Разработка урока по окружающему миру на тему Твои помощники-органы чувств (1 класс)

В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Дети приходят в школу с целью учить себя. А урок исследования, как раз,  направлен на самостоятельный поиск знаний. Поэтому, подготовленная мною разработка урока выдержана в следующей структуре : тип урока- объяснение нового материала, форма урока-урок исследования. При составлении урока я опиралась на структуру урока исследования индуктивного типа , предложенной Н. Б. Шумаковой.  ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 1 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта.

Тема « Органы чувств-твои помощники!»

тема

Тема « Органы чувств-твои помощники!»


Цель темы

Создать условия в формировании представления об органах чувств; о их значении, их роль в жизни.

Основное содержание темы, термины и понятия

Знакомство с органами чувств, их значимость;

Понятие: органы чувств, исследователь.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Сформировать представление об органах чувств.

личностные: воспитывать положительное отношение к слепым людям, закрепление правил сбережения зрения.

Умение использовать субъектный опыт.

Умение сберегать свое здоровье.

Мотивация действий.

Самооценка.

регулятивные:совместное определение темы урока и через тему выход на задачу(через сопоставление темы урока в учебнике и на доске), Удерживание задачи на протяжении всего урока. Рефлексивные действия.

познавательные: совершенствование навыка чтения(для читающих), умения отбирать нужную информацию и использовать при ответе, умения сравнивать и делать вывод на основе наблюдений, эксперимента.

коммуникативные:умение слушать друг друга















Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение (Умение устанавливать логические связи между объектами; умение осознанного чтения.Умение устанавливать момент исследования на уроке чтения)

Математика (Умение устанавливать момент исследования на уроке математики)

Коллективная (обсуждаем вместе) Индивидуальная.

УМК «Начальная школа XXI века» .Учебник- окружающий мир, часть 1. Автор- Виноградова Н. Ф.

Конспект урока. Проектор. Физминутки в компьютерном варианте.

Таблички с названиями органов чувств. Разноцветные листочки для самооценки.






































Разработка урока по окружающему миру в 1 классе.



Учебно-познавательная деятельность.

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задачи и упражнения

Диагностические задания

1.Актуализация знаний и опыта детей.

Цель - Способствовать наблюдательности учащихся







Мотивация к исследованию





-О каких профессиях мы говорили на прошлом уроке? (……., изобретатель) СЛАЙД 1

- Это люди какой профессии? Как называют таких людей? (исследователи, мореплаватели)

-Что мореплаватели делают? Что они изучают?

-Что изучает астроном?

-Зачем они исследует? Почему он исследует? Что он хочет узнать?(новое)

-Значит, когда они изучают- они открывают что-то новое!

-Как вы думаете, можно ли изобретателя назвать исследователем? (да, т.к. изобретатели устанавливают, измеряют, выявляют, усовершенствуют ). Докажите на примерах. (о чайнике, телефоне)

-С помощью каких способов исследователи делают открытия или изучают?

(наблюдение, измерение, опыт, эксперимент)

-Значит, с помощью этих способов исследователь узнает новое или получает новую информацию.

-А мы на уроках можем назвать себя исследователями? А почему? (узнаем новое)

А на уроках чтения мы что-то исследуем? ( наблюдаем звуки, схемы)

А на уроках математики? (измеряем длину отрезков)

-Действительно, вы являетесь маленькими исследователями!

-Обычно исследования проходят в лабораториях или центрах исследования. У меня тоже есть мини лаборатория. Я предлагаю вам провести маленькие исследования и ,может быть, кто0то для себя откроет что-то новое!

Хотите?

- Для начала поиграем в игру. На счет 3- закрываем глаза. Я покажу вам предмет.

-Что вы видели? Какой предмет я показала?(не знают)

-Теперь не закрывайте глаза.(показываю)

-Скажите, почему в 1-м случае вы не могли назвать предмет, а во 2-м случае назвали?

-Какой орган помог вам определить?

-Какой вывод можете сделать? (с помощью глаз можно получить новую информацию)

-Вот и сделали 1открытие.

-Готовы к следующему открытию?

Но есть одно условие: сидеть надо очень тихо. (Звучит пение кукушки)

-Что же это было?(кукушка)

-Как вы определили, ведь вы не видели ее? (мы услышали)

-Так, значит, как мы еще можем получить информацию?(с помощью ушей)

-Вот и сделали 2 открытие.

Обсуждаем вместе







2. Целеполагание

Цель -постановка детьми для себя задачи на урок.





-Ребята, глаза и уши являются органами чувств.

-Значит, о чем будем сегодня говорить?(На доске тема: ОРГАНЫ ЧУВСТВ)

Физминутка для глаз.

-Какие органы чувств помогали вам провести физминутку? (глаза, уши)

-А только ли глаза и уши помогают нам узнать информацию?

-Значит, какая ваша задача на уроке? (узнать, есть ли еще органы чувств, с помощью еще каких органов чувств можно получать информацию)

1.Отвечают на вопросы учителя.

2.Смотрят физминутку и ставят задачу перед собой.




3. Работа

Цель- узнать незнакомые для них органы чувств.

Этап исследования














Обмен информацией

-Кто готов к следующему исследованию?

-У меня в лаборатории есть 2 стакана. Как вы думаете, что в них? Проверим. (выходят 2 ученика и пробуют-соленая и сладкая вода)

- Как вы думаете, что они могли попробовать?

-Как можем проверить?(спросить)

-Кто может спросить?

