Статья Использование коррекционно-развивающих упражнений в работе с трудными, педагогически запущенными подростками

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование коррекционно-развивающих упражнений

в работе с трудными, педагогически запущенными подростками



Будникова Валентина Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

высшей квалификационной категории


ГСУВУ «Кемеровская специальная общеобразовательная школа - закрытое учебное заведение, которое находится в селе Верхотомское Кемеровского района Кемеровской области. Здесь обучаются подростки «группы риска» в возрасте от 11 до 14 лет, уровень интеллектуального развития которых (как следствие педагогической запущенности) значительно снижен и не соответствует возрастной норме.

В современных условиях перед педагогическим сообществом нашего региона стоит задача, заключающаяся в поиске форм, методов работы с дезадаптированными подростками, которых характеризуют низкий уровень образования и культуры поведения, отсутствие стремления получать знания или интересов к просоциальной деятельности, привычка к безделью, трансформация моральных понятий в оправдание своих аморальных действий.

Адаптация и социализация - два важнейших процесса, влияющих на становление личности подростка и находящиеся в тесной взаимосвязи. Так, педагогам Кемеровской специальной общеобразовательной школы, где обучаются подростки с девиантным поведением, важно не только дать воспитанникам опорные знания, но и вывести их на самоактуализацию, осознание и развитие своих лучших качеств, что поможет в дальнейшем состояться в социуме.

Процесс обучения в школе построен на получении воспитанниками определенных знаний и умений, с опорой на быстрое их восполнение, устранение пробелов, что обусловлено:

  • сменностью состава воспитанников;

  • разными сроками пребывания (школа является образовательным учреждением закрытого типа; дети направляются по решению суда);

  • разными стартовыми возможностями возрастных групп (уровень обученности подростков и их потенциалы развития).

Основной причиной трудностей, возникающих при обучении в спецшколе, является недостаточное владение подростками навыками мыслительной деятельности, непонимание смысла и значений некоторых важных понятий, малый объем пассивного и активного словарного запаса, низкий уровень интеллектуального развития.

Для эффективного усвоения знаний обучающимся школы необходимо научиться работать с понятиями, находить их существенные и несущественные признаки, обобщать, классифицировать, проводить аналогии и т.п.

Низкий уровень развития умственных действий значительно затрудняет воспитательно-образовательный процесс. Так, снижение успеваемости, неизбежное при недостаточном владении навыками мыслительной деятельности, может вызывать у ребят негативные проявления (нервное напряжение, переутомление, перегрузки). В условиях нашей школы (спецшкола закрытого типа с четким соблюдением режимных моментов) это недопустимо, поскольку возможно усугубление уже имеющихся деформаций личности подростков.

Чаще всего сами воспитанники не могут разобраться в причинах своего неуспеха, и здесь на помощь ему должны прийти мы, взрослые: учителя, психологи, воспитатели.

Итак, проведение коррекционной и развивающей работы предваряется циклом бесед. Важно объяснить подросткам смысл логических операций: классификация, обобщение, сравнение и пр., чтобы те смогли далее успешно работать с предлагаемым материалом (коррекционно-развивающие упражнения). Подобные беседы следует проводить неоднократно, разбивая материал на несколько смысловых фрагментов:

  1. процесс мышления;

  2. понятия; правила работы с понятиями;

  3. ознакомление с основными логическими действиями.

А далее следует цикл упражнений, которые представлены тремя подразделами:

  1. упражнения, способствующие развитию навыка работы

  2. со словом (вербальные способности);

  3. упражнения, направленные на работу с понятиями, умением находить существенные и несущественные признаки, проводить с ними различные мыслительные операции (классификация, обобщение, сравнение и т.п.);

  4. упражнения, развивающие навыки осмысления вербальной информации, понимания смысла пословиц, метафор, иносказаний.

