Урок литературы для 7 класса по теме «Н. В. Гоголь»

"Описание материала: Разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы, школьников. Включает в себя необходимую информацию о жизни и творчестве Н.В.Гоголя, Цель урока: получение учащимися новых знаний, привитие интереса у школьников к русской классике. Конспект урока представлен в виде экскурсии по гоголевским местам, сопровождаемой презентацией, инсценировкой и выразительным чтением отрывков из произведений писателя. Подобная подача учебного материала позволяет лучше у...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - презентация

«Здравствуйте, Николай Васильевич Гоголь»

Подготовила учитель

русского языка и литературы

Ликсакова Галина Николаевна

Г.Нерюнгри РС(Якутия) МОУ-СОШ №18


Урок получения новых знаний с использованием ЦОР (7 класс)

ЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с жизнью и творчеством Н.В.Гоголя, писателя, прозаика, драматурга. Привитие интереса к его творчеству.

Навыки: создание электронной презентации по заданной теме, демонстрация электронной презентации, иллюстрирующей публичное выступление

Умения: отбор материала для презентации, использование информации для решения учебных задач

Знания: формирование знаний, развитие устной речи, читательской наблюдательности, творческого воображения

Задачи урока: формирование любви и уважения к ценностям отечественной культуры

ОБОРУДОВАНИЕ: Портреты Гоголя, фотовыставка с видами родового имения, портретами родных Н.В.Гоголя, выставка книг, музыка, отрывок из кинофильма "Тарас Бульба"

На доске написан эпиграф:

«Гоголь - огромный талант, прекрасное сердце

и большой, несмелый, робкий ум».

Л.Н. Толстой

1.Эпиграф к уроку. Слово учителя

(На фоне классической музыки учитель читает стихотворение ) (Слайд №1)

Смех Гоголя нам ценен оттого,-

Смех нутряной, спазмический, язычный,-

Что в смехе древний кроется обычай:

Высмеивать свое же существо…

Вот чтобы дольше жизнь не замирала,

Нам нужен смех, как двигатель крови…

Учитель: Весной 2009 года вся Россия широко отметила 200-летие со дня рождения знаменитого писателя Николая Васильевича Гоголя. Сегодня у нас необычный урок. Урок - презентация.

Давайте познакомимся с удивительными страницами жизни и творчества этого разносторонне одарённого человека.

(Звучит тихая музыка)

2. Погружение в тему урока. «Кто этот незнакомец?»

Учитель: По площади прогуливаются дамы и молодые люди. Давайте послушаем, о чем они беседуют:

1 уч-ся: Вы слышали, в свете теперь только что и говорят одно имя - Гоголь! Гоголь!

2 уч-ся: Кто это?

1 уч-ся: Хоть он и молод, а величают Николаем Васильевичем. Говорят, комик неподражаемый, знаете ли, - большой оригинал и превосходный чтец.

2 уч-ся: Как вы говорите - Гоголь? Да, да…припоминаю: вчера на балу кто-то из гостей рассказывал смешную историю про ревизора. Говорят, сам Пушкин на вечере у Плетнева рассказал ему анекдот, а он тут же принялся писать из него комедию - большой оригинал!

1 уч-ся: Это что! У него, говорят, какой только чертовщины в книгах не встретишь: то черти по небу летают к самой царице, то носы у людей исчезают!!! Рассказывают про него еще и то, что однажды задумал Гоголь умерить чрезмерную прыткость одного цыбатого (длинноногого) немца и сочинил на него следующее четырехстишие:

Гицель - морда поросяча,

Журавлини ножки;

Той же чортик, що в болоти,

Тилько приставь рожки!

2 уч-ся: Что вы говорите!!! Надо бы найти повод для знакомства с этим острословом. Гоголь, Гоголь…Николай Васильевич… Да….

(участники сценки занимают свои места)

Учитель: Ребята, давайте, и мы познакомимся поближе с этим удивительным человеком.

