- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Работа над сценарием по произведениям русской классики
Работа над сценарием по произведениям русской классики
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шахматова В.В. |
Дата | 28.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Как мы писали сценарий.
Предложение принять участие в конкурсе, посвящённом М.Ю. Лермонтову, вызвало некоторую растерянность. Творчество поэта изучают в основном в рамках школьной программы. У нас же на лирику и роман отводится всего 4(!) учебных часа: вспомнили, повторили, двинулись дальше… А тут конкурс, который требует погружения не только в роман, стихи, но и в личную жизнь Лермонтова! Решили попробовать организовать коллективную работу над проектом «Создаём сценарий». Опыт подобной работы был: в конкурсе «ЛИРА» каждая учебная группа получала тему и готовила сценку-представление, но всё проходило в стенах одного образовательного отделения, а тут…
Определили три этапа.
1.Подготовительный.
1.Общая анкета.
2.Отбор идей, предложений, эпизодов.
3.Подбор стихов.
4.Вырианты музыкального сопровождения.
5.Иллюстрации и картинки для презентации.
6.Соединение всего накопленного в единое целое.
II.Творческая мастерская «Создаём сценарий».
Сформировалась группа ребят, которые заинтересовались предложением быть соавторами небольшой пьесы по мотивам романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Сценарий «писали» методом «мозгового штурма»: каждый предлагал своё видение, свою линию поведения героев и свою трактовку сценического образа. Это самый интересный этап: спорили, доказывали, обижались, принимали решение и тут же отвергали, но в конечном счёте приходили к единому мнению. Материалы этих обсуждений (в обработанном, конечно, виде) вошли в эссе.
III.Репетиции.
Репетировать оказалось сложнее, чем обсуждать. Никто из ребят раньше на сцене не стоял и тайн сценического мастерства не постигал. Соединить текст, презентацию и музыку казалось из серии невозможного. Отдельная история - костюмы и манеры. Это же два века назад! Другое тысячелетие! Другой ритм… Однако текст Лермонтова и чувства героев не могли оставить равнодушных. И пусть получилось не так профессионально, как хотелось, но через призму времени ребята всё-таки почувствовали душу поэта.
Подготовка и создание творческой группы.
Анкета. (Мы предложили её студентам 1 курса СПО)
1.Вспомни название повестей, входящих в роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
2.Как звали главного героя романа? Какая черта характера героя привлекает, а какая отталкивает?
3.Какой эпизод из романа особенно запомнился или произвёл впечатление?
4.Какое стихотворение М.Ю. Лермонтова тебе нравится больше всего?
5.Какие стихи поэта могли бы быть включены в роман? Кратко объясни, почему.
Ответы просматривались и сортировались по следующими номинациям:
1.Есть идея! 2.Есть эпизод! 3.Есть предложение! 4.Есть стихотворение! 5.Что-то в этом есть!
По рекомендациям преподавателей выделили небольшую группу ребят, готовых к обсуждению проекта «Создаём сценарий».
Параллельно идёт подбор материала для презентации - декорации (картины Кавказа, портреты и т.д.), а также музыки.
Работа над проектом «Создаём сценарий» - процесс творческий и трудоёмкий. Здесь главное - никого не обидеть и в тоже время не идти на поводу: каждый из участников защищает «свой макет» и имеет право оценить чужой. Окончательный выбор эпизода для сценки через тайное голосование.
Встреча Печорина с Верой в повести «Княжна Мери» оказалась в числе победителей. На ней и остановились.
Стихи, фрагменты из писем и воспоминаний Акима Шан-Гирея, музыка - все эти дополнения ложились уже на выбранный эпизод в ходе работы. Над одним только названием думали целую неделю! В результате был создан сценарий маленькой пьесы под названием «И сердце любит и страдает…» (строки из стихотворения М.Ю. Лермонтова).
«И сердце любит и страдает…»
(фрагмент из романа «Герой нашего времени», повесть «Княжна Мери»)
Ведущий:
Есть речи - значенье
В них трепет
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слёзы разлуки,
В них трепет свиданья.
Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Рождённое слово…
(На сцене Печорин и Вернер играют в шахматы)
От автора (голос за кадром):
Из журнала Печорина: Ныне зашёл ко мне доктор; его имя Вернер…
(на сцене Печорин и Вернер играют в шахматы)
Печорин - Продолжайте, доктор?