Упражнения, способствующие развитию вербальных способностей

Методические указания. Воспитанники с менее выраженными вербальными способностями испытывают затруднения с подбором подходящих слов в процессе устной речи. Они обладают малым запасом слов. Исходя из этого ставим задачу - развивать активную речевую деятельность подростков. Одним из эффективных способов решения данной задачи являются разнообразные упражнения, предусматривающие ускорение процесса воспроизведения слов и перевода пассивного словаря в активный. Предлагаемые упражнения направлены на обогащение и расширение вербального опыта воспитанников, а также их общей осведомленности.

Упражнение 1. Нахождение слов-антонимов

Упражнение проводится в форме соревнования; при индивидуально-групповой работе (с двумя-тремя воспитанниками) - возможно использование мяча.

Инструкция: «Я буду поочередно каждому из вас называть слово. Вам необходимо отвечать мне словом, имеющим противоположное значение, т.е. называть слово-антоним. Старайтесь отвечать быстро и правильно. Выигрывает тот, кто назовет больше слов-антонимов. Например, ночь - день, узкий - широкий и т.д.».

1

начало - …

конец

22

день - …

ночь

2

бедный - …

богатый

23

активный - …

пассивный

3

тепло - …

холодно

24

медлительный - …

быстрый

4

верх - …

низ

25

больной - …

здоровый

5

добрый - …

злой

26

молодой - …

старый

6

черный - …

белый

27

толстый - …

тонкий

7

большой -

маленький

28

аккуратный - …

неряшливый

8

светлый -…

темный

29

жара - …

холод

9

мокрый - …

сухой

30

кривой -…

прямой

10

низкий - …

высокий

31

пасмурный - …

ясный

11

герой - …

трус

32

мягкий - …

твердый

12

правда - …

ложь

33

далекий - …

близкий

13

красивый - …

уродливый

34

грубый - …

нежный

14

тревога - …

покой

35

острый - …

тупой

15

сильный - …

слабый

36

простой - …

сложный

16

веселый - …

грустный

39

легкий - …

тяжелый

17

счастье - …

горе

40

совестливый - …

бессовестный

18

голодный - …

сытый

46

застенчивый - …

раскованный

19

матовый - …

блестящий

47

мелкий - …

глубокий

20

чистый - …

грязный

48

потолок - …

пол

21

ленивый - …

трудолюбивый

49

защита - …

нападение

50

внимательный

рассеянный

54

война - …

мир

51

живой - …

мертвый

55

праздник - …

будни

52

охладить - …

нагреть

56

бедность - …

богатство

53

спуск - …

подъем

57

гладкий - …

шероховатый

Упражнение 2. «Словарь» - подбор слов по определенной тематике

Упражнение проводится как в индивидуально-групповой форме, так и в форме соревнования.

Инструкция: «Я назову вам определенную тему, например, «лес».

Вы должны вспомнить и записать на листке бумаги как можно больше слов, связанных с этой темой. Это могут быть слова, обозначающие все, что можно встретить в лесу, например: дерево, ягоды, мох, грибы, болото, листья, и т. д.

На выполнение задания отводится ограниченное время. Победит тот, кто за короткое время напишет больше слов, связанных с указанной темой.

Время, отведенное для выполнения задания: 5-10 мин.

1

дом

11

преступление

2

семья

12

транспорт

3

книга

13

одежда

4

улица

14

профессия

5

родина

15

каникулы

6

кино

16

животные

7

математика

17

обида

8

море

18

космос

9

посуда

19

цирк

10

сказка

20

дружба

Упражнение 3. Нахождение слов-синонимов

Упражнение проводится как в индивидуально-групповой форме, так и в форме соревнования.

Инструкция: «Я буду поочередно каждому из вас называть слово. Вам необходимо отвечать словом, имеющим то же значение, т.е. вы называете слово-синоним. Старайтесь отвечать быстро и правильно. Выигрывает тот, кто находит больше слов-синонимов. Пример: «дом - жилище», «дата - число», «близко - рядом, около, поблизости, недалеко». Как видите, некоторые слова могут иметь несколько синонимов, старайтесь назвать все, которые знаете».

