- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Исследовательская работа на тему: Рыцарство без времён и границ
Исследовательская работа на тему: Рыцарство без времён и границ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Петрова Т.И. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Школьная научно-практическая конференция «Познанию нет границ»
Исследовательская работа на тему «Рыцарство без времён и границ»
Авторы - учащиеся 5-г класса:
Бардюжа София
Кузнецова Полина
Силкин Данила
Чащин Иван
Шевелёв Артём
Научный руководитель Петрова Т. И.
Тольятти, МБУ СОШ № 58,
2015 год
Мы учимся в пятом классе. На уроке литературы мы прочитали балладу «Кубок» в переводе Василия Андреевича Жуковского, в которой рассказывается о молодом рыцаре, совершившем храбрый поступок и погибшем из-за прихоти короля. Нам захотелось узнать подробнее, кто такие рыцари, каково их происхождение и есть ли современные баллады, повествующие о рыцарских подвигах. Это и стало целью проекта. В процессе работы над проектом появилось название «Рыцарство без времён и народов».
Начиная работу над проектом, мы определили проблемные вопросы:
-
Кто такие рыцари и каково их происхождение?
-
Каковы духовные ценности и человеческие качества рыцарей?
-
Воплощаются ли рыцарские качества в наших современниках?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы поставили перед собой следующие задачи:
-
Изучить теоретический материал по данной теме, используя разные источники информации.
-
Найти примеры рыцарского поведения героев современной русской литературы.
Работа выполнялась в несколько этапов:
-
Организация группы заинтересованных участников и распределение заданий между ними.
-
Изучение теоретического материала, найденного в разных источниках информации.
-
Подобрать и исследовать тексты современных поэтов с примерами рыцарского поведения героев.
-
Используя материалы школьного музея, ознакомиться с биографией Алексея Кутырёва.
-
Подготовить портфолио и презентацию своего проекта.
-
Подготовить защиту проекта.
Владимир Иванович Даль в «Толковом словаре великорусского языка» даёт такое определение слову « рыцарь»: «Рыцарь вообще - конный витязь старины, когда ручной бой, меч и латы решали дело. Это конный латник дворянского сословия, член рыцарского ордена, братства. Честный и твёрдый ратователь за какое-либо дело, самоотверженный заступник».
В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона читаем: «Рыцарь достигает совершенства через овладение своим телом и духом. Он наделён такими качествами, как сила, отвага, нравственное совершенство. Укрепив тело и душу, развив чувства и разум, а также получив образование, рыцарь мог занять надлежащее место во властной иерархии - от барона до короля. Покровителями рыцарства являются святые Михаил и Георгий.
Происхождение рыцарства окутано мраком истории. Первые свидетельства мы получаем от римского историка Тацита, жившего в первом веке нашей эры. В одном месте он описывает, как мальчик становится мужчиной, способным держать в руках оружие: «На лесной поляне все воины германского племени становятся в круг. Все видят друг друга. Вождь племени встаёт в центр круга. Юноша обходит всех воинов, пока не остановится в шаге от вождя. Вождь с большой торжественностью вручает юноше щит и дротик. С этого момента юноша должен забыть о своей матери, он становится полноправным членом общины воинов».
Мы также знаем, что Карл Великий передал своему тринадцатилетнему сыну Людовику щит, что означало переход того в разряд воинов. Эта пышная церемония состоялась в 791 году в Ратисбоне.
В десятом веке усиливается роль церкви до такой степени, что посвящение в рыцари уже не могло состояться без участия священника. Обязательным моментом посвящения в рыцари было освящение рыцарского меча. В ту эпоху, полную веры в чудо, люди не представляли себе жизни без благословления свыше. Даже такие прозаические вещи, как стада и поля, дома нуждались в освящении. Меч, считавшийся инструментом на службе у Бога, в освящении нуждался тем более.
В одиннадцатом веке появилась формула: «Посвящаю тебя в рыцари». Рыцарь был не просто вооружённым воином, но членом рыцарского ордена. Слово «орден», произошедшее от латинского языка, означало социальный класс, где каждый поддерживает друг друга. В двенадцатом веке появляются первые рыцарские ордена: тамплиеры, госпитальеры, Калатрава, Сантьяго, Алькантара.
Крестовые походы позволили рыцарским орденам значительно укрепить свои позиции. В 1098 году была взята Антиохия. В 1099 году крестоносцы овладели Иерусалимом. Это был один из важнейших моментов в истории рыцарства. Там возник орден тамплиеров, названный так в честь иерусалимского храма. Крестоносцы участвовали в походах, сражениях и осадах, проявляя мужество и самоотверженность, но удержать Святую землю им не удалось.
По Европе раздавались песни о героизме рыцарей.
В начале пятнадцатого века начинается упадок рыцарства. Теперь рыцарские доспехи надевались лишь в торжественных случаях или для участия в турнире.
