- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по роману Л. Н. Толстого Война и мир
Конспект урока по роману Л. Н. Толстого Война и мир
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лисицына В.Ю. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока
Наташа Ростова - любимая героиня и идеал самого автора.
(по роману Л.Н.Толстого "Война и мир")
-
Оргмомент (проверка тетрадей, текстов, закладок в текстах).
-
На протяжении уже многих уроков мы с вами работаем над романом Л.Н. Толстого "Война и мир".
-
Вспомните, о ком из главных героев романа шла речь на прошлом уроке? (о Пьере Безухове и Андрее Болконском).
-
Давайте вспомним главные, ключевые этапы жизни этих героев до Отечественной войны 1812 года.
-
Возьмите листочки и запишите (по вариантам) основные этапы жизни этих героев.
I вариант будет писать о Пьере Безухове,
II вариант будет писать об Андрее Болконском.
Постарайтесь выдержать хронологию.
У доски работают 2 ученика. А в это время два других ученика получают индивидуальные задания "Работа с иллюстрациями".
Условие: за каждый правильный ответ ученик получает 1 бал.
Цель: показать, как Толстой понимает истинную любовь и красоту, подчеркнуть богатство духовной жизни любимой героини Толстого.
Работать над мыслительной деятельностью, над развитием речи учащихся. Развивать умение вести спор, отстаивать свою точку зрения. Вырабатывать умение работать с текстом, выделять главное. Формировать умение анализировать и синтезировать.
Воспитывать нравственную личность на примере героев романа, на сравнении их образов с нашей жизнью. Роль классической литературы в воспитании учеников.
Проверка: сверьте с записями на доске.
Андрей Болконский
-
Желание славы, разочарование жизнью в светском обществе.
-
Штаб - тот же свет.
-
Шенграбенское сражение (батарея Тушина).
-
Аустерлицкое сражение, высокое небо.
-
Тихая жизнь в Лысых горах.
-
Разговор с Пьером на пароме.
-
Отрадное.
-
Работа со Сперанским, разочарование в нём и разрыв с ним.
-
Любовь к Наташе.
-
Отъезд.
-
Презрение к Наташе.
-
Желание убить А. Курагина.
-
Какова была цель жизни Андрея Болконского? (жизнь для себя).
Пьер Безухов
-
В компании Долохова (пирушки, случай с Квартальным)
-
Получение большого наследства, женитьба на Элен.
-
Дуэль с Долоховым.
-
Встреча с масоном, масонская деятельность, преобразования в деревне.
-
Примирение с женой.
-
Апатия.
-
Восхищение Наташей.
-
Для кого живёт Пьер Безухов? (для себя).
-
Как хочет, жить Пьер на этой земле? ("жить честно").
-
Что их объединяет?
Я думаю, что все эти этапы вы записали в "психологических характеристиках".
И вот эти два мужчины будут любить одну девушку - Наташу Ростову. Наташу любил и сам Л.Н. Толстой. Не случайно мы с вами записали тему: " Наташа Ростова - любимая героиня, идеал самого автора".
Автор сталкивает свою героиню с различными мужчинами. Вот их отзывы о Наташе.
(Чтение эпиграфов):
"Я не жил прежде.
Теперь только живу"
(Андрей)
"У неё характер плохой,
и ума нет, и эдакое..."
(Берг)
"Эта девушка такое сокровище...
это редкая девушка".
(Пьер)
"... кроме блуда, не чувствовал
ничего".
(Анатоль)
-
Как вы думаете, кому принадлежит каждый отзыв о Наташе?
-
С чьим отзывом совпадает мнение Л.Н. Толстого? (с отзывом Пьера).
-
А какое ваше мнение о Наташе?
-
За что автор любит Наташу? (за её непосредственность, живость, естественность, доброту, Наташа - часть природы).
-
Вспомните сцены, где Толстой любуется Наташей.
1. На именинах (спрашивает о десерте, всех дёргает, когда папа танцует с Марьей Дмитриевной).
2. Наташа любуется ночью в Отрадном.
3. Наташа собирается на бал.
4. Наташа танцует с Андреем Болконским на балу.
5. Наташа на охоте.
6. Наташа в гостях у дядюшки.
7. Наташа в эпилоге.
-
Какова сущность души Наташи? (готовность любить другого человека, она любит всех людей). "Жить для других" - вот главная черта Наташи. Это самый главный критерий человеческой души для Толстого.
-
Какой стереотип создался у вас, когда вы читали о Наташе? Какая она?