1

учитель

педагог

2

фотография

снимок

3

одежда

наряд, одеяние, платье

4

азбука

алфавит, букварь

5

народ

люди, население

6

друг

товарищ, приятель

7

актер

артист, комедиант, лицедей

8

активный

деятельный, энергичный, предприимчивый

9

быстрота

скорость, резвость

10

весело

радостно, оживленно

Упражнение 4. Слова-омонимы

Упражнение проводится в форме игры с четырьмя воспитанниками. Необходимо подготовить карточки, на каждой из которых помещено одно слово-омоним. Карточки раздаются игрокам поровну.

Инструкция: «На каждой карточке написано слово.

Это слово-омоним. Омонимы - слова, одинаковые по написанию и звучанию, но имеющие разные значения (например, слово «коса» имеет следующие значения: «девичья коса», «коса - инструмент для скашивания травы», «песчаная коса». Вам необходимо назвать не меньше двух значений каждого слова, помещенного на карточке. Если назовете значения слов правильно, то я забираю у вас карточку с этим словом, если нет - откладываете ее. Выигрывает тот, кто быстрее всех избавится от карточек, или тот, у кого их останется меньше всех».


1

вилка

а) столовый прибор, б) штепсельная вилка

2

кран

а) водопроводный, б) подъемный

3

служба

а) армейская, б) церковная

4

шашка

а) оружие, б) дымовая, в) игровая

5

атлас

а) географический, б) вид ткани

6

бокс

а) вид спорта, б) отсек, отгороженное помещение

7

розетка

а) блюдечко для варенья, б) электрическая

8

операция

а) медицинская, б) военная

9

гусеница

а) насекомое, б) заменитель колес у трактора, танка

10

ерш

а) рыба, б) вид хозяйственной щетки

11

зарядка

а) физическое упражнение, б) вложение заряда (в ружье)

Упражнение 5. Анаграммы

Упражнение проводится как индивидуально, так и в групповой форме. Подобный материал закрепляет навыки аналитико-синтетической деятельности школьников, умение устанавливать связи и отношения.

Инструкция: «Из приведенных слов путем перестановки букв вам необходимо составить название животного, птицы или растения. Все буквы должны быть обязательно использованы».

1

ЛИРА + ГОЛ

= ГОРИЛЛА

2

ФА + ЖИР

= ЖИРАФ

3

ЛИПА + НОТА

= АНТИЛОПА

4

БАК + БУМ

= БАМБУК

5

ПЕРО + ЛАД

= ЛЕОПАРД

6

ДО + КРОЛИК

= КРОКОДИЛ

7

ТАК + СУК

= КАКТУС

8

УРОК + ТАПКА

= КУРОПАТКА

9

КОЖА + ВОРОН

= ЖАВОРОНОК

10

ЕЛЬ + ГАЗ

= ГАЗЕЛЬ

Упражнения, способствующие развитию мыслительных операций

Методические указания. Основные умственные действия, которые воспитанники должны уметь выполнять по отношению к отобранному нами лексическому материалу, следующие: обобщение, классификация, установление аналогий, которые относятся к важнейшим для подросткового возраста умственным действиям и необходимы для успешного осуществления учебной деятельности.

Перед началом упражнений обучающихся надо ознакомить с тем, что такое понятие, его объем, содержание и т. д. Для этого вместе с ребятами следует прочитать и помочь им понять следующий текст.

Наш обычный язык, на котором мы говорим, состоит из определенного запаса слов. Слово или выражение, обозначающее определенный предмет, явление или некоторую совокупность предметов, явлений, объединенных общими признаками, называется понятием.

Примеры разных понятий: «поэт», «число», «гроза», «Великая Отечественная война», «человек, открывший кровообращение».

Понятия различаются между собой в зависимости от того, со сколькими предметами или явлениями они связаны. Круг предметов, к которым относится данное понятие, называется объемом понятия.

Понятие может обозначать один предмет, единственный в своем роде, например: «солнце», «Монголия». Понятие может обозначать группу предметов, например: «карандаш», «книга», «война».

Понятие может не обозначать ни одного предмета - это пустое, беспредметное понятие, например: «житель Луны», «марсианин», «водяной».

