Конспект урока по русскому языку на тему Назывные предложения

Тема: Назывные предложения Форма занятия: урок изучения нового материала с применением ИКТ. Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, карточки. Данный урок является одним из уроков, посвященных изучению темы «Односоставные предложения». Используется дифференциация при проведении закрепления материала. Цели урока: познакомить учащихся с назывными предложениями; показать отличие назывных предложений от других односоставных предложений; воспитывать у учащихся интерес к творчеству рус...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 8А

Тема: Назывные предложения

Форма занятия: урок изучения нового материала с применением ИКТ.

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, карточки.

Данный урок является одним из уроков, посвященных изучению темы «Односоставные предложения». Используется дифференциация при проведении закрепления материала.

Цели урока: познакомить учащихся с назывными предложениями; показать отличие назывных предложений от других односоставных предложений; воспитывать у учащихся интерес к творчеству русских поэтов, любовь к русскому языку; формирование умений использовать назывные предложения в речи; определять роль назывных предложений в художественной литературе.

Ход урока:

І. Орг.момент.

ІІ. Опрос домашней работы:

Что было на дом задано?
Какие предложения мы знаем? (простые и сложные)
По наличию главных членов на какие группы делятся простые предложения?
Письменное задание.

ІІІ. Изучение темы:
1. - Мы продолжаем работу по изучению предложений. И сегодня познакомимся с интересными односоставными предложениями - назывными. Тема урока: Назывные предложения.
Открываем тетради, пишем число, классная работа, тему урока.
Цели урока: называют ученики

Заполните таблицу: Знаю- хочу знать-узнал
2. Орфографическая минутка: слайд №3

3. Простые предложения по составу главных членов делятся на два типа. Слайд №4

4.Слайд №5 Найдите и подчеркните подлежащее: ШЕПОТ, РОБКОЕ ДЫХАНИЕ...

5. Проверка текста.

6. Выступление ученика про Назывные предложения.

6. Запомните! Теоретический материал. Слайд №7

5. Словарь.

ІҮ. Закрепление.

Задания по группам: слайд № 12

ФИЗМИНУТКА

7. Ребята! В этом году исполняется 200 лет со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Кто такой Лермонтов? Какие произведения Лермонтова вы знаете? Ученик рассказывает стихотворение Лермонтова.

8. Творческое задание: Написать несколько назывных предложений к иллюстрации «Парус».

8. Прием "Письмо по кругу" работаем в паре: добавьте по одному назывному предложению.

9. Видеоролик 7 чудес света. Посмотрите и подумайте, что же написала девочка?

10. Заполнение таблицы: Знаю, хочу знать, узнал

11. Домашнее задание: написать 7 чудес света своими глазами.

12. Оценки за урок.









1. Слово учителя:

- Мы продолжаем работу по изучению односоставных предложений. И сегодня познакомимся с интересными односоставными предложениями - назывными. Изучая односоставные предложения сегодня, понаблюдаем над назывными предложениями, ответим на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?»

2. Выразительное чтение стихотворения А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» (5 слайд)

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

- Какую картину рисует перед нами автор? (Картину пробуждающегося утра.)

- Какие части речи автор использует в своем произведении? (Существительные и прилагательные.)

- Это необычно. Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, что можно без глаголов так изобразить красоту мира. Л. Н. Толстой восторженно отмечал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина.». Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики. А. Фет часто использует этот прием в своих произведениях.

- Назовите грамматические основы предложений. Какой частью речи выражен главный член в этих предложениях?

- Такие односоставные предложения, в которых главный член выражен подлежащим, называются назывными. Назывные предложения обозначают существование предмета или явления в настоящем времени. (6 слайд)

3. Выступление назывного предложения (заранее подготовленный ученик)

- Давайте послушаем, что нам расскажет о себе назывное предложение.

