Конспект урока литературы Один день из жизни Л. Н. Толстого и его рассказ После бала

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по произведению Л.Н.Толстого «После бала» с применением технологии критического мышления.

Цели: обучающая формирование теоретического мышления, приемы контраста и антитезы как композиционные;

Развивающая:развитие креативного мышления

воспитательная: это время нравственного становления подростков, когда решаются этические проблемы: как поступить

три процесса: вызов-реализация смысла (осмысление содержания)-рефлексия (размышление)

Тема урока: »Один день из жизни Л.Н.Толстого и рассказ «После бала».

Эпиграф урока:»Что такое нравственность? В чем должна состоять нравственность? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий.

В.Г.Белинский

Ребята, когда мы говорим о творчестве писателя, поэта, мы обязательно прибегаем к фактам биографии, так как именно они проливают свет на творчество. Мы читаем учебные статьи, черпаем информацию в Интернете, составляем хронологические таблицы. А еще есть интереснейший способ знакомства с биографией творческих личностей через антропологические тексты, т.е. человеческие документы. Вот с такими документами я предлагаю вам сейчас поработать, применяя технологию критического мышления. В чем заключается её сущность, вы узнаете в процессе работы. Перед началом работы я хочу вам еще что-то сказать:

Разрешите вам представить

Неподкупное жюри:

Будет баллы строго ставить,

За ошибки вас журить.

Надо очень постараться,

Веру в вас не обмануть.

Ну, ребята, вы готовы?

Что ж, желаю в добрый путь!

Мы переходим к первому шагу технологии критического мышления, она называется «вызов». Вы получаете творческое задание. Вам надо спрогнозировать, о ком идет речь на основе знаний, ключевых слов, одним словом, начертите овал, внутрь него поставьте х, вокруг него наработайте версии, критически отнеситесь к каждой, выберите правильную.

Определите, о ком идет речь. Кто описан в текстах?

Мне смешно вспомнить, как я думывал и как вы, кажется, думаете,что можно себе устроить счастливый и честный мирок, в котором спокойно, без ошибок, без раскаяния, без путаницы жить себе потихоньку и делать, не торопясь, аккуратно все только хорошее. Смешно!...Чтоб честно жить, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость»

Идеал «муравейных братьев» он пронес через всю свою жизнь. «Мы называли это игрой, а между тем все на свете игра, кроме этого». Брат Николай придумал детскую игру в «муравейных братьев» и историю о чудесной зеленой палочке. Николай объявил братьям, что у него есть тайна, посредством которой, если она раскроется, все люди станут счастливыми, не будет неприятностей. Игра нам нравилась, но тайна, как сделать, чтобы все люди были счастливы, была, как говорил Николай, написана на зеленой палочке, палочка зарыта на краю оврага. Я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях.

Учитель по ходу работы:В тексте можно работать, делая сигнальные знаки, выделяя, подчеркивая. Хотелось бы узнать, что выделено. Пока вы будете работать, я на доске тоже начерчу овал, поставлю х, а затем буду собирать доказательную базу.

Учитель: На что вы обратили особое внимание? Встречали ли вы когда нибудь это выражение? Кто-то знает? Объяснение по ситуации.

Я знаю: каждый в классе гений», с такими словами я обратилась к вам. А вот

Горький говорит об одном гении такие слова: »Нет человека более достойного имени гения, более сложного…и во всем прекрасного…в нем есть нечто…какой удивительный человек живет на земле!» Такие слова сказал М.Горький о Л.Н.Толстом. Удивительном человеке. Мыслителе. Писателе.

Конспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После бала

Слайд 1

Нет человека более

достойного имени гения,

более сложного…

и во всем прекрасного…

в нем есть нечто…

какой удивительный человек

живет на земле!

М.Горький


Я, думаю, к месту будет привести такие слова:

Мы сегодня урок посвятим

Высочайшему гению слова.

Свою душу его озарим,

Озарим мы душою Толстого

Учитель: Запишем тему урока »Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ «После бала»

Учитель: Я вас на предыдущем уроке попросила заполнить такую таблицу:

Хотелось бы кратко сделать обзор. Знаний оказалось мало, все они сведены были к тому, что это писатель, родом из богатой семьи, написал много произведений.

Строка «хочу знать была чуть поинтересней: хотелось узнать факты биографии, прочитать произведения. И вот сейчас я вам хочу ещё раз таблицу с тем, чтобы вы себя увидели как бы со стороны, ответьте на вопрос «Что узнал?» Даю время, чтобы записали, а затем работаем коллективно.

Знаю

Хочу узнать

Узнал


Учитель:»Что вы ещё знаете о нем?»