Еще одна характеристика понятия - его содержание. Содержание понятия - это совокупность существенных свойств, присущих всем предметам данного понятия и только им. Например, понятие «Марс» объединяет в себе такие существенные признаки: «планета Солнечной системы», «светит отраженным светом», «имеет шарообразную форму», «вращается вокруг своей оси». Понятие «треугольник» объединяет в себе такие существенные признаки: «плоская фигура», «замкнутая фигура», «фигура с тремя углами».

С понятиями можно выполнять некоторые мыслительные действия, важнейшие из которых - обобщение и ограничение.

Произвести обобщение понятий - это подыскать к нему подчиняющее его более общее (родовое) понятие. Например, понятие «садовый цветок» будет родовым для понятия «гвоздика». Обобщить понятие «гвоздика» - это подобрать к нему родовое понятие «садовый цветок». Второй пример: обобщить понятие «стол» - значит подобрать к нему родовое понятие «предмет мебели».

Произвести ограничение понятия - это подобрать подчиненное ему более частное (видовое) понятие. Например, понятие «розовая гвоздика» будет видовым для понятия «гвоздика». Ограничить понятие «гвоздика» - это подобрать к нему видовое понятие, такое, как «розовая гвоздика». Второй пример: ограничить понятие «стол» - значит подобрать к нему видовое понятие, такое как: «письменный стол» или «обеденный стол».

А теперь вам предлагается выполнить ряд заданий, в которых надо будет применить некоторые из перечисленных выше умственных действий.

Упражнение 1. Обобщение и ограничение понятий

Инструкция: «Произведите обобщение и ограничение следующих понятий, т.е. подыщите к каждому из них подчиняющее более общее (родовое) понятие и подчиненное более частное (видовое) понятие, для каждого слова предлагаются на выбор четыре понятия, среди которых вам следует назвать родовое и видовое». Например: лампа - а) свет, б) осветительный прибор, в) телевизор, г) настольная лампа.

Для понятия «лампа» родовым является понятие «осветительный прибор», а видовым - «настольная лампа». Их и следует назвать в данном случае.

1

местоимение

а) часть речи, б) синтаксис, в) указательное местоимение, г) междометие

2

изобразительное искусство

а) мозаика, б) искусство, в) театр, г) художник

3

отрицательное число

а) сумма, б) число, в) минус пять, г) положительное число

4

крахмал

а) жиры, б) картофель, в) кукурузный крахмал, г) органическое вещество

5

угол

а) треугольник, б) фигура, в) прямой угол, г) сторона

6

деление

а) умножение, б) деление с остатком, в) действие с числами, г) разность

7

столица

а) столица европейского государства, б) окраина, в) город, г) деревня

8

словарь

а) книга, б) фразеологический оборот, в) учебник, г) орфографический словарь

Примечание. Правильные ответы выделены: родовые понятия - курсивом, видовые понятия - полужирным шрифтом.

Упражнение 2. Нахождение обобщающего (родового) и ограничивающего (видового) понятия

Инструкция: «В следующих заданиях требуется назвать обобщающее (родовое) и ограничивающее (видовое) понятие к каждому из данных понятий».

1

история -…

наука

история средних веков

2

озеро - …

водоем

маленькое озеро, Байкал

3

наречие - …

часть речи

отрицательные наречия, быстро

4

дробь - …

число

простая дробь, отрицательная дробь

5

повесть - …

проза

повесть Гоголя

6

христианство - …

религия

православие, католицизм

7

кустарник - …

растение

малина, шиповник

8

насос - …

техническое устройство

гидравлический насос

9

география - …

наука

экономическая география

10

певчая птица - …

птица

соловей

Примечание. Правильные ответы даны: первый столбик - понятия родовые, второй - видовые.

Упражнение 3. Расположение понятий от более частных к более общим

Инструкция: «Вам требуется расположить данные понятия по порядку от более частных к более общим так, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последующее звено относилось к предыдущему, как род к виду. Например, даны понятия: «пудель», «животное», «собака», «домашнее животное». Их следует расположить: пудель - собака - домашнее животное - животное».