-
А почему же тогда Толстой "заставляет" Наташу совершить такой неблаговидный поступок, как попытка сбежать с Анатолем Курагиным?
-
Кто виноват в этом? Давайте обратимся к тексту (т.II, ч.3, гл.23, стр. 585). В Андрее силён разум, он знает, что отец против этого брака, понял, почему тот против, и всё же решил послушаться отца.
-
А в любви можно, кого - ни будь слушаться? (Только себя и своё сердце). А он и потом не послушался своего и её вещего сердца, когда она плакала и не могла понять, зачем этот год, а он стал объяснять ей причины. И даже потом, когда она попросила его: "Не уезжайте" таким голосом, что он задумался, "не нужно ли ему действительно остаться", он всё-таки уезжает. И теряет её. Теряет единственную свою любовь, навсегда, и в этом он сам виноват.
Чтение стихотворения А. Кочеткова "С любимыми не расставайтесь"
Как больно, милая, как странно!
Сродняясь в земле, сплетясь ветвями, -
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой!
Не зарастет на сердце рана -
Прольемся чистыми слезами.
Не зарастет на сердце рана -
Прольется пламенной смолой.
Пока жива, с тобой я буду -
Душа и кровь нераздвоимы.
Пока жива, с тобой я буду -
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду,
Не забывай меня, любимый!
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.
Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой?
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый!
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба - я и ты.
Но если я безвестно кану -
Короткий свет луча дневного?
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал…
Нечеловеческая сила
В одной давильне всех давила,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них -
И каждый раз навек прощайтесь.
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь,
Когда уходите на миг!..
-
Почему я прочитала это стихотворение? Что у него общего с романом "Война и мир"? Да... Самое лучшее - это не расставаться со своими любимыми, иначе потом придётся жалеть об этом.
-
Давайте проследим, как Наташа ведёт себя в ожидании князя Андрея. Представьте себя на месте Наташи. 17 лет, так хочется, чтобы тебя любили, так хочется самой любить! А тут ты должна ждать своего "теоретического" жениха.
Сначала Наташа принимает разлуку как должное (две недели переживала, а потом привыкла).
-
Том 2, часть 3, глава XXIV, стр. 592
-
Том 2, часть 4, глава I, стр. 603
-
Наташа говорит, что она пропадает. Том 2, часть 4, глава IX, стр. 635-636
-
Том 2, часть 4, глава XIII, стр. 655
И вот, когда в душе Наташи наступил кризис, на её пути встаёт Анатоль Курагин.
-
Где Наташа познакомилась с ним? (в театре)
-
Почему же Наташа забывает о своей любви к Андрею Болконскому? (ей кажется, что её любят, ею восхищаются, ей говорят комплименты, на неё обращают внимание посторонние люди.
Прочитайте состояние Наташи после встречи с Курагиным
Том 2, часть 3, глава XXIV, стр. 592
-
Почему Наташа так переживает? (она ждёт Андрея, любит его)
-
Какую цель ставит перед собой А. Курагин? (приволокнуться за Наташей стр. 697)
-
Кого он к этому заговору подключает? (Элен). Ведь где Элен - там разврат. Её эта мысль забавляла.
-
Почему Наташа попалась на удочку Элен? (очень молода, неопытна, тщеславие победило, тоска по жениху, желание любить и быть любимой.) см. 2 - 4 - XIII - 701
-
Прочитайте состояние Наташи после первого поцелуя с Анатолем. см. 2 - 4 - XIII - 704
-
Проанализируйте размышления Наташи. (она просто глупенькая, маленькая девочка, ничего не понимающая в любви. А с другой стороны Толстой показывает нравственную не испорченность Наташи, её естественность, незнание ею жизни.
-
А как бы Элен отреагировала на всё это? (приняла как должное). Она более умудрённая житейским опытом.
-
Почему Наташа никого не хочет, слушать?
1. Она Наташа Ростова. Она живёт чувствами и сердцем.
2. Она максималистка - эта черта, присущая всем молодым людям.
-
Любит ли на самом деле Наташа Анатоля? (это, скорее влюблённость). Ей оказывает знаки внимания такой красавец! Кто же устоит перед ним? А ещё Анатоль - рядом, а князь Андрей - далеко. Вот Наташа и не устояла.
-
Согласны ли Вы с поведением Андрея после возвращения?
-
А как бы поступили Вы?
-
А почему князь Андрей не хочет встречаться с Наташей? (он очень переживает, но он гордый, он Болконский он человек неба, а не земли).
Итак, ваше мнение о поведении Наташи и Андрея Болконского.
