Технологическая карта по русскому языку на тему Имя прилагательное как самостоятельная часть речи и его роль в тексте

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока


ФИО учителя: Янгалычина Наиля Рафаэлевна

Место работы: МБОУ «СОШ №55» г. Астрахани

Предмет: русский язык и литература

Класс: 5

Учебник: Русский язык: 5 класс : учебник для общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 2 [А.Д. Шмелёв, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я. Шмелёва]; под ред. А.Д. Шмелёва. - М.:Вентана-Граф, 2014.

Тема урока: Имя прилагательное как самостоятельная часть речи и его роль в тексте

Тип урока: Комбинированный

Цель урока: Сформировать представление о прилагательном как части речи и его роли в тексте

Планируемые результаты:

- личностные: Понимать и уважать ценность родного языка; формировать правильное отношение к слову.

- метапредметные: Владеть основами поискового чтения; самостоятельно контролировать свое время и управлять им; дополнять ответы других учащихся

- предметные: Систематизировать признаки имени прилагательного; определять синтаксическую функцию имени прилагательного; распознавать имена прилагательные в тексте

Формы организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование: дидактические карточки с заданиями







СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

1

2

3

4

5

1

Организационный момент.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на работу.


2

Мотивация учебной деятельности.

Акцентирует внимание на цитату, записанную на доске

Фронтальная работа.

- Дают объяснения.

-Прочитайте цитату французского философа Пьера Буаста: Образование - клад, труд - ключ к нему. (запись на доске)

Объясните смысл высказывания.

3

Проверка домашнего задания.

Контролирует правильность выполнения заданий, организует устранение пробелов в знаниях учащихся

Проверяют домашнее задание

Правильно выполненное домашнее задание, коррекция ошибок

4

Использование мотивирующего приёма.

Постановка цели.






Направляет учащихся на формулирование темы, которую необходимо изучить.

Выдвигают версии. Определяют, что пропущены имена прилагательные. Вписывают имена прилагательные в тексте.







Формулируют представление о прилагательном как части речи и его роли в тексте

-Прочитайте отрывок из стихотворения. Из какого он стихотворения? Слова какой части речи пропущены? Раздаточный материал: отрывок из «Тихая моя родина» Н. Рубцова)



-Верно. Прочитаем восстановленный вариант. Какова роль имен прилагательных в тексте?


-Попробуем сформулировать тему урока.

5

Актуализация имеющихся знаний.

Создает ситуацию успеха, путем проверки владения материала прошлых уроков

Работают в паре. Сообщают свои знания о части речи.

Встречались вы с именами прилагательными раньше?

Что вы знаете о них?

6

Постановка учебной задачи.

направляет детей по верному пути, целенаправленно задавая вопросы


Выдвигают версии.

-Опираясь на записи, определим цель и задачи урока.

7

Применение знаний при решении практических задач.

Организует работу по карточкам.


















Предлагает выполнить работу с текстом. Наблюдает. Консультирует. Проверяет задание.


В карточках выделяют окончания прилагательных, устанавливают связь между прилагательным и существительным















Составляют текст. Записывают в тетрадь. Графически выделяют каким членом предложения является имя прилагательное. Проверяют задание, зачитывая свои тексты.







Работа в парах (по карточкам) Прочитайте предложения. Как вы считаете, какие окончания нужно записать? От чего зависит выбор окончаний

Тёпл.. солнышко согрело воздух и землю. Тал.. вода собирается в небольшие лужи. Пробил себе дорогу говорлив… ручеёк.



2) Закрепление умений использования имён прилагательных при составлении предложений; повторение знаний о синтаксической роли имени прилагательного.

(На доску проецируются слова) Составьте текст из данных слов, используя имена прилагательные. Озаглавьте. Запишите в тетрадь. Определите синтаксическую роль имён прилагательных.

День, небо, солнце, ручьи, травка, птицы.

8

Обобщение и систематизация знаний

Организует работу учащихся по применению знаний.

Читают текст. Находят прилагательные, графически выделяют окончания, выстраивая логическую цепь рассуждений, доказывают правильность выбора.

Раскрывают тему урока в форме устного рассказа (описания) о птице. На основе проведенного эксперимента делают вывод о роли имени прилагательного в тексте.

Работа с учебником (упр.234)

Прочитайте текст (отрывок по В.Бианки «Птица»), найдите прилагательные, верно указав окончания.

Представьте, что вы показываете рисунок к тексту младшему брату или сестре. Устно опишите птицу, используя морфологические признаки прилагательного.

Проведите эксперимент: прочитайте текст (по В. Бианки «Птица»), исключив все прилагательные. Что изменилось и сохранилась ли основная мысль автора? Сделайте вывод.

9

Рефлексия деятельности.

Дает оценку

работы

класса

Подводит итоги урока

.

Осуществляют самооценку своей деятельности, соотносят задачи с результатами.



Рисуют, объясняют.









Анализируют слова писателя

-Смогли ли мы решить поставленные задачи?

-Дадим ещё раз определение имени прилагательному.


Попробуйте изобразить имя прилагательное в рисунке.

Закончим урок высказыванием А. Н. Толстого: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задумчивый, как песня над колыбелью».

- Как вы его понимаете?

10

Домашнее задание

Предлагает на выбор два упражнения (574, 575). Объясняет задание.

Записывают выбранное упражнение.

11

Оценивание.

Оценивает учеников словесно и качественно в зависимости от успеха на уроке.

Задают вопросы.






© 2010-2022