Данное упражнение можно предлагать школьникам в двух вариантах:

1) понятия даются на отдельных карточках, а обучающиеся располагают их по заданному правилу;

2) все понятия печатаются на одной странице, а обучающиеся нуме­руют их в логической последовательности.

  1. Храм (3), древнегреческий храм (2), строение (5), Парфенон (1), ритуальное сооружение (4).

  2. Яблоня (1), растение (5), дерево (3), плодовое дерево (2), цветковое растение (4).

  3. Число (4), дробь (3), натуральная дробь (2), неправильная дробь (1).

  4. Почва (3), чернозем Украины (1), природное образование (4), чернозем (2).

  5. Согласная буква (2), знак азбуки (4), буква «Д» (1), буква (3).

  6. Газ (3), состояние вещества (4), кислород (2), жидкий кислород (1).

  7. Сказка (2), сказка «Колобок» (1), жанр (4), устное народное творчество (3).

  8. Водоплавающая птица (3), лебедь (2), черный лебедь (1), птица (4), позвоночные (5).

  9. Природное явление (4), землетрясение в Японии (1), стихийное бедствие (3), землетрясение (2).

  10. Фигура (5), квадрат (1), плоскостная фигура (4), прямоугольник (2), многоугольник (3).

Примечание. В данном тексте порядок расположения понятий обозначен цифрами в скобках.

Упражнение 4. Расположение понятий в виде систем

Инструкция: «В следующих заданиях от вас требуется расположить понятия по порядку; однако в заданиях не получится простой цепочки, так как некоторые понятия будут являться родовыми по отношению не к одному, а к нескольким видовым понятиям. Например, даны понятия: «мебель, кресло, стол, стул, рабочее кресло, обеденный стол, круглый обеденный стол».

Расположить эти понятия можно в виде следующей системы:

1)

мебель

2)

кресло

стол

стул

3)

офисное кресло

обеденный стол

4)

круглый обеденный стол


Аналогичным образом постройте системы из следующих понятий:

  1. Корень (2), лист (2), орган растения (1), плод (2), ягода (4), сочный плод (3).

  2. Железная руда (4), полезные ископаемые (2), пески (3), природные образования (1), почва (2), рудные полезные ископаемые (3).

  3. Фигура (1), линия (3), угол (3), плоскостная фигура (2), многоугольник (3),куб (3), острый угол (4), объемная фигура (2).

  4. Глагол (2), часть речи (1), союз (3), глагол сослагательного наклонения (3), соединительный союз (4), служебная часть речи (2).

  5. Стихотворение (3), жанр (1), лирическое произведение (2), былина (3), стихотворение «Парус» (4), устное народное творчество (2), былина об Илье Муромце (4).

  6. Искусство (1), музыка (2), масляная живопись (4), эстрадная музыка (3), .изобразительное искусство (2), живопись (3).

  7. Перелетные птицы (4), птицы (3), грач (5), позвоночные (2), животные организмы (1), млекопитающие (3).

  8. Производство (1), ремесленная мастерская (3), гончарная ремесленная мастерская (4), промышленное производство (2), фабрика (3), ручное производство (2), кондитерская фабрика (4).

  9. Прибор (1), ртутный термометр (3), динамометр (2), термометр (2), барометр (2), манометр (2), силомер (3).

  10. Цветковые растения (2), деревья (3), растения (1), кустарники (3), травянистые растения (3), низшие растения (2).

Примечание. Цифры в скобках означают уровень обобщения понятий; первый - самый высокий уровень.

Упражнение 5. Выделение существенных и несущественных признаков понятий

Инструкция: «Дать определение понятию означает назвать родовое (более общее) понятие, в котором заключается данное понятие, а также найти видовые признаки, т.е. такие качества, которыми обладают все объекты, называемые данным понятием, и не обладают другие объекты, входящие в родовое понятие.

Например, «Мозаика» - это картина, выложенная из цветных камешков или кусочков стекла. «Картина» - это родовое понятие по отношению к понятию «мозаика», а «выложенная из цветных камешков или кусочков стекла» - это видовое отличие.