-
На чьей стороне Толстой? (наверное, на стороне Наташи). А Вы?
-
А почему? (она его любимая героиня, идеал женщины).
-
А, была ли измена? (нет).
Толстой опять сталкивает горячее сердце и чувства Ростовых с умным умом - разумом Болконских.
Как у Юрия Кузнецова: "…дыханий наших встретятся клубы - и молния ударит между нами: тут и связь - и невозможность связи".
-
А почему Толстой восхищается своей любимой героиней при отъезде из Москвы во время войны? (она проявляет чувство патриотизма, гуманности, жить для других, а не для себя - вот девиз Наташи и Толстого. (Как горят её глаза, когда она видит, что раненые заняли подводы! ) вот истинно русский характер, вот идеал Толстого.
-
А как Вы думаете, Наташа правильно поступает?
Да, по-Ростовски, "чтобы другим было хорошо".
А Наташа как будто чувствовала, что где-то её Андрей тоже может быть ранен, что ему тоже нужна помощь, а он был совсем рядом. И вот одна из самых сильных сцен романа "Наташа у изголовья смертельно раненого Андрея Болконского". (том 4, ч. 1, гл. 14, стр. 473).
И вот здесь-то соединяются мысли князя Андрея и Наташи: смысл жизни - любовь.
-
Почему же умирает Болконский. (они с Наташей из разных миров, князь Андрей - неземной человек, он не способен жить среди этих людей, а Наташа - вся с людьми.
-
Как Вы понимаете слова Толстого: "Сущность её жизни - любовь"? (она любит всех и вся и хочет, чтобы её тоже любили).
Она - путеводная звезда, она идеал женщины для Толстого.
Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя,
Не потому, что я её любил,
А потому, что я томлюсь с другими
И если сомненье тяжело,
Я у неё одной молю ответа,
Не потому, что от неё светло,
А потому, что с ней не надо света,
- писал русский поэт Иннокентий Анненский.
Вот такой звездой была для Толстого Наташа.
-
А кто из девушек хотел бы быть похожим на Наташу?
-
А мальчишки как относятся к Наташе?
Давайте подведём итог работы над образом Наташи Ростовой.
-
За что же Толстой любит свою героиню и что нам в ней нравится? (отвечают ребята, которые конспектировали, все остальные записывают)
-
Готовность любить других, она любит всех живёт для других, гуманизм.
-
Хочет, чтобы её любили.
-
Русский национальный характер.
-
Нравственная неиспорченность.
-
Естественность.
-
Живёт чувствами.
-
Чувство патриотизма.
-
Наташа - путеводная звезда.
А ещё и идеал жены (об этом мы будем говорить позже).
Итак: Д/з 1 вариант - Бородинское сражение (том 3, часть 2)
2 вариант - партизанское движение (том 4, часть 3)
Примечание.
Когда речь пойдет о Наташе - жене, матери, можно предложить ребятам поразмышлять об образе Наташи с помощью следующего стихотворения:
Наташа
Ясным утром морозным,
Сбросив с себя одеяло,
Встала к потухшим звёздам,
И вдруг себя не узнала.
В стеклах зеркал блестящих
Лик её отразился.
″Так вот чему Васька Денисов,
Увидев меня, поразился!″
Будто всё, как прежде,
Не к чему и придраться,
Только глаза, как вишни,
Перестали совсем удивляться.
Мужа вмиг растолкала,
Вскочила проворнее лани
"Эй, кто там, Фроська, Анисья,
велите закладывать в сани!″
Закутавшись, сели в сани,
Звенит колокольчик звонко,
И под гору, навстречу солнцу
Понеслась удалая тройка.
″Эй, залётные, звонко, вихристо
Завилась от саней дорожка,
Словно лунной ночью когда-то
Она вылетела из окошка.
Пьер радостно улыбнулся,
Пьер стал совершенно новым.
Наташа же стала Наташей,
Опять Наташей Ростовой.″
Мы сознательно дали два противоположных мнения о том, как показана Наташа Ростова в эпилоге. Такие споры идут иногда в классе. Но что значит, ″верно″ или ″не верно″ показал Л.Н. Толстой Наташу в эпилоге? Он, автор, считал, что она должна стать такой, она ведь всегда жила любовью, полностью отдавалась любви. Вот и теперь, она вся - в любви, в любви к детям, к Пьеру, мужу своему. Так что логика образа Наташи автором не нарушена. А слово ″самка″, конечно, неприятное, но это, я думаю, Л.Н. Толстой в полемическом задоре: он ведь спорит здесь с Чернышевским, с его представлением о роли женщины.