Урок по русскому языку для 6 класса по теме «Лингвистический анализ текста. Подготовка к ГИА»

"Описание материала: Данный урок «Лингвистический анализ текста» направлен на подготовку учащихся 6 класса к экзамену в форме ГИА в 9 классе, кроме того, знакомит с основами лингвистического анализа текста. Задания №№ 1, 2, 3, 5 позволяют глубже понять текст, понять его тему и идею, вычленить ключевые моменты. Задание № 4 направлено на повторение функциональных стилей речи. Задания №№ 6 и 7 связаны с закреплением темы «Морфемика». С помощью заданий №№ 8 и 9 школьники вспоминают такой важный ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лингвистический анализ текста (подготовка к ГИА, 6 класс).

(1) Орёл свил себе гн…здо на больш…м дереве, вд…ли от моря, и вывел детей.

(2) Один раз возле дерева р…ботал народ, а орёл подл…тел к гн…з­ду с больш…й рыбой в ко…тях. (3) Люди увидали рыбу, окружили дере­во, стали крич…ть и бросать в орла камнями. (4) Орёл выр…нил рыбу, а люди подняли её и ушли. (5) Орёл сел на край гн…зда, а орлята подняли свои головы и стали пищ…ть: они пр…сили корма.

(6) Орёл устал и не мог л…теть опять на море. (7) Он спустился в гн…здо, прикрыл орлят крыльями, л…скал их, оправлял их пёрышки и как будто просил подождать. (8) Но, чем боль­ше он их ласкал, тем громче они пищ…ли. (9) Тогда орёл отл…тел от них и сел на верхний сук дерева. (10) Орлята засвистали и запищ…ли ещё жалобнее.

(11) Тогда орёл вдруг сам громко закрич…л, расправил крылья и т…­жело пол…тел к морю. (12) Он вернулся только поз…но вечером, он л…тел тихо и ни…ко над землёй, в ко…тях у него опять была большая рыба. (13) Когда он подл…тел к дереву, он огл…нулся - нет ли опять вблизи людей, быстро сл…жил крылья и сел на край гнезда. (14) Орлята под­няли головы и разинули рты, а орёл разорвал рыбу и нак…рмил детей. (По Л. Н. Толстому.)

Задания:

1. Озаглавьте текст. («Орёл»).

2. Тема текста (о чем): в тексте рассказывается о том, как орел накормил своих птенцов.

3. Идея текста: очень много усилий приходится приложить родителям, чтобы вырастить своих детей.

4. Стиль текста: художественный.

5. Составьте пан текста:

а). Орел вывел детей.

б). Люди отняли корм.

в). Голодный свист орлят.

г). Орел накормил детей.

6. Выделите морфемы с пропущенными буквами; над пропущенным буквами поставьте номера орфограмм.

7. Сделайте морфемный анализ слов: увидали, окружили, выронил, лететь, засвистали, перышки, отлетел, тяжело.

8. Укажите номера простых предложений с однородными членами и составьте их схемы:

(1) [ ___ и ].

(3) [ ____ , , и ].

(6) [ ___ и ].

(7) [ , , , и ].

(9) [ ___ и ].

(10) [ ___ и ].

(11) [ ____ , и ].

9. Укажите номера сложных предложений, в которых простые предложения связаны союзом «а», и составьте их схемы.

(2) [ ], а [ ].

(4) [ ], а [ и ].

(5) [ ], а [ и ]: [ ].

(14) [ и ], а [ и ].

10. Назовите языковые средства связи между предложениями в тексте:

1). Слова-заместители:

(4) рыбу - её; (4) рыбу - ее; (5) орлята - они; (6) - (7) - (8) - (9): орел - он - он - орел; (7) - (8) - (9) - (10): орлят - их, их - они, (от) них, орлята; (11) - (14): орел, он - он - у него, он - он, орел; (14) орлята - детей.

2). Лексические повторы:

(1) - (6) орел - орел - орла - орел - орел - орел.

(7) - (8) он - он.

(9), (11) орел - орел.

(12) - (13) он - он - он - он.

3). Соответствие видовременных глагольных форм:

В тексте наблюдается соблюдение видовременных глагольных форм во всех простых предложениях. В сложном предложении допускается разная видовременная принадлежность глаголов внутри простых предложений.

4). Анафора:

(4) - (5) - (6) Орел - Орел - Орел.