«Барщина» - работа крепостных крестьян в хозяйстве феодала. «Работа крестьян» - родовое понятие, а «в хозяйстве феодала» - видовое отличие. Родовые и видовые признаки понятия обычно называются существенными, т.к. они и есть то главное, что мы выражаем с помощью понятия. Остальные признаки называются несущественными, случайными.

Например, в понятие «архив» включены существенные признаки: «хранилище» и «для документов». Помимо этих признаков, понятие «архив» может обладать и случайными признаками, например, «большой», «главный», «военный».

В следующих заданиях проведите анализ понятий, т.е. выделите существенные и случайные признаки.


1

Стихотворение

а) смешное произведение, б) поэтическое произведение, в) короткое произведение, г) хорошее произведение

(б)

2

Ботаника

а) учебный предмет, б) наука, в) часть естествознания, г) скучный урок, д) сложная наука, е) не изучает человека

(б, в)

3

Золото

а) металл, б) драгоценный металл, в) имеющий желтый цвет, г) служит для изготовления украшений

(а, б)

4

Антарктида

а) материк, б) имеющий ледниковый покров, в) самое холодное место на земле, г) место обитания пингвинов

(а, б, в)

5

Точка

а) маленький знак, б) знак препинания, в) нужный знак, г) знак, стоящий в конце предложения

(б)

6

Цветковые растения

а) растения, б) красивые, в) способные образовывать цветки, г) имеют приятный запах, д) растут в саду

(а, в)

7

Ремесло

а) ручной труд, б) средневековое, в) гончарное, г) мелкое производство, д) высококачественное

(а, г)

8

Глобус

а) большой, б) модель земного шара, в) наглядное пособие по географии, г) правильное изображение земной поверхности

(б, г)

9

Термометр

а) прибор, б) измеряющий температуру, в) ртутный, г) имеющий стеклянный корпус

(а, б)

10

Союз

а) служебная часть речи, б) необходимое слово в предложении, в) соединительный, г) слово

(а)

Примечание. Буквы в скобках в правом столбце обозначают существенные признаки каждого понятия.

Упражнения для развития умения осмысливать вербальный материал

Упражнение 1. Понимание пословиц

Инструкция: «Сейчас каждый из вас получит лист бумаги, на котором напечатаны группы пословиц. Каждая группа имеет свой номер и в нее входят шесть пословиц: 3 русские и 3 английские (в переводе на русский язык).

Необходимо определить 3 пары пословиц, близких по смыслу, и выписать их (первая пара, вторая пара, третья пара). Таким образом, можно сразу увидеть, какие пословицы близки по смыслу.

Учиться никогда не поздно (1).

На воре шапка горит (2).

Дождик не разбирает: на всех льет (3).

Все равны под солнцем (3).

Лицо выдает негодяя (2).

Грамоте учиться всегда пригодится (1).

Без терпенья нет ученья (1).

Жизнь прожить - не поле перейти (2).

Без муки нет науки (1).

Сам живи и другим не мешай (3).

Жизнь - не ложе из роз (2).

Живи и жить давай другим (3).

Знание лучше богатства (1).

Ошибки других - хорошие учителя (2).

Лучше ученый, чем золоченый (1).

Беда еще не беда, покуда есть хлеб да вода (3).

На ошибках учатся (2).

Покуда есть хлеб да вода - все не беда (3).

Голодный человек - сердитый человек (1).

У молодых раны быстро заживают (2).

Не до пляски, не до шутки, когда пусто в желудке (1).

Сначала подумай - потом начинай (3).

Семь раз отмерь - один отрежь (3).

До свадьбы заживет (2).

Один в поле не воин (1).

Дурака учить, что мертвого лечить (2).

Не все то золото, что блестит (3).

Наружность обманчива (3).

Один все равно, что никто (1).

Неразумного учить - в бездонную кадку воду лить (2).

Упражнение 2. Понимание смысла пословиц

Условия те же, что и в предыдущем упражнении.

Инструкция: «А сейчас вы будете выбирать из четырех пословиц одну «лишнюю», которая не подходит по смыслу к трем остальным. Ее и надо выписать на листочке».