У рыцарей был свой «кодекс чести» - заповеди, которые они должны были неуклонно исполнять. Вот некоторые из них:
- верить в святую церковь и умереть за Христа;
- защищать слабых и беззащитных, вдов и сирот;
- чтить закон и порядок; никогда не вынимать меч для беззакония;
- никогда не отступать в бою: лучше погибнуть, чем прослыть трусом;
- быть справедливым, выполнять свои воинские обязательства, заниматься благотворительностью;
- никогда не лгать, быть верным своему слову;
- быть щедрым - и другие.
Когда мы познакомились с этими заповедями, нам стало ясно, откуда взялись выражения, часто встречающиеся в современном языке: «он настоящий рыцарь», «он поступил по-рыцарски»… Слово «рыцарь» звучит сейчас как метафора. Многие из рыцарских заповедей соответствуют и нашим представлениям о самых достойных качествах человека. Вот тогда у нас и возникла идея обратиться к русским современным балладам и стихотворениям. Литературоведческий словарь даёт такое определение балладе как жанру: «Баллада - это стихотворение с острым сюжетом, основанным на реальных событиях или легендах». Мы отобрали несколько баллад и стихотворений, на наш взгляд, отражающих поистине рыцарское поведение героев. Это три баллады Роберта Ивановича Рождественского и два стихотворения Андрея Дмитриевича Дементьева.
В «Балладе о знамени» говорится о бойце, оставшемся живым после страшного боя, в котором погибли все его однополчане. Израненный, обожжённый, он поднял полковое знамя, обмотал вокруг своего тела и спас святыню , рискуя жизнью и себя считая полком в окруженье вражьем. Необыкновенное мужество и отвагу, верность святыне проявил этот боец.
В «Балладе о красках» читаем о двух братьях, ушедших на войну и оставивших мать ждать и переживать за их жизнь. С честью выдержали они испытание войной, но переживания оставили свой след на всю оставшуюся жизнь. На войну уходили они - один рыжий, как «апельсины на снегу», а другой чёрный, как смоль. А вернулись с войны с волосами одного цвета - седыми.
В «Балладе о матери» воспевается материнская верность. Тридцать лет ждёт мать своего сына с войны, не веря в его смерть.
«Алексей! Алёшенька! Сынок!» - зовёт она сына, увидев его на экране документального кино в момент, когда тот бежит в атаку. И через тридцать лет она продолжает надеяться, что «посреди тревожной тишины постучится сын её с войны».
Стихотворение Андрея Дмитриевича Дементьева «Огромное небо» переносит нас в мирные дни, где тоже есть место проявлению рыцарских качеств. События, описанные в этом стихотворении, по жанру напоминающем балладу, имеют под собой реальную основу. В нём рассказывается о подвиге, совершённом двумя лётчиками, когда они отвели от города вышедший из строя самолёт, чтобы тот не рухнул на жилые кварталы, а сами выпрыгнуть не успели и погибли:
Стрела самолёта рванулась с небес,
И вздрогнул от взрыва берёзовый лес…
Не скоро поляны травой зарастут,
А город подумал: ученья идут.
Это лётчики Борис Капустин и Анатолий Велигура.
Второе стихотворение Дементьева называется «Лебединая верность». Оказывается, и среди птиц «существует понятие» о рыцарской верности. Когда охотник подстрелил одного из пары лебедей, второй, не перенеся одиночества, грянулся о землю и разбился насмерть, не желая жить в разлуке.
В нашем школьном музее есть уголок, посвящённый выпускнику нашей школы Алексею Кутырёву, который посмертно был награждён орденом Мужества. Алёша погиб смертью храбрых, выполняя свой воинский долг во время первой чеченской войны в 1995 году. Его нет в живых уже двадцать лет, а память о нём жива. Этому парню были тоже свойственны настоящие рыцарские качества:
- верность товарищам и воинскому долгу;
- забота о старших и младших. В семье не было отца и заботу о матери, дедушке и младшей сестрёнке он взял на себя;
- в бою он проявил мужество и отвагу, не стал прятаться за спины боевых товарищей, а первым пошёл в атаку, подавая пример остальным.
Таким образом, подводя итог нашему исследованию, мы пришли к выводу, что быть рыцарем в понимании современников значит:
-
Быть верным своему долгу, своим убеждениям, жизненным принципам.
-
Проявлять такие качества, как честность, справедливость, милосердие, готовность прийти на помощь слабому.
-
Готовность к самопожертвованию во имя Родины, во имя святыни, во имя людей, во имя достижения великой цели.
-
Рыцарь никогда не поставит свои интересы выше интересов других людей.
-
Понятие рыцарства не имеет национальности, как не имеет временных и пространственных границ.
-
Быть рыцарем - значит, быть настоящим человеком.
Список использованной литературы:
-
В. И. Даль. «Толковый словарь великорусского языка».
-
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
-
Школьный словарик литературоведческих терминов.
-
Ресурсы интернета.