Позвольте назвать себя: Назывное предложение! Вы, конечно, догадались, чем я занимаюсь? Да, да! Мне нравится называть, т. е. сообщать о самом существовании чего- то: предметов, событий, явлений... Я вокруг вас, я на каждом шагу, но вы меня не замечаете. Вы приехали, сошли с поезда и увидели: «Н. Новгород», «Вокзал», «Выход в город», «Кассы», «Буфет», «Остановка троллейбуса» и т. п. - это все я, Назывное предложение. Вы едете в город, кондуктор объявляет остановки: «Парк культуры и отдыха», «Металлуртческий завод», «Порт» - это Назывные предложения. А ребенок смотрит в окно и кричит: «Вон море!» - и это опять я, Назывное предложение. Как жаль, что никто не спросит, что это за предложения, которые так часто встречаются? Каким предложением назвали магазины «Хлеб», «Обувь», «Книги»? А это все я, Назывное предложение. Мне достаточно одного слова, чтобы обрадовать людей. Услышав меня в поезде, в трамвае они говорят радостно: «Вот мой город. Вот моя остановка, а вон мой дом! А Вт мой сынишка!» У меня один главный член предложения - подлежащее, но оно так много говорит людям. Подлежащее может иметь разные определения, а иногда у меня есть частицы - вот и вон. Порой я сообщаю и о страшных событиях: «Пожар!», «Землетрясение!», «Авария!» или отдаю приказания: «Огонь!», «Старт!», «Стоп!» Но главная моя задача - называть то, что нужно людям, что их радует и помогает жить. Меня используют и в поэзии, и в прозе. Есть даже целые стихотворения, которые написаны только Назывными предложениями.

Номинативными называются односоставные предложения, которые утверждают наличие, существование предметов, явлений, состояний:

Полночь. Мгла и ветер. (Грибач.); Родная хата. Две акации, завалинка, крылечко. (Росл.)

Номинативные предложения бывают только утвердительными. Главный член номинативного предложения может быть выражен

  • существительным в именительном падеже:

Сомкнутые веки. Выси. Облака. Воды. Броды. Реки. Годы и века. (Паст.)

  • количественно-именным сочетанием:

Четыре часа свежего раннего утра. (Купр.); Много солнца. (Песк.); Год 1920-й. Июнь. (из газ.)

  • личным местоимением:

«Вот он!» - вдруг закричала Нюся тонким отчаянным голосом. (Бажан.)

Номинативные предложения могут быть повествовательными, вопросительными, восклицательными:

Никак гроза? (Остр.); Дни и недели, будни и праздники…(Бажан.)

В восклицательных предложениях выражается эмоциональная оценка того или иного явления действительности, в них могут быть усилительные частицы:

Что за край! (Л.); Вот так гроза! (Буб.)

Номинативные предложения могут быть нераспространенными распространенными. В нераспространенных предложениях главный член чаще всего выражен именем существительным; в распространенных предложениях при главном члене есть согласованные и несогласованные определения:

Прошлогодняя обсохшая травка. Красное глинистое обнажение земли. (Сол.); Минута переполоха. (Песк.)

Объяснение нового материала.

- Работа с художественным текстом.

Чтение стихотворения А.Фета " Шёпот, робкое дыханье...".

Учащимся сообщается, что появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, как без глаголов можно так изобразить красоту мира. Л.Толстой утверждал: "В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение-картина". Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики. А.Фет часто использует этот приём.

Запись предложений из стихов Фета.

  1. Тихая, звёздная ночь.

  2. Тёмно-синее небо и в мелких и в крупных звёздах.

  3. Сновиденье. Пробужденье. Тает мгла.

- Учащиеся должны назвать грамматические основы предложений.

Даётся понятие назывных предложений. Обращается внимание на то, что выразительная емкость этих предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.

Назывные предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными. Сравнить: Вечер.-Тихий зимний вечер. Второе предложение распространено согласованными определениями.

