Мастерская построения знаний по литературе. Комплексный анализ текста Традиционная культура

Технология французских творческих мастерских прочно завоевала одно из ведущих мест в системе уроков предметов гуманитарного цикла.Несмотря на наличие алгоритма построения мастерских, ни одно занятие не похоже на другое.В первую очередь потому,что кроме результата внешнего(текстов,презентаций,коллажей) обязательно в наличие результат внутренний.Он,наверное,наиболее важный.если исходить из принципа данной технологии:Нет плохих учеников! Всегда работают все ,мотивация происходит ненавязчиво и уже к...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Болотина Ольга Федоровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории,

МБОУ « СОШ №1 имени Героя Советского Союза Каманина Н.П. г.Меленки»



Мастерская построения знаний.

«ПОРТРЕТ»


(Русский язык 7 класс)

Цель:

Продемонстрировать умение создания текста на основе полученных знаний.

Задачи:

-уметь составлять описание внешности человека через

характерные черты;

-использовать для составления текста художественные

средства выразительности языка;

-формировать умение сотрудничать при работе в

группах.











Ход мастерской.

1.Создание ситуации общения. Индуктор.

Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь ему. А он улыбнулся вам? Что изменилось у него в лице, когда вы ему улыбнулись?

Нарисуйте рамку , а в ней нарисуйте (или напишите), что в лице друга бросается вам в глаза?

Можем мы считать , что перед нами портрет вашего друга?(нет)

А что не хватает? Что мы упустили? (Веселые глаза, светлые волосы, улыбка, брови, сдвинутые к переносице и.т.д -это есть отличительные черты)

2.Самоконструкция.

Итак, что же обозначает слово портрет? (Запись самостоятельного представления)

(Запись на доске «портрет литературного героя»)

Литературоведческий словарь: портрет - одно из средств характеристики герояю. Описание лица, фигуры, выражения лица, мимики, позы, походки, жестов, одежды, общего впечатления и индивидуальных способностей, в которых проявляется характер.

3.Составление кластера.

Портрет

Изображение наружности человека

Одно из средств характеристики героев

Мастерская построения знаний по литературе.Комплексный анализ текста Традиционная культура

4.Работа с культурным аналогом.

На столе разложены иллюстрации, открытки с изображением людей (Веласкес, Гойя, Ренуар-Государственный Эрмитаж)

Что первым бросается нам при взгляде на них? Какая же самая выразительная деталь во внешности человека? (Глаза, улыбка)

«Глаза-это зеркало души» (Л.Н.Толстой)

«Улыбка скажет о человеке все: добр или зол, умен или нет, красив ли - все скажет»(Л.Н.Толстой)

5.Само - и социоконструкция.

1.Озаглавьте словами «глаза»и «взгляд» два столбика.

Напишите слова ассоциации.

Глаза

взгляд

Улыбка

Большие

Радостный

Нежная

Круглые

Смеющийся

Добрая

Зеленые

Открытый

Радостная

Красивые

Добрый

Открытая

Опущенный

Чистая

Лукавый

Широкая

2.Выделите главное слово в каждом столбце.

3.Составьте предложение, с выделенными словами, осложнив их причастными оборотами.

4.Выберите в группе лучшее предложение.(запись на доске)

Глубокие глаза, смотревшие на меня, напоминали мне звезды.

Радостный взгляд, обращенный на меня, заставил меня улыбаться.

Мне нравится человек, дарящий окружающим широкую улыбку.

6.Самоконструкция.

Дома вы подбирали тексты, в которых дается портрет литературного персонажа. Давайте озвучим описание понравившиеся вам.(чтение текстов)

Выписать понравившиеся словосочетания.

7.Работа с культурным аналогом.

Общая работа с текстом.(На доске записан)

Настенька была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и чистые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик был чистенький и глядел вверх.(М.Пришвин)

-Можно ли портрету судить, как автор относится к своим героям?

-Каковы особенности языка в художественном описании?

Эпитеты: золотая курочка

Метафоры:волосы отливали золотом

Уменьшительно- ласкательные слова:Настенька, курочка, чистенький

Сравнения: крупные веснушки как золотые монетки, Настенька как золотая

курочка

-Какова основная задача художественного описания?

