Доклад на тему «Изучение отношений педагогов и школьников в учебном процессе»

Доклад подготовлен для выступления на педсовете«Изучение отношений педагогов и школьников в учебном процессе».   В докладе исследуются те обстоятельства, которые влияют на то, как складываются отношения педагогоа со школьниками.Исследования показали, что этими факторами являются:атмосфера в школе, стиль и тон жизни, школьные традиции, а главное-психолого- педагогическая эрудиция учителя, стремление анализировать и регулировать эти отношения.   В докладе названы методики изучения отношений педаго...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






.

ДОКЛАД НА ТЕМУ «ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГОВ И ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»







Изучение взаимоотношений педагогов с учащимися - процесс длительный, сложный, но необходимый и обязательный в работе каждого педагога. Не зная реальных отношений, нельзя правильно определить характер взаимодействия с воспитанниками. Изучив эти взаимоотношения, педагог создаёт условия, при которых происходит формирование действительно гуманистических отношений, владеет необходимыми методами сбора информации, умеет эту информацию обработать, проанализировать. Эти мысли утверждал К.Д.Ушинский. В предисловии к своему труду «Человек как предмет воспитания» он писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». К этому сегодня мы можем добавить: ребёнка нужно не только узнать, но и правильно сформировать отношения педагога с учащимися в учебном процессе и внеурочное время.

На отношения педагогов и школьников существенное влияние оказывают: 1) атмосфера в школе, 2)стиль и тон её жизни, её традиции. Сформировавшийся стиль жизни как бы задаёт определённый тип отношений.

В развитии отношений педагогов со школьниками не последнее место при надлежит мастерству учителя, его компетентности, умению строить и регулировать отношения. Психолого-педагогическая эрудиция позволяет педагогу вовремя зафиксировать нежелательные тенденции в отношениях, выяснить их причины, выбрать наиболее оптимальные пути для их устранения, откорректировать своё собственное поведение, отрегулировать отношения учащихся с коллегами, друг с другом , с родителями. Некомпетентный же педагог не только не регулирует отношения, а усугубляет их низким уровнем своей работы. Следовательно: не любая организация взаимодействия педагога с учащимися способствует гуманизации отношений педагогов и учащихся. А какая же способствует?

1)Личностно-значимое взаимодействие, то есть формирование отношений взаимной веры, свободы выбора, взаимного уважения, помощи, сопереживания.

2)Необходимо специальное педагогическое внимание к отношениям, которые формируются между педагогом и учащимся.

3)Сохраняющаяся система отношений, в которой роли педагогов и школьников строго распределены, вступают в противоречие с социальными требованиями сегодняшнего дня. Вот почему для педагога важно уметь изучать реальную систему отношений и выявлять противоречия в ней.

Как же изучать отношения педагогов и учащихся?

Существуют различные методики:

1)метод наблюдения;

2)метод незаконченных предложений. Например:

А)Сотрудничество педагогов и учащихся-это…

Б)Я ценю в людях…

В)Быть современным учителем - это значит…

Г)Более всего я ценю в учителе…

Д) В нашей школе мне больше всего нравится…

Е)В наши уроки я бы включил…

Метод сочинения. Примерные темы:

А) Я и моя школа.

Б) Я и мои учителя.

В) Если бы я был учителем.

Г) Если бы я был классным руководителем.

Эти методики позволяют определить, какие стороны деятельности классного руководителя выделяют учащиеся, какие формы и способы работы они оценивают положительно или отрицательно и почему. Я обследовала с помощью этих методик 4 класса (58 человек) и получила результат:

Оптимальные черты учителя:

1)чувство юмора -51 человек

2)в меру строгий -48 человек

3)Объективность, справедливость -37 человек

4)душевная чуткость, открытость -29 человек

5)вселенское терпение -21 человек

6)знание психологии - 18 человек

7)сдержанность, самообладание - 16 человек

8)мудрость - 16 человек

9)уважение к ученикам - 14 человек

10)требовательность - 11 человек

11) общительность -7 человек

Итак, информация есть. Полученную информацию можно обсудить с педагогами и самими учащимися. Это заставит ребят о многом задуматься. Полученную информацию можно использовать для улучшения реальной ситуации.


© 2010-2022