Рабочая программа по литературе для 9 класса

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:  - воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыт...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Раздел I. Пояснительная записка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Задачи:

- развить способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;

- совершенствовать умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;

- постичь системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г. И. Беленького и Ю. И. Лысого. М.: Мнемозина, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; календарно - тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Программа 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю, т.е. 102 часа в год, из них 7 ч. - развитие речи.

Формы организации образовательного процесса:

Основной формой организации образовательного процесса является классно - урочная система. В качестве дополнительных форм организации учебного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. В процессе изучения курса литературы обучающиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно - исследовательской работе.

Технологии обучения: уровневая дифференциация; проблемное обучение; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава); проектно-исследовательская технология.

Виды и формы контроля

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование образовательного результата освоения программы по литературе.

Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

- текущая аттестация (самостоятельные работы, контрольные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);

- аттестация по итогам обучения за триместр;

- аттестация по итогам года;

- формы учёта достижений (урочная деятельность - ведение тетрадей по предмету, анализ текущей успеваемости; внеурочная деятельность - участие в олимпиадах, творческих конкурсах).

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, проблемное изложение, частично - поисковый, исследовательский.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе - литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.

Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Результаты обучения. Реализация деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основа - Русская классика. 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В двух частях. Под ред. Г. И. Беленького. М.: Мнемозина, 2011.

























Раздел II. Содержание рабочей программы .

Введение 1ч.

В данном разделе обучающиеся знакомятся с такими опорными понятиями как историко-литературный процесс, «сквозные» темы и мотивы, знакомятся с целями и задачами изучения историко-литературного курса в 9 классе. Узнают, что история отечественной литературы - это отражение особенностей культурно-исторического развития нации.

Обучающиеся должны знать:

- своеобразие литературных эпох;

- национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир литературы;

- ведущие темы и мотивы;

- основные литературные направления.

Обучающиеся должны уметь:

- определять темы и мотивы русской классики;

- определять литературное направление;

- оформлять тезисы;

- обобщать свой читательский опыт.

Литература как искусство слова. Ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5ч.

Данный раздел знакомит с жанровым и тематическим своеобразием древнерусской литературы. Обучающиеся знакомятся с исторической и художественной ценностью памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», его жанром и композицией, фольклорными, языческими и христианскими мотивами и символами в поэме. Обучающиеся узнают опорные понятия: слово как жанр древнерусской литерату­ры, рефрен, психологический параллелизм.

Обучающиеся должны знать:

- жанровые понятия и категории древнерусской литературы;

- историческую и художественную ценность «Слова о полку Игореве»;

- значение «Слова» для русской культуры;

- нравственно-патриотическую идею произведения.

Обучающиеся должны уметь:

- составить устное сообщение на заданную тему;

- определять идею произведения;

- выявлять психологический параллелизм.

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА 10ч.

Данный раздел содержит сведения об основных тенденциях развития русской литературы в XVIII столетии, о самобытном характере русского классициз­ма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Знакомит обучающихся со значением творчества М.В. Ломоносова и Д. И. Фонвизина для последующего развития русского поэтического слова, со своеобразием художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт класси­цизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями). Дает понятие о теории «трех штилей», классицизме и сен­тиментализме как литературных направлениях.

Обучающиеся должны знать:

- литературные направления классицизм и сен­тиментализм;

- теорию «трех штилей»;

- идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения.

Обучающиеся должны уметь:

- дать определение классицизму и сентиментализму;

- определять черты данных литературных направлений в произведениях;

- делать письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ в форме доклада или реферата.

Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Д. И. Фонвизин. Жизнь и творчество. «Недоросль». Проблемы гражданственности. Образование и воспитание в комедии.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 48 +7ч.р/р

Данный раздел знакомит обучающихся с такими опорными понятиями как романтизм, романтическая элегия, баллада, трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог и др. Показывает становление и развитие русского романтизма в первой чет­верти XIX века, влияние творчества европейских поэтов и писателей на русский романтизм; исторические предпосылки русского романтизма, его на­циональные особенности. Знакомит с жизнью и творчеством А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

Обучающиеся должны знать:

- основные теоретико-литературные понятия, изученные в данном разделе;

- определение романтизма;

- исторические предпосылки русского романтизма;

- жанровое и тематическое своеобразие литературы данного периода.

Обучающиеся должны уметь:

- делать самостоятельный комментарий к поэтическому тексту;

- характеризовать особенность сюжета, композиции;

- выделять и формулировать тему, идею произведения;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- характеризовать роль изобразительно-выразительных средств в художественном произведении.

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

А. С. Грибоедов. Личность и судьба. «Горе от ума». Смысл названия комедии. Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Медный всадник». Композиция поэмы. Образ Петра в поэме.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Невский проспект». Петербург в жизни Гоголя. Тема равнодушия, пошлости общества. Смысл названия повести.