(Показать индивидуальные черты через детали)

-Можно ли портрету судить о социальном положении персонажей?

(Да, через одежду, прическу, аксессуары)

Попробуйте составить вопросы по данной теме занятия:

-Что могут рассказать глаза?

-Почему человек улыбается?

-Всегда ли взгляд говорит о характере человека?

8.Рефлексия:

-Что узнали нового для себя?

-Кому хочется сказать «спасибо» за хорошие мысли?

Домашнее задание

Написать сочинение «Мой друг»

Тема: Традиционная культура

Комплексный анализ текста

Урок русского языка в 8 классе.

Цель урока: формирование ценностных ориентаций

посредством копмлексного анализа текста.

Задачи: -продемонстрировать умение вычленять основную мысль текста, определять стиль речи, тип текста, аргументировать высказывания;

-использовать знания по русскому языку, полученные по теме:» Второстепенные члены предложения»,

-формировать четкую позицию значимости нравственных категорий в жизни человека.

Ход занятия.

На доске записаны слова.

«Любовь и согласие между родственниками давали начало любви за пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего собственных родных, трудно ждать уважения к другим людям, к соседям по деревне, по волости, по уезду».

В.Белов.

I.Учитель читает эпиграф к занятию вслух.

-Можете ли вы предложить, о чем пойдет наш разговор сегодня?

/доме,семье,согласии/

-Эти слова являются синомичными?

/да/

Продолжите этот ряд.

Дом-семья-родные-родина.

-что в вашем понятии представляет слово дом?

-Составьте словосочетание с данным словом.

/добрый дом

Теплый дом

Хлебосольный дом

Родной дом/

II.А сейчас мы обратимся к статье А.Ивановой.

/Чтение статьи/

III.Работа с текстом

-Какую проблему поднимает данный текст?

/смысл семьи, иерархия семейной жизни/

-Чем являются слова дом,изба,двор,дворище?

/синонимами/

-Чем отличаются этим слова друг от друга?

/стилевой окраской/.

-Итак, мы уже говорили, что семья,род,родина-синонимы.

В какое понятие они входят.

/подтвердите текстом/.

Традиционная культура.

Это и есть тема нашего урока

Задание: дайте лексическое значение данных слов

Традиционная культура

Повторяющиеся это конценрированный

Устойчивые организованный опыт

События, явления, человека

Принципы и т.д. /культурологический

Словарь/.

IV.Возвращаемся к работе с текстом.

1)Докажите, что перед нами текст публицистического стиля.

-раскрываются вопросы нравственного характера;

-текст воздействует на читателей;

-приводятся примеры пословиц;

-проблема рассматривается всесторонне.

2)Определите тип текста/рассуждения/.

3)Разбейте его на абзацы, озаглавьте их.

/работа на доске;

Всем - выбрать пословицу и объяснить её/.

Примерный вариант плана:

1Дом семейный союз.

2Основные человеческие ценности .

3Поддержка семьи церковью, распределение обязанностей.

4.» семейная лестница»

4)Найдите в I абзаце прямые и косвенные дополнения.

Признаки их.

5)Охарактеризуйте следующие словосочетания с точки зрения второстепенных членов предложения.

Мастерская построения знаний по литературе.Комплексный анализ текста Традиционная культура

Основные человеческие ценности

Крестьянская семья

/ согласно определения/.

6) Объясните постановку знаков препинания в следующих предложениях.


  1. Без хозяина дом - сирота.

  2. Главной помощницей мужу, его правой рукой по дому была жена - большуха, старшая, во всём подчиняющаяся ему.

7) Выпишите слова, относящиеся к дому и семье:

Семейный союз

Семья уподабливалась церковному клиру

Семейная лестница

V. Межпредметные связи.

В каких художественных произведениях нашли отражение данные вопросы, темы.

А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

ВЫВОД: Исходя из содержания текста, самое главное для человека- семья, его дом, в котором несет человек свои вкусы, нравы, мысли, а значит, культуру народа, русскую традиционную культуру.