5. Закрепление

Задание № 1 Переписать и подчеркнуть назывные предложения.

1. Мороз. Хрустит под валенками снег. 2. Опять Евпатория. Южный зной. 3. Яркий зимний полдень. Мороз крепок и жгуч. 4. Март. В тёплом воздухе сонная, ленивая тишина. 5. Октябрь. Ночь. Дождь и ветер. Окопы над болотом, поросшим ольхой.6. Я ехал в гости. Проснулся на рассвете. Тишь. Маленькая станция. Дома. Пески. Безоблачное небо. Ветер.

Задание № 2. К назывным предложениям добавить двусоставные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, образуя сложные предложения.

Образец: Каникулы. Каникулы, и ребята уезжают в лагерь.

1. Весенний день. 2. Удар грома. 3. проливной дождь.4. Звуки музыки. 5. Праздничный день. 6. Трудная задача.

Задание № 3. При помощи согласованных и несогласованных определений распространите назывные предложения.

  1. Утро. Река. Остров. Кусты. В их густой тени сидит рыболов.

  2. Вечер. Стадион. Матч. Команды готовы к встрече.

Место занятия в учебном процессе: Тема «Простое предложение. Односоставные предложения».

Форма занятия: урок изучения нового материала с применением ИКТ.

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку.

Данный урок является одним из уроков, посвященных изучению темы «Односоставные предложения». На следующих занятиях предполагается контроль знаний учащихся по данной теме. Используется дифференциация при проведении закрепления материала.

Цели урока: познакомить учащихся с назывными предложениями; показать отличие назывных предложений от других односоставных предложений; воспитывать у учащихся интерес к творчеству русских поэтов, любовь к русскому языку; формирование умений использовать назывные предложения в речи; определять роль назывных предложений в художественной литературе.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

II. Проверка знаний, умений, навыков учащихся

1. Сделайте разбор по членам предложения (2 слайд)

Хорошо пахнет сено.
Хорошо пахнет сеном.

2. Определите тип односоставного предложения (3 слайд)

  1. Люблю зимний лес.

  2. Меня знобит.

  3. Мне холодно.

  4. В поселке строят новую школу.

  5. Слезами горю не поможешь.

  6. Цыплят по осени считают.

3. Беседа (4 слайд)

- Что общего между этими предложениями?

- Назовите отличительные черты каждого типа предложений.

III. Новый материал

1. Слово учителя:

- Мы продолжаем работу по изучению односоставных предложений. И сегодня познакомимся с интересными односоставными предложениями - назывными. Изучая односоставные предложения сегодня, понаблюдаем над назывными предложениями, ответим на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?»

2. Выразительное чтение стихотворения А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» (5 слайд)

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

- Какую картину рисует перед нами автор? (Картину пробуждающегося утра.)

- Какие части речи автор использует в своем произведении? (Существительные и прилагательные.)

- Это необычно. Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, что можно без глаголов так изобразить красоту мира. Л. Н. Толстой восторженно отмечал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина.». Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики. А. Фет часто использует этот прием в своих произведениях.

- Назовите грамматические основы предложений. Какой частью речи выражен главный член в этих предложениях?

- Такие односоставные предложения, в которых главный член выражен подлежащим, называются назывными. Назывные предложения обозначают существование предмета или явления в настоящем времени. (6 слайд)

3. Выступление назывного предложения (заранее подготовленный ученик)

- Давайте послушаем, что нам расскажет о себе назывное предложение.