Вернер - Да я, кажется, всё сказал… Да! Вот ещё: княжна Лиговская, кажется, любит рассуждать о чувствах, страстях и проч…
Печорин - Вы никого у них не видали сегодня?
Вернер (потягиваясь) - Напротив, был один адъютант, один натянутый гвардеец и какая-то дама из новоприезжих… (оживляясь) Не встретили ль вы её у колодца? - она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке чёрная родинка: её лицо меня поразило своей выразительностью.
Печорин - Родинка! Неужели?
Вернер - Она вам знакома !..
(на экране портрет В.А. Лопухиной)
От автора (голос за кадром):
Будучи студентом, он был страстно влюблён… в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную Варвару Александровну Лопухину… Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно… (Из воспоминаний Акима Шан-Гирея - троюродного брата поэта)
(звучит музыка)
Печорин - Я её не видал ещё, но уверен, узнаю в вашем портрете одну женщину, которую любил в старину… (волнуясь от воспоминаний):
Она не гордая красою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых…
Однако все её движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
(На экране иллюстрации картин М.Ю. Лермонтова «Кавказ»)
От автора (голос за кадром):
Из журнала Печорина: Сегодня я встал поздно; прихожу к колодцу - никого уже нет. Становится жарко; белые мохнатые тучки быстро бежали от снеговых гор, обещая грозу; голова Машука дымилась, как загашенный факел; кругом его вились и ползали, как змеи, серые клочки облаков, задержанные в своём стремлении и будто зацепившиеся за колючий его кустарник. Воздух был наполнен электричеством. Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот; мне было грустно. Я думал о той молодой женщине с родинкой на щеке, про которую говорил мне доктор…
(на экране - портрет В. Лопухиной в виде испанской монахини)
Печорин (вглядываясь в портрет) - Зачем она здесь? И она ли? И почему я думаю, что это она? И почему я даже так в этом уверен? Мало ли женщин с родинками на щеках?..
У ног других не забывал
Я взор твоих очей;
Любя других, я лишь страдал
Любовью прежних дней;
Так, память, демон-властелин,
Всё будит старину.
И я твержу один, один:
Люблю, люблю одну!..
(входит Вера)
Печорин - Вера!
Вера (вздрогнула и побледнела) - Я знала, что вы здесь…
Печорин - Мы давно не виделись…
Вера (задумчиво) - Давно…
Печорин (в сторону) - Расстались мы, но твой портрет
Я на груди моей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
И, новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный - всё храм,
Кумир поверженный - всё Бог…
(обращаясь к Вере) - Мы давно не виделись…
Вера - Давно, и переменились оба во многом!
Печорин - Стало быть, уж ты меня не любишь?..
Вера - Я замужем!..
(музыкальный фрагмент)
От автора (за кадром):
Мы играли в шахматы, человек подал письмо. Мишель начал его читать, но вдруг побледнел; я испугался и хотел спросить, что такое, но он, подавая мне письмо, сказал: «вот новость - прочти». И вышел из комнаты. Это было известие о предстоящем замужестве В.А. Лопухиной.
Аким Шан - Гирей. 1835 год. Весна. Петербург.
Печорин (с горькой иронией) - Что ж он молод, хорош, особенно, верно богат. И ты боишься...
Вера (почти шепотом) - Скажи мне, тебе очень весело мучить меня? С тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий…
Печорин - Может быть, ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…
(музыкальный фрагмент)
Ведущий:
Они любили друг друга так долго и нежно,
С тоской глубокой и страстью
безумно-мятежной
Но, как враги, избегали признанья и встречи,
И были пусты и хладны их краткие речи.
Они расстались в безмолвном и гордом
страданье
И милый образ во сне лишь порою видали.
И смерть пришла: наступило за гробом
свиданье…
Но в мире ином друг друга они не узнали. (1841)
(Завершающие музыкальные аккорды)
Литература и музыка.
1.М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» - ч.2, «Княжна Мери».
2.Стихотворения М.Ю. Лермонтова:
«Она не гордой красотою…» 1832г.
«У ног других не забывал…» 1831г.
«Есть речи - значенье…» 1839г.
«Они любили друг друга…» 1841г.
«Расстались мы, но твой портрет…»
3.Выдержки из воспоминаний троюродного брата поэта Аким Шан- Гирея.
4. Музыкальные фрагменты:
- А. Хачатурян Вальс из музыки к драме «Маскарад»
- Э. Григ «Песня Сольвейг»
- Людвиг Ван Бетховен «Лунная соната»