Урок с презентацией по литературе для 2 класса «Жизнь и творчество Бориса Степановича Житкова»

Целью данной работы является знакомство  учащихся с жизнью и творчеством Б. С. Житкова. На примере его произведений дети познают и учатся добру, правильным и положительным поступкам, выходу из самых сложных ситуаций, узнают много нового для себя, повышают свой кругозор, повышают уровень развития речи.В работе также представлена презентация, которая содержит в себе иллюстрированный материал. Это позволяет детям представить, лучше понять и проникнуться темой урока. Урок построен так, что дети сами...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа №1948 «Лингвист-М»





Конспект урока по литературному чтению:

«Жизнь и творчество Бориса Степановича Житкова».





Классный руководитель

2 «В» класса: Аристархова Л.Б.

Завуч начальной школы:

Галкина Е. А._______________



25.02.2014г.



Тема: Жизнь и творчество Б.Житкова.


Цель: познакомить учащихся с творчеством Б.Житкова.

Задачи:

1. Отрабатывать навыки сознательного, беглого, безошибочного чтения;

активизировать мыслительную деятельность; учить выделять смысловые

единицы темы.

2. Развитие оценки понятийного багажа учащихся, умение аргументировать

свое мнение; развитие творческой выразительности.

3. Воспитание бережного отношения к животным, чувства смелости,

взаимовыручки.

Оборудование: презентация биографии Б.Житкова, книги.








Ход урока.

1. Оргмомент

Чтение своих книг. Отработка техники чтения.

- Ребята. Приготовьте свои книги. Найдите рассказ, который вы будите читать. Я засеку время - 1 минуту, вы начинаете читать. Как только скажу «Стоп!», вы остановитесь. Затем засеку ещё 1 минуту, вы заново начнёте читать этот текст.

- Поднимите руку, кто больше прочитал.

Разминка

а) дыхательная: «понюхай цветок», «задуй свечу», «сдуй пылинку» и другие;

б) звуковая: артикуляция звуков а, о, у, ы, э;

Речевая разминка. Разомнем язычок. Упражнение « Лошадки»

Артикуляционная разминка а,о,у,ы,и

Цель: подготовить к чтению произведений.

Для того, чтобы хорошо читать, нам необходима разминка:

Де-де-де: кто в воде?
Дил-дил-дил: крокодил!

Ро-ро-ро, ки-ки-ки, ролики мне велики!

Ать-ать-ать , мелом будем рисовать.
Ки-ки-ки, нам нужны мелки.

Ко-ко-ко- кошка любит молоко.

Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой,
Идет козa с косым козлом,
Идет козa с босым козлом.

Выполняют предложенные им задания.




Постановка логического ударения









2. Сообщение темы. Постановка цели, задач урока.

- Ребята! На предыдущем уроке, мы закончили читать и обсуждать рассказы Б.Житкова. Сегодня на уроке, мы узнаем о жизни и творчестве, самого автора этих замечательных произведений, Бориса Срепановича Жидкова.

3. Основная часть.

Предлагаю просмотреть и обсудить презентацию!

(просмотр презентации через экран телевизора при помощи HDMI провода)

Учитель комментирует слайды, обсуждает и отвечает на вопросы детей.

Урок с презентацией по литературе для 2 класса «Жизнь и творчество Бориса Степановича Житкова».


Урок с презентацией по литературе для 2 класса «Жизнь и творчество Бориса Степановича Житкова».

Урок с презентацией по литературе для 2 класса «Жизнь и творчество Бориса Степановича Житкова».

Урок с презентацией по литературе для 2 класса «Жизнь и творчество Бориса Степановича Житкова».

Урок с презентацией по литературе для 2 класса «Жизнь и творчество Бориса Степановича Житкова».

Урок с презентацией по литературе для 2 класса «Жизнь и творчество Бориса Степановича Житкова».

Урок с презентацией по литературе для 2 класса «Жизнь и творчество Бориса Степановича Житкова».

Урок с презентацией по литературе для 2 класса «Жизнь и творчество Бориса Степановича Житкова».

Урок с презентацией по литературе для 2 класса «Жизнь и творчество Бориса Степановича Житкова».

Урок с презентацией по литературе для 2 класса «Жизнь и творчество Бориса Степановича Житкова».

Урок с презентацией по литературе для 2 класса «Жизнь и творчество Бориса Степановича Житкова».

Урок с презентацией по литературе для 2 класса «Жизнь и творчество Бориса Степановича Житкова».

Физкультминутка.

Цель: перенос в показ характеристик, раскрывающих отдельные черты животных в их облике или повадках.

- Ребята, главными персонажами некоторых рассказов Житкова являются животные. Я попрошу вас выйти из-за парт, вспомнить животных из этих рассказов и как можно точно их изобразить.

- А теперь послушайте биографию Б.С.Житкова.

(рассказ учителя) можно совместить со слайдами, обязательно обсудить с детьми.