- Какой орган помог определить соленую и сладкую воду? (ЯЗЫК)

-Ребята, кончик языка чувствует сладкое и соленое, по бокам языка- чувствует кислое, а центральная часть- горькое. Дома вы это проверите!

-Какой вывод можете сделать? (с помощью языка можно получить новую информацию)

-Вот и сделали 3 открытие.

-Приготовились к следующему открытию. В лаборатории есть вот этот предмет.(освежитель воздуха)

-Как вы думаете, какой орган чувств мы будем проверять?(нос)

-Проверим!(брызгаю)

-Приятный запах?

-Какие запахи вам приятны?

-Какие запахи предостерегают?(газ, дым, гарь)

-Значит, какое открытие сделали? (с помощью носа можно получить новую информацию)

-Вот и сделали 4 открытие.

-Кто готов к след.исследованию?

-Ребята, человек использует еще 5 орган чувств. Как вы думаете, какой же он? Я вас уверяю, что вы его используете каждый день и не один раз.

-Какой орган поможет определить холодное или горячее, колючее или гладкое, боль? (…….)

-В лаборатории есть волшебный мешочек. Выходят 3 ученика по очереди, засовывают руку в мешок и говорят, что там.(расческа, стакан, телефон)

-Что вам помогло определить?(РУКИ)

--Значит, какое открытие сделали? (с помощью рук можно получить новую информацию)

-Вот и сделали 5 открытие.

-Какую задачу вы для себя ставили?(узнать, какие еще органы чувств есть)

-Какое открытие вы сделали для себя? Какой вывод можете сделать? (5 органов чувств, с помощью них мы получаем информацию)

-А кто сколько для себя сделал открытий?

-Что помогало открывать? (эксперименты, наблюдения)

1.Обращение учителя к классу с вопросами по выявлению возникших затруднений;

2. Отвечают на вопросы учителя, дополняют, уточняют ответы учеников, проводят эксперименты.

3. Вводим новые понятия. Вывешиваем на доску.

4. Уточнение представлений о значимости органов чувств, о их сбережении.

Цель - Уточнить представления о значимости органов чувств, о их сбережении.



Связывание информации.

-Всем ли помогают органы чувств узнать новую информацию?( Нет. Например: слепые, люди, которые плохо видят)

-Как мы можем узнать таких людей? (черные очки, палочка, собака-поводырь) СЛАЙД2

-Как вы поступите, если встретите такого человека? (помочь)

-Откройте учебник на с. 57 и найдите тему урока.(Органы чувств - твои помощники!)

-Как определили? (жирный шрифт)

-А как у нас на доске?

-Почему автор органы чувств назвал помощниками?

-В чем они помогают?( увидеть, услышать, почувствовать, защитить)

-Как защищают? (почему руку отдернули от горячего стакана?-опасно)

-Раз они помощники, их нужно беречь?

-Устали? Поиграем. Сейчас мы с вами вспомним правила ,как нужно беречь орган чувств как глаза, ведь этим органом мы пользуемся в большей степени. Для этого мы поиграем в игру: «Полезно. Вредно» Я буду показывать табличку «Полезно», а вы говорите правило. НО 2 раза одно и тоже не повторяем! .(ПОЛЕЗНО. ВРЕДНО)

В этой игре мы тоже можем сделать открытие.

Памятка № 1:

  • Читать сидя

  • Оберегать глаза от ударов

  • Промывать глаза по утрам

  • Обращаться к врачу-офтальмологу

  • Соблюдать гимнастику для глаз

Памятка № 2

  • Защищать уши от сильного шума

  • Защищать уши от ветра

  • Не ковырять в ушах

  • Правильно чистить уши: намыленным пальцем

  • Мыть уши каждый день

  • Обращаться к врачу-отоларингологу

Памятка № 3

  • Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом

  • Мыть руки поле загрязнения

  • Охранят кожу от ударов, ожогов, порезов, ушибов

  • Закаляться (обтирание, душ)

-Поднимите руки , кто в этой игре сделал открытие.

- Поднимите руки, кто хотя бы одно из правил выполняет!







Составление памятки.

5. Рефлексия

Цель - уточнение представлений по теме урока.

Подведение итогов.







Применение.

-Сели красиво. Помогла вам мини лаборатория сделать открытия?

-Какие?

-Какое открытие сделал каждый для себя?

-Давайте в учебнике прочитаем вывод. (У человека пять органов чувств: глаза видят, уши слышат, нос обоняет, кожа осязает (холод, боль, прикосновение), а с помощью языка мы чувствуем вкус. Органы чувств помогают нам видеть, слышать, чувствовать вкус и запах, ощущать холод, боль, прикосновение.)

-Что интересного узнали?

-Что являлось трудным? Почему?

-Что являлось полезным? Что пригодится в жизни?

СЛАЙД-золотая осень.

-Сейчас мы тоже с вами попробуем изобразить золотую осень. У меня есть дерево и листья разных цветов.

Если вы работали отлично

(1.Очень активно работал.

2.Внимательно слушал учителя. 3.Соблюдал правила школьника.)-Зеленый листик.

Если вы работали хорошо-Желтый листик

Если вам нужно еще постараться-Красный.

-Ребята, а как вы думаете, животным свойственно получать информацию?

- Каким образом?

- Посмотрите на экран. (демонстрация животных на слайде)

- Предлагаю вам дома провести мини-исследование «Как животные получают информацию?». Можно выбрать: крот, сокол, сова, змея, паук, лиса, летучая мышь, собака, лягушка, рыба.

-Спасибо за урок!

Подведение итогов урока.


© 2010-2022