- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Краткосрочный план урока литературы Жанровое своеобразие романа Война и мир
Краткосрочный план урока литературы Жанровое своеобразие романа Война и мир
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Попова Н.Д. |
Дата | 11.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Предмет | Русская литература | |||
Класс | 10 «Б» | |||
Урок № | 34 | |||
Дата |
| |||
Тема | Жанровое своеобразие романа «Война и мир» | |||
Цель | раскрыть своеобразие романа «Война и мир» | |||
Задачи | 1. Рассмотреть, как Толстой определяет жанр «Войны и мира», почему отказывается от термина роман. 2. сформировать у учащихся нравственные качества, воспитывать любовь к художественному слову, прививать эстетическое отношение к миру. 3. Организовать работу с опорной схемой, развивать навыки сравнительного анализа в работе с художественным текстом. | |||
Ожидаемый результат | Знают художественные приемы Толстого для создания панорамы русской жизни, умеют определять признаки романа и эпопеи, повысился интерес к предмету | |||
Ход урока | Действия учителя | Действия учащихся
| ||
Стадия вызова
| - Психологический настрой. Комплементы. - Деление на пары - Вопросы с. 194 - Главные художественные приемы, использованные Толстым для создания панорамы русской жизни - это:
- ГЕРОИ Всего в романе свыше 550 лиц. Из них свыше 200 - это реальные исторические личности. Люди «войны» | Люди «мира» | ||
1. Курагины: князь Василий, Анатоль, Ипполит, Элен. | 1. Болконские: Николай Андреевич - отец, князь Андрей, княжна Марья | |||
2. Анна Шерер и посетители ее салона | 2. Ростовы: Илья Андреевич - отец, графиня Наталья - мать, Наташа, Николай, Петя, Соня. | |||
3. Александр I | 3. Пьер Безухов | |||
4. Наполеон | 4. Кутузов | |||
Несут разъединение, вражду, эгоизм, преступную аморальность. | Ненавидят не только войну в прямом смысле этого слова, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей. |
Желают друг другу успехов
Отвечают на вопросы
Проверяют правильность заполнения таблицы
Стадия осмысления.
- Самостоятельное изучение темы с. 194
Жанр. Специфика.
В наше время историки и литературоведы назвали «Война и мир» роман-эпопея.
1. призн. романа:
а) сюжет (развязка, разв. действия, кульминация, развязка)
б) взаимодействие среды с характером, развитие характера.
2. Признание эпопеи:
а) показана судьба народов, исторический процесс, больше исторические события.
б) широка и многогранная картина мира.
в) идейное содержание «моральное единение повествователя с народом в его героической деятельности…»
г) сложность композиции
Основу романа составляют исторические военные события, герои (Наполеон, Кутузов, Шенграбенское и Аустермицкое сражения, Отечественная война 1812г., Бородинское сражение, Фили, оставление Москвы.)
Источники, которые легли в основу романа.
Толстой провел огромную работу над историческим материалом.
1) Изучил в Румянцевском музее архивы
2) Масонские книги, акты, рукописи
3) Читал мемуары современников
4) Частная переписка эпохи Отечественной войны 1812г.
5) Осмотр Бородинского пол, составил карту расположения Русских и Французский войск.
Толстой говорил: «Везде, где в моем рассказе говорят и действуют исторические лица, я не выдумал, а пользовался материалом, без которых у меня во время работы накопилась и образовалась целая библиотека книг».
- Задания.
-
Вопросы с. 194
Работа по учебнику
Взаимооценивание по критериям:
1. полное и доступное изложение материала - 3 б.
2. правильная речь - 1 б.
3. участие всех членов группы- 1 б.
Дополняют записи в тетрадях
Выполняют задания.
Стадия рефлексии
-
Составить синквейн со словами война, мир
1строка - тема стихотворения 1сущ.
2 строка - описание темы 2 прилагательных
3 строка - описание действия 3 глаголами.
4 строка - фраза из 4 слов, отношение автора к теме
5 строка - 1 слово - синоним к первому
Домашнее задание:
подготовить сообщение о Наташе Ростовой
Оценивают сами себя подсчетом баллов.
«5» - 6 б.
«4» - 5 б.
«3» - 4 б.