  1. Актуализация новых знаний: «Экскурсия по гоголевским местам»

1 уч-ся: Знакомьтесь, сам Николай Васильевич Гоголь - великий русский писатель, прозаик, драматург. Родился 20 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика среднего достатка. У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками. 22 марта младенец был крещен в Спасо-Преображенской церкви настоятелем храма отцом Иоанном Беловольским. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.

Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (Слайд №2) (другое название - Яновщина, теперь село Гоголево) в атмосфере малороссийских народных поверий, фольклорных традиций и исторических сказаний, наведываясь вместе с родителями в окрестные места - Диканьку (Слайд №3-9)

2 уч-ся: В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище. После смерти Ивана отец забрал юного Гоголя из этого учебного заведения. В 1820-1821 Никоша брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире. В мае 1821 года с помощью Трощинского отец устроил его в только что основанную Нежинскую гимназию Высших Наук князя Безбородко - лицей. (Слайд №10) В Нежинской гимназии Гоголь держался особняком и не отличался особенным прилежанием. Учитель латинского языка Иван Григорьевич Кулжинский, единственный педагог, оставивший о Гоголе свои воспоминания, сообщает: "Он учился у меня три года и ничему не научился... Во время лекций Гоголь всегда, бывало, под скамьею держит какую-нибудь книгу и читает... Это был талант, не узнанный школою, и, ежели правду сказать, не хотевший или не умевший признаться школе".

Здесь Гоголь исполняет обязанности библиотекаря, занимается живописью, участвует в спектаклях. Он был душой школьной труппы: выполнял обязанности режиссёра, художника-декоратора, превосходно играл комические роли. По словам очевидца, "у него был громадный сценический талант и все данные для игры на сцене: мимика, гримировка, переменчивый голос и полнейшее перерождение в роли, какие он играл. "Гоголь был истинно неподражаем, особенно в комедии Фонвизина "Недоросль", в роли г-жи Простаковой", - вспоминал писатель Н.В. Кукольник, школьный товарищ Гоголя. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть).

3 уч-ся: В ноябре 1829 ему удается определиться на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел на место канцелярского служащего. Серая чиновничья жизнь скрашивалась занятиями живописью в вечерних классах Академии художеств. Кроме того, властно влекла к себе литература. (Слайд №11)

4 уч-ся: С апреля 1830 до марта 1831 служит в Департаменте Уделов вначале писцом, потом помощником столоначальника. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт, функционирование государственной машины и психологии мелкочиновничьего круга, что отозвалось в дальнейших «петербургских повестях». (Слайд №12)

Гоголь бывал за границей, он провел в Италии почти десять лет. Писал из Рима: "Никогда я не чувствовал себя так погруженным в такое спокойное блаженство. Что за небо! Что за дни! Лето - не лето, весна - не весна, но лучше весны и лета…(Слайд №13)

5 уч-ся: К этому времени Гоголь все больше времени уделяет литературной работе. В 1830 в «Отечественных Записках» Свиньина был опубликован с редакторской правкой рассказ "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала"; чуть ранее, в 1829, начаты или написаны рассказы "Сорочинская ярмарка и Майская ночь, или Утопленница".

Летом 1832 года Гоголь познакомился с писателем Аксаковым. Впервые он приехал в его имение Абрамцево 14 августа 1849 года. Оно полюбилось ему. "Гоголь много гулял у нас по рощам и забавлялся тем, что, находя грибы, собирал их и подкладывал мне на дорожку, по которой я должен был возвращаться домой", - рассказывает С.Т.Аксаков

(1830) Гоголь печатает ряд художественных произведений и статей: "Глава из исторического романа" (1831 г.), "Учитель" из малороссийской повести "Страшный кабан" (1831 г.), "Женщина" (1831 г.). Повесть "Женщина" стала первым произведением, подписанным настоящей фамилией автора.