Слайд 2

Конспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После бала




ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ (28 августа 1828. Усадьба Ясная Поляна Тульской - 7 ноября 1910. Станция Астапово

(ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской железной дороги.

Граф, русский писатель.


СКонспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После балалайд 3

Кластеры

Конспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После бала

Конспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После бала

Конспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После бала

Конспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После бала


Конспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После бала

Конспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После бала

Конспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После бала


Вывод: Давайте сравним и сделаем вывод. Какой вывод напрашивается?

Учитель:

А представляете ли вы живого Толстого, каким он был в своей обычной, повседневной жизни? Попробуйте найти точные определения его личности…

Я смело задаю вам такой вопрос, потому что каждый из вас получил индивидуальное задание: поработать с информацией по Толстому.

кластер

Гуманный, великодушный, милосердный, отзывчивый, правдивый, мудрый, самоотверженный, бесстрашный, бескомпромиссный… Все это правильно, и по завершении урока я покажу слайды, рассказывающие о личности Толстого.

А теперь соотнесите одно из качеств Толстого с его страницами: как запечатлелось на них это свойство характера, личности великого писателя?

…А если я предложу вам высказаться о том, как складывались отношения Толстого с армией, с русским солдатом?

Мы переходим ко второму этапу технологии критического мышления: размышление, осмысление, получение новой информации, на этом этапе можно работать с тесками, делать сигнальные знаки, маркировку текста, составлять таблицы.

Конспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После бала

Л.Н. Толстой - поручик артиллерии.

Фото 1854 год.


Он был, в полном смысле, душой батареи…. Это был редкий товарищ, честнейшая душа, и забыть его решительно невозможно.

Заглянем в Ясную Поляну в тот самый день, который станет одним из особенно мучительных и переломных для Толстого…Мы застанем его в состоянии какой-то непонятной тревоги, даже смятения: писатель буквально не находил себе места. Что же стряслось, что могло в такой степени вывести его из равновесия? А случилось вот что: до Ясной Поляны донеслись известия о событиях, разыгравшихся в полку, расквартированном неподалеку: солдат ударил офицера. Событие для армии действительно из ряда вон выходящее. Однако не само событие потрясло Толстого, сколько его последствия: вот -вот состоится суд, исход которого предрешен: солдат будет предан «смертной казни расстрелянием».Так формулировали единственную меру наказания за подобное преступление законы, действующие в армии.

Как спасти Ивана Шебунина, Лев Николаевич только что узнал имя «преступника», посмевшего поднять руку на «их благородие», как спасти его от позорной смерти? Не на поле брани, где он бы показывал всю меру своей отваги, а на дворе солдатской гаупвахты, а может быть, и на плацу, на глазах товарищей, где он будет не убит-расстрелян, ими, товарищами. Что может сделать Толстой? И вдруг осенила мысль. «Смогу!» К барскому дому подъехала коляска: граф Толстой приказал «мигом ехать» в соседнюю деревню, в полк. Легко представить смятение офицеров, когда в их полк пожаловал прославленный писатель.»Ради мужика-то? Помилуйте, Лев Николаевич». Они пытались отговорить Толстого от его безумного, как им казалось, решения: выступить на суде защитником солдата Шебунина. Представляете, какой резонанс будет иметь дело солдата с участием в качестве адвоката графа Толстого, едва ли не самого влиятельного человека в России. Кажется, это был единственный в жизни Толстого случай, когда он с благодарностью вспомнил годы учебы, увы, незавершенной, но не пропавшей даром - на юридическом факультете Казанского университета. «Я бы хотел поговорить со своим подзащитным»,-языком юриста-профессионала заявил Толстой. И вот пред ним возмутитель спокойствия! Взглянув на него, писатель не поверил, что этот неказистый, робкий, вмиг растерявшийся не солдат, а действительно «солдатик» мог поднять на кого-либо руку, тем более- на офицера. Шебунин пытался объяснить «их сиятельству», как «бес его попутал». И как «их благородие» изо дня в день измывался,»бил так, что не приведи Господи», «уж не знал, куда деться», «уж простите меня, ваше сиятельство, я и так, и эдак винился, пусть стреляют меня- виноват, что уж говорить…» И вот наступил день суда. Толстой с непривычной для него ролью адвоката справился блестяще:юридически безупречно доказал виновность отнюдь не солдата Шебунина, а следовательно, если не абсолютную его невиновность, то «смягчающие вину обстоятельства» Толстой представил суду неопровержимо. Но, увы, обстоятельств этих не признавали армейские законы. Шебунин был приговорен к расстрелу. Толстой, потрясенный, возвращается в Ясную Поляну, вне себя от того, что он бессилен спасти Шебунина. Он настолько в смятении от случившегося. Что забыл о неотложных литературных замыслах, о рукописях, в мыслях его только солдат, дни которого сочтены. И вдруг Толстой вспомнил, что среди высокопоставленных чиновников генерального штаба есть влиятельные лица, упорно добивающиеся знакомства с ним, досаждающие ему письмами, мечтающие о приглашении в Ясную Поляну. Толстой тут же написал несколько писем тем, кто был в силах спасти Шебунина. Отказать Толстому не посмел никто, и в полк, где вот-вот должен будет приведен в исполнение смертный приговор, летит депеша, отменяющая его. Она, увы, опоздала. А что Толстой? Ситуацию он поправить не мог, но и молчать как писатель тоже не мог. Сколько в России Шебуниных, сколько истязаемых, униженных и оскорбленных, а то и ждущих своего смертного часа. Толстой не смог спасти солдата юридическими доводами, соображениями гуманности и справедливости, но Толстой мог защитить их все как писатель. И он создает страницы, занимающие особое место в его творчестве.

