- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Эссе на тему Я учитель
Эссе на тему Я учитель
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фазылова Р.Ф. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Я учитель.
Сколько волнений, тревог и надежд переполняют душу ученика в ночь перед первым сентября! Но и я, поверьте, волновалась не меньше. Каких ребят подарит мне судьба, смогу ли я научить их тому, чему должна? А чему именно я должна их научить и как? Этот вопрос был для меня отнюдь не праздным. Я много размышляла над ним, ещё учась в вузе. И у меня сложились определённые взгляды на мою будущую профессиональную деятельность, которые корректировались и
дополнялись накопленным опытом.
Педагогика - это прежде всего наука о воспитании, и я всегда старалась помнить, что в основе всех цивилизаций лежали такие человеческие качества, как нравственность, сострадание, порядочность, мудрость, доброта. Сегодня необходимо вернуться к этим всеобщим гуманистическим ценностям и научить детей претворять их в жизнь. Современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, применять приобретённые ими знания на практике, быть коммуникабельными, контактными. Общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют трудиться над развитием собственного интеллекта, культуры. Как учитель, я обязана передавать предметные знания, но ещё я вижу свою задачу в том, чтобы помогать человеку учиться быть Человеком. Я учу своих детей жить без насилия, без страха, стремиться строить отношения с людьми по законам гуманизма, относиться к человеческой жизни как высшей ценности.
«Ребенок должен научиться жить», - считал П.П. Блонский еще в 1916 году. Школа для ребёнка - это частица жизни, и, понимая это, я приучаю своего ученика решать любые проблемы самому, учиться превращать информацию в знания, а знания применять на практике, помогаю ребятам войти в мир реальных человеческих отношений. XX - начало XI века принесли человечеству не только выдающиеся достижения в науке, технике и технологии, но и катастрофические по своим последствиям разрушительные катаклизмы. Несет ли образование ответственность за неблагоприятные тенденции в нравственной, духовной сфере человеческой цивилизации, которые сложились в наше время и ставят под угрозу жизнь на планете Земля? Я считаю, что да. Сфера образования, несомненно, имеет отношение к происходящим в мире событиям, в том числе и к тем негативным последствиям, которые все более явственно дают о себе знать. Верю: мы, педагоги, в состоянии переломить нарастающие негативные изменения в духовной сфере человечества, нам посильно возрождение нравственных идеалов и жизненных приоритетов человека. Я думаю, нашему современнику следует возвратить понимание смысла его жизни, веры в свое уникальное предназначение. И здесь, считаю, нам поможет образование, но только такое, которое будет стремиться к сохранению связи времен и поколений. Ученик должен дорожить памятью прошлого своей страны, уважать ее историю, знать, что старость очень одинока, а продуманная смерть страшна и бесчеловечна. Важно быть человеком.
Преемственность, сохранение традиций, ценного жизненного уклада наших предков в современной интерпретации принесет, по моему мнению, уважение к своему дому, земле, Отечеству. Учить видеть себя значимым, верить в свое предназначение, самореализовываться, беззаветно быть благодарным прошлому и уважать будущее - залог человеческой духовности. Это способен совершить не учитель - «урокодатель», а созидатель ребячьих душ. А созидаю я их, воспитывая и уча. Эти два слова вмещают в себя очень многое: жизни человеческие. С трепетом заглянув в глаза ребенка, стараюсь увидеть огромный мир его желаний и страха, любопытства и гордости, доброжелательности и недоверчивости, тайн и откровений. Отдаю себе отчёт в том, что воспитать и научить человека - это значит забывать о себе, научиться не обижаться, терпеть, переносить, утешать.
Всегда помню, что важно всё: моя мимика, жесты, интонация, стиль одежды и прическа - потому что ребенок не только знакомится с манерами педагога, но и учится тому, как ему самому себя вести, держать. Я помню о том, что мне всегда нужно быть на высоте. Ведь есть определенная психологическая закономерность: если хочешь, чтобы ребенок был добрым, честным, ответственным, начни с себя. Если учитель заряжает своим умением общаться, уважительным отношением к людям, своей любовью, успешностью, творчеством, к этому будут стремиться и его ученики. Поэтому, уча детей, я постоянно учусь сама и стараюсь не потерять стремления к знанию.
Я думаю, что в школе отношения могут быть личными и деловыми, но никогда негативными. Именно поэтому помогаю ребенку разобраться, что конкуренция и соперничество (а именно они считаются негативными) не значит взаимоунижение и взаимоуничтожение, а сочувствие и умение поставить себя на место другого помогут избежать сложностей в личностных отношениях. Верю, что Современная школа - это школа будущих звезд. Не хотелось бы, чтобы она была похожа на шоу «Фабрика звезд», ведь в школе не должно быть разделения и нелицеприятного голосования, хотя ребенку необходимо знать, что его действия могут не понравиться.
В настоящее время появилось довольно много различных педагогических методик и технологий, призванных сделать наш труд более результативным. Но, к сожалению, некоторые воспринимают такое разнообразии как вседозволенность (а ведь «мы в ответе за тех, кого приручили!») и принимаются экспериментировать над «подопытными» детьми вместо того, чтобы помочь детям состояться, стать самими собой.
Никто не станет спорить с утверждением, что ребенок - личность. Фраза, истертая до дыр, звучит донельзя банально, но верна абсолютно. И долг педагога - всячески способствовать развитию положительных сторон, максимально уважать эту личность и стараться оградить по мере сил своих от посягательств. Я не призываю создавать какие-то добровольные учительские дружины, ходить по домам и дискотекам, не наша это функция, но если на «вверенной тебе территории», то есть в школе, у ребенка отбирают деньги, унижают и обижают его, то, полагаю, мы должны с максимальным вниманием и тактом защищать личность ребенка, приходить ему на помощь и делать это не только в процессе обучения.
Что еще? Взаимоотношения в учительском коллективе. Мне посчастливилось работать в замечательном коллективе. С самого начала более опытные коллеги всегда помогали, делились секретами своего мастерства, давали дельные советы. Но во многих сельских школах, и в моей тоже, в силу известных причин установлено (да простят меня наши женщины) самое настоящее «бабье царство», со всеми вытекающими отсюда последствиями. Мы должны быть командой единомышленников, объединенных одной великой целью и задачей - обучением и воспитанием тех, кто придет после нас. Нас оценивают по тому, какие мы есть на самом деле. Без взаимного уважения и помощи великую задачу учителя мы не выполним.
Я всегда помню, что каждый мой ученик - человек со своими мыслями, взглядами, настроениями и вкусами. Я помню о том, что не я пришла их учить, а они пришли ко мне учиться. Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что моя стратегия по отношению к ученику, себе и коллегам такова:
по отношению к ученику:
-
верь в своего ученика,
-
понимай и принимай его таким, какой он есть,
-
уважай ученика и будь требователен к нему,
-
искренне радуйся его удачам и огорчайся ошибкам. по отношению к себе:
-
я - педагог,
-
я не боюсь совершенства: достичь его невозможно,
-
я всегда готова встать рядом или впереди,
-
я должна протянуть руку помощи малому или слабому,
-
подставить плечи под груз тревог или забот,
-
обернуться к отставшим,
-
дотянуться до мечты,
-
перепрыгнуть через усталость и боль,
-
подняться после неудачи,
-
бороться с собственною тенью,
-
и повторить весь комплекс опять и сначала до победы.
Я хочу пожелать своим коллегам:
- вдохновляйте своих учеников на добрые поступки, - возбуждайте у школьников умственный голод, - дайте возможность гордиться собой.