Кого медведь драл, тот и пня боится.

Волков бояться - в лес не ходить.

Однажды покусанный вдвойне боится.

Ошпаренная собака боится и холодной воды.

Дело не медведь, в лес не убежит.

Старая лиса дважды себя поймать не даст.

На ошибках учатся.

Глуп, кто дважды на одну удочку попадается.

Работа дураков любит.

Кто везет, того и подгоняют.

Терпеливый все на себе тянет.

Дурак завяжет - умный не развяжет.

На сердитых воду возят.

Сплеча да сгоряча не добудешь калача.

Кто сердится, тот связан по рукам и ногам.

Кто бежит, тот и догоняет.

У страха глаза велики.

Глаза боятся, а руки делают.

Кто дрожит, тот и бежит.

Трус и таракана принимает за великана.

У семи нянек дитя без глаза.

Семеро одну соломинку поднимают.

Дело всех - ничье дело.

Где все стригут, там овцы голы.

Не учи собаку лаять.

Скажи курице - а она всей улице.

Яйца курицу не учат.

Не учи плавать щуку, щука знает свою науку.

Делу время, потехе час.

У кого сноровка - тот работает ловко.

Кончил дело - гуляй смело.

Пей, гуляй, а работу знай.

Примечание: ответы выделены курсивом.

Упражнение 3. Понимание метафорических выражений, крылатых слов

Упражнение проводится с небольшой группой воспитанников (3-4 человека).

Инструкция: «Вы знаете, что существуют слова и выражения, которые употребляются в переносном, метафорическом смысле, на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения. Сейчас я буду называть вам такие обороты речи, а вы должны объяснить, что под ними понимается.

Например, выражение «золотые руки» означает, что это умелые, много умеющие, мастеровые руки; выражение «железная дисциплина» означает очень строгую дисциплину, соблюдаемую иногда с помощью каких-то строгих мер и наказания и т.д.

Итак, я называю оборот речи, а вы объясняете его смысл».


1

Острый ум

(говорят об очень умном, быстро соображающем человеке, легко схватывающем, понимающем предмет, мысль)

2

Сладкая жизнь

(означает хорошую, благополучную, обеспеченную жизнь без особых забот и хлопот)

3

Грязная работа

(выражение означает выполнение не очень честной, иногда преступной деятельности, иногда означает плохо выполненную работу)

4

Белая ворона

(необычный, отличающийся от всех других человек)

5

Живой труп

(человек живой, но опустившийся, нравственно опустошенный; еще иногда так называют очень переутомившегося человека после тяжелого физического труда)

6

Дом на песке

(выражение употребляют, когда говорят о чем-нибудь непрочном, необоснованном)

7

Волчьи законы

(суровые, жестокие законы)

8

Воздушные замки

(несбыточные мечты, желания, фантастические задумки)

9

Железная воля

(очень сильная воля)

10

В поте лица

(с большим трудом, трудолюбиво, старательно)

Упражнения составлены с учетом интегративного подхода: межпредметных связей; понятий из разных сфер жизнедеятельности - общественных, культурных, житейских, с которыми воспитанники знакомятся в процессе урочно-внеурочной деятельности. Многие задания носят занимательный характер.

Представленные материалы рассчитаны на творческий подход педагога, знания возрастных и индивидуально-типологических особенностей своих воспитанников, уровня их обученности.

Список литературы

1. Баев, П. М. Играем на уроках русского языка. - М.: Русский язык,1989.

2. Ёлкина, Н. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. - Ярославль:Академия развития, 1997.

3. Клюева, Н. В. Учим детей общению. - Ярославль: Академия развития,1997.

4. Концепция ФГОС общего образования / под ред. А. М. Кондакова, А. А.Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.

5. Обучение в коррекционных классах: пособие для учителей / под ред.Г. Ф. Кумариной. - М.: АПН СССР, 1991.

6. Тарабарина, Т. И. И учёба, и игра: русский язык. - Ярославль: Академия развития, 1997.

7. Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991.

© 2010-2022