Работа над сценарием по произведениям русской классики

              Кажется, совсем недавно прошли торжества, посвященные дню рождения М.Ю. Лермонтова. Мне хочется рассказать, как вместе с ребятами мы писали сценарий по роману "Герой нашего времени",  точнее по одному фрагменту, взятому из повести "Княжна Мэри". Творчество поэта изучают в основном в рамках школьной программы. У нас же в формате колледжа на лирику и роман отводится всего 4(!) учебных часа: вспомнили, повторили, двинулись дальше… А тут конкурс, который требует погружения не только в...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как мы писали сценарий.

Предложение принять участие в конкурсе, посвящённом М.Ю. Лермонтову, вызвало некоторую растерянность. Творчество поэта изучают в основном в рамках школьной программы. У нас же на лирику и роман отводится всего 4(!) учебных часа: вспомнили, повторили, двинулись дальше… А тут конкурс, который требует погружения не только в роман, стихи, но и в личную жизнь Лермонтова! Решили попробовать организовать коллективную работу над проектом «Создаём сценарий». Опыт подобной работы был: в конкурсе «ЛИРА» каждая учебная группа получала тему и готовила сценку-представление, но всё проходило в стенах одного образовательного отделения, а тут…

Определили три этапа.

1.Подготовительный.

1.Общая анкета.

2.Отбор идей, предложений, эпизодов.

3.Подбор стихов.

4.Вырианты музыкального сопровождения.

5.Иллюстрации и картинки для презентации.

6.Соединение всего накопленного в единое целое.

II.Творческая мастерская «Создаём сценарий».

Сформировалась группа ребят, которые заинтересовались предложением быть соавторами небольшой пьесы по мотивам романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Сценарий «писали» методом «мозгового штурма»: каждый предлагал своё видение, свою линию поведения героев и свою трактовку сценического образа. Это самый интересный этап: спорили, доказывали, обижались, принимали решение и тут же отвергали, но в конечном счёте приходили к единому мнению. Материалы этих обсуждений (в обработанном, конечно, виде) вошли в эссе.

III.Репетиции.

Репетировать оказалось сложнее, чем обсуждать. Никто из ребят раньше на сцене не стоял и тайн сценического мастерства не постигал. Соединить текст, презентацию и музыку казалось из серии невозможного. Отдельная история - костюмы и манеры. Это же два века назад! Другое тысячелетие! Другой ритм… Однако текст Лермонтова и чувства героев не могли оставить равнодушных. И пусть получилось не так профессионально, как хотелось, но через призму времени ребята всё-таки почувствовали душу поэта.

Подготовка и создание творческой группы.

Анкета. (Мы предложили её студентам 1 курса СПО)

1.Вспомни название повестей, входящих в роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

2.Как звали главного героя романа? Какая черта характера героя привлекает, а какая отталкивает?

3.Какой эпизод из романа особенно запомнился или произвёл впечатление?

4.Какое стихотворение М.Ю. Лермонтова тебе нравится больше всего?

5.Какие стихи поэта могли бы быть включены в роман? Кратко объясни, почему.

Ответы просматривались и сортировались по следующими номинациям:

1.Есть идея! 2.Есть эпизод! 3.Есть предложение! 4.Есть стихотворение! 5.Что-то в этом есть!

По рекомендациям преподавателей выделили небольшую группу ребят, готовых к обсуждению проекта «Создаём сценарий».

Параллельно идёт подбор материала для презентации - декорации (картины Кавказа, портреты и т.д.), а также музыки.

Работа над проектом «Создаём сценарий» - процесс творческий и трудоёмкий. Здесь главное - никого не обидеть и в тоже время не идти на поводу: каждый из участников защищает «свой макет» и имеет право оценить чужой. Окончательный выбор эпизода для сценки через тайное голосование.

Встреча Печорина с Верой в повести «Княжна Мери» оказалась в числе победителей. На ней и остановились.

Стихи, фрагменты из писем и воспоминаний Акима Шан-Гирея, музыка - все эти дополнения ложились уже на выбранный эпизод в ходе работы. Над одним только названием думали целую неделю! В результате был создан сценарий маленькой пьесы под названием «И сердце любит и страдает…» (строки из стихотворения М.Ю. Лермонтова).

«И сердце любит и страдает…»

(фрагмент из романа «Герой нашего времени», повесть «Княжна Мери»)

Ведущий:

Есть речи - значенье

В них трепет

Темно иль ничтожно,

Но им без волненья

Внимать невозможно.

Как полны их звуки

Безумством желанья!

В них слёзы разлуки,

В них трепет свиданья.

Не встретит ответа

Средь шума мирского

Из пламя и света

Рождённое слово…

(На сцене Печорин и Вернер играют в шахматы)

От автора (голос за кадром):

Из журнала Печорина: Ныне зашёл ко мне доктор; его имя Вернер…

(на сцене Печорин и Вернер играют в шахматы)

Печорин - Продолжайте, доктор?