6 уч-ся: В феврале 1831 Плетнев рекомендовал Гоголя на должность учителя истории в Патриотическом институте, где сам был инспектором. В Патриотический институт Гоголь позднее определяет и своих сестер - Анну и Лизу. Узнав ближе Гоголя, Плетнев ждал случая «подвести его под благословение Пушкина». Это случилось в мае того же 1831 года, когда у себя дома (очевидно, 20-го) представил Гоголя А.С. Пушкину. Пушкин ввел его в свой круг, где бывали Крылов, Вяземский, Одоевский, художник Брюллов. Вступление Гоголя в этот круг, вскоре оценивший в нем неподдельный талант, имело большое влияние на всю его судьбу.

7 уч-ся: В 1834 году Гоголь был избран в действительные члены Общества любителей российской словесности при Московском университете, тогда же ему пожалован за труды в Патриотическом институте бриллиантовый перстень от Императрицы.
Он продолжал писать и создавать замечательные произведения. 1835 год необычаен по творческой интенсивности и широте гоголевских замыслов. В этот год выходят следующие два сборника прозаических произведений - «Арабески» и «Миргород» (оба в двух частях). Их предвестием явилась "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"

«Миргород» и «Арабески» обозначили новые художественные миры на карте гоголевской вселенной. Тематически близкий к «Вечерам...» («малороссийская» жизнь), миргородский цикл, объединивший повести «Старосветские помещики», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

4. Выразительное чтение отрывков из текстов Гоголя. (На фоне доски, украшенной рисунком звездного неба, учащиеся читают монологи)

1 уч-ся: Давайте вслушаемся в гоголевскую речь. Отрывок из произведения «Майская ночь, или Утопленница». (учащийся читает отрывок наизусть)

«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник - ночной ветер, подкравшись мгновенно целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь!»

2 уч-ся: Живая речь Гоголя удивительно красива и в отрывке из произведения «Портрет» (Отрывок читает учащийся)

«Он опять подошел к портрету, с тем, чтобы рассмотреть эти чудные глаза, и с ужасом заметил, что они точно глядят на него… Свет ли месяца или что другое было причиною тому, только ему сделалось вдруг, неизвестно отчего, страшно сидеть одном в комнате. Он тихо отошел от портрета, отворотился в другую сторону и старался не глядеть на него, а между тем, глаз невольно, сам собою, косясь окидывал его. Наконец ему сделалось даже страшно ходить по комнате; ему казалось, как будто сей же час кто-то другой станет ходить позади его, и всякий раз робко оглядывался назад…»


  1. Инсценированный диалог. «Гоголь изумил меня!»

(На площади появляются молодые критики.)

1 критик: «…Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!...» А.С.Пушкин

2 критик: Читывал я недавно Гоголя. Скажу я вам, братец мой «Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов, обольстительного все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах Гоголя» (В.Г. Белинский)

1 критик: Говорят уже кинематограф есть по его книгам. Да вот и афиша. Давайте, друг, посмотрим, что сегодня предлагают (останавливаются у афиши, начинается просмотр фрагмента из кинофильма «Тарас Бульба»)

  1. Газетная сенсация (сценка учащихся)

(Мальчики с криком разносят газеты)

1 уч-ся: Сенсация! Сенсация! Гоголь написал «Тараса Бульбу»! Читайте, не пожалеете!

2 уч-ся: Спешите купить первые главы! Запорожцы пишут письмо турецкому султану! Не пропустите последние новости!

  1. уч-ся: Есть еще порох в пороховницах! Спешите читать «бранное время»!

7. Рефлексия: Учитель: Нет сегодня с нами писателя Гоголя, но остались его книги, снятые по ним фильмы, которые заставляют задуматься какие мы, что с нами происходит. Они воспитывают в нас Человека с большой буквы, предлагают задуматься о Родине, о будущей жизни. (Слайд №16)

Мы не прощаемся сегодня с Гоголем, а только говорим ему: «Здравствуйте, Николай Васильевич!». Мы продолжаем знакомство с его произведениями.

  1. Подведение итогов урока, выставление оценок.


  1. Домашнее задание: прочитать 1-3 главы повести «Тарас Бульба»

© 2010-2022