Урок-экскурсия по русскому языку по творчеству художника М. Гарипова

Цель: 1.Познакомить учащихся с жизнью и  творческой деятельностью  заслуженного художника Российской Федерации, народного художника Удмуртии Менсадыка Гарипова   2.Обогатить представление учащихся о живописи, с произведениями этого искусства. 3.Развивать умение самостоятельно мыслить, делать выводы 4.Развитие эстетических чувств, наблюдательности, расширение их жизненного опыта.  Оборудование: портрет художника; выставка картин, книг и журналов с иллюстрациями Менсадыка Гарипова; фотографии из с...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Урок-экскурсия в жизнь и творческую деятельность заслуженного художника Российской Федерации, народного художника Удмуртии Гарипова Менсадыка Гариповича (1946-1998).

Цель: 1.Познакомить учащихся с жизнью и творческой деятельностью заслуженного художника Российской Федерации, народного художника Удмуртии Менсадыка Гарипова

2.Обогатить представление учащихся о живописи, с произведениями этого искусства.

3.Развивать умение самостоятельно мыслить, делать выводы

4.Развитие эстетических чувств, наблюдательности, расширение их жизненного опыта.

Оборудование: портрет художника; выставка картин, книг и журналов с иллюстрациями Менсадыка Гарипова; фотографии из семейного альбома; звучит музыка.

Ход урока

В раме окна квартиры

В тучах одежд Владыко-

Это картины мира

Памяти Менсадыка.

С.Данилов

1 Вступительное слово учител

Живопись - изобразительное искусство- создание художественных образов с помощью красок.

Гравировать- воспроизводить рисунок или надпись, вырезая их на каком-нибудь твёрдом материале.

Гравюра - выгравированный рисунок.

Офорт - это разновидность гравюры на металле, в которой печатную форму изготовляют путем травления металлической доски кислотой - азотной или соляной.

Возле маленькой речушки Юг раскинулась деревня Бальзюга, родина заслуженного художника Российской Федерации Менсадыка Гариповича Гарипова.

Сегодня на уроке мы совершим экскурсию в жизнь и творческую деятельность нашего земляка.(Звучит музыка.)

1-й ученик. Непростой путь проходит настоящее искусство: от сердца к сердцу.… Для этого истинному художнику мало быть мастером своего дела, здесь необходим талант, глубокая любовь и преданность искусству своего народа. Это отношение к искусству в основном воспитывается в человеке с детства…

Менсадык Гарипов родился 16 февраля 1946 года в удмуртской деревне Бальзюга Татышлинского района в Башкирии, в семье колхозника. Учился в Бигинеевской средней школе.

Он был свидетелем и участником многих старинных обрядов, деревенских праздников. Все эти впечатления и жизненный опыт впоследствии стали для него источником творчества, точнее, определили саму его направленность и содержание. Работая над многими своими произведениями, художник обращался не к литературным или историческим источниками, а к собственной памяти. («Игры», «Приезд на свадьбу», «Жертвоприношение» и др.)

2-й ученик. Произведения Гарипова показывают его любовь и знание деревенской жизни, крестьянского труда. Вместе с тем, зачастую мир удмуртской деревни увиден и воспроизведен художником не с обыденной точки зрения. Не в ее реальной повседневной и научной достоверности, а в поэтическом преломлении с большой долей фантазии и юмора. Удмуртские деревни в Башкирии основательны и патриархальны, их жители трудолюбивы, зажиточны и гостеприимны. Родной дом Гарипова также производит впечатление надежного и ухоженного родового гнезда. Его отец был хорошим хозяином и умелым пчеловодом, мать - настоящей хранительницей семейного очага. Художник вспоминал, что родители работали много: их хлопоты по хозяйству начинались с рассветом и заканчивались затемно. «Живи и трудись так, чтобы солнце будить, чтобы оно радовалось, глядя на твою работу»,- говорят удмурты.