Вернер - Да я, кажется, всё сказал… Да! Вот ещё: княжна Лиговская, кажется, любит рассуждать о чувствах, страстях и проч…

Печорин - Вы никого у них не видали сегодня?

Вернер (потягиваясь) - Напротив, был один адъютант, один натянутый гвардеец и какая-то дама из новоприезжих… (оживляясь) Не встретили ль вы её у колодца? - она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке чёрная родинка: её лицо меня поразило своей выразительностью.

Печорин - Родинка! Неужели?

Вернер - Она вам знакома !..

(на экране портрет В.А. Лопухиной)

От автора (голос за кадром):

Будучи студентом, он был страстно влюблён… в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную Варвару Александровну Лопухину… Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно… (Из воспоминаний Акима Шан-Гирея - троюродного брата поэта)

(звучит музыка)

Печорин - Я её не видал ещё, но уверен, узнаю в вашем портрете одну женщину, которую любил в старину… (волнуясь от воспоминаний):

Она не гордая красою

Прельщает юношей живых,

Она не водит за собою

Толпу вздыхателей немых…

Однако все её движенья,

Улыбки, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья,

Так полны чудной простоты.

Но голос душу проникает,

Как вспоминанье лучших дней,

И сердце любит и страдает,

Почти стыдясь любви своей.

(На экране иллюстрации картин М.Ю. Лермонтова «Кавказ»)

От автора (голос за кадром):

Из журнала Печорина: Сегодня я встал поздно; прихожу к колодцу - никого уже нет. Становится жарко; белые мохнатые тучки быстро бежали от снеговых гор, обещая грозу; голова Машука дымилась, как загашенный факел; кругом его вились и ползали, как змеи, серые клочки облаков, задержанные в своём стремлении и будто зацепившиеся за колючий его кустарник. Воздух был наполнен электричеством. Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот; мне было грустно. Я думал о той молодой женщине с родинкой на щеке, про которую говорил мне доктор…

(на экране - портрет В. Лопухиной в виде испанской монахини)

Печорин (вглядываясь в портрет) - Зачем она здесь? И она ли? И почему я думаю, что это она? И почему я даже так в этом уверен? Мало ли женщин с родинками на щеках?..

У ног других не забывал

Я взор твоих очей;

Любя других, я лишь страдал

Любовью прежних дней;

Так, память, демон-властелин,

Всё будит старину.

И я твержу один, один:

Люблю, люблю одну!..

(входит Вера)

Печорин - Вера!

Вера (вздрогнула и побледнела) - Я знала, что вы здесь…

Печорин - Мы давно не виделись…

Вера (задумчиво) - Давно…

Печорин (в сторону) - Расстались мы, но твой портрет

Я на груди моей храню:

Как бледный призрак лучших лет,

Он душу радует мою.



И, новым преданный страстям,

Я разлюбить его не мог:

Так храм оставленный - всё храм,

Кумир поверженный - всё Бог…

(обращаясь к Вере) - Мы давно не виделись…

Вера - Давно, и переменились оба во многом!

Печорин - Стало быть, уж ты меня не любишь?..

Вера - Я замужем!..

(музыкальный фрагмент)

От автора (за кадром):

Мы играли в шахматы, человек подал письмо. Мишель начал его читать, но вдруг побледнел; я испугался и хотел спросить, что такое, но он, подавая мне письмо, сказал: «вот новость - прочти». И вышел из комнаты. Это было известие о предстоящем замужестве В.А. Лопухиной.

Аким Шан - Гирей. 1835 год. Весна. Петербург.

Печорин (с горькой иронией) - Что ж он молод, хорош, особенно, верно богат. И ты боишься...

Вера (почти шепотом) - Скажи мне, тебе очень весело мучить меня? С тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий…

Печорин - Может быть, ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…

(музыкальный фрагмент)

Ведущий:

Они любили друг друга так долго и нежно,

С тоской глубокой и страстью

безумно-мятежной

Но, как враги, избегали признанья и встречи,

И были пусты и хладны их краткие речи.

Они расстались в безмолвном и гордом

страданье

И милый образ во сне лишь порою видали.

И смерть пришла: наступило за гробом

свиданье…

Но в мире ином друг друга они не узнали. (1841)

(Завершающие музыкальные аккорды)

Литература и музыка.

1.М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» - ч.2, «Княжна Мери».

2.Стихотворения М.Ю. Лермонтова:

«Она не гордой красотою…» 1832г.

«У ног других не забывал…» 1831г.

«Есть речи - значенье…» 1839г.

«Они любили друг друга…» 1841г.

«Расстались мы, но твой портрет…»

3.Выдержки из воспоминаний троюродного брата поэта Аким Шан- Гирея.

4. Музыкальные фрагменты:

- А. Хачатурян Вальс из музыки к драме «Маскарад»

- Э. Григ «Песня Сольвейг»

- Людвиг Ван Бетховен «Лунная соната»



© 2010-2022