- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по стихотворению Некрасова Железная дорога
Урок по стихотворению Некрасова Железная дорога
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Колесникова Л.А. |
Дата | 25.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Народ- труженик в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»
Цель:1)На материале стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога» формировать представление о народе как созидателе духовных и материальных ценностей.
Показать двойственность чувств поэта: страдание за народ и гордость за его свершения.
2)Развивать навыки аналитического чтения, составления плана, анализа фрагмента поэтического текста; обучать приёмам рассуждения, сопоставления; развивать творческие способности детей.
3)Воспитывать уважение к человеку труда.
Оборудование: презентация
«Вот они - нашей дороги строители!»
Ход урока
I Оргмомент
II Работа над темой урока.
1 Слово учителя.
Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие по Николаевской железной дороге, о которой идёт речь в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога»
Образ дороги важен в творчестве Н. А. Некрасова. Погружаясь в художественный мир его произведений, мы странствуем по бескрайним путям-дорогам, «узнавая родимую Русь».
Скорбным путём идём берегом Волги-матушки вместе с бурлаками, на «невесёлой дороге» встречаем босоногого деревенского мальчугана, оборванного, грязного, но с книжкой в котомке.
Отправляемся в путешествие по «рельсам чугунным» вместе с героями стихотворения «Железная дорога».
(Вопросы на слайде)
Приобрести билеты вы можете, ответив на вопросы
1) Работа с эпиграфом.
- Что автор помещает в самое начало стихотворения (эпиграф).
- Послушайте эпиграф и подумайте, в чем его необычность. (Читает учитель.)
- В чем необычность эпиграфа? (Написан в форме диалога.)
- Кто участвует в диалоге? (Отец и сын.)
- По словам современников Некрасова, в основу стихотворения положен реальный случай. Как-то осенью автору удалось услышать в поезде разговор отца и сына о том, кто строил железную дорогу от Москвы до Петербурга, названную впоследствии Николаевской. Услышав ответ отца, что дорогу эту построил граф Клейнмихель, Некрасов счел нужным вмешаться в разговор, и затем в стихотворении устами лирического героя решил открыть правду мальчику-попутчику Ване, кто является настоящим строителем железной дороги.
- На что настраивает нас эпиграф? Можно ли предположить, о ком пойдет речь в стихотворении? (Эпиграф говорит нам о графе Петре Андреевиче Клейнмихеле.)
- А пойдет ли речь действительно об этом человеке или нет, мы узнаем из самого произведения.
А сейчас занимайте свои места, присаживайтесь поудобнее. Мы отправляемся в путь. (Стук колёс поезда.)
Под стук колёс приятно думается. Ребята, я думаю, вам доводилось ездить в поездах.
- Чем вы заняты, когда сидите в вагоне поезда? (Рассматриваете мелькающие за окном поезда картины)
И первое, с чем мы встречаемся в дороге, что мы видим из окон вагона, - это осенний пейзаж
2) Чтение и анализ первой части.
(Первую часть читает наизусть ученик.)
- Каким предстаёт пред нами осенний пейзаж?
- Природа предстает перед нами во всем великолепии.
- А какие художественные приемы помогают создать всю прелесть осеннего пейзажа?
Запись в тетради
(Эпитеты: славная осень, здоровый, ядреный воздух, лед неокрепший, речка студеная, морозные ночи. Сравнения: лед словно тающий сахар, листья лежат, как ковер, выспаться можно около леса, как в мягкой постели.)
- Поезд весело мчался по рельсам, а поэт думал думу свою. А вот какую думу он думает , мы узнаем из второй части стихотворения.
3) Анализ второй части.
- Движемся дальше.
- Читаем вторую часть. (Читает заранее подготовленный ученик.)
- Что хотел показать здесь автор? (Правду.)
Почему "правда", сказанная генералом в эпиграфе, не устраивает автора? Почему он решил высказать свою правду?
- Каким был труд рабочих на строительстве этой дороги?
Ярче и полнее представить масштабность и грандиозность строительства первой железной дороги помогут группы историков. Они расскажут о том, как строилась дорога, где она пролегла, в каких природных условиях приходилось трудиться народу.
4)Индивидуальное сообщение группы историков
Нечеловеческими усилиями, ценой жизней сотен людей удалось «к жизни воззвать эти дебри бесплодные».
- Почему Некрасов называет голод царем? (Именно голод заставляет рабочих идти на эти каторжные работы, чтобы хоть что-то заработать и прокормить себя и свою семью.)
- Все ли выдерживали такие условия работы?
- На чем была построена эта дорога? (На костях рабочих.)
- Мертвые не могут ничего рассказать. Поэтому Некрасов вводит прием "видение во сне". Ваня под убаюкивающий стук колес поезда засыпает, и во сне он видит умерших строителей, которые рассказывают ему о своей жизни.
Обращение к тексту
- Как строители относятся к своему труду? (Любо нам видеть свой труд.)
- Как понимаете эти строки? (Гордятся тем, что сделали.)
- Действительно, им было чем гордиться. Николаевская железная дорога была первой в России.
- Из толпы рабочих особенно выделяется образ высокорослого больного белоруса. Обратимся к тексту стихотворения.
- Какую же правду поэт показал в стихотворении?
- А с каким обращением к нам, читателям, обращается поэт в этой главе? (Благослови же работу народную и научись мужика уважать.)
Физкультминутка.
Двигаемся дальше.
- О чём идёт речь в этой части?
- Каковы взгляды генерала на народ? (Он их называет варварами, диким скопищем пьяниц.)
- Генерал утверждает, что народ способен только разрушать, но не создавать. Согласны ли вы с его мнением?
5) Чтение и анализ четвертой части.
- Мы подходим к последней части стихотворения.
- Поэт обещает в этой части показать светлую сторону жизни.
Слайд
- С какой интонацией нужно читать эти строки?.
- Запишем определение иронии.
-Действительно ли радостную картину нарисовал Некрасов в конце стихотворения?
- Почему радость рабочих вызывает у нас, читателей, горькую усмешку? (В очередной раз рабочих обманули, а они рады бочке вина.)
Итак, гармоничному миру природы противопоставлен мир людей.
- А есть ли гармония в мире людей? (Нет, потому что богатые живут за счёт нищих и бесправных)
- Так кто настоящий создатель железной дороги? (Мужики-строители, народ.)
6)Заключительное слово учителя
Размышляя о прожитой жизни, о своем творчестве, Н. А. Некрасов писал:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен.
Действительно, читая произведения Некрасова, мы ощущаем боль и негодование при виде бесправного, угнетённого народа, вместе с поэтом восхищаемся его стойкостью и трудолюбием, верим в лучшее будущее народа-труженика.
- На этом наше путешествие подошло к концу. Конечная остановка - это Николаевский железнодорожный вокзал. Вот так он выглядел в 19 веке, а сейчас - это Московский железнодорожный вокзал.
Письменная работа.
-Какие чувства вызвал у вас народ-строитель в стихотворении? Почему?
IIIДомашнее задание.
Прочитать отрывок из поэмы «Дедушка»