Житков Борис Степанович
30 августа (11 сентября) 1882 -19 октября 1938 (56 лет)
Русский и советский писатель, прозаик, педагог, путешественник и исследователь. Автор популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных и романа о революции 1905 г.
Биография
Борис Житков родился в 1882 году в Новгороде. Отец его был очень хорошим учителем математики, а мать - отличной пианисткой. Борису было шесть лет, когда семья переехала в деревню к бабушке. Вскоре семья перебирается в Одессу. Новый, сверкающий мир открылся перед мальчиком: море, порт, пароходы, белоснежные парусники. Они жили прямо в гавани, и мимо их окон проходили корабли.
О.Ладыгин «Утро на море»
Из воспоминаний К. Чуковского(друга дества):
«Мы были однолетки, учились в одном классе Одесской второй гимназии. Мне импонировал его важность, ибо я сам был очень вертляв и болтлив и во мне не было ни тени солидности. Он учил меня всему: французскому языку, завязыванию морских узлов,

распознаванию насекомых и птиц, плаванию, ловле тарантулов…
Корней Иванович Чуковский
…И был очень обрадован, когда через двадцать шесть лет после разлуки он появился на пороге. Борис пробыл у меня целый день. Он рассказывал детям разные морские истории. Когда собрался уходить, я сказал:-Слушай, Борис, а почему бы не сделаться тебе литератором? Попробуй опиши приключения,о которых ты сейчас говорил, выйдет неплохая книжка!Через несколько дней он принёс школьную тетрадку и вскоре убедился , что редакторскому карандашу нечего делать. Радость моя была безгранична: литература для детей и подростков пробрела в лице этого сорокалетнего морехода, кораблестроителя, математика, физика надёжную силу.» К. И.Чуковский
Юношество
В 1900 году будущий писатель поступил в Новороссийский университет - с подачи отца - на математическое отделение, в 1901 - перевелся всё-таки на естественное. Вскоре многообещающий студент сделался членом яхт-клуба, водил яхты, дубки и специфически одесский весельно-парусный транспорт под названием "чертопхайка". В годы студенчества Житков побывал со своей командой в Варне, в Марселе, в Яффе, в Констанце и сдал экзамен на штурмана дальнего плавания.
Когда началась революция 1905 года, Борис Житков вместе с боевым студенческим отрядом успешно оборонял еврейский квартал от погромщиков. Дома студент приготовлял нитроглицерин для бомб втайне от отца с матерью. Этими бомбами вооружались не только для устрашения черносотенцев, но и для столкновений с полицией. В 1906 году на фоне революционной деятельности Борис окончил Новороссийский университет, а в 1909 сделался студентом снова: поступил на кораблестроительное отделение Политехнического института в Петербурге.
Летом 1912 года, во время морской практики, Житков совершил кругосветное плавание на учебно-грузовом судне
Сделавшись же взрослым, он стал штурманом дальнего плавания, инженером-кораблестроителем и специалистом по авиамоторам. Моряком, химиком, зоологом; в 1909 году руководил экспедицией, изучавшей фауну Енисея и исследовавшей его течение до самого устья; в 1914 работал на кораблестроительном заводе в Николаеве; в 1915 году проверял исправность судов перед их выходом в море в Архангельске; в 1916 принимал авиамоторы для русских самолетов, изготовлявшиеся в Англии; после революции преподавал на рабфаке в Одессе математику и черчение, заведовал техническим училищем...
Произведения о Житкове
Геннадий Черненко. «Две жизни Бориса Житкова»Чуковский К.И. «Борис Житков»Чуковская Л. «Борис Житков"Черненко Г. Т. Вечный Колумб: Биографический очерк (О Б. С. Житкове)
«Я… был очень обрадован, когда ко мне на Кирочную в 1923 году, поздней осенью, то есть более чем через 30 лет после нашей размолвки, вдруг пришёл он сам, кумир моего детства, Житков. Но какой был у него измождённый, измызганный вид! Жёлтые, впалые щеки, обвислая, истрёпанная, худая одежда, и в глазах безмерная усталость… Кажется, его обокрали и в числе прочих вещей похитили те документы, какие были необходимы ему для поступления на службу… он разговорился с моими детьми и… стал рассказывать им о разных морских приключениях… Они…, когда он заканчивал свой рассказ, … кричали: «Ещё!»…. когда он собрался уходить, я сказал:- Слушай, Борис, а почему бы не сделаться тебе литератором? Попробуй, опиши приключения, о которых ты сейчас говорил, и, право, выйдетнеплохая книжка!»
К.И. Чуковский
С. Маршак «Почта»

- Заказное из РостоваДля товарища Житкова!- Заказное для Житкова?Извините, нет такого!В Лондон вылетел вчераВ семь четырнадцать утра.…Заказное для Житкова.- Для Житкова?Эй, Борис,Получи и распишись!Мой сосед вскочил с постели:- Вот так чудо в самом деле.Погляди, письмо за мнойОблетело шар земной,Мчалось по морю вдогонку,Понеслось на Амазонку.
Больше всего на свете он любил море и его тружеников - матросов, рыбаков, кочегаров, портовых рабочих, механиков, капитанов малых и больших кораблей .Именно здесь ,на море, лицом к лицу с природой, наиболее полно раскрываются и хорошие и дурные стороны человека.
Всю жизнь Житкова интересовал вопрос: что такое храбрость?Только тот по настоящему храбр , кто пренебрегает опасностью, чтобы защитить и спасти то, что дороже жизни, рискует всем ради других.О храбрости и трусости написаны «Морские истории»