Вопрос напрашивается один:» Мог один день из жизни Толстого повлиять на его творчество и на его взгляды, отношения с окружающим миром?»

Да, мог. Появляется произведение «После бала» 1903 год, в котром Толстой рассматривает природу социального зла.

Мы с вами приступаем к анализу текста, используя »чтение с пометками». Использование Толстым зеркальной композиции.

Дома учащиеся работают с текстом: знаковая система работы с текстом(самостоятельная работа). В рассказе противопоставлено все: образы, персонажи, художественные детали

Во время бала

После бала

Место действия

Зала у предводителя:» бал был чудесный: зала прекрасная с хорами, музыканты-знаменитые в то время крепостные помещика -любителя, буфет великолепный»

Описание улицы:»…я увидел в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, черное…»

Музыка

«В душе у меня все время пело, и слышался мотив мазурки»

«Звуки флейты и барабана».»Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка» «Позади их стояли барабанщик и флейтщик и не переставая повторяли все ту же неприятную, визгливую мелодию»

Персонажи

Хозяева бала: »…был я в последний день масленицы на бале у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера. Принимала такая же добродушная, как и он, жена его, в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью…»

Солдаты:»Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались». «Кузнец в засаленном полушубке и фартуке»

Варенька:»Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и а белых атласных башмачках». «…а видел только высокую, стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, её сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза». «Белый дешёвенький веер»

Наказываемый:»Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядом что-то страшное, приближающееся ко мне. Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его». «Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад - и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед- и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад». «Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека». «Он не говорил, а всхлипывал:»Братцы, помилосердствуйте».

«Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было румяное, с белыми подвитыми усами,, белыми, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперёд височками, и та же ласковая радостная улыбка, как у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки»

«И, не отставая от него, шёл твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был её отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами». «Полковник шёл подле и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щёки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу». «Подать свежих шпицрутенов!-крикнул он, оглядываясь, им увидал меня». «Самоуверенный, гневный голос полковника»

Чувства Ивана Васильевича

«Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно только добро». «Я обнимал в то время весь мир своей любовью». «Восторженное чувство». «Всё было мне особенно мило и значительно»

«Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличён в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой». «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Детали

«…Натянув замшевую перчатку на правую руку,- …надо все по закону»,-улыбаясь, сказал он». Полковник «подвел её ко мне, думая, что я танцую с ней».

«И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина». «Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся»

Учитель:»Поделитесь своими открытиями в тексте, своим прочтением, своей маркировкой текста»

Учитель:»Ребята, возникла проблемная ситуация. Я предлагаю обсудить в группах вопросы, используя прием мозгового штурма. Даю вам время.

Группа 1 Как поступить Ивану Васильевичу после увиденного?

Группа 2.Прав ли Иван Васильевич по отношению к Вареньке?

Группа 3.Что значит сохранить нравственность в случае с Иваном Васильевичем?

Группа 4. Согласны ли вы с мнением Толстого, что случай иногда определяет судьбу человека?

Учитель: А не заметили ли вы, что Иван Васильевич рассказывает историю жизни не столько приятелям, сколько себе? А для чего? Это внутренний монолог, стержнем которого является вопрос :»Что хорошо, а что плохо?»


ККонспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После балаластер

Конспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После бала

Конспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После бала

Конспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После балаКонспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После бала


Конспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После бала

Конспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После бала


Вопрос: »Что изменилось в жизни Ивана Васильевича? Почему? Причина : человек, которому присуща нравственность, по-другому поступить бы не смог. Смог Иван Васильевич осудить увиденное? Да.

Что должен делать человек для нравственного совершенства, по мнению Л.Н.Толстого?