Позвольте назвать себя: Назывное предложение! Вы, конечно, догадались, чем я занимаюсь? Да, да! Мне нравится называть, т. е. сообщать о самом существовании чего- то: предметов, событий, явлений... Я вокруг вас, я на каждом шагу, но вы меня не замечаете. Вы приехали, сошли с поезда и увидели: «Н. Новгород», «Вокзал», «Выход в город», «Кассы», «Буфет», «Остановка троллейбуса» и т. п. - это все я, Назывное предложение. Вы едете в город, кондуктор объявляет остановки: «Парк культуры и отдыха», «Металлуртческий завод», «Порт» - это Назывные предложения. А ребенок смотрит в окно и кричит: «Вон море!» - и это опять я, Назывное предложение. Как жаль, что никто не спросит, что это за предложения, которые так часто встречаются? Каким предложением назвали магазины «Хлеб», «Обувь», «Книги»? А это все я, Назывное предложение. Мне достаточно одного слова, чтобы обрадовать людей. Услышав меня в поезде, в трамвае они говорят радостно: «Вот мой город. Вот моя остановка, а вон мой дом! А Вт мой сынишка!» У меня один главный член предложения - подлежащее, но оно так много говорит людям. Подлежащее может иметь разные определения, а иногда у меня есть частицы - вот и вон. Порой я сообщаю и о страшных событиях: «Пожар!», «Землетрясение!», «Авария!» или отдаю приказания: «Огонь!», «Старт!», «Стоп!» Но главная моя задача - называть то, что нужно людям, что их радует и помогает жить. Меня используют и в поэзии, и в прозе. Есть даже целые стихотворения, которые написаны только Назывными предложениями. С одним из них вы уже познакомились. Послушайте еще одно, А. Кольцова:

Закоптелые палатки,
Черный хлеб, вода,
Кашель пряхи, плач дитяти.
О нужда! Нужда!

Правда, немного обидно, что ребята меня редко приглашают в свои сочинения.

- Что же нам сообщило о своем значении и строении Назывное предложение? (Значение: сообщает о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. Строение: один главный член - подлежащее; может иметь при себе указательные частицы вот и вон; может быть распространенным и нераспространенным.) (7 слайд)

Назывные предложения используются при записи в дневниках, письмах, т.е. в таких жанрах, которые отличаются быстротой фиксации основных, главных деталей, или используются в начале описания (8 слайд)

- Сверим свои наблюдения с теорией учебника.

4. Знакомство с теорией учебника (стр. 106-107)

5. Упражнение 241 (устно)

6. Заполнение таблицы «Односоставные предложения»

Односоставные предложения

ГЛАГОЛЬНЫЕ
(главный член предложения - сказуемое)

Способ выражения главного члена

НАЗЫВНЫЕ
(главный член предложения - подлежащее)

Способ выражения главного члена

1. Определённо-личные

Назывные

Имена сущ, прил, числит, мест.

2. Неопределённо-личные

3. Обобщённо-личные

4. Безличные

IV. Отличие назывных предложений от неполных

- Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными (9 слайд). Сравните: Вечер. - Тихий вечер. Шепот. - Робкое дыханье. Вторые предложения распространены согласованными определениями.Распространить назывные предложения могут только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего, т. е. все виды определений (согласованные и несогласованные).

Если в предложении есть обстоятельство или дополнение, то такое предложение большинством учёных считается двусоставным неполным с опущенным сказуемым, а обстоятельство напоминает о его существовании (10 слайд).

Тишина в заснеженном лесу. В дымных тучках пурпур розы…

Об этом мы поговорим подробнее на последующих уроках.

V. Закрепление материала

1. Записать под диктовку, найти назывные предложения.

  1. Бабье лето. Время обмолота. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят. (В. Боков.)

  2. Запах розы и жасмина. Трепет листьев. Блеск луны… Из открытых окон льется песня южной стороны. (А. Плещеев.)

  3. Тишина. Кукушка. Травы. Я один в лесу глухом.

2. Работа с репродукцией И.И. Левитана «Март» (11 слайд) (слабым ученикам - индивидуальные карточки)

- Выразительная емкость назывных предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.

Рассмотрите репродукцию картины И. Левитана «Март». Попробуйте при помощи нераспространенных назывных предложений описать эту картину. (Предложения выводятся на слайд.)