«Шинель». Тема маленького человека.

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Свои люди - сочтемся». Особенности сюжета. Лицемерство и мошенничество в комедии. Смысл названия комедии. Обман в пьесе.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. Певец труда и страданий народных. Городские мотивы в лирике. «О погоде», «Вчерашний день в часу шестом». Истинная и страстная любовь к народу. «Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Любовная лирика «Письма», «Горящие письма». Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Проблема замысла поэмы и его реализации. Фольклорно - песенная основа текста. Проблема богатырства и терпения русского народа.

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Бедные люди». Сюжет романа. Образ Макара Дёвушкина. Любовь - главная тема романа. Вклад Достоевского в художественное решение традиционной темы маленького человека.

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Егерь», «Крыжовник», «Тоска», «Анна на шее». Особенности сюжета рассказа. «Анна на шее». Тема брака по расчету. Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА 31 ч.

В данном разделе обучающиеся знакомятся со своеобразием русской прозы рубежа веков; с серебряным веком русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм); с многообразием поэтических голосов эпохи; со своеобразием отечественного романа первой половины XX века. Обучающиеся познакомятся с литературным процессом 50-80-х годов; с но­вейшей русской прозой и поэзией 80-90-х годов. Опорные понятия данного раздела: историко-литературный процесс, лите­ратурное направление, поэтическое течение, традиции и нова­торство.

Обучающиеся должны знать:

- литературные направления данного раздела;

- поэтические течения литературы XX века;

- традиции и новаторство этого периода литературы;

- противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

Обучающиеся должны уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- определять принадлежность произведения к тому или иному литературному течению;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выявлять авторскую позицию.

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Сверчок», «Птицы небесные», «Косцы», «Молодость и старость». «Сверчок». Характеры в рассказе. Внутренняя красота героя. «Птицы небесные». Тема смерти. «Косцы». Прелесть и очарование русской народной песни.

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России - главная в есенинской поэзии.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Рабочая программа по литературе для 9 классаТеория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Список произведений для заучивания наизусть.

Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).

М.В. Ломоносов. Утреннее размышление о Божием величестве (отрывок).

А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).

А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…»

«Евгений Онегин» (отрывок)

Н. А. Некрасов. «Тройка», «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок), Горящие е письма, Письма.

М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно…». Родина.

А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору)

С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору)

В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).

Список литературы для самостоятельного чтения.


Слово о полку Игореве. Повесть временных лет.

Д. И. Фонвизин. Недоросль.

Стихотворения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского.

А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.

Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.

А. С. Пушкин. Стихотворения. Медный всадник.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.

Н. В. Гоголь. Петербургские повести.

А. Н. Островский. Пьесы.

Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского.

Л. Н. Толстой. Отрочество. Юность.

Ф. М. Достоевский. Бедные люди.

А. П. Чехов. Рассказы.

И. А. Бунин. Рассказы. Стихотворения.

Стихотворения А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Ма­яковского.

М. А. Булгаков. Рассказы.

Повести и рассказы Шолохова.

А. И. Солженицын. Матренин двор.








Раздел III. Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Введение. Литература как искусство слова.

1

Из древнерусской литературы.

5

Из литературы XVIII века.

10

Из литературы XIX века.

48 + 7ч

Из литературы XX века.

31

ИТОГО

102












Раздел IV. Требования к уровню подготовки выпускников.


В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.













Раздел V. Литература и средства обучения.

Печатные издания

Для учащихся

Русская классика. 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В двух частях. Под ред. Г. И. Беленького. М.: Мнемозина, 2010.


Для учителя

Гоголь в школе. Манн Ю. В., Самородницкая Е. И. М.: ВАКО, 2007. (Мастерская учителя).

Литература. 7 - 11 классы: уроки учительского мастерства/ авт. - сост. И. Д. Бережная. Волгоград: Учитель, 2008.

Литература. 9 кл. : Методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Б. Марьина. Под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М.: Дрофа, 2008.

Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе 9 кл. / Авт - сост. В. Я. Коровина и др. М.: Просвещение, 2007.

Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. М.: ВАКО, 2008.


Мультимедийные пособия.


Фонохрестоматия для учебника литературы 9 класс.

Уроки литературы в 9 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.























Раздел VI. Календарно-тематическое планирование


Название раздела, тема урока

Кол-во часов

Вид, форма контроля

Дата

план

Дата

факт

Раздел I. Введение

Литература как искусство слова.

Общее понятие об истории русской литературы.

1


Литература Древней Руси (5ч)


Общая характеристика древнерусской литературы.

1


Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве».

1


Жанр и композиция «Слова…»Патриотическое звучание основной идеи по­эмы, ее связь с проблематикой эпохи.

1


Система образов. Образ Русской земли в «Слове…»Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности.

1


Лиризм слова.

1


Литература 18 века (10ч)


Общая характеристика литературы 18 века. Сведения о классицизме.

