиях определяет подробность изображения на ней элементов содержания. Чем мельче масштаб карт, то есть чем больше степень уменьшения элементов изображённой на ней территории, тем менее подробно все элементы могут быть изображены. И наоборот, чем крупнее масштаб, тем с большей подробностью и детальностью могут быть показаны на ней элементы её содержания.

Поясним это на примере изображения населенного пункта. Представим себе насёленный пункт, например город, имеющий прямоугольную форму, с размерами 5х3 км, занимающий, следовательно площадь 15 кв.км.

На карте масштаба 1:50 000 (крупный масштаб) он изобразится прямоугольником со сторонами 10х6 см. В этом масштабе можно показать внутри насёлнного пункта не только главные, но и второстепенные улицы, проезды и переулки. Очертания насёленного пункта также могут быть показаны очень подробно. В масштабе 1:1 000 000 (мелкий масштаб) этот насёленный пункт изобразиться прямоугольником 5х3 мм.

Создавая образовательную карту также помните об обхвате "территории". В нашем случае - это тот опыт, который является содержанием карты.

Выработка единицы масштабирования - самый сложный момент создания образовательной карты, так как это единица субъективная.

Выработка единицы масштабирования вызвала появление таких новообразований как: "один слух" - слышал об этом (информированность), "один был" - участвовал, "один серьёзность" - серьёзное явление (факт, объект), "один чел" - по количеству людей, и т.д.

Для того, чтобы понять, что такое единица масштабирования, предлагаем Вам выполнить следующие задания:

Задание простое. Представьте себе, что Вам выпало создать "Карту традиций Вашей семьи". Что в таком случае может стать единицей масштабирования объектов (традиций), вынесенных Вами на карту?

Задание сложное. Предложите Вашей семье поучаствовать в создании такой карты.

Условные знаки и способы их применения.

Любое картографическое изображение, старинное или современное, создавалось при помощи графических знаков и символов опредёленной формы, цвета и размера, расположенных в нужном порядке и сочетаниях и выражающих знания составителей этих карт о местности.

Практически на любой карте можно встретить три группы (слоя) знаков, образующих относительно самостоятельные подсистемы:

 геометрические линии, точки, полигоны, являющиеся своеобразными следами, проекциями видимых графических знаков;

 сами графические знаки разных форм, размеров, цветов (штриховки), которые объясняют содержание карты;

 знаки привычного нам письма, то есть географические названия и пояснения некоторых характеристик объектов на карте.

Пользуясь картами Приложения 1, укажите номера карт, которые имеют знаки привычного нам письма.

Укажите карты, имеющие графические знаки разных форм, размеров, цветов.

Условные знаки - это своеобразный алфавит карты. Перечень всех графических обозначений (знаков), встречающихся на карте, с краткими к ним пояснениями обычно помещается на полях карты, или на свободных местах внутри её рамки. Этот перечень называется легендой карты и служит ключом для раскрытия её содержания, своеобразным словарём, помогающим прочтению карты. Первое правило перед началом работы с картой и чтением её содержания состоит во внимательном изучении легенды карты и логики её построения.

В учебниках по картографированию выделяется 10 способов формирования композиций знаков картографических изображений, которые можно сравнить с формулами правильного выражения смысла языковыми картографическими средствами:

1. Способ значков применяется для указания местоположения объекта, не выражающихся в масштабе карты (значок отдельно стоящего дерева, значки месторождений полезных ископаемых) По своей форме значки могут быть:

 геометрическими (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, в том числе структурные, изменяющихся размеров);

 буквенными (одна или две буквы названия изображаемого объекта или явления);

 картинными, напоминающие рисунком обозначаемые объекты.

2. Способ линейных знаков используется для изображения реки, дороги, границы и т.д.;

3. Способ изолиний применяется для изображения явлений сплошного распространения, имеющих числовое (количественное) выражение (изотермы);

4. Способ качественного фона применяют для выделения по различным признакам однородных в качественном отношении участков (страны на политической карте мира);

5. Способ локализованных диаграмм используется для изображения каких-либо количественных характеристик явлений сплошного распространения в конкретных точках (пунктах) ("роза ветров" в конкретном городе);

6. Точечный способ применяется для показа массовых явлений, рассредоточенных по территории (густота городов на карте плотности населения);

7. Способ ареалов используется для отображения области распространения какого-либо явления, не сплошного по полю карты (ареал распространения животных);

8. Способ знаков движения предназначен для показа различных пространственных перемещений (перелетов птиц, перевозки грузов). В качестве графических знаков используются векторы (стрелки) и ленты (полосы). С помощью стрелок и лент можно показать путь, способ, направление и скорость перемещения явления, а также некоторые другие характеристики (мощность, интенсивность);

9. Способ картодиаграмм используется для показа в виде диаграмм количественных (статических) характеристик явлений в пределах отдельных территориальных единиц;

10. Способ картограмм применяют, как правило, для сравнения относительных показателей интенсивности явления, приуроченных к каким-либо территориальным единицам в целом (средняя плотность, средняя лесистость). .