3-й ученик. Повседневная крестьянская работа, отношение к труду родителей и односельчан, умение радоваться жизни, украшать и разнообразить ее праздниками, собственным творчеством, неизменное взаимоуважение и доброжелательность были хорошим примером для детей, незаметно воспитывали их. Такие ценные черты характера, как трудолюбие и чувство собственного достоинства, родители передали и своему сыну, что стало основой его счастливой творческой судьбы. С раннего детства в крестьянской семье ребенку определялся круг посильных обязанностей. Менсадык помогал отцу заниматься пчелами. Со временем он освоил это непростое дело настолько, что справлялся с ним самостоятельно. Много лет спустя он не раз в шутку изображал себя в образе пасечника.

Отношения взрослых и детей в семье были очень теплыми, сердечными, что вообще было характерно для удмуртов, поскольку, по сохранившимся древним представлениям душа родителей переселяется в их детей. В доме, где жила семья Гариповых, часто пелись песни, рассказывались сказки, легенды. Именно оттуда через много лет в его произведения пришли великаны- алангасары, смелые богатыри- батыры , красавицы, лещие- нюлес мурты и водяные чудовища- вумурты. А в домовых и чертей, шайтанов искренне верили все односельчане.

4-й ученик. Детство с его играми и забавами, деревенское приволье навсегда запомнились художнику как самое счастливое время.(«Земляничное лето», «Рыбак») Оно стало временем накопления жизненных впечатлений и опыта, развития особых качеств необходимых художнику: творческого воображения и фантазии, работоспособности и целеустремленности. Склонности к рисованию у Менсадыка начали проявляться рано, но не осознавались ни им самим, ни родными в качестве будущей профессии. Его сестра вспоминает такой эпизод. Однажды на уроке биологии его попросили рассказать о строение цветка. Вместо рассказа, по разрешению учителя, он за считанные секунды нарисовал цветок. При чем настолько точно, что дополнительных объяснений не потребовалось, и законная «5» была получена. Менсадык всегда тепло вспоминал школу и школьных товарищей.

После окончания школы 1962 году он поступил на художественно- графический факультет удмуртского педагогического института в Ижевске. На первых курсах худеньких, рыженький и очень скромный деревенский паренек ничем, кроме особой старательности, не выделялся. Впервые он обратил на себя внимание на третьем курсе, показав на просмотре портреты. Они привлекали не столько качеством исполнения, сколько своеобразием характеров изображенных людей и теплотой отношения к ним автора.

5-й ученик. В 1969 году начал работать художественным редактором в пионерской газете «Дась лу!». Работа в газете обогатила его знанием технологии полиграфического производства, но самое главное, способствовало творческому росту художника. Не одна книга не выходит без участия художника, но все они разные. «Лицо» книги, ее размер и шрифт, цвет и способ, которыми сделаны рисунки, зависят от его мастерства. Умение сделать издание привлекательным - важная задача оформителя книги. Сознавая это, Менсадык снова поступил учиться - на этот раз сразу на второй курс заочного отделения Московского полиграфического института.

Учитель. Художнику- книжнику важно найти свою книгу, соответствующую ему по духу, темпераменту. Такой главной книгой для Гарипова стало устное народное творчество удмуртов. Не только мифы, легенды и сказки, но и рассказы односельчан, бытовые сценки, были для него бесценным материалом, на основе которого он придумывал свои композиции. Это были станковые, то есть самостоятельные и самодостаточные листы, на которые выплескивалась безудержная фантазия автора. Их он делал в сложнейшей технике- офорте. Офорт - это разновидность гравюры на металле, в которой печатную форму изготовляют путем травления металлической доски кислотой - азотной или соляной. Это техника очень трудоемка. На тщательно отшлифованную медную или цинковую доску наносят ровным тонким слоем кислотоупорный лак. Когда лак высохнет, на него переводят рисунок. Зачем его прорабатывают иглой - штихелем. Рисунок получается немного похожим на негатив. После этого доску кладут в ванну с кислотой, которая разъедает металл в местах, где штихель процарапал лак. Так все сделанные им штрихи углубляются. Чем дольше доску подвергают травлению, тем глубже становятся штрихи и тем чернее, интенсивнее они будут на оттиске. После травления с доски керосином или скипидаром смывают лак, и в протравленные штрихи забивают специальную краску. Печатают офорт на увлажненной бумаге, прокатывая на специальном станке с большим колесом, которое руками вращает художник. Существует потрет Менсадыка Гарипова, где он изображен как раз в момент печати, его руки лежат на огромном колесе станка.