РЕФЛЕКСИЯ:

- Что узнал нового?

- Что изменилось в моем представлении?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Используя воображения и жизненный опыт, напишите сочинение на тему: / по выбору учащегося/

1. Что может быть выше любви?

2. Человеческие ценности в моем понимании.




Приложение №1.

Статья А.Ивановой (из серии статей о народных верованиях, обрядах и фолклоре, опубликованных в 1997 - 1998 гг в журнале русская словесность).

Дом, изба, двор, дворище, печище … казалось бы, говорящие об одном и том же, приведенные слова тем не менее отличаются смысловыми оттенками и в котором можно укрыться от дождя, холода и прочих бед, другие, помимо этого, указывают на семейный союз, в нем проживающий, что с наибольшей очевидностью декларируют песни, исполняемые во время святочного обхода дворов, известного во многих областях России как колядование.

/…/ Господинов двор посередь Москве.

Посередь Москве на живом мосту,

Во первом - то терема златоверховые;

Во втором - то терему красно

В третьем - то терему часты звездочки.

Млад светил месяц - то хозяин наш,

Красно солнушко - то хозяюшка,

Часты звездочки - малы деточки /…/

Сказанное объясняет, почему понятие СЕМЬЯ, РОД стали одними из ключевых в русской традиционной культуре и семантически пересекались с другими ( не менее значимыми) - ДОМ, РОДИНА.

Издревле в России с семьей связывались основные человеческие ценности, а человек, так и не сумевший обзавестись семейством, именовался бездомным и бездольным (см.пословицы : «И в раю тошно жить одному», «Семейная каша погуще кипит», «Одна головня и в поле гаснет, а две дымяться», «Без мужа, что без головы, без жены, что без ума» и др.). По этой причине в общественной жизни холостые лишались ряда привилегий, о чем красноречиво свидетельствуют следующие фрагменты из писем крестьян XIX в., проживающих в Ярославской и Орловской губерниях: «Неженатый не считается у нас настоящим крестьянином. На него смотрят отчасти с сожалением, как на нечто нецельное, очтасти с презрением»; «Холостому быть хозяином общество запрещает».

В народной среде трепетное отношение к семье поддерживалось священнослужителями, почитавшими ее за «малую» церковь, что зафиксировано в ряде пословиц (« Жена мужу пластырь, муж жене пастырь», «Муж в дому, что глава (крест) на церкви») и в обычае домашних молебствий перед принятием пищи или на сон грядущий, которым обыкновенно руководило с семейный старейшина. Таким образом, и, в определенном смысле семья уподабливалась церковному клиру, в котором права и обязанности были строго распределены в зависимости от возраста и сана ( характерным, с этой точки зрения, следует признать именование средневековой семьи, основанной на уставных отношениях, изложенных в документе XVI в. « Домострое», патриархальной).

Упорядочению отношений между членами большой крестьянской семьи способствовала ее сложная иерархическая стратификация - своего рода «семейная лестница», в которой права и обязанности каждого определялись занимаемой им «ступенью».

Во главе семьи стоял старший мужчина - БОЛЬШАК, НАБОЛЬШОЙ, СТАРШОЙ.

Именно он имел право решающего голоса во всех семейных делах ( распределение работ по членам семьи, купля, продажа, уход на заработки и пр.) и представлял свой род на мирской сельской сходке (см. пословицы: «Всякий дом хозяином держится», « Дом красится хозяином», «Без хозяина дом - сирота»).

Главной помощницей мужу, его правой рукой по дому была жена - БОЛЬШУХА, СТАРШАЯ, во всем подчиняющаяся ему. Такие жены рассматривались в народе как залог семейного благополучия, поскольку в этом случае исчезали поводы для семейных ссор, а «где мир да лад, там и Божья благодать»(ср.: «Умная жена, нищему сума», «От плохой жены состареешся, от хорошей помолодеешь», «Добрую жену взять - ни скуки, ни горя не знать»).




ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Капитонова В.

8 а класс.

Человеческие ценности в моем понимании.

Все мы обладаем многими человеческими ценностями, кто - то одними, кто - то другими.

Есть много человеческих ценностей: любовь, доброта, творчество, счастье.