1


М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество.

1


Творчество М. В Ломоносова

«Ода на день восшествия…»

1


Расцвет отечественной драматургии. Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Герои и события.

1


Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Герои и события.

1


Образование и воспитание в комедии. Реалистические черты характеров. Классицизм в драматическом произведении.

1


А. Н. Радищев. Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Мос­кву»

1


Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Мос­кву» как явление литературной и общественной жизни

1


Н. М. Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза».Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина, черты сентиментализма и предромантизма в его произведениях

1


Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина, черты сентиментализма и предромантизма в его произведениях

1


Литература 19 века (48 + 7 ч)


Литература 19 века. Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму.

1


Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова

1


Творческая история комедии «Горе от ума».

1


Своеобразие кон­фликта и тема ума в комедии

1


Идеалы и антиидеалы Чацкого

1


Смысл названия комедии. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия

1


Молодое поколение в комедии

1


Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох. Общий смысл комедии

1


Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина.

1


Дружба и друзья в лирике А. С. Пушкина

1


Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина

1


Любовная лирика А. С. Пушкина

1


Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

1


Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник». Композиция поэмы.

1


Город Петра в поэме

1


Образ Петра в поэме

1


М. Ю. Лермонтов «Смерть поэта»

1


О роли поэта и поэзии в жизни общества. Стихотворение «Поэт».

1


Поэзия любви

1


Поэтическая исповедь «Как часто пёстрою толпою окружен », «И скучно, и грустно»

1


Образ России в лирике Лермонтова «Родина», «Прощай немытая Россия».

1


РР Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова

1


РР Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова

1


Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Петербург в жизни Гоголя

1


Н. В. Гоголь. «Невский проспект».

1


Н. В. Гоголь. «Невский проспект».

1


Н. В. Гоголь «Шинель». Тема маленького человека.

1


РР Сочинение по творчеству Н. В. Гоголя

1


РР Сочинение по творчеству Н. В. Гоголя

1


А. Н. Островский. Слово о драматурге

1


А. Н. Островский «Свои люди - сочтёмся».

1


А. Н. Островский «Свои люди - сочтёмся».

1


РР Письменная работа по комедии «Свои люди - сочтёмся».

1


Н. А. Некрасов. Слово о поэте. Певец труда и страданий народных.

1


Н. А. Некрасов. Лирика. Городские мотивы.

1


Истинная и страстная любовь к народу

1


«Размышления у парадного подъезда»

1


Любовная лирика

1


Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Пролог

1


«Крестьянка». Образ Матрены Тимофеевны

1


«Крестьянка». Образ Савелия, богатыря святорусского.

1


«Доброе время - добрые песни»

1


Ф. М. Достоевский. Слово о писателе. «Бедные люди»

1


Ф. М. Достоевский. «Бедные люди». Макар Девушкин.

1


Ф. М. Достоевский. «Бедные люди».

Любовь - главная тема романа

1


Автор и его герои

1


Л. Н. Толстой. «Юность». Замысел и история создания повести.

1


Л. Н. Толстой. «Юность». Герой повести - Николенька Иртеньев.

1


Тема дружбы в повести

1


РР Сочинение «Мои ровесники»

1


РР Сочинение «Мои ровесники»

1


А. П. Чехов. Жизнь и творчество. «Егерь»

1


А. П. Чехов. «Егерь»

1


А. П. Чехов. «Крыжовник»

1


в/ч А. П. Чехов. «Шуточка», «Анна на шее».

1


Литература 20 века (31ч)


И. А. Бунин. Личность писателя

1


И. А. Бунин. Лирика

1


И. А. Бунин. Рассказы

1


И. А. Бунин. Рассказы

1


А. А. Блок и его время.

1


А. А. Блок. Стихи о России

1


Странный мир в творчестве Блока

1


Любовная лирика Блока

1


В. В. Маяковский. Жизнь и творчество поэта.

1


«Необычайное приключение…»

1


«Разговор на одесском рейде…»

1


Маяковский - сатирик

1


С. А. Есенин. Жизнь, творчество.

1


Особенности поэтики Есенина.

Стихотворения «С добрым утром» и др.

1


Философская лирика Есенина

1


Образ Родины в лирике Есенина

1


«Братья меньшие» в лирике Есенина

1


М. А. Булгаков. Слово о писателе.

1


«Собачье сердце» Кто создал Шарикова?

1


Шариков и Швондер.

1


Приёмы сатиры в повести

1


Финал повести «Собачье сердце»

1


М. А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека»

1


«Судьба человека». Тема, идея, сюжет.

1


Герои рассказа «Судьба человека»

1


Смысл названия рассказа

1


А. И. Солженицын. Слово о писателе

1


А. И. Солженицын. «Матренин двор»

1


Судьба Матрены

1


Герои рассказа «Матрёнин двор»

1


Итоги года

1































© 2010-2022