6-й ученик. Параллельно с офортами художник продолжал работать над цветными иллюстрациями к книгам. Им оформлены иллюстрации ко многим книгам: «Паньтэмъес», «Икча- Кукча», «Плохие приятели», «Золотые гусли» и многие другие.

Особой образностью и метафоричностью отличаются картины «Весна в деревне» и «Белая птица». Несмотря на, казалось бы, вполне бытовой сюжет, обе картины имеют все признаки притчи. В первой изображена вроде бы заурядная сценка - хозяйка просматривает куриные яйца на предмет свежести. Делает она это обычным дедовским способом - приложив к глазам и используя солнце как мощный источник света. Так хорошо можно просмотреть качество содержимого. Но картина неожиданно приобретает совершенно иной смысл благодаря множеству необычных деталей и иносказаний. Диск солнца сам становится громадным яйцом, и вот это уже не просто светило, а первоначало жизни, что, в сущности, очень верно. Раскрывший крылья гусь при ближайшем рассмотрении становится похожим на известную подвеску из археологических раскопок, которая стала прототипом удмуртского герба. Насыщенный желтый цвет, преобладающий в картине, придает ей особую звучность и выразительность.

7-й ученик. Жизнь отпустила Менсадыку Гарипову небольшой срок, но за это время он успел многое. Из простого деревенского мальчишки вырос в крупного российского художника. Оформил более 20 книг и создал целое направление в удмуртской книжной иллюстрации со своим неповторимым и необыкновенно выразительным языком. Сделал иллюстрации к книге «Мифы, легенды и сказки удмуртского народа», как сам он считал, «главной книге своей жизни», сотворив тем самым целый мир, населённый персонажами удмуртского фольклора. Будучи профессором факультета искусств, Удмуртского университета, воспитал целую плеяду местных графиков, а самое главное, оставил о себе добрую память как светлый, искренний и талантливый человек. Очень верно заметил друг художника, народный писатель Чувашии Мишши Юхма: «Своими картинами он говорил нам: живите, люди, любите, друг друга, и пусть каждый из вас будет счастливым, потому что все мы рождены для счастья».

7-й ученик. А за книгу «Мифы, легенды и сказки удмуртского народа», ему была присвоена Государственная премия Удмуртской АССР.

В его творчестве персонажи удмуртской мифологии и сказок впервые обрели свой зримый облик и характер, убедительные настолько, что заставляют забыть о своём фантастическом происхождении.

Язык искусства интернационален, понятен всем. Благодаря работам Гарипова самое ценное, что есть у народа, - его творчество, произведения его ума и фантазии, - сказки, легенды, предания - стали достоянием всего человечества. По этим мифологическим произведениям можно судить и о самом народе: его душе, характере, истории.

8-й ученик. Он всегда оставался самим собой: был по - настоящему добрым и мудрым человеком, обладал незаурядным чувством юмора, и все эти качества его натуры отразились в его произведениях.

За 20 лет творческого труда художник достиг многого: его работы знали и за рубежом, он участник международных выставок в Италии, Франции, Венгрии, Эстонии Чехословакии. Шестнадцать его картин хранятся в Третьяковской галерее и во многих музеях российских городов. Большинство оставлено в музеях Америки, Италии, Израиля.

Последние годы были непростыми для художника. В стране в это время был очередной экономический кризис, ему, профессору, приходилось подрабатывать подбором красок для автомобилей, навалились болезни.… Все это привело к неожиданно раннему уходу из жизни. Но остались его произведения, в которых продолжает жить художник. Искусство, которое он беззаветно любил, и которому была посвящена вся его жизнь, сделало его бессмертным.

Дом, где родился художник, сейчас музей, а Бигинеевсая средняя школа, где он учился, носит имя заслуженного художника Российской Федерации Менсадыка Гариповича Гарипова.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУЬЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ТАТЫШЛИНСКИЙ РО

МОУ СОШ с.НИЖНЕБАЛТАЧЕВО









Урок-экскурсия по русскому языку по творчеству художника М.Гарипова



Урок-экскурсия по русскому языку по творчеству художника М.Гарипова














с. Нижнебалтачево

© 2010-2022