Урок русского языка на тему: Прошедшее время глагола

Для успешного решения задачи по формированию грамотного письма целесообразно на уроках русского языка использовать игровые задания для развития познавательных действий. Например: игра "Третий лишний", "Что общего?"и другие. Для развития коммуникативных действий предлагаю одно-два задания для выполнения в парах или группах. В целях формирования адекватной оценки предлагаю включать в урок самооценку и оценку работы других учащихся в классе.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа: «Перспектива»

Предмет: русский язык

Класс: 3

Учебное пособие: учебник русского языка для 3 класса Климанова Л. Ф., Бабушкина Т.В.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формы работы: фронтальная, парная.

Тема урока: Прошедшее время глагола.

Цель урока: Учить находить глагол прошедшего времени по вопросу; познакомить с суффиксом глаголов в прошедшем времени; совершенствовать орфографические навыки; развивать мышление, монологическую речь.

Планируемые результаты:

Предметные:

- выделять глаголы среди других частей речи, определять морфологические признаки, изменять форму слова;

- находить суффикс - л - у глаголов прошедшего времени.

Личностные:

  • проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

  • оценивать свои достижения и трудности.

Метапредметные:

регулятивные

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки;

познавательные

  • сравнивать, классифицировать, преобразовывать слова по указанным признакам;

  • использовать знако-символические средства при выделении суффикса;

  • делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные

  • слушать и понимает речь других;

  • учиться работать в паре.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник по русскому языку, презентация, карточки с заданиями для парной работы.

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1. Самоопределение к деятельности

( 2 мин)

Организационный момент

Учитель формирует интерес к предмету, получению знаний.

Мотивирует учащихся на работу.

-Мы продолжаем изучать, открывать тайны нашего великого могучего русского языка.

- Как вы думаете, можно знать всё на свете?

-А если нельзя знать, может быть не стоит и учиться?

- Чтобы много знать, нужно каждый день узнавать что-то новое.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Настройка на плодотворную работу.

личностные: самоопределение

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

( 6 мин)

Выявляет уровень знаний в блиц - опросе.

Проводит игру» Третий лишний» на подведение к теме урока и постановку цели.

- С какой частью речи мы работали на последних уроках? (Глагол).

- Сейчас ребята давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

Блиц - опрос

Прочитайте и закончите высказывания.

Глагол - это……..

Глаголы отвечают на вопросы…….

Глаголы обозначают……..

Глаголы бывают ……. времени.

Подберите подходящие высказывания:

Глаголы настоящего времени обозначают действия,

которые совершаются сейчас,

в настоящий момент.

Глаголы прошедшего времени обозначают действия,

которые совершались в прошлом.

Глаголы будущего времени обозначают действия, которые

будут совершаться в будущем.

Игра «Третий лишний».
- Тему сегодняшнего урока нам подскажет игра « Третий лишний».
- Прочитайте слова:
Читает, читаю, читал.
-Какое слово лишнее?
- Кто назовёт тему урока? (Глаголы прошедшего времени).

- Чему будем учиться на уроке?

( Будем учиться выделять глаголы прошедшего времени.)

Минутка чистописания.

Назовите букву, которая состоит из элементов: (и)


Отвечают на вопросы.




Читают и определяют лишнее слово в данном ряду, доказывают по каким признакам исключают.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

регулятивные: целеполагание

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

познавательные: логические - анализ объекта с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи ( 6 мин)

Создаёт проблемную ситуацию.

- Посмотрите, как радует нас природа! Прочитайте стихотворение.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
- Какое задание можно предложить к тексту? ( Выписать глаголы прошедшего времени.)

- А как найти в тексте глаголы прошедшего времени? (задать вопросы)

Поиск глаголов комментированное письмо.

Дохнул, завыл, пришла, рассыпалась, повисла, легла.

Определяют особенность глаголов прошедшего времени: суффикс -л-.

познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

4. Первичное усвоение новых знаний

( 10 мин)

Учитель управляет поисковой деятельностью, наблюдает со стороны за ходом работы в парах, помогает.

Что заметили в записи глаголов прошедшего времени? (-л-)

Чтение правила в учебнике и сравнение с выводом.

с 66

- что нового узнали о глаголах прошедшего времени? (глаголы прошедшего времени чаще всего имеют суффикс -л-)

Приведите примеры.


Физминутка

Учащиеся делают вывод о изменении глаголов прошедшего времени.

Чтение правила.

регулятивные: планирование, прогнозирование

познавательные - моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство

коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление

( 8 мин)

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Упражнение 120 с 67

Помогать - (что делал?) помогал.

Ухаживать - (что делал?) ухаживал.

Узнавать - (что делал?) узнавал.

Смотреть - (что делал?) смотрел.

Спрашивать - (что делал?) спрашивал.

Ходить - (что делал?) ходил.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух, выделяют суффиксы .

регулятивные: контроль, оценка, коррекция

познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция

6. Самостоятельная работа ( 10 мин)

с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний.

Упражнение 119 с 66

Поборола, подняла, покрыл, рассыпались.

Тест. (работа в парах)

Найди глагол:

  • белизна

  • белый

  • белить

Найди глагол прошедшего времени:

  • идёт

  • пошёл

  • пойдёт

На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

  • Что делаем?

  • Что делала?

  • Что сделает?

  • Что делаете?

  • Что делаешь?

  • Что делал?

  • Что будет делать?

Проверка, самооценка.

Кто сделал тест без ошибок?

Кто допустил несколько ошибок?

Кто не справился с заданием?

Кто работал дружно в паре?

Самостоятельная работа.

Осуществляют самопроверку, пошагового сравнения с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение; коммуникативные: работа в парах.

7. Рефлексия деятельности

( 3 мин)

Организует рефлексию.

-Какие глаголы учились находить в тексте сегодня на уроке?

-Какую особенность имеют эти глаголы?

-Какое задание было интересно выполнять?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия


© 2010-2022