Жить по-толстовски - это значит иметь трезвый ум, крепкое физическое здоровье, любить жизнь, любить народ, самовоспитываться, самообразовываться, самосовершенствоваться, быть скромным и одновременно величавым. Критически относиться к своей личности, много работать. Жизнь Л.Н. Толстого может являть собой нравственный идеал смысла жизни, поскольку она несет в себе огромный нравственный потенциал, заряд добра и любви. Толстой помогает заглянуть в свой собственный, неповторимый внутренний мир, богатый радостями и переживаниями, заставляет сопереживать, понять самих себя, научиться отличать хорошее от дурного.

Учитель: «У нас есть возможность сравнить поступки героев Толстого с его поступками. Иван Васильевич смог сделать нравственный выбор. В дневнике Л.Н.Толстого читаем: « Положение мое, человека, сознающего всю тяжесть греха моей жизни и продолжающего жить в этих преступных условиях безумной роскоши среди нужды всех окружающих, стало мне невыносимым». Пожив 48 лет в семье, Толстой уходит из дома.

У Л.Н.Толстого в дневниках записываются особые правила-исправления? «бойся праздности и беспорядка», «бойся лжи и тщеславия», «делай добро и живи для счастья других» Внимательное прочтение этих записей рождает мысль: какие бы цели поставил перед собою я, каким правилам следовал для их достижения

Рефлексия. Давайте подведем итоги:

О чем мы говорили сегодня?

Что нового узнали?

Что вам понравилось?

Что вас поразило больше всего?

К каким выводам пришли?




Конспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После балаКонспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После балаКонспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После балаКонспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После балаКонспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После балаКонспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После балаКонспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После балаКонспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После балаКонспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После балаКонспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После балаКонспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После балаКонспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После балаКонспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После балаКонспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После балаКонспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После балаКонспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После балаКонспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После балаКонспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После балаКонспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После бала






















Конспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После бала


Конспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После бала

Л.Н. Толстой.

Фото 1907 год.


Конспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После бала

Л.Н. Толстой. 1884 год.

Художник Н.Н.Ге.


В этот период Толстой сложился как художник и как мыслитель.

Конспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После бала

Л.Н. Толстой.

Художник М.В. Нестеров


В Ясной Поляне все клокотало около Льва Толстого, он собой, своим духовным богатством, великим своим талантом, помимо воли, одарял всех, кто соприкасался с ним.

Конспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После бала

Л.Н. Толстой 1908 год.



Надо, чтобы согрела мысль настолько, чтобы вы горели ею, плакали над нею, чтобы она отравляла вам покой.

Конспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После бала

Л.Н. Толстой и С.А. Толстая.

Фото 1906 год.


Опять просьба сфотографироваться в позе любящих супругов.

Конспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После бала

Л.Н. Толстой на пашне.

Ясная Поляна.

Художник И.Е. Репин.


Шесть часов, без отдыха, он бороздил сохой черную землю, то поднимаясь в гору, то опускаясь по отлогой местности к оврагу…

Конспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После бала


Л.Н. Толстой. Начало 80-х годов.

Я отрекся от жизни нашего круга… Чтобы понять жизнь, я должен понять жизнь простого народа, я обратился к нему и к тому смыслу, который он придает жизни.


Конспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После бала

Л.Н. Толстой. Л.Н. Толстой.

Фото 1908 год.



Величие Льва Толстого, этого мастера мастеров, этого бессмертного старца, заключается в том, что он остался навеки юным.

Конспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После бала

Л.Н.Толстой в яснополянском кабинете

Художник А.В. Муравов.

Нерв искусства есть страстная любовь художника к своему предмету. Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека.

А как это делал Толстой?

Семья Толстых была дружной. Самой любимой игрой была игра в муравейных братьев. Ее придумал старший Николенька. Как-то он объявил, что у него есть тайна, когда она откроется, все люди станут счастливыми, будут любить друг друга и станут муравейными братьями.

Конспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После бала

Ехал верхом дорожкой между только посаженными крошечными березками и 40-летними старыми березами моей посадки и живо представил себе, как через 40 лет крошечные березки будут старые, а на место старых будут молодые от корня.

В 1895 году Л. Толстой увлекался велосипедным спортом, а через год был избран в почетные члены Московского клуба велосипедистов.

И.Е. Репин, идя купаться за Толстым, так разогрелся, что «считал необходимым посидеть четверть часа, чтобы остыть - простудиться можно сразу в такой холодной воде.

- Все это предрассудки, - говорил Лев Николаевич и, несмотря на обильные струи пота по спине, одним прыжком бросался в холодную воду. - Ничего от этого не бывает, - говорил он уже в воде».





Конспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После бала

Конспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После балаКонспект урока литературы Один день из жизни Л.Н.Толстого и его рассказ После бала




© 2010-2022