Опыт образовательной картографии показал пристрастие участников к определенным способам картографических изображений условных знаков. Особо часто встречаются знаки, выполненные способом геометрических значков, линейных знаков, локализованных диаграмм и картодиаграмм, точечным способом, способом качественного фона. Опыт школьной географии чаще всего подсказывает участникам изображение на образовательной карте гор, равнин, островов и архипелагов, рек. Реки - особенно любимый изобразительный элемент образовательной карты. Именно реки позволяют выразить на образовательной карте несвойственную обычной карте функцию - временную!

Используя основные требования к карте, создайте в виде "Реки жизни" карту наиболее важных событий в Вашей жизни за определенный временной промежуток.

Основные приемы картографической генерализации.

Дайте определение картографической генерализации (см. требования к карте).

Основные приемы генерализации включают в себя:

 Отбор картографируемых явлений состоит в исключении с карты - основы тех элементов, которые представляются лишними и ненужными. Сохраняются только те элементы, которые существенны для раскрытия содержания карты. Иногда при этом вводят ценз отбора. Например, на политической карте мира школьного атласа можно показать только столицы государств и города с населением более 1 млн человек.

 Обобщение количественных и качественных признаков заключается в менее подробном показе различий объектов, укрупнении интервалов шкал измерения, а также сокращении качественных различий объектов.

 Упрощение контуров - это схематизация геометрических очертаний (контуров) объектов и явлений, изображаемых на карте.

Какой приём генерализации улучшил бы в Приложении карту N1,2,3?

Типы образовательных карт.

По тематике и содержанию географические карты делят на общегеографические и тематические.

На общегеографических картах показывается всё то, что лежит на местности и может быть выражено в масштабе карты либо служить ориентиром.

В отличие от общегеографических карт на тематических картах обычно раскрывается один сюжет (например, почва или геологическое строение, растительность или население).

Образовательные карты общего содержания давайте условимся называть комплексными. Эти карты могут включать в себя те локальные явления, факты, объекты и даже субъекты, которые отличают Ваш опыт (содержание) от других.

Комплексные карты - это своеобразный "винегрет", где Вы можете указать всё, что Вам хочется. Только не забывайте о генерализации!

Образовательные карты профильного обучения являются тематическими. В нашем опыте такие карты называют "карты на платформе". Эти карты строятся на основе главной фундаментальной идеи, основания, "платформы" какого-либо опыта (содержания).

Проектирования индивидуальной образовательной программы может реализовываться по двум направлениям. Первое направление (в форме групповой работы), отрабатывается в тьюторской практике с учащимися выпускных классов, выбирающих профессию схожего друг с другом профиля (например, экономического, журналистского и т.д).

Данный способ предполагает сначала создание аналитической карты профессиональных ресурсов. Эта карта будет тем полнее, чем выше будет уровень профессиональной компетентности и информированности людей, участвующих в работе по созданию образовательной карты.

Этап проектирования индивидуальной образовательной программы достаточно трудно отрабатывается в работе с учащимися. Первым препятствием здесь является низкий уровень их информированности об особенностях выбранной профессии. Второе препятствие - узость индивидуальных образовательных интересов, которые чаще всего ограничиваются поступлением в конкретный ВУЗ. Третьим препятствием является временной фактор.

Второе направление (в форме индивидуальной работы) предполагает создание в начале определенного временного отрезка "Карты программных дел". Это своеобразное графическое планирование. В конце же этого временного отрезка предполагается создание аналитической "Карты итогов...". Сравнение этих двух карт позволяет скорректировать цели, определиться в дальнейшей индивидуальной образовательной программе.

Выбор приоритетов, сравнительный анализ карт - вот способы тьюторской деятельности на этом этапе.

Выскажите ваши предположения:

1.для чего нужны карты тьютору?

2. для чего нужны карты обучающемуся?

Обязательные элементы «образовательной карты»

1. Общая характеристика образовательной сети района, которая включает в себя перечень образовательных учреждений, особенности их образовательных программ, особенности предпрофильной подготовки и профильного обучения.

2. Расположение образовательных учреждений на карте (схеме 1) района с определенными и прописанными маршрутами движения общественного транспорта, с помощью которых можно доехать до места обучения (с указанием расписания и расстояния).

3. Рубрикация образовательных учреждений по признаку реализуемых профильных образовательных программ с их конкретными адресами.

4. Визитная карточка каждого образовательного учреждения, с указанием полного адреса, номеров телефонов, структуры учреждения, специфики образовательной программы.

А) Характеристика по направлениям специализации, количеству учащихся, кадровому составу педагогов, материально-технической базе, связям с вузами или учреждениями СПО.

Б) Условия зачисления в 10 класс данной школы, реализующей ту или иную профильную программу.

В) Разъяснение прав учащихся, специфику портфолио и т.д.

Г) Программа предпрофильной подготовки с указанием возможного перечня курсов по выбору, факультативов.

Д) Даты проведения открытых дверей данного образовательного учреждения, дни и часы приема посетителей.

Е) Информация о координаторе программы профильного обучения в данной школе (ФИО, телефон).

5. Условия получения профильного образования в других образовательных учреждениях района - НПО, СПО, МУКи, УДО, заочные школы и т.д.

6. Информация о центрах или пунктах профориентации, в которых можно получить соответствующие консультации по оптимизации выбора школьного профиля.

7.Полная информация (ФИО, адрес, телефон, электронный адрес) о работниках районной системы образования, курирующих программы профильного образования и предпрофильной подготовки.



© 2010-2022