Конспект урока по литературе Н. Островский «Снегурочка»

Данный урок может быть использован как учителем самопознания, так и учителем литературы.На уроке использовались следующие методы: словесный, наглядно-иллюстративный, музыкальной драматургии, метод проектов, исследовательская работа в группах, творческая работа в парах, репродуктивный анализ. Главная цель- определиться в сущности понятия любви, осмысление понятия «любовь» как духовной ценности. Главная задача урока -воспитывать ценностное отношение к себе и другим, учить выражать свои чувства ра...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок самопознания и литературы

Тема: «Любовь-основа жизни»

(на примере весенней сказки А.Н.Островского «Снегурочка»)

Цель: определиться в сущности понятия любви, осмысление понятия «любовь» как духовной ценности, развитие умения находить связи между художественными образами (на примере весенней сказки А.Н.Островского «Снегурочка»), привитие ребенку желания и интереса выражать и проявлять свои чувства.

Задачи: создавая атмосферу общности и дружелюбия:

  • раскрывать значение понятия «любовь»;

  • развивать стремление любить и радовать окружающих;

  • воспитывать ценностное отношение к себе и другим.

  • учить выражать свои чувства развивать качество - чувствование;

  • помочь осознавать значение сердца и силы, которая живет внутри него.

Форма проведения: интегрированный урок.

Тип урока: урок-обобщение.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, музыкальной драматургии, метод проектов, исследовательская работа в группах, творческая работа в парах, репродуктивный анализ.

Оборудование:

1.Компьютер, магнитофон;

2.Презентации учащихся, рисунки.

Ход урока

«Любовь к родителям-основа всех добродетелей»

Марк Цицерон.

«Любовь - это бесценный дар.
Ты можешь подарить любовь,
И все же она у тебя останется».

Лев Толстой

1. Приветствие.Круг любви. (Учитель самопознания)

- Давайте начнем день с Любви, наполним день Любовью, завершим день с Любовью. А что говорят друг другу любящие люди?

Игра «Комплимент»

2. Сообщение цели. Беседа - работа над понятием «Любовь» (Учитель самопознания)

Любовь, словно солнышко, которое освещает мир. А где живет любовь?

- В сердце.

Наше сердце очень любит слова: "Я люблю тебя".

Кому можно сказать эти слова?

Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

Цель: будем учиться сегодня понимать ценность Любви, строить в своем сердце храм Любви. Будем учиться выражать свои чувства.

1) - Прекрасное слово любовь, может быть вместе попробуем дать определение этому слову, используя эпитеты. (ученики по кругу называют слова: светлая, счастливая, верная, прекрасная, красивая, великая, исцеляющая,могущественная…)
- Спасибо!

2) - А что такое любовь?
- Попробуем ответить на этот вопрос вместе. (Ответы учащихся.)
(Любовь - это радость, печаль, умение отдавать, делиться, понимать сердцем окружающий мир.)

3. Работа с ассоциациями. (Учитель литературы)

Какие ассоциации у вас возникают, когда я говорю слово "Любовь"?

4. Работа с толковым словарем. (Учитель литературы)

Послушайте определение понятия, которое дается в словаре.

Итог:

  • Любовь - большое теплое слово, оно обнимает своими ласковыми руками весь мир. Это самое главное чувство на Земле, во всей Вселенной.

  • Любовью создана вся жизнь.

5.Упражнение «Шкатулка с сюрпризом» (музыка для души) « Все начинается с любви». (Учитель самопознания)

- Я приготовила для вас неожиданный сюрприз. В этой шкатулке находится самое дорогое, что есть на свете. Загляните в неё, и вы увидите, что является самым ценным. (Каждый ребёнок заглядывает в шкатулку и видит своё отражение.)
- Так, что вы увидели? (зеркало)
- А в зеркале вы увидели? (своё отражение, себя)
- Кто удивлён тем, что увидел? Почему? (ответы детей)
- Пока мы не научимся любить себя такими, какими мы есть, нам не суждено любить других людей. Любовь к миру начинается с любви к себе. Любовь начинается в сердце человека, светит в его глазах.

6. Углубление знаний. (Учитель литературы)

Подберите эпитеты, которые помогут красочнее раскрыть это понятие

Любовь - прекрасная, красивая, великая, могущественная, исцеляющая и т.д.

- А кого и что можно любить?

Работа в группах:

Ответ на предложенный вопрос изобразите в схеме или с помощью рисунка.

7. Работа в тетрадях стр.58 (Учитель самопознания)

А какой вы представляете себе любовь? Давайте оживим ее. В образе кого или чего? Дети рисуют в тетрадях, коротко комментируют, кого и почему нарисовали.

8. Игра "Раскрасить любовью"(Учитель самопознания)

(Звучит спокойная музыка).

Настрой: Как вы показываете другим людям, что вы их любите?

Каким образом вы сами понимаете, что вас любят?

Инструкция: Разделитесь, пожалуйста, на пары. Теперь вытяните руки вперед и представьте себе, что они покрыты чудесным цветом любви. Какой цвет вы для себя выберете? Я хочу, чтобы сейчас мы с вами попробовали подарить любовь своим одноклассникам. Для этого вы сейчас "раскрасите" друг друга цветами любви, нежности, добра, ласки. Я покажу, как это можно сделать Учитель подходит по очереди к нескольким учащимся и начинает их "раскрашивать" легкими круговыми движениями рук скользить сверху вниз по голове, плечам, рукам, спине. Растопить льдинки недоверия. Говорит каждому ребенку, какой цвет я для него выбрал.

Затем такие же действия выполняют учащиеся.

Закройте глаза и сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха. Приготовьте ладошки для раскрашивания. Потрите друг о друга. Почувствуйте, как ваши ладошки становятся теплее и теплее. Пока трете ладошки, подумайте, как много любви живет в вашем сердце. (15 сек).

Теперь вытяните ладони вперед и дайте им немного отдохнуть. Почувствуйте, какие они…. Теплые? Слегка покалывают? Теперь пошлите из своего сердца любовь, и пусть она по рукам перетечет в ладони и наполнит их. (15 сек.) Ощутите эту любовь и почувствуйте, как ладони окрашиваются цветом добра, любви, нежности.

Откройте глаза. Тот, кто из вас старше, первым будет раскрашивать младшего. Делайте это под музыку. Положите руки сверху на голову партнера. Если вы действительно окрашиваете его любовью, пошлите ему ласковые и нежные мысли. Представьте, что вы полностью покрываете его выбранным вами цветом любви и добра. Начинайте с головы и спускайтесь ниже. Окрашивайте уши, щеки, затылок. Через плечи спускайтесь по рукам к ладоням. От бедер по ногам переходите к коленям и ступням. (2-3 мин.).

Поменяйтесь ролями. Поблагодарите друг друга.

Анализ упражнения:

  • Что ты чувствовал, когда "окрашивали" тебя?

  • Что чувствовал, когда окрашивал сам?

  • Видел ли тот цвет, в который тебя окрашивали?

  • Испытывал ли ты какие-нибудь ощущения, когда окрашивал?

  • Какие нежные и ласковые мысли ты посылал?

  • Что для тебя было трудно в этой игре?

Вывод: Понравилось дарить любовь? А что приятнее отдавать любовь или получать?

9. Работа с текстом. (Учитель литературы)

Чтение наизусть отрывка « Снегурочка».

• Насколько сильна любовь Мизгиря к Снегурочке? Почему Снегурочка смогла полюбить Мизгиря?

•Как вы думаете, почему Снегурочка, зная о грозящей ей опасности, которую несет любовь, идет ей навстречу?

Притча-быль (учитель литературы)

- Я расскажу вам историю, которая произошла в селе Ново-Раевка. Там очень красивые места: речка, луга… И вот однажды осенью на зимовку летели лебеди. Держались не очень высоко. Может, хотели на луга присесть. Увидел дед Фёдор стаю, взял ружьё и выстрелил наобум. Ранил лебедицу - перебил ей крыло. Дед схватил птицу, внёс в избу. Когда крыло срослось, вынес её во двор, и она ходила с гусями, так и прозимовала. Но крылышко оставалось повисшим. Подошла весна. Птицы стали возвращаться. И вот как-то утром гуси и с ними лебёдушка вышли на луг. А в небе летели лебеди. Закурлыкали. Лебёдушка начала подавать голос, и вдруг из стаи вниз колом пошёл лебедь. Опустился к лебёдушке, и стали они крыльями обнимать друг друга, слепились клюв с клювом. …. (остановка)

- Почему это произошло?

- Как вы считаете, что произойдёт потом?

И умерли вместе. Выяснилось: у обоих был разрыв сердца. Вся деревушка сбегалась смотреть на мёртвых птиц, многие плакали. Расходились с грустью и долго не могли забыть этот случай.

- Чему учит нас эта история?

- О какой любви она нам рассказала? (верной)

10. Творческая деятельность «Лебединая верность» (элементы проектирования) (Учитель самопознания)

Я предлагаю вам сделать своими руками лебедей и написать на них слова любви дорогим вам людям.

(изготовление учащимися оригами - лебедей)

Друзья, учитесь верности у лебедей!
Любите так, как любят эти птицы!
Ведь если взять Вселенную, ни с чем…
Любовь такая не сравнится.
Они не люди, но какая стать,
Какая нежность, преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному Чуду!
Ну как не чудо? Ведь всегда вдвоем,
Крылом к крылу. В красивом оперенье
Они скользят по чистому пруду. Божественны!
Остановись мгновенье! А преданность?
Ведь если роковой наступит час - один погибнет,
То жить не станет и другой, он тоже этот мир покинет.
Вот так плывут по жизни, по воде
Два нежных, преданных творенья!
Учитесь верности у лебедей!
Храните жизни чудные мгновенья!

- Ребята, подарите этих грациозных нежных птиц тем, кому вы любите больше всего на свете.

- Любите и будьте любимы - это бесценный дар. Если мы правильно распоряжаемся этим даром, мы можем найти свое место в жизни и быть счастливыми. Пусть эти птицы принесут вам счастье.

11. Рефлексия (учитель литературы)

Написание на сердечках синквейна. Тема: «Любовь», «Снегурочка»

Круг «От сердца к сердцу»

«Свеча любви»
Любовь сравнивается с огнем, который горит в сердце.
Представьте себе, что любовь в нашем сердце подобна свече.
Давайте зажжем свечу любви.
Посмотрите, огонь разгорается…все ярче и ярче.
Нам передается его тепло.
Этот свет заполняет все пространство вокруг.
Нам хорошо вместе и мы любим друг друга.

- Давайте мысленно произнесём слова любви друг другу.

(По кругу дети передают свечу)

В народе бытует легенда, что огонь очищает мысли и чувства человека, принося в сердце мир, покой, добро, гармонию. Я желаю вам, мои дорогие ребята, чтобы вы в своей жизни могли сами определить жизненные приоритеты, всегда поддерживали своих родных и близких, помогали знакомым и незнакомым людям. Зажигали в их сердцах искры Любви, Добра и Мира.

- Спасибо за урок.

Домашнее задание.

Самопознание: подарите сердечки со своими стихами тому, кого вы всех больше любите. Придите домой, и очень внимательно посмотрите на свою маму, ласково, нежно поцелуйте ее, погладьте ее золотые руки. Пошлите ей любовь своего сердца.

Литература: написать сочинение на тему «Любовь-основа жизни» (на примере весенней сказки «Снегурочка»)



Учитель русского языка и литературыСШ№7 г.Костаная Нургалиева А.Ж.



© 2010-2022