Исследовательская работа на тему: Рыцарство без времён и границ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школьная научно-практическая конференция «Познанию нет границ»













Исследовательская работа на тему «Рыцарство без времён и границ»






Авторы - учащиеся 5-г класса:

Бардюжа София

Кузнецова Полина

Силкин Данила

Чащин Иван

Шевелёв Артём





Научный руководитель Петрова Т. И.














Тольятти, МБУ СОШ № 58,

2015 год

Мы учимся в пятом классе. На уроке литературы мы прочитали балладу «Кубок» в переводе Василия Андреевича Жуковского, в которой рассказывается о молодом рыцаре, совершившем храбрый поступок и погибшем из-за прихоти короля. Нам захотелось узнать подробнее, кто такие рыцари, каково их происхождение и есть ли современные баллады, повествующие о рыцарских подвигах. Это и стало целью проекта. В процессе работы над проектом появилось название «Рыцарство без времён и народов».

Начиная работу над проектом, мы определили проблемные вопросы:

  1. Кто такие рыцари и каково их происхождение?

  2. Каковы духовные ценности и человеческие качества рыцарей?

  3. Воплощаются ли рыцарские качества в наших современниках?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Изучить теоретический материал по данной теме, используя разные источники информации.

  2. Найти примеры рыцарского поведения героев современной русской литературы.

Работа выполнялась в несколько этапов:

  1. Организация группы заинтересованных участников и распределение заданий между ними.

  2. Изучение теоретического материала, найденного в разных источниках информации.

  3. Подобрать и исследовать тексты современных поэтов с примерами рыцарского поведения героев.

  4. Используя материалы школьного музея, ознакомиться с биографией Алексея Кутырёва.

  5. Подготовить портфолио и презентацию своего проекта.

  6. Подготовить защиту проекта.

Владимир Иванович Даль в «Толковом словаре великорусского языка» даёт такое определение слову « рыцарь»: «Рыцарь вообще - конный витязь старины, когда ручной бой, меч и латы решали дело. Это конный латник дворянского сословия, член рыцарского ордена, братства. Честный и твёрдый ратователь за какое-либо дело, самоотверженный заступник».

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона читаем: «Рыцарь достигает совершенства через овладение своим телом и духом. Он наделён такими качествами, как сила, отвага, нравственное совершенство. Укрепив тело и душу, развив чувства и разум, а также получив образование, рыцарь мог занять надлежащее место во властной иерархии - от барона до короля. Покровителями рыцарства являются святые Михаил и Георгий.

Происхождение рыцарства окутано мраком истории. Первые свидетельства мы получаем от римского историка Тацита, жившего в первом веке нашей эры. В одном месте он описывает, как мальчик становится мужчиной, способным держать в руках оружие: «На лесной поляне все воины германского племени становятся в круг. Все видят друг друга. Вождь племени встаёт в центр круга. Юноша обходит всех воинов, пока не остановится в шаге от вождя. Вождь с большой торжественностью вручает юноше щит и дротик. С этого момента юноша должен забыть о своей матери, он становится полноправным членом общины воинов».

Мы также знаем, что Карл Великий передал своему тринадцатилетнему сыну Людовику щит, что означало переход того в разряд воинов. Эта пышная церемония состоялась в 791 году в Ратисбоне.

В десятом веке усиливается роль церкви до такой степени, что посвящение в рыцари уже не могло состояться без участия священника. Обязательным моментом посвящения в рыцари было освящение рыцарского меча. В ту эпоху, полную веры в чудо, люди не представляли себе жизни без благословления свыше. Даже такие прозаические вещи, как стада и поля, дома нуждались в освящении. Меч, считавшийся инструментом на службе у Бога, в освящении нуждался тем более.

В одиннадцатом веке появилась формула: «Посвящаю тебя в рыцари». Рыцарь был не просто вооружённым воином, но членом рыцарского ордена. Слово «орден», произошедшее от латинского языка, означало социальный класс, где каждый поддерживает друг друга. В двенадцатом веке появляются первые рыцарские ордена: тамплиеры, госпитальеры, Калатрава, Сантьяго, Алькантара.

Крестовые походы позволили рыцарским орденам значительно укрепить свои позиции. В 1098 году была взята Антиохия. В 1099 году крестоносцы овладели Иерусалимом. Это был один из важнейших моментов в истории рыцарства. Там возник орден тамплиеров, названный так в честь иерусалимского храма. Крестоносцы участвовали в походах, сражениях и осадах, проявляя мужество и самоотверженность, но удержать Святую землю им не удалось.

По Европе раздавались песни о героизме рыцарей.

В начале пятнадцатого века начинается упадок рыцарства. Теперь рыцарские доспехи надевались лишь в торжественных случаях или для участия в турнире.

