Час занимательного русского языка (6-7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие "Час занимательного русского языка"

Час занимательного русского языка (6-7 класс)Час занимательного русского языка (6-7 класс)Час занимательного русского языка (6-7 класс)Час занимательного русского языка (6-7 класс)Час занимательного русского языка (6-7 класс)Час занимательного русского языка (6-7 класс)Цель проведения:

- проверить знания уч-ся по русскому языку; прививать интерес к изучению родного языка;
- способствовать активизации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, память, воображение;
- создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Ход урока

В игре принимают участие уч-ся 6 и 7 классов. ( 2 команды) и (жюри).

Команды: «Морфемика», «Грамматика

Ход игры.

Вступительное слово учителя:

- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня в рамках проведения недели русского языка мы с вами собрались на «Час занимательного русского языка". Этот час мы проведем с вами в форме турнира между учащимися 6 и 7 классов.

«Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу - выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крышам.»

К. Бальмонт

Представление команд.

Команда 1. Знатоки

Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.

Команда 2. Академики

И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование:
Успех решает не судьба,
А только наши знания.


- Суперобъективное жюри будет следить за ходом нашего турнира. За каждый правильный ответ вы будете получать 5 баллов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем и знатоком русского языка. Итак, начинаем.

Первый тур «Разминка».

Команды по очереди отвечают на вопросы:

  • Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)

  • Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)

  • В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)

  • Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)

  • Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?

  • Сколько слогов в слове да? (1)

  • Назовите синоним слова ДОРОГА.

  • Что у зайца позади, а у цапли впереди? (ц)

  • 0тгадайте загадку: с виду - клин, а развернёшь - блин (Зонтик).

  • Назовите антоним слова НОЧЬ (День) .

  • Его оторвали у Варвары на базаре (Нос).

  • Часть речи, которая обозначает действие предмета? (Глагол). .

  • Каких букв в русском алфавите больше: гласных или согласных? (Согласных).

  • Главная песня государства (Гимн).

  • Какие два местоимения мешают автомобилистам? (я-мы).

  • «Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)

  • Что такое ручкохранилище? (Пенал.)

  • Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)

  • Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.

  • Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)

Конкурс 2. Постижение народной мудрости.

Ведущий: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык - самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.

  • Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)

  • Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)

  • У него глаза велики. (У страха.)

  • Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)

  • Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)

  • Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)

Собери пословицу.

Пословицы - одно из свидетельств живописности, выразительности нашей устной речи.

Ваша задача - собрать пословицы.

  1. В одно ухо влетает,(а в другое вылетает)

  2. С миру по нитке - (голому рубашка)

  3. Хвалил пес волка,(что вертит хвостом ловко)

  4. Злой плачет от зависти, (а добрый от жалости)

  5. За маленьким погнался - (большое потерял)

  6. Куй железо (пока горячо)

  7. Терпенье и труд (все перетрут)

  8. Век живи - (век учись)

  9. Хлеб-соль кушай, (а правду слушай)

  10. Жизнь прожить (не поле перейти)

11.- Сколько волка ни корми - все равно в лес смотрит.

12- Любишь брать, люби отдавать.

13- С кем поведешься, от того и наберешься.

14- Что посеешь, то и пожнешь.

Конкурс 3. Расставьте гласные.

Ведущий: Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.

Ведущий: А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях, например так, как показано на доске. (Слайд 9)

Букву Е

БРТ - БеРеТ
СВР - СеВеР
ВР - ВееР
КЛЩ - КЛеЩ

Команды получают задание на карточках:

Букву О

КН - окно
ГРХ - горох
КЛКЛ - колокол
ТПТ - топот
БЛТ - болт
ПКЙ - покой
ГРН - горн
ТРН - трон
КРК - окорок
ГЛТК - глоток

Букву У

СД - суд
ШРП - шуруп
КСС - уксус
КСТ - куст
БРНДК - бурундук

Букву А

БРН - баран
ТК - атака
РФ - арфа
МРК - марка
СТР - астра
КРМН - карман
БРК - барак
ШЛШ - шалаш
ФНТ - фант
ШРМ - шрам, шарм

Букву И

ПРЗ - приз
PC - рис
ЛЛЯ - лилия
ФЛН - филин
PC - ирис

Конкурс 4 Игра: «Найди новое слово»

- Пользуясь данными словами, составьте новые - кто больше?

1) Мартышка -

(камыш, шрам, арык, карта, марш, штык, марка, крыша)

2) Промокашка -

(каша, кашка, комар, паром, мошка, пар, рак, шар, ромашка, окрошка, окоп, мак)

  • 5. Решите ребусы.

  • Ребусы на слайдах

- Каждой команде предлагается карточка с ребусом. В течение 1 минуты учащиеся должны разгадать ребус:

А) Е2 мы сели за 100л, о5 прилетели 40и и с3жи.

(Едва мы сели за стол, опять прилетели сороки и стрижи)

Б) Прежде чем 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.

(Прежде чем семья опять сядет за стол, предварительно вытри клеенку)

6. "Фонетическая разминка"

  • слайд №

  • слайд №

  • слайд №

Конкурс 7. Найди ошибки.

Карточка.

Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки.
У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.

Ведущий: Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.

За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.

  1. Соревнование на лучшего диктора.

Расставьте в словах ударения и прочитайте без ошибок

Алфавит, арест, диалог, документ, каталог, квартал, звонит, свекла, щавель, начала, поняла.

Конкурс 9. Веселая грамматика».

Ведущий: Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные. (Слайд )

  • храбрый

  • сильный

  • гордый

  • мудрый

  • грубый

  • веселый

  • умный

  • крепкий

  • смелый

  • добрый

  • болтливый

  • богатый

  • хвастливый

  • ленивый

  • бедный

«Шарады»

К торжественному крику прибавь согласный звук,
Чтоб протянулись горы с севера на юг.

(Ура-л)

Корень мой находится в «цене».
В «Очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали.
Весь же - в дневнике или журнале.

(о+цен+к+а)

Конкурс болельщиков

Турнир 10.

Игра «Расшифруй слова»

1. ДЛАЯЙТЕКАЛ

Прогони собