Урок по русскому языку для 2 класс по теме «Антонимы»

Конспект открытого урока по русскому языку , который проводился во 2 классе , тема « Антонимы» Урок-обобщение представлений обучающихся о словах противоположных по значению, знакомство с новым понятием «антоним», По типу урока-это урок открытия нового знания, при использовании проблемно-диалогической технологии, Целью данного урока является: создание  условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ.В своей деятельности ведущей я выбрала  технологию проблемно-диалогического обучения.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка 2 класс « Антонимы»

Цель урока: обобщение представлений обучающихся о словах противоположных по значению, знакомство с новым понятием «антоним», расширить представления учащихся об антонимах, формировать умение подбора слов с противоположным значением.

Формирование регулятивных УУД: умения планировать, контролировать и оценивать действия.

Задачи:

1. развивать способности коллективного планирования, контроля и оценки действий(совместных действий) в процессе деятельности в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации;

2. формировать интерес к творческой(практической) работе;

3. развивать умения определять цель, выдвигать версии, планировать деятельность;

4. формировать навыки работы по плану.

5. развивать умение оценивать степень успешности достижения цели по критериям и результату.

Формирование коммуникативных УУД:

Задачи:

1. умение работать в паре,

2. умение излагать своё мнение;

3. умение участвовать в диалоге;

4. умение понимать и принимать позицию другого;

6. использовать речевые средства;

7. предотвращать и преодолевать конфликты.

Формирование познавательных УУД:

Задачи:

1. Систематизировать и углубить представления о синонимах,антонимах,

2. Развивать умение находить и выделять антонимы, при решении учебной задачи формировать навыки работы с новой информацией

3. Продолжить работу по формированию мыслительных операций: умения анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать;

Формирование личностных УУД:

Задачи:

1. строить отношения со сверстниками

2. пользоваться правилами поведения;

3. осознавать и называть свои личные качества;

4. признавать свои успехи и неудачи.











Ход урока

Этапы, содержание

Действия детей

1

2.












3.




4.




5.



















6.

7.










8.

Орг.момент

Актуализация изученного

Раздел «СЛОВО»

Учитель о важности слова ( позитивный настрой)

- спросить определение слова у детей.


Подведение к новой теме.

Диалог детей.

Автор,бегемот и гиппопотам.

Гиппопотама бегемот однажды повстречал:

- Вы кто?- спросил

- Я бегемот,- гиппопотам сказал.

Тут возмутился бегемот:

- Кто я ж тогда такой?

- А вы, - ему ответил тот,- гиппопотам простой.

Гиппопотаму бегемот сказал:

- Вы просто лжец!

С гиппопотамом бегемот рассорился в конец.

Они уже который год

И здесь шумят и там.

Все не решат

- кто бегемот?

-А кто гиппопотам?

- Что привело к ссоре двух этих персонажей?

- Как называются такие слова? В чем особенность таких слов?

СЛАЙД №1

БЕГЕМОТ


ГИППОПОТАМ

Постановка учебной проблемы.

- анологично подобрать синонимическую пару к каждому слову, соединив стрелками.

ПРОБЛЕМА: злой- добрый

Это синонимы? Обоснуйте ответ.


Формулирование проблемы, планирование деятельности.

- Какой возникает вопрос? Что предстоит выяснить на уроке?


Совместное составление схемы, плана действий

СЛОВА « НАОБОРОТ» - ______________

Значение -? условие -? место обитания- ?

Поиск решения,наблюдение,открытие нового

Сценка. Двое ребят.

Дело было вечером, делать было нечего.

1.- Ну и жара!

2.-Да ты что! Холод то какой!

1.-А ты что сегодня такой кислый?

2.- А ты что сладкий что ли?

1.- Нет, я бодрый. Слушай, а что это мы все спорим и спорим?

2. - Да это не мы, это слова наши спорят. Кстати , а интересные пары получились : жара-холод, кислый - сладкий. Слова- спорщики, ну как мы с тобой.

Учитель: что же это за слова такие - спорщики?

Можно назвать их синонимами?

Почему.?

Знакомство с их научным названием в Учебнике на с 62. Тема урока.

Обратимся к нашему живому словарику, который расскажет как образовалось и что обозначает слово АНТОНИМЫ


Возврат к схеме. Дополняем.

АНТОНИМЫ

Противоположные условие- ? место обитания-?

по значению

- На доске СЛАЙДЫ 4,5,6,7

Низкий- высокий

- Эту пару можно назвать антонимами, докажите.

Веселый- грустный

День- ночь

Записать в тетрадь.

Юг- северный

ПРОБЛЕМА: Юг- северный

- Эту пару можно назвать антонимами, докажите.

Учитель: в решение данной проблемы нам поможет учебник на с 62 правило, в нем говорится об условии, при котором можно установить антоним это или нет.

Чтение самостоятельное правила с 62.

СЛАЙД 8

Бежит-стоит

- Это антонимы? Обоснуйте ответ.

- Какое соблюдается условие.

Возврат к схеме. АНТОНИМЫ

Противопол.знач. отвечают место обит-?

на один вопрос

Физминутка. Игра» НАОБОРОТ»

Развитие умений, применение новых знаний.

- Наблюдение за местом обитания антонимов

Работа по парам

Карточки . 2 предложения:

  1. Пословица

  2. Загадка

Задание: подчеркнуть антонимы , обосновать свой выбор.

Определение антонимов на слух.

Песня Кота Леопольда.

-Где же употребляются антонимы и какую роль играют?

Возврат к схеме.

АНТОНИМЫ

Противопол. Отвечают пословицы,

По знач на один вопрос загадки,

Песни…

- Коллективная работа. Наблюдение за ролью антонимов в русском языке.

НА доске: Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжелые чёрные тучи.

- Какое настроение передает текст?

У некоторых детей карточки с антонимами:

Тёплый, ясный, солнечная, легкие, белые, облака.

Заменить выделенные слова. А теперь как изменилось настроение? Что этому способствовало? Какую роль играют в русском языке антонимы?

Д/ з--- аналогичное Уч. С 62, упр 4

Итог урока.

Вернуться на 1 СЛАЙД к проблеме в начале урока

- А сейчас мы можем сказать, почему пара слов злой-добрый не являются синонимами? Как называются такие слова?

РЕФЛЕКСИЯ

Дерево и листочки на доске






- единица языка

- имеет лексич.значение

- бывают однозначн. И многозначн






- незнание , что в русском языке существуют слова- синонимы




СЛАЙД 2

Бегемот скорый

Быстрый плакать

Рыдать добрый

злой гиппопотам

ДА, тк отвечают на один вопрос

НЕТ, тк не близки по значению


Есть новые слова в рус.языке, отличные от синонимов, надо узнать о них побольше.







СЛАЙД 3

Жара-холод

Кислый - сладкий


( Состоит из двух частей , приставка АНТИ- с древнегреческого обозначает противоположность, ОНИМА- имя ,название) Вот и получается противоположное название




- противоположное значение


Рассуждения детей:

ДА, т.к. противоположное значение

НЕТ, т.к. разные вопросы.



Противоположное значение, отвечают на один и тот же вопрос





В пословицах, загадках, песнях… а также в сказках, в названиях произведений, рассказах и тд





Необходимы для сравнения,


© 2010-2022