5). Параллелизм:

(4) Орёл выр…нил рыбу, а люди подняли её и ушли.

(5) Орёл сел на край гн…зда, а орлята подняли свои головы и стали пищ…ть: они пр…сили корма.

(8) Но, чем боль­ше он их ласкал, тем громче они пищ…ли.

(14) Орлята под­няли головы и разинули рты, а орёл разорвал рыбу и нак…рмил детей.

6). Противопоставление:

(4) Орёл выр…нил рыбу, а люди подняли её и ушли.

(8) Но, чем боль­ше он их ласкал, тем громче они пищ…ли.

7). Союзы:

(2) [ ], а [ ].

(4) [ ], а [ и ].

(5) [ ], а [ и ]: [ ].

(14) [ и ], а [ и ].

8). Последовательность в изложении мыслей:

(3) Люди увидали рыбу, окружили дере­во, стали крич…ть и бросать в орла камнями.

(4) Орёл выр…нил рыбу, а люди подняли её и ушли.

(7) Он спустился в гн…здо, прикрыл орлят крыльями, л…скал их, оправлял их пёрышки и как будто просил подождать.

(11) Тогда орёл вдруг сам громко закрич…л, расправил крылья и т…­жело пол…тел к морю.

(13) Когда он подл…тел к дереву, он огл…нулся - нет ли опять вблизи людей, быстро сл…жил крылья и сел на край гнезда.

(14) Орлята под­няли головы и разинули рты, а орёл разорвал рыбу и нак…рмил детей.

9). Слова, организующие логические связи:

(8) Но… (содержание 8-го предложения сравнивается с содержанием предложения №7).

(10) Орлята засвистали и запищ…ли ещё жалобнее. («Еще» указывает на сравнение с предыдущим).

(11) Тогда… («Тогда» указывает на последовательность в изложении мыслей).









Лингвистический анализ текста (карточка с индивидуальным заданием для каждого учащегося).

(1) Орёл свил себе гн…здо на больш…м дереве, вд…ли от моря, и вывел детей.

(2) Один раз возле дерева р…ботал народ, а орёл подл…тел к гн…з­ду с больш…й рыбой в ко…тях. (3) Люди увидали рыбу, окружили дере­во, стали крич…ть и бросать в орла камнями. (4) Орёл выр…нил рыбу, а люди подняли её и ушли. (5) Орёл сел на край гн…зда, а орлята подняли свои головы и стали пищ…ть: они пр…сили корма.

(6) Орёл устал и не мог л…теть опять на море. (7) Он спустился в гн…здо, прикрыл орлят крыльями, л…скал их, оправлял их пёрышки и как будто просил подождать. (8) Но, чем боль­ше он их ласкал, тем громче они пищ…ли. (9) Тогда орёл отл…тел от них и сел на верхний сук дерева. (10) Орлята засвистали и запищ…ли ещё жалобнее.

(11) Тогда орёл вдруг сам громко закрич…л, расправил крылья и т…­жело пол…тел к морю. (12) Он вернулся только поз…но вечером, он л…тел тихо и ни…ко над землёй, в ко…тях у него опять была большая рыба. (13) Когда он подл…тел к дереву, он огл…нулся - нет ли опять вблизи людей, быстро сл…жил крылья и сел на край гнезда. (14) Орлята под­няли головы и разинули рты, а орёл разорвал рыбу и нак…рмил детей. (По Л. Н. Толстому.)

Задания:

1. Озаглавьте текст.

2. Тема текста (о чем он).

3. Идея текста (что хотел сказать автор).

4. Стиль текста.

5. Составьте план текста.

6. Выделите морфемы с пропущенными буквами; над пропущенным буквами поставьте номера орфограмм.

7. Сделайте морфемный анализ слов: увидали, окружили, выронил, лететь, засвистали, перышки, отлетел, тяжело.

8. Укажите номера простых предложений с однородными членами и составьте их схемы.

9. Укажите номера сложных предложений, в которых простые предложения связаны союзом «а», и составьте их схемы.

10. Назовите языковые средства связи между предложениями в тексте: 1). Слова-заместители, 2). Лексические повторы, 3). Соответствие видовременных глагольных форм, 4). Анафора, 5). Параллелизм, 6). Противопоставление, 7). Союзы, 8). Последовательность в изложении мыслей, 9). Слова, организующие логические связи.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

© 2010-2022