«Любовь - это самый верный свидетель моего существования «. Так пел Высоцкий.

Например, я люблю этого человека, потому что она красивая. Но есть тысячи более красивых людей, почему я остановился именно на ней? Я люблю ее, потому что она умная. Но разве за это любят? Я люблю ее, потому что она богатая. Но это уже совсем не серьезная причина любить. Любят не за что - то; любят, потому что.

Иногда можно услышать, как один юноша говорит другому: «За что ты ее полюбил, она ведь такая некрасивая?» На что другой мог ответить: «Ты слеп, у тебя нет глаз, которыми ты можешь увидеть ее божественную красоту, которая открыта мне».

Другое качество - счастье. Никто не знает точно, что такое счастье, и разные люди понимают его по - разному. Наиболее распространенная точка зрения подменяет счастье удовольствием.

Удовольствие - это имитация счастья.

Другая человеческая ценность - творчество. Когда мы говорим о творчестве, то имеем в виду великих людей \ художников, учителей. Однако каждый человек занимается своим творчеством. Кто - то рисует, кто - то сочиняет.

Творчество - это образ жизни человека.

Все человеческие ценности важны. Их нужно уважать, приобретать. И мир будет ярче, красочней.


Шаманиной М.

8 /а/ класс

Что может быть больше любви?

Что может быть больше любви? Мне на этот вопрос ответить очень сложно. Наверное, нельзя дать однозначного определения любви, так же, как и счастье. Я думаю, представление о любви для каждого разное. Все зависит от моральных ценностей каждого индивидуума. Иногда любовь бывает незаметной, она тихо дремлет в тебе и негромко поет. Это удивительные мгновения, и их нужно уметь обнаружить. Из таких крохотных осколочков и состоит жизнь. Почему, например, старость выглядит так по - разному? Один пожилой человек вечно в суете, заботах, ему интересно жить, он торопится обменяться с жизнью впечатлениями, он выглядит молодо, от него заряжаешься здоровой энергией. А другой - пенсионер в вечной зависти к молодости, что ничего не успел, не доделал, не достроил, не долюбил. А кто мешает делать это сейчас?

Ведь годы идут , ты ещё живешь! Ушла молодость и зрелость, пришла мудрая, добрая старость. Почему одних стариков любят, других нет? Одного увидишь на улице и влюбляешься, а от другого бежишь, сломя голову. Любовь доступна в любом возрасте. Насколько богат внутренний мир человека, настолько и разнообразно ощущение любви описать понятие «любви» невозможно, можно описать ощущения, чувства, состояние. Ощущение любви может выражаться едва заметно, когда посмотришь в глаза человека, а они излучают радость восторг. Или же когда человек способен полететь, взмыть к облакам, обнять всю землю.



Хлыстовой О.

8 класс.

Что может быть выше любви?

Многие писатели и поэты в своих произведениях писали про любовь, как про самое высокое чувство на свете. Они считали, что любовь нельзя сравнить ни с дружбой, ни с преданностью, ни с одним другим чувством. И поэтому я считаю, что выше любви не может быть ничего. Как сказал А.Блок: «Только влюбленный имеет право на звание человека». Наверно, На Земле нет ни одного человека, который бы в своей никого не любил. Все мы любим своих родителей, сестер, братьев и, наконец, Родину. Вдохновившись идеалом любви, мы пишем стихи, музыку, обогащая этом человеческую культуру. Правда, любовь - это не только белая полоса в жизни, но и черная.

Иногда любовь причиняет человеку очень много горя. Мне невольно вспоминается рассказ. Тургенева «Му му». В этом рассказе Герасиму пришлось переживать много несчастья из - за того, что он был настоящим человеком. Герасим сумел полюбить. И таких произведений тысячи.

Без любви не было бы ни стихов, ни фильмов, ни музыки. Так что выше любви нет и не может быть ничего. Так будем же благодарными жизни и судьбе за то, что на свете есть любовь. ДИчему, например, старость выглядиттак по - разному?ить. Из таких крохотных осколочков и состоит жизнь. а.

ы для семейных ссор,

© 2010-2022