У рыцарей был свой «кодекс чести» - заповеди, которые они должны были неуклонно исполнять. Вот некоторые из них:

- верить в святую церковь и умереть за Христа;

- защищать слабых и беззащитных, вдов и сирот;

- чтить закон и порядок; никогда не вынимать меч для беззакония;

- никогда не отступать в бою: лучше погибнуть, чем прослыть трусом;

- быть справедливым, выполнять свои воинские обязательства, заниматься благотворительностью;

- никогда не лгать, быть верным своему слову;

- быть щедрым - и другие.

Когда мы познакомились с этими заповедями, нам стало ясно, откуда взялись выражения, часто встречающиеся в современном языке: «он настоящий рыцарь», «он поступил по-рыцарски»… Слово «рыцарь» звучит сейчас как метафора. Многие из рыцарских заповедей соответствуют и нашим представлениям о самых достойных качествах человека. Вот тогда у нас и возникла идея обратиться к русским современным балладам и стихотворениям. Литературоведческий словарь даёт такое определение балладе как жанру: «Баллада - это стихотворение с острым сюжетом, основанным на реальных событиях или легендах». Мы отобрали несколько баллад и стихотворений, на наш взгляд, отражающих поистине рыцарское поведение героев. Это три баллады Роберта Ивановича Рождественского и два стихотворения Андрея Дмитриевича Дементьева.

В «Балладе о знамени» говорится о бойце, оставшемся живым после страшного боя, в котором погибли все его однополчане. Израненный, обожжённый, он поднял полковое знамя, обмотал вокруг своего тела и спас святыню , рискуя жизнью и себя считая полком в окруженье вражьем. Необыкновенное мужество и отвагу, верность святыне проявил этот боец.

В «Балладе о красках» читаем о двух братьях, ушедших на войну и оставивших мать ждать и переживать за их жизнь. С честью выдержали они испытание войной, но переживания оставили свой след на всю оставшуюся жизнь. На войну уходили они - один рыжий, как «апельсины на снегу», а другой чёрный, как смоль. А вернулись с войны с волосами одного цвета - седыми.

В «Балладе о матери» воспевается материнская верность. Тридцать лет ждёт мать своего сына с войны, не веря в его смерть.

«Алексей! Алёшенька! Сынок!» - зовёт она сына, увидев его на экране документального кино в момент, когда тот бежит в атаку. И через тридцать лет она продолжает надеяться, что «посреди тревожной тишины постучится сын её с войны».

Стихотворение Андрея Дмитриевича Дементьева «Огромное небо» переносит нас в мирные дни, где тоже есть место проявлению рыцарских качеств. События, описанные в этом стихотворении, по жанру напоминающем балладу, имеют под собой реальную основу. В нём рассказывается о подвиге, совершённом двумя лётчиками, когда они отвели от города вышедший из строя самолёт, чтобы тот не рухнул на жилые кварталы, а сами выпрыгнуть не успели и погибли:

Стрела самолёта рванулась с небес,

И вздрогнул от взрыва берёзовый лес…

Не скоро поляны травой зарастут,

А город подумал: ученья идут.

Это лётчики Борис Капустин и Анатолий Велигура.

Второе стихотворение Дементьева называется «Лебединая верность». Оказывается, и среди птиц «существует понятие» о рыцарской верности. Когда охотник подстрелил одного из пары лебедей, второй, не перенеся одиночества, грянулся о землю и разбился насмерть, не желая жить в разлуке.

В нашем школьном музее есть уголок, посвящённый выпускнику нашей школы Алексею Кутырёву, который посмертно был награждён орденом Мужества. Алёша погиб смертью храбрых, выполняя свой воинский долг во время первой чеченской войны в 1995 году. Его нет в живых уже двадцать лет, а память о нём жива. Этому парню были тоже свойственны настоящие рыцарские качества:

- верность товарищам и воинскому долгу;

- забота о старших и младших. В семье не было отца и заботу о матери, дедушке и младшей сестрёнке он взял на себя;

- в бою он проявил мужество и отвагу, не стал прятаться за спины боевых товарищей, а первым пошёл в атаку, подавая пример остальным.

Таким образом, подводя итог нашему исследованию, мы пришли к выводу, что быть рыцарем в понимании современников значит:

  1. Быть верным своему долгу, своим убеждениям, жизненным принципам.

  2. Проявлять такие качества, как честность, справедливость, милосердие, готовность прийти на помощь слабому.

  3. Готовность к самопожертвованию во имя Родины, во имя святыни, во имя людей, во имя достижения великой цели.

  4. Рыцарь никогда не поставит свои интересы выше интересов других людей.

  5. Понятие рыцарства не имеет национальности, как не имеет временных и пространственных границ.

  6. Быть рыцарем - значит, быть настоящим человеком.





Список использованной литературы:

  1. В. И. Даль. «Толковый словарь великорусского языка».

  2. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

  3. Школьный словарик литературоведческих терминов.

  4. Ресурсы интернета.

© 2010-2022