Житков - мастер слова. Человека, умело, творчески выполняющего своё дело, называют мастером. Мастером называем мы Бориса Степановича Житкова. Читая его книги, мы попадаем в мастерскую, богатую, изящную, талантливую мастерскую слова.
Что я видел
« Эта книга - о вещах. Писал я её, имея в виду возраст от трёх до шести лет. Книжки этой должно хватить на год. Пусть читатель живёт в ней ивырастает. Ещё раз предупреждаю: не читайте помногу! Лучше снова прочесть сначала».
А рассказы «Про слона» или «Беспризорная кошка» мог написать человек, не только любивший животных, но и понимавший их. Как тут не вспомнить, что были у Бориса Житкова и дрессированный волк, и кот, умевший «становиться обезьяном». Дрессированный пудель выделывал всякие выкрутасы и понимал (как утверждал Житков) двести слов. Снял Житков отдельную комнатку, где поселился со своими четвероногими друзьями: собакой, кошкой и маленьким волчонком, которого решил приручить.
А там, в клетке, мишка ходил мимо решётки и на всех глядел. Он на собаку похож. Только он толстый. А глазки совсем маленькие, черненькие».Из рассказа «Зоосад»
«Я увидел большую клетку, а в ней ходит зверь, и у него волосы были до половины.А сзади коротенькая шерсть. Только он очень большой и жёлтый, а не чёрный. И он очень сердито смотрел…
Это книга для тех, кто любит далёкие путешествия и хочет стать героем. Ведь что получается: Робинзон был взрослый, капитан Немо был взрослый, пятнадцатилетний капитан Дик Сэнд был почти взрослый. Но дети тоже хотят путешествовать и ещё как! И вот Борис Житков написал книгу о ребёнке, который отправился в путь по огромной стране, и рассказал, что он видел. А видел он и льва в зоопарке, и Красную армию на учениях, и медведя в лесу, и таинственную дзыгу на верёвочке. Недаром книга называется "Всё о приключениях больших и маленьких"
Незадолго до смерти Борис Житков начал работать над книгой «для четырехлетних граждан» - энциклопедией «Что я видел», опубликована которая была лишь посмертно. Цель этого произведения писатель сам определил как попытку ответить на многочисленные детские «почему» и помочь «почемучкам».Она построена как путешествие, а повествование ведётся от имени четырехлетнего любознательного мальчугана Алёши. Книги Житкова намного пережили своего автора, а гуманизм их, будем надеяться, и сегодня не вытиснится «модной» литературой, в которой,помимо «экшн», ничего большего не просматривается.Борис Житков скончался в Москве 19 октября 1938 года.
Интернет-ресурсы
ru.wikipedia.org/wiki/Житков,_Борис_Степановичchukfamily.ru/Kornei/Prosa/Zhitkov.htmruscenter.ru/612.htmlbookmate.com/books/vMvJb9dj

- Откроем книги и прочтем, что пишут о его творчестве.

(Чтение «по цепочке» по предложению. Б. Житков «Помощь идет» биографический очерк в конце книги).

Физминутка

Цель: снять утомление после чтения.

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.

Зарядка для глаз (к указке прикрепляется бабочка.)

Прилетела бабочка,
Села на указку,
Попытайтесь вслед за ней,
Пробежаться глазками.

(Учитель указкой обводит линии справа налево и слева направо)

4. Заключительная часть и подведение итогов урока.

Ответы учащихся на вопросы:

- Перечислите, какие произведения Б.Житкова мы читали.

- В каком городе родился Житков?

- Кто, по профессии, были его родители?

- Чем любил заниматься в детстве Б.Житков?

- От какого слова пошла фамилия Житков?

- Где учился Борис Степанович?

- Что совершил Житков на корабле?

- Кто из известных писателей учился вместе с Борисом Степановичем в одной гимназии?

- Кто навел на мысль Житкова писать рассказы для детей?

- Подумайте, какой по характеру был Б.С.Житков?

- Что он хотел передать в своих произведениях детям?

- Чему научили вас рассказы Б. Житкова?

- Какую книгу Борис Степанович написал перед смертью?

- Чем запомнился вам Б.С.Житков?

По желанию учащиеся пробуют своими словами пересказать биографию Бориса Степановича Житкова.


Выставление оценок за работу на уроке и правильные ответы. Запись домашнего задания.

- Спасибо, ребята! Вы очень хорошо поработали на уроке. Теперь, я думаю, что вы в полной мере познакомились и узнали много нового о жизни и творчестве советского писателя Б.С. Житкова.


© 2010-2022