Конспект по русскому языку на тему Словообразование (6 класс)

Урок-закрепление по теме "Словообразование" построен на основе работы в группах, командиры групп - сильные учащиеся.Смена видов деятельности,творческие задания помогают активизировать работу детей на уроке. Они проявляют самостоятельность, отстаивают свою точку зрения, оценивают работу товарищей.Составление синквейна, морфемный разбор сложных слов, работа со схемами, наблюдения за словами с одним и тем же корнем (корни-омонимы), синтаксический разбор предложения, взятого в качестве эпиграфа к ур...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок в 6 классе 18.10.2014 г.

Учитель МБОУ - СОШ с. Малиновка Аркадакского района Саратовской области

Чикомазова Н.В.

Тема "Путешествие в словообразование".

Цель: систематизировать, закрепить и проконтролировать знания, полученные по словообразованию в 6 классе.

Оборудование: ТСО: проектор, компьютер; раздаточный материал: карточки и маршрутные листы

Технологии: ИКТ, ЗСТ: смена видов деятельности, физкультминутка

Класс разделен по группам - 2 группы. Группы сформированы учителем. В каждой группе есть сильные и слабые учащиеся. "Командиры" групп - сильные учащиеся.

Эпиграф: Если знаешь части слова, то напишешь их толково

Ход урока

  1. Учитель.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Мы друг к другу повернемся

И, конечно, улыбнемся.

Пожелаю вам, друзья,

Я ни пуха ни пера!

Ребята! Запишите число и классная работа в тетради.

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Какое это предложение? Как вы понимаете это высказывание?

  1. Синтаксический разбор предложения (эпиграф)

Морфемный разбор слов ЗНАЕШЬ, ТОЛКОВО (на доске 2 чел)

Помогает ли при разборе знание частей речи?

Какой раздел мы изучили?

Проверим ваше лингвистическое здоровье, смекалку умение быстро работать.

  • Что такое словообразование?

  • Что такое морфема? (Это значимая часть слова.)

  • Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.)

  • Какие морфемы используются для образования новых слов, а какие для изменения форм слова? (Для образования новых слов используются приставка и суффикс, для изменения форм слова - окончание)

  • Назовите способы русского словообразования. (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ с соединительной гласной, сложение основ без соединительной гласной, переход из одной части речи речи в другую, сложение сокращённых основ)

  • Какие морфемы почти одинаковы, за исключением небольшой детали? (приставка и суффикс различаются местоположением по отношению к корню)

Мы знакомы с этим учебным материалом? Чем будем заниматься сегодня на уроке? (дети формулируют цели)

  1. Я предлагаю вам послушать этюд "Душа слова" и угадать о какой части слова идет речь.

Встретились части речи на стали рассказывать о себе:

"Слово в моем представлении - это живое существо. Оно может обижаться, сердиться, радоваться, подобно человеку. Слово может менять свой характер и облик. У него есть сердце - это Я. Как вы думаете, какая часть слова может называть себя сердцем слова? (корень) Почему? (в корне заключено лексическое значение слова)

Другая часть слова сказала: "Я голова слова! Я все время думаю, как помочь сердцу слова лучше выразить значение слова. А если впереди встану Я , много становится ясным: пришел, пошел, зашел, обошел… Вот что значит слово "с головой"!". Какая часть слова может считаться головой слова?

" А Я - это руки! Да, волшебные руки! Я могу все! Изменить размер и рост! Со мной не просто дом, а маленький домик, домишко, или огромный домина, домище! Правда, здорово? Маленький, да удаленький !" - продолжала хвастаться часть слова. Что это за часть слова? (суффикс)

Последняя часть слова грустно промолвила: "А что же такое Я? Смысла не изменяю, значит, я только одежда? Как ни "нарядить" слово, все равно оно будет обозначать то же самое".

" Зато ты помогаешь спастись слову от одиночества. Был один товарищ - появились товарищи", - успокоили ее другие части слова. "Сколько нас, самых разных! Что ж, слова, как и мы, люди, стремятся разнообразно и модно одеваться", - продолжила часть слова. Какую часть слова можно считать "одеждой" слова?

  • Итак, почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями слова?

  1. Я предлагаю вам решить шарады. Ваша задача - собрать слово и объяснить его правописание.

Командам раздаются карточки

Корень извлечь из ПРЕДЛОЖЕНИЯ не сложно,
Приставка в ИЗДАТЬ хранится надёжно,
Суффикс в ЧЕРЧЕНИИ ясно услышишь,
На уроке пишешь.
(Изложение)

Корень тот же, что в слове ЧИНИТЬ
Приставка взята из слова СОТРУДНИК

Суффикс и окончание из слова РВЕНИЕ
(Сочинение)



  1. Физкультминутка

    Ходит Суффикс по дорожке
    И играет на гармошке…
    Вот домишко. Это домик.
    Где-то здесь гуляет гномик.
    Вот домище великана,
    Великана Истукана…
    Побежали от него,
    чтоб не тронул никого!!!

    ходьба на месте 3-4 сек.
    руки перед грудью, рывки руками
    наклониться, разогнуться
    повороты головы
    подняться на носочки, руки вверх,
    потянуться
    бег на месте 2-3 сек.

  2. Работа с однокоренными словами, выпишите однокоренные слова

Молвил слон, подставив бок:
Прислонись ко мне, сынок?
Прислонясь к слону, слонёнок
Отдохнул, набрал силёнок,
И задолго до луны
Дальше двинулись слоны.
(Я. Козловский)

Дождик льёт - кругом вода,
Мокнут столб и провода.
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода,
От бегущих быстрых вод
Задрожал водоотвод.
(Л. Яхин)

- Вы кто такие?
- Я - гусь, это - гусыня, это наши гусята. А ты кто?
- А я ваша тётя - гусеница.



  1. Творческое задание

Предлагается на каждую словообразовательную модель придумать слова.

̚ ᵔ ˄□ ̚ ᵔ ˄□ ˄



  1. Синквейн

Синквейн - это пятистрочная строфа.

1-я строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; ПРИСТАВКА

2-я строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие; ЗНАЧИМАЯ, ВАЖНАЯ

3-я строка - три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; СЛУЖИТ,ОБРАЗУЕТ, ИЗМЕНЯЕТ

4-я строка - короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; СТОИТ в НАЧАЛЕ СЛОВА

5-я строка - синоним ключевого слова (существительное) МОРФЕМА

  1. Физминутка

  2. Работа индивидуальная

Морфемный разбор сложных слов

Расти, горбыль, обуваться, детвора, наелся, пастух, пекарня, мошкара,

Получил радость

УЗНАЛ НОВОЕрасположились, снегирь, дубрава, лиловатый, себялюбец, рукав

НаучилсяРефлексия



Я

УДИВИЛСЯ





Расстроился

Ничего не понял





© 2010-2022