- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по стихотворению М. Ю. Лермонтова Утёс
Урок по стихотворению М. Ю. Лермонтова Утёс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кцоева Л.И. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок лит-ры 6 кл. О чем плачет утес?
Тема. "М.Ю. Лермонтов. "Утес". Цели. Знакомство с личностью писателя через анализ его стихотворения; отработка навыков выразительного чтения. ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Сообщение темы урока III. Первичное восприятие текста. Учитель читает стихотворение "Утес". - Что вы можете сказать об этом произведении? Какие чувства оно у вас вызвало? -Прочитайте его самостоятельно и попробуйте определить, от чьего лица оно написано - автора или рассказчика.( От лица автора). IV. Анализ произведения. - Сколько героев в стихотворении? Утес, тучка. - Кто главный герой? Утес. - Почему? ( Так называется стихотворение). - Сколько строф в стихотворении? (Две строфы). - Сколько строк в каждой строфе? (Четыре строки). - Как называются такие строфы? (Четверостишия). - Перечитайте первую строфу, обратите внимание, кто из главных героев присутствует в этой части стихотворения. - Кто из героев присутствует в первой строфе?. (Утес и тучка). -- Кто появляется первым?. (Тучка). - Известно ли, откуда она взялась? ( Нет, она уже ночевала). - Какая она? (Золотая). - Почему золотая? ( Она обычная, а золотой стала от света луны). - Большая тучка или маленькая? ( Маленькая). - Почему вы так думаете?(Тучка - суффикс -к- указывает на ее маленький размер). - Живая ли тучка? (Да). - Что она делала? (Ночевала). - Где ночевала тучка? ( На груди утеса). - Почему именно на груди? (Близко к сердцу, ей, наверное, было плохо). - А какой был утес? (Великан). - Живой ли утес в этой части стихотворения, что он делает? ( Ничего не делает, он неживой). -- Почему утес ничего не делает? (Боится спугнуть тучку). - Живой ли он вообще? Да. - Утес оберегал сон тучки, но рано утром тучка исчезла. Как она это сделала? (Умчалась). - Куда умчалась? (В путь). - Есть ли у тучки путь? (Нет). - Почему? (Она летит, куда ветер дует). - Как умчалась тучка? Весело играя. - Почему весело, как это характеризует тучку? (Она легкомысленная.) - Перечитайте вторую строфу. - Кому она посвящена? Утесу. - Тучка умчалась. Оставила ли она что-нибудь утесу? (Влажный след). -Почему след влажный? Почему тучка прижималась к груди утеса? (Она плакала, ей было плохо). - Где остались слезы тучки? В морщине утеса. - Почему они остались? Утес решил их сохранить. -Тучка "умчалась, весело играя...", а утес? Остался стоять. - Как он стоит? Одиноко. - Почему? - Что делает утес? (Задумался глубоко). - О чем задумался? - Что еще сказано о том, как он стоит? Тихонько плачет. - Почему он тихонько плачет? (Ведь он великан...). - Никто не должен видеть его слезы. - О чем плачет утес? - Тучка улетела, а утес остался стоять. Но где он стоит? (В пустыне.) - Почему? Куда все исчезло? (Тучка унесла все с собой.) -Посмотрите, как все было красиво! Утес, тучка, ночь, но тучка улетела и этим разрушила все! Для утеса осталась пустыня! - Почему? Какие чувства испытывал утес к тучке? (Он ее любил, оберегал, заботился.) V. Физкультминутка.Под музыку дети представляют себя утесом, который бережно держит руками у сердца тучку. Но... утро - и тучка исчезает... VI. Анализ произведения (продолжение) - Вернемся к нашему произведению. Прочитайте теперь все стихотворение целиком и задумайтесь, какие чувства испытывал сам автор, когда его писал. Д. Чувство одиночества. - О чем это стихотворение? О самом авторе и его переживаниях. - Такие литературные произведения, в которых человек выражает свои переживания, называются лирическими. -Как и утес, наш поэт был одинок. В этом и состоит загадка, трагедия жизни великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. VII. Итог урока. -Каким же был поэт, как вы поняли из его произведения? - С кем сравнивал себя поэт? Почему с утесом, который одинок, всеми покинут. Наверно, ему было одиноко, когда он писал стихотворение. - Почему он был одинок? Рядом не было любимого человека. - Когда человек может почувствовать себя одиноким?(Когда близкие уезжают, покидают нас, умирают.) - Одиночество - самое большое несчастье в жизни, но его можно и нужно преодолевать! VIII. Домашнее задание Я надеюсь, вам понравилось это стихотворение поэта, а дома я прошу вас прочитать другие его стихотворения и выучить наиболее понравившееся.
|