Конспект урока русского языка на тему Виды сложных преложений

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Татарстан












Методическая разработка

урока русского языка ПМ.01. МДК 01.02 «Русский язык с методикой преподавания

«Виды сложных предложений»







Рогова Рамзия Закиевна, преподаватель русского

языка и литературы,

высшей квалификационной категории

ГАОУ СПО «Нижнекамский

педагогический колледж»





Нижнекамск, 2015.


Учебная тема: Виды сложных предложений.

Духовная тема: Души прекрасные порывы…

Цели: 1. Закрепить знания студентов по теме «Сложное предложение», совершенствовать навыки различения видов сложных предложений, навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях.

2. Развивать навыки языкового анализа и синтеза, орфографическую и пунктуационную зоркость, навыки классификации сложных предложений; способствовать развитию языкового чутья.

3. Содействовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности обучающихся: толерантности, милосердия, уважительного отношения к окружающему миру.

Методическая цель: продемонстрировать пути и способы интеграции дидактической и духовной темы урока.

Методы и приемы: компьютерные, коммуникативные, языковой анализ и синтез, частично-поисковые, грамматико-орфографическое комментирование, решение грамматико-орфографических задач, создание рефлексивного и креативного полей.

Наглядность и оборудование: интерактивная доска, презентация языкового материала, толковые словари русского языка.

I. Организация начала урока.

1. Приветствие. Объявление темы.

II. Постановка целей и задач урока студентами.

III. Актуализация ЗУН.

Задание №1. Работа над высказыванием Д.И Менделеева: «Знания в руках необлагороженного человека как сабля в руках сумасшедшего».

- Как понимаете значение этих слов? (1 минута)

- Нужны ли знаки препинания в данном предложении?

- Попробуйте превратить это предложение в сложное, опираясь на фрагмент:

Человек, который … , похож на сумасшедшего, размахивающего саблей.

- Дайте синтаксическую характеристику вашего предложения (1 минута).

Самооценивание: задание №1.

IV. Работа по теме урока.

- Какими качествами должен обладать человек, стремящийся к нравственному совершенствованию?

Задание №2. Составление словаря духовно-нравственной тематики по заданному началу.

Бл… , ве… , гу… , до… , ми… , со… , те… , то…

Взаимопроверка по эталону.

- Морфемный анализ данных слов. Самопроверка.

Самооценивание: задание №2.

- Какие чувства испытывает человек, неравнодушный к окружающему миру?

Задание №3. Используя словарь урока, дополните предложения:

Мое сердце ликует, когда (если) …

Мое сердце скорбит, потому что …

- Попробуйте превратить ваши предложения в бессоюзные сложные.

- Поменяйте местами предикативные части, изменятся ли знаки препинания?

Я не могу помочь всем несчастным и одиноким людям - мое сердце скорбит.

Самооценивание: задание №3.

- Как проявляет человек доброту души, благородство духа?

Задание № 4.

- Расставить знаки препинания, выполнить синтаксический анализ.

Человек, познающий свою бессмертную сущность, проявляет это в том, что любит, творит добро, познает мир и людей, он человечен, справедлив». (Ш.А. Амонашвили)

Самооценивание: задание №4.

- Как вы думаете, что важнее в формировании духовности человека - разум или сердце?

Задание № 5. Восстановление деформированного предложения:

Главного, глазами, только, самого, зорко, не увидишь, сердце.

- Определите вид сложного предложения, объясните постановку знаков препинания.

Проверка по эталону: Самого главного глазами не увидишь: зорко только сердце.

- Согласны ли вы с мнением А. Сент-Экзюпери?

Самооценивание: задание №5.

Замечательный поэт С.Я. Маршак в данном четверостишии дает своим читателям некое нравственное напутствие. Попробуйте его восстановить.

Задание № 6. Конструирование стихотворного текста по опорным рифмам:

_______________________________-стыда.

_________________________________-чтите

________________________________-в защите

____________________________без следа.

Познакомьтесь с оригиналом. Расставьте знаки препинания. Прокомментируйте эти строки. Какое напутствие дает нам С.Я. Маршак, актуально ли оно в наши дни?

Старайтесь сохранить тепло стыда…

Все, что вы в мире любите и чтите

Нуждается всегда в его защите

Или исчезнуть может без следа.

Самооценивание: задание №6.

V. Рефлексивно-оценочный этап.

Рассмотрите требования к современному уроку русского языка, выдвигаемые методикой.

1. Взаимосвязь и взаимодействие всех сторон изучаемого языка.

2. Гармоническое соотношение теории и практики.

3. Воспитательная направленность урока.

4. Высокий уровень культуры речи.

5. Обогащение словаря, формирование грамматического строя речи.

6. Внутренняя логика урока. Подчиненность всех звеньев урока его целям.

7. Использование новых достижений дидактики и педагогической психологии.

- Оцените наш урок в соответствии с этими требованиями.

- Оцените свою работу на уроке путем обсуждения в группах, проставьте отметки в оценочные листы.

VI. Информация о домашнем задании: Составить текст-рассуждение (объем 1-1.5 страницы) на тему «Что такое человечность (великодушие, милосердие, толерантность и т.д.)





© 2010-2022