- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка на тему Виды сложных преложений
Конспект урока русского языка на тему Виды сложных преложений
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Рогова Р.З. |
Дата | 07.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Методическая разработка
урока русского языка ПМ.01. МДК 01.02 «Русский язык с методикой преподавания
«Виды сложных предложений»
Рогова Рамзия Закиевна, преподаватель русского
языка и литературы,
высшей квалификационной категории
ГАОУ СПО «Нижнекамский
педагогический колледж»
Нижнекамск, 2015.
Учебная тема: Виды сложных предложений.
Духовная тема: Души прекрасные порывы…
Цели: 1. Закрепить знания студентов по теме «Сложное предложение», совершенствовать навыки различения видов сложных предложений, навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях.
2. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, орфографическую и пунктуационную зоркость, навыки классификации сложных предложений; способствовать развитию языкового чутья.
3. Содействовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности обучающихся: толерантности, милосердия, уважительного отношения к окружающему миру.
Методическая цель: продемонстрировать пути и способы интеграции дидактической и духовной темы урока.
Методы и приемы: компьютерные, коммуникативные, языковой анализ и синтез, частично-поисковые, грамматико-орфографическое комментирование, решение грамматико-орфографических задач, создание рефлексивного и креативного полей.
Наглядность и оборудование: интерактивная доска, презентация языкового материала, толковые словари русского языка.
I. Организация начала урока.
1. Приветствие. Объявление темы.
II. Постановка целей и задач урока студентами.
III. Актуализация ЗУН.
Задание №1. Работа над высказыванием Д.И Менделеева: «Знания в руках необлагороженного человека как сабля в руках сумасшедшего».
- Как понимаете значение этих слов? (1 минута)
- Нужны ли знаки препинания в данном предложении?
- Попробуйте превратить это предложение в сложное, опираясь на фрагмент:
Человек, который … , похож на сумасшедшего, размахивающего саблей.
- Дайте синтаксическую характеристику вашего предложения (1 минута).
Самооценивание: задание №1.
IV. Работа по теме урока.
- Какими качествами должен обладать человек, стремящийся к нравственному совершенствованию?
Задание №2. Составление словаря духовно-нравственной тематики по заданному началу.
Бл… , ве… , гу… , до… , ми… , со… , те… , то…
Взаимопроверка по эталону.
- Морфемный анализ данных слов. Самопроверка.
Самооценивание: задание №2.
- Какие чувства испытывает человек, неравнодушный к окружающему миру?
Задание №3. Используя словарь урока, дополните предложения:
Мое сердце ликует, когда (если) …
Мое сердце скорбит, потому что …
- Попробуйте превратить ваши предложения в бессоюзные сложные.
- Поменяйте местами предикативные части, изменятся ли знаки препинания?
Я не могу помочь всем несчастным и одиноким людям - мое сердце скорбит.
Самооценивание: задание №3.
- Как проявляет человек доброту души, благородство духа?
Задание № 4.
- Расставить знаки препинания, выполнить синтаксический анализ.
Человек, познающий свою бессмертную сущность, проявляет это в том, что любит, творит добро, познает мир и людей, он человечен, справедлив». (Ш.А. Амонашвили)
Самооценивание: задание №4.
- Как вы думаете, что важнее в формировании духовности человека - разум или сердце?
Задание № 5. Восстановление деформированного предложения:
Главного, глазами, только, самого, зорко, не увидишь, сердце.
- Определите вид сложного предложения, объясните постановку знаков препинания.
Проверка по эталону: Самого главного глазами не увидишь: зорко только сердце.
- Согласны ли вы с мнением А. Сент-Экзюпери?
Самооценивание: задание №5.
Замечательный поэт С.Я. Маршак в данном четверостишии дает своим читателям некое нравственное напутствие. Попробуйте его восстановить.
Задание № 6. Конструирование стихотворного текста по опорным рифмам:
_______________________________-стыда.
_________________________________-чтите
________________________________-в защите
____________________________без следа.
Познакомьтесь с оригиналом. Расставьте знаки препинания. Прокомментируйте эти строки. Какое напутствие дает нам С.Я. Маршак, актуально ли оно в наши дни?
Старайтесь сохранить тепло стыда…
Все, что вы в мире любите и чтите
Нуждается всегда в его защите
Или исчезнуть может без следа.
Самооценивание: задание №6.
V. Рефлексивно-оценочный этап.
Рассмотрите требования к современному уроку русского языка, выдвигаемые методикой.
1. Взаимосвязь и взаимодействие всех сторон изучаемого языка.
2. Гармоническое соотношение теории и практики.
3. Воспитательная направленность урока.
4. Высокий уровень культуры речи.
5. Обогащение словаря, формирование грамматического строя речи.
6. Внутренняя логика урока. Подчиненность всех звеньев урока его целям.
7. Использование новых достижений дидактики и педагогической психологии.
- Оцените наш урок в соответствии с этими требованиями.
- Оцените свою работу на уроке путем обсуждения в группах, проставьте отметки в оценочные листы.
VI. Информация о домашнем задании: Составить текст-рассуждение (объем 1-1.5 страницы) на тему «Что такое человечность (великодушие, милосердие, толерантность и т.д.)