Краткосрочный план урока литературы Жанровое своеобразие романа Война и мир

Урок по изучению романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Тема урока: Жанровое своеобразие романа «Война и мир». Цель урока: раскрыть своеобразие романа «Война и мир». Задачи: 1. Рассмотреть, как Толстой определяет жанр «Войны и мира», почему отказывается от термина роман; 2. сформировать у учащихся нравственные качества, воспитывать любовь к художественному слову, прививать эстетическое отношение к миру; 3. Организовать работу с опорной схемой, развивать навыки сравнительного анализа в р...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет

Русская литература

Класс

10 «Б»

Урок №

34

Дата


Тема

Жанровое своеобразие романа «Война и мир»

Цель

раскрыть своеобразие романа «Война и мир»

Задачи

1. Рассмотреть, как Толстой определяет жанр «Войны и мира», почему отказывается от термина роман.

2. сформировать у учащихся нравственные качества, воспитывать любовь к художественному слову, прививать эстетическое отношение к миру.

3. Организовать работу с опорной схемой, развивать навыки сравнительного анализа в работе с художественным текстом.

Ожидаемый результат

Знают художественные приемы Толстого для создания панорамы русской жизни, умеют определять признаки романа и эпопеи, повысился интерес к предмету

Ход урока

Действия учителя

Действия учащихся


Стадия вызова


- Психологический настрой. Комплементы.

- Деление на пары

- Вопросы с. 194

- Главные художественные приемы, использованные Толстым для создания панорамы русской жизни - это:

  1. Приемы сопоставления и противопоставления

  2. «Срывание всех и всяческих масок».

  3. Психологизм повествования - внутренний монолог

- ГЕРОИ

Всего в романе свыше 550 лиц. Из них свыше 200 - это реальные исторические личности.

Люди «войны»

Люди «мира»

1. Курагины: князь Василий, Анатоль, Ипполит, Элен.

1. Болконские: Николай Андреевич - отец, князь Андрей, княжна Марья

2. Анна Шерер и посетители ее салона

2. Ростовы: Илья Андреевич - отец, графиня Наталья - мать, Наташа, Николай, Петя, Соня.

3. Александр I

3. Пьер Безухов

4. Наполеон

4. Кутузов

Несут разъединение, вражду, эгоизм, преступную аморальность.

Ненавидят не только войну в прямом смысле этого слова, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей.

Желают друг другу успехов

Отвечают на вопросы



Проверяют правильность заполнения таблицы

Стадия осмысления.

- Самостоятельное изучение темы с. 194

Жанр. Специфика.

В наше время историки и литературоведы назвали «Война и мир» роман-эпопея.

1. призн. романа:

а) сюжет (развязка, разв. действия, кульминация, развязка)

б) взаимодействие среды с характером, развитие характера.

2. Признание эпопеи:

а) показана судьба народов, исторический процесс, больше исторические события.

б) широка и многогранная картина мира.

в) идейное содержание «моральное единение повествователя с народом в его героической деятельности…»

г) сложность композиции

Основу романа составляют исторические военные события, герои (Наполеон, Кутузов, Шенграбенское и Аустермицкое сражения, Отечественная война 1812г., Бородинское сражение, Фили, оставление Москвы.)

Источники, которые легли в основу романа.

Толстой провел огромную работу над историческим материалом.

1) Изучил в Румянцевском музее архивы

2) Масонские книги, акты, рукописи

3) Читал мемуары современников

4) Частная переписка эпохи Отечественной войны 1812г.

5) Осмотр Бородинского пол, составил карту расположения Русских и Французский войск.

Толстой говорил: «Везде, где в моем рассказе говорят и действуют исторические лица, я не выдумал, а пользовался материалом, без которых у меня во время работы накопилась и образовалась целая библиотека книг».

- Задания.

  • Вопросы с. 194

Работа по учебнику

Взаимооценивание по критериям:

1. полное и доступное изложение материала - 3 б.

2. правильная речь - 1 б.

3. участие всех членов группы- 1 б.

Дополняют записи в тетрадях









Выполняют задания.

Стадия рефлексии


  • Составить синквейн со словами война, мир

1строка - тема стихотворения 1сущ.

2 строка - описание темы 2 прилагательных

3 строка - описание действия 3 глаголами.

4 строка - фраза из 4 слов, отношение автора к теме

5 строка - 1 слово - синоним к первому

Домашнее задание:

подготовить сообщение о Наташе Ростовой

Оценивают сами себя подсчетом баллов.

«5» - 6 б.

«4» - 5 б.

«3» - 4 б.



© 2010-2022