День. Снег. Деревца. Небо. Лошадь. Дом. Тропинка. Настроение.

- Распространите эти назывные предложения при помощи согласованных и несогласованных определений. Запишите получившийся текст в тетради.

Ясный мартовский день. Потерявший свое зимнее великолепие снег. Пробуждающиеся ото сна деревца. Небо без облаков. Запряженная лошадь. Двухэтажный дом. Грязная тропинка. Весеннее, солнечное, радостное настроение.

Карточка № 1

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Яркие голубые дни. Синее море. Вечер был тихий, лёгкий. 2) Маленький ручеёк. Вода немного коричневатая. Она не течёт, а сочится из мхов, от подножия невысоких берёзок, ив, ольхи и болотной травы... 3) Ночь. Поскрипывает и поскрипывает ставенка. 4) Крепко морозит. 5) Мороз. Хрустит под валенками снег.

Карточка № 2

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Чистые стены, обитые лесом. Запах воды и смолы. 2) Третий час дня. Пасмурно. 3) Вон радуга. Весело жить! 4) Безветрие, и всё небо залито краской. 5) Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух.

Карточка № 3

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Душная ночь. Будет гроза... Вон и блеснуло бледно и тревожно. 2) Ночь тихая, тихая. Снег рыхл. Где-то далеко в небе тянет весной. 3) Заморозки. Подсохло. Я вышел пройтись к речке. 4) Во всём мне хочется дойти до самой сути: в работе, в поисках пути, в сердечной смуте. 5) Зима подходит к середине, дороги мокнут, с крыш течёт, и солнце греется на льдине.

VI. Анализ текстов

Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений. Второй и шестой тексты записать в тетради.

Задания к текстам:

  1. Внимательно прочитайте стихотворения, определите идейный замысел и позицию автора.

  2. Найдите односоставные предложения. Определите их роль в поэтическом тексте.

  3. Чем односоставные предложения помогают в выявлении авторского замысла и понимании идейного смысла стихотворения?

1) Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
(К. Бальмонт.)

(Чары - волшебство, колдовство.)

- При помощи назывных предложений автор рисует картину моря в ожидании бури.

2) Глушь да топь, коряги да пеньки.
Старая березовая роща,
Редкий лес на берегу реки.
(Д. Кедрин.)

- При помощи назывных предложений автор рисует картину старой березовой рощи.

3) Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
(Б. Пастернак.)

(Чертог - дворец.)

- При помощи назывных предложений автор рисует сказочную картину осеннего леса, похожего на дворец.

4) Маленький городок.
Северный городок.
Выцветшая луна.
Северная Двина.
Рябь темно-синих вод.
Музыка. Теплоход.
Девушка на холме.
Юноша на корме.
(К. Ваншенкин)

- При помощи назывных предложений автор рисует картину портового города и расставания юноши и девушки.

5) Последний день июля месяца. Кругом - Россия - родной край. Ровной синевой залито все небо. Лишь одно облачко на нем не то плывет, не то тает. Безветрие, теплынь. Воздух - парное молоко.
Глубокий, но пологий овраг... По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали - края земли и неба. Синеватая черта большой речки...
(По И. Тургеневу)

- Использование назывных предложений в тексте помогает автору красочно, лаконично, немногословно нарисовать картину родного края.

6) Так (н.. .)спешно идет жизнь. Дни, вечера, ночи, праз.. .ники, будни.
Ярм...рка. Кр...щенский м...роз. В шубах д...ревья. На ш...стах полощ...т...ся флаги. И зима, зима. От снега все мя... кое.
(По Е. Замятину)

- Использование назывных предложений в тексте помогает автору лаконично и точно рисовать картину русской зимы, крещенских морозов.

VII. Литературное задание

- Вспомните героев комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» и по предложенной характеристике угадайте, определите, о ком идёт речь(12-13 слайды)

  1. …, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек.

  2. …, провинциальная кокетка, ещё не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей.

  3. …, молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими.

  4. …, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет.

  5. …, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен.

  6. …, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут.

  7. …, простодушный до наивности человек.

(ОТВЕТ: 1) Городничий; 2) Анна Андреевна; 3) Хлестаков; 4) Осип; 5) Ляпкин-Тяпкин; 6) Земляника; 7) Почтмейстер).

VIII. Подведение итогов урока

1. Блиц-опрос

- Назывные - односоставные предложения? (Да).

- Назывные - двусоставные предложения? (Нет).

- Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (Да).

- Может ли назывное предложение быть нераспространённым? (Да).

- Может ли назывное предложение быть распространённым? (Да).

- Может ли главный член предложения в назывном предложении быть сочетанием числительного с существительным? (Да).

2. Решение проблемного вопроса

- Сегодня на уроке мы говорили о назывных предложениях. Вы заметили, что таких предложений много в стихотворениях. Не случайно Н.В.Гоголь сказал: «Родник поэзии есть красота». Наблюдая над назывными предложениями, вы можете ответить на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?» (Назывные предложения делают стихотворения мелодичными, конкретно указывая на предметы, явления, которые волнуют поэта).

- Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось - не беда. Вы всё равно узнали что-то новое, значит, стали умнее.

Пусть каждый из вас скажет себе: «Я - молодец! Я думал. Я старался. Я делал открытия». (Слайд 14)

Домашнее задание: §24, упражнения 243 (письменно), 248 (устно); подготовиться к контрольному диктанту (15 слайд).

- Спасибо за сотрудничество. (Слайд 16)

Цели:

Образовательные:

  • знать особенности употребления в речи назывных предложений и способы выражения подлежащего;

  • опознавать в тексте и умело употреблять в собственной речи этот вид предложений;

Развивающие:

  • учить анализировать, выделять главное;

  • обогащать словарный запас, работать над выразительностью речи;

Воспитательные:

  • умение работать в группе.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид урока: урок-исследование.

Оборудование: учебник под редакцией М. Разумовской, раздаточный материал с текстом для анализа.

Ход урока

1. Активизация имеющихся знаний

Учитель. Сегодня мы продолжим работу над односоставными предложениями. Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите тип предложений.

  • Вам не видать таких сражений. («Бородино» М.Ю. Лермонтов)

  • Сижу за решеткой в темнице сырой. («Узник» А.С. Пушкин)

  • Потом его в степи без чувств нашли. («Мцыри» М.Ю. Лермонтов)

  • Мороз и солнце; день чудесный! («Зимнее утро» А.С. Пушкин)

Учитель. В чем особенность последнего предложения?

Ученик. Это сложное бессоюзное предложение, первая часть которого - односоставное предложение с главным членом подлежащим.

Учитель. Как называются односоставные предложения с одним главным членом подлежащим?

Ученик. Назывные.

Учитель. Это и есть тема нашего сегодняшнего урока. Сформулируйте цель урока.

Ученик. Определить, чем выражена грамматическая основа, находить в тексте и употреблять в собственной речи назывные предложения.

Учитель. Для того чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к параграфу 22. Читаем и составляем кластер (представители каждой группы читают по одному абзацу и делают записи на доске).

Приложение 1

Учитель. А теперь, пользуясь кластером, составьте связный рассказ о назывных предложениях.

Ученики (выслушать среднего и сильного ученика).

2. Фаза осмысления.

Учитель. Предлагаю каждой группе провести небольшое исследование. Из данных вам текстов надо выписать назывные предложения, определить их роль и стилистическую принадлежность.

1 группа. № 137 (6 предл.)

Опять холодные седые небеса,
Пустынные поля, набитые дороги,
На рыжие ковры похожие леса,
И тройка у крыльца, и слуги на пороге.
(И. Бунин)

2 группа. Выписать авторские ремарки из «Ревизора» Н.В. Гоголя. Д.1, явл.1.

Комната в доме городничего.
Городничий, попечитель богоугодных заведений, смотритель училищ, судья, частный пристав, лекарь, два квартальных.

3 группа. Отрывок из рассказа М. Шолохова «Пастух».

Изморось. Сумерки. Дорога в степь.
Идет Дуняша обочь дороги. Ветер полы рваной кофты рвет и в спину ее толкает порывами.
Степь кругом залегла неприветливая, сумрачная. Смеркается. Ночь…

4 группа. Отрывок из очерка Пескова В.

Давайте вместе разглядим снимок, сделанный с высоты, на которой над лесом летают птицы. Дорога. Постройки. Сад. Лес, уходящий за горизонт. Путеводитель по Ясной Поляне утверждает: именно так выглядела усадьба, когда Лев Толстой был еще жив.

Учитель. Итак, к какому выводу пришли, исследуя тексты?

1 группа. Это текст художественного стиля, поэтическое произведение. С помощью назывных предложений показана широкая панорама осенних событий.

2 группа. Авторские ремарки обозначают место действия, называют действующих лиц.

3 группа. Это художественный стиль речи. Назывные предложения указывают на место и время действия.

4 группа. Стиль публицистический, с помощью назывных предложений рисуется место действия.

Учитель. В чем, на ваш взгляд, парадоксальность назывных предложений в сравнении, например, с двусоставными или другими видами односоставных в плане формы и содержания?

Ученик. За лаконизмом назывных предложений скрывается емкое содержание. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на опыт и воображение слушателя или читателя - такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий.

Учитель. Мы говорим о деталях, а теперь я хочу познакомить вас с одним из самых удивительных и «скандальных» стихотворений А. Фета «Шёпот, робкое дыханье», написано в 1850 году. Подробно о творчестве этого поэта мы будем говорить в 10 классе. Скажу только, что это поэт откровенно аполитичный, писавший только о прекрасных мгновениях в жизни человека и природы; считавший, что поэзия должна быть прорывом из мира скорби, бессмысленности и безобразности в мир красоты, а одним из проявлений истинно прекрасного и была для Фета любовь.

Ни одно стихотворение 19 века не вызвало такого шквала пародий, как названное. Одни высмеивали Фета за уход от острых проблем современности, другие - сам поэтический стиль, казавшийся им бессодержательным. Многие современники Фета не сумели расшифровать тайный код языка чувства, языка сердца.

Итак, слушаем божественную музыку сердца поэта и тот отклик, который оное вызывает в вашей душе.

(На партах листочки с текстом стихотворения и вопросы к нему.)

Приложение 2

Учитель. О чем данное стихотворение?

Ученик. О чувствах, настроении, переживаниях лирического героя.

Учитель. Какое впечатление произвело?

Ученик. Автор торопится запечатлеть эти чудесные мгновения, поэтому появляется ощущение фрагментарности. Написано в манере импрессионистов (Моне), не случайно Л. Толстой писал о нём: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина».

Учитель. Написано в манере импрессионистов (Моне), не случайно Л. Толстой писал о нём: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина».

Какая картина рисуется в вашем воображении?

Ученик. Ночь, ручей, луна, двое влюбленных, которые не могут расстаться , пение соловья, постепенно приближается рассвет, поэтому меняются краски.

Учитель. Каковы особенности синтаксических конструкций?

Ученик. Это стихотворение состоит из одного предложения, включающего назывные предложения.

Учитель. Каков должен быть темп чтения и почему?

Ученик. Темп должен быть достаточно быстрый, т.к. быстро меняются запечатленные поэтом мгновения.

Учитель. Верно, недаром А. Григорьев подметил: «Это ряд бесконечных, столь внутренне связанных, столь необходимо следующих один за другим аккордов, которых прервать нельзя, - стихотворение, которое не может быть иначе прочтено, как одним дыханием».

Каковы звуки и краски постоянно меняющегося пространства?

Ученик. Автор использует прием аллитерации. Цветовая гамма: 1 строфа - светло-желтый, серебристо-зеленоватый свет яркой луны, заливающий сад; 2 строфа - зелено-синие тени; 3 строфа - ярко-красный цвет зари - цвет любви, энергии.

3. Стадия рефлексии.

Учитель. А теперь я предлагаю вам попробовать себя в роли художника слова и , используя назывные предложения, написать сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем (4-5 предл.).

1 группа - лирическая зарисовка:

  • «Идет волшебница-зима»,

  • «В тот год осенняя погода стояла долго на дворе»,

  • «День чудесный!».

2 группа - репортаж с новогоднего вечера.

3 группа - юмористический репортаж с большой перемены.

4 группа - искусствоведческое эссе - представление картины художника В.А. Серова «Девочка с персиками».

В качестве напутствия и для вдохновения прочту вам стихотворение О. Молоткова «Человеческая комедия» - инженерный вариант.

Мама, сказка, каша, кошка,
Книжка, яркая обложка,
Буратино, Карабас,
Ранец, школа, первый класс,
Грязь в тетради, тройка, двойка,
Папа, крик, головомойка,
Лето, труд, река, солома,
Осень, сбор металлолома,
Пушкин, Дарвин, Кромвель, Ом,
Гоголь и Наполеон,
Менделеев, Герострат,
Бал прощальный, аттестат,
Институт, экзамен, нервы,
Конкурс, лекции, курс первый,
Тренировки, семинары,
Песни, танцы, тары-бары,
Прочность знаний, чёт-нечёт,
Радость, сессия, зачёт,
Стройотряд, жара, работа,
Культпоход, газета, фото,
Общежитье, взятка-мизер,
Кинотеатр, телевизор,
Карандаш, лопата, лом,
Пятый курс, проект, диплом,
Отпуск, море, пароход,
По Кавказу турпоход,
Кульман, шеф, конец квартала,
Цех, участок, план по валу,
ЖСК, жена, квартира,
Тёща, юмор и сатира,
Детский сад, велосипед,
Карты, шахматы, сосед,
Сердце, печень, лишний вес,
Возраст, пенсия, собес,
Юбилей, часы-награда,
Речи, памятник, ограда.

Обсуждение работ учащихся.

Учитель. Мы проделали большую работу, а теперь я предлагаю составить синквейн и выразить свое отношение к теме.

Ученик. Назывное предложение.
Лаконичное, ёмкое.
Называет, рисует, представляет.
Краткость - сестра таланта.
Картина.

4. Подведение итогов

Оцените вклад каждого в работе группы, обоснуйте оценку, может, кто-то и вовсе останется без неё, определите, какие задания вызвали наибольший интерес.

5. Домашнее задание

Параграф 22, творческое задание: составить рассказ с назывными предложениями или стихотворение.

Поделиться…










Конспект урока по русскому языку на тему Назывные предложения

Конспект урока по русскому языку на тему Назывные предложения

В 1814 г. 3 октября - М. Ю. Лермонтов родился в Москве. Воспитывался в имении Тарханы у своей бабушки по матери - Е. А. Арсеньевой.

1828 - поступил на 4-й курс Благородного пансиона , начинает писать стихи.

1830-1832 - учился на нравственно-политическом отделении Московского университета.

1832 - оставляет университет и поступает в юнкерскую школу в Петербурге.

1837 - пишет стихотворение "Смерть поэта", за которое сослан на Кавказ, где провел около года.

1840 - вторичная ссылка М. Ю. Лермонтова на Кавказ, участие в военных действиях.

1841, 15(27) июля - М. Ю. Лермонтов убит на дуэли Н. С. Мартыновым в Пятигорске.

1842 - тело М. Ю. Лермонтова привезено из Пятигорска и захоронено в Тарханах.



© 2010-2022