Урок по русскому языку для 6 класса «Имя существительное»

Цель урока: обобщение и систематизация УУД по теме «Имя существительное» Задачи: А) образовательная: повторить и систематизировать знания по теме «Имя существительное»; Б) развивающая: формировать УУД по овладению изученного ранее, формировать знания и навыки орфографического письма, логического мышления, воображения, обобщения. В) воспитательная: воспитывать любовь и интерес к родному языку, природе, Родине. Тип урока: урок-обобщение Форма урока: урок-путешествие Методы и приёмы: слово учителя...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока



Предмет: русский язык

Тема урока: Обобщение знаний по теме «Имя существительное»

Ход урока

1.Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, создание благоприятной обстановки на уроке: пожелание друг другу удачи на уроке, позитивный настрой, «улыбка» учителя.

«Эпиграфом к нашему уроку сегодня будут служить слова Л. Н Толстого: «Ничто не облагораживает человека больше труда. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство». И, именно, сегодня нам с вами предстоит очень плодотворно потрудиться! Потрудимся? Давайте пожелаем друг другу удачи»!

(слайд №2)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Проверяет готовность к уроку, желает учащимся удачи на уроке.

Желают друг другу удачи на уроке.



2.Вступительное слово учителя.

«Сегодняшний урок я хочу начать именно с этого стихотворения:

Взрослые и дети!
Природу берегите.
К её богатым недрам
Рук жадных не тяните.
Заботою и лаской
Её вы одарите,
Она ответит тем же.
Вы только посмотрите:
Кругом поля бескрайние,
И родники холодные,
Леса дарами щедрые,
Озёра с гладью водною.
Всё это подарила нам
Матушка-природа.
Так будем же её беречь
За часом час,
И год за годом».

(Появляется слайд с картинами природы, слайд №3)

Беседа:

«Скажите, пожалуйста, о чем это стихотворение и почему я начала урок именно с этих строк?»

(Тема природы, нужно беречь природу, 2013 год - год окружающей среды)

«Да, ребята, и сегодня в нашей работе встретится материал о природе. Ребята, посмотрите, пожалуйста, перед вами стихотворение А.А.Фета «Шепот, робкое дыханье…» (слайд №4, отрывок)

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица…

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..»

«Ребята, а о чем это стихотворение?»

(После ответа детей)

«Если вы заметили, то это стихотворение тоже о природе! Фет описывает состояние природы от ночи к утру, её постепенное пробуждение».

« Ребята, что особенного в этом стихотворении?

«Хотя в тексте почти одни имена существительные, понимаем ли мы его смысл?

Теперь взгляните на эпиграф к нашей теме. Как вы думаете, почему « Имя существительное - хлеб языка»? (слайд №5)

(потому что имя существительное наиболее частотная часть речи в употреблении, выражающее основное содержание сказанного)

«Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну имени существительного и побываем в гостях у жителей некоторых его городов».

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Учитель ведет беседу с учащимися, читает стихотворение

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, анализируют стихотворение.

На данном этапе реализуются УУД, связанные с воспитательной задачей урока

3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

«Но прежде чем мы начнем путешествие, давайте попробуем определить по таблице, что мы хотим знать, а что уже знаем».

(слайд №6 «Надо-хочу-могу»)

Ребята заполняют таблицы, после чего - озвучивание таблицы!

Надо

хочу

могу


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

При необходимости корректирует ответы учащихся.

Учащиеся заполняют таблицу, исходя из того, что уже было изучено, после чего пробуют сформулировать цели и задачи урока.

После ответов учащихся учитель формулирует цели и задачи урока.

4. Актуализация ЗУН и пробное учебное действие.

«Отправляясь в страну Имени Существительного, мы должны знать о нем хоть что-то. Давайте попробуем вспомнить»

Задание:

Выделить из группы слов имена существительные (ребята записывают в тетради) (слайд №7)

Парта, черный, дом, кошка, смеяться, девочка, вьюга, бегут, радуга, парад, золото, доброта, добрый, сон, лень, синий, толкотня, Россия

«Что могут обозначать имена существительные?»

(Имена существительные могут обозначать конкретные предметы, живые существа, явления природы, общественные явления, вещества, географические названия, а также свойства, качества или действия)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Учитель предлагает учащимся вспомнить теорию «Имя существительное» на основе упражнения

Работают с упражнением в тетради, отвечают на вопросы учителя

5. Выявление места и причины затруднения (если такая ситуация возникает) Вопросы по выполнению предыдущего задания (задаются как вспомогательные, для того, чтобы устранить причины затруднения):

«Как вам это удалось сделать? По каким признакам мы можем найти имена существительные? Делаем вывод: Что такое имя существительное? Назовите грамматические признаки имени существительного»

(Имя существительное - самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет в широком смысле слова, отвечает на вопросы КТО? ЧТО?; имеет грамматические признаки: склонение, род, число падеж; изменяется по падежам и числам; в предложении обычно является подлежащим, дополнением или обстоятельством.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Выявляет места и причины затруднения, помогает учащимся при помощи вспомогательных вопросов, задает вопросы

Отвечают на вопросы учителя на основе анализа.

Учитель задает вспомогательные вопросы, если возникает ситуация затруднения

6.Построение проекта выхода из затруднения

Слово учителя:

«А давайте теперь попробуем сформулировать наши действия при затруднении: быть внимательными, слушать друг друга, а самое главное, чтобы найти имя существительное, надо учитывать основные признаки имен существительных!

Я вижу, что вы готовы совершить путешествие! Ой, а тут письмо от кого-то пришло! (слайд №8)

Это письмо от Незнайки, он хочет с нами совершить путешествие в страну имени существительного. Возьмем его с собой? Ведь мы уже знаем многое об имени существительном и можем помочь Незнайке»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Учитель предлагает в коммуникативной форме построить проект выхода из затруднения.

Формулируют действия, необходимые при дальнейшей работе.

7. Реализация построенного проекта.

«Ребята, вы многое уже знаете и умеете делать, а сегодня мы попытаемся совершить путешествие в страну Имени Существительного вместе с Незнайкой, который ещё ничего не знает! (слайд №9)

В этой стране много городов с интересными названиями, и некоторые из них мы с вами посетим прямо сейчас! Жители городов нам с вами приготовили памятку по охране окружающей среды, и если мы с вами все правильно выполним, получим в подарок эти памятки!»

А) «Первый город в стране Имени существительного - это город

«Разряды имен существительных». (слайд №10)

Жители города приветствуют вас, а Незнайка хочет знать, почему так назван город! Давайте поможем ему в этом, а чтобы нам быстрее справиться с этим заданием, будем работать в парах»

Задание: «Ребята, распределите имена существительные в два столбика» (слайд №11)

Одушевленные и неодушевленные (кто? и что?)

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Собственные и нарицательные (слайд №12)
Распределить слова в два столбика. По какому признаку распределяли?
Пушкин, поэт, река, книга, Днепр, орел (птица), Орел (город), доброта

Незнайка говорит вам «спасибо»! А жители города дают нам с вами первый пункт памятки «Не засоряйте водоемы!» (слайд №13)

И мы отправляемся в следующий город…

Б) Следующий город под названием «Род имен существительных» (слайд №14)

Работа в группах, формируются три группы, каждая из групп распределяют слова: (слайд №15)

Мужской род - 1 гр., женский род - 2 гр., средний род -3 гр. (слова даны в разнобой, также даны слова общего рода: плакса, неряха)

Мужской род: врач, вагон, поход, дедушка, арбуз, летчик, дождь, друг

Женский род: сестра, доброта, яблоня, осина, кукла, лопата, няня, морковь

Средний род: печенье, поле, облако, крыло, дело, окно, море, озеро.

«А почему вы не выписали такие слова, как плакса, неряха ? (это слова общего рода)

Так как вы все сделали верно, вот и второй пункт памятки - «Не оставляйте в лесу мусор!» (слайд №16)

А мы идем дальше…»

В) Следующий город «Число имени существительного» (слайд №17)

«Образуйте форму множественного числа» (слайд №18)

Ракета -… (ракеты)

Крыша -…(крыши)

Завод -…(заводы)

Сын -…(сыновья)

Колесо -…(колёса)

Солнце -… ловушка, т. к. у этого слова нет формы множественного числа

«Чем отличается имя существительное в единственном числе от существительного во множественном числе? Какие имена существительные имеют форму только одного числа? (Существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном числе - два или несколько предметов)

А вот и третий пункт памятки - «Не разоряйте гнезда!» (слайд №19)

Г) Следующий город «Падеж и склонение имени существительного» (слайд №20)

«Давайте подумаем, почему город состоит сразу из двух названий? Что такое склонение? (Склонение - изменение по падежам и числам, имя существительное имеет 3 склонения.)

Незнайка немного устал, он хочет поиграть!»

Физкультминутка (слайд №21)
«Ребята! Вы любите играть? Я очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. Ребята, когда услышите имена существительные 1 склонения - поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения - присядьте, а третьего - руки перед собой.
Зима, утро, урок, море, ночь, дочь, природа, трава, печь, конь, лес



«А теперь давайте выполним задание…» (слайд №22)

Выехать из деревн.., выехать с дач…,

быть в деревн…, на дач..

Четвертый пункт памятки - «Не оставляйте костры без присмотра!» (слайд №23)

Д) И последний город в стране имени существительного «Синтаксическая роль имени существительного» (слайд №24)

Самостоятельная работа (по рядам) с самопроверкой по эталону

(слайд № 25-26)

Пятый пункт - «Берегите природу!» (слайд №27)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Предлагает теоретические и практические вопросы и задания.

Задания выполняют в парах, в группах и индивидуально.

На данном этапе проводится физкультминутка.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Составление кластера «Имя существительного» (слайд №28):

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Предлагает повторить теоретический материал по теме «Имя существительное» в виде составления кластера (система составляющих элементов)

Кластер составляют в группах (по рядам)

При необходимости учитель помогает группам

9. Рефлексия

А) Создание синквейна «Имя существительное»: (слайд №29, приложение 2)

Б) Лист самооценки (учащиеся заполняют таблицу, приложение 1)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Контролирует работу, помогает в составлении синквейна (при необходимости)

Составляют синквейн, заполняют листы самооценки

Листы самооценки выданы заранее



В) Домашнее задание (слайд №30)

Написать мини-сочинение «Моё впечатление о путешествии»

(с использованием различных видов имен существительных)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Определяет цели самостоятельной работы, разъясняет критерии успешного выполнения домашнего задания

Записывают домашнее задание

Учитель отвечает на вопросы по Д/З, если они возникли.

Заключительное слово учителя: «Ребята, спасибо вам за урок! И Незнайка тоже благодарит вас за помощь, дарит вам на память памятки и прощается с вами!» (слайд №31)











Приложение 1

Листы самооценки:

Фамилия и имя

Я оцениваю свою работу на уроке на…

Сегодня на уроке мне понравилось (не понравилось)....



















































Приложение 2

Описание «синквейна»

1 . Одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает суть явления.
2. Два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3. Три глагола или деепричастия, описывающими характерные действия объекта.
4. Фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
5. Одно слово или словосочетание, характеризующее суть предмета или объекта.









Приложение 3

Распределение времени на уроке обобщения знаний:

Этап

Количество времени (в минутах)

  1. Организационный момент

1-1,5

  1. Вступительное слово учителя

3-4

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

2-3

  1. Актуализация ЗУН и пробное учебное действие

4-5

  1. Выявление места и причины затруднения

1-1,5

  1. Построение проекта выхода из затруднения

1-2

  1. Реализация построенного проекта

15-16

  1. Включение в систему знаний и повторение

2-3

  1. Рефлексия

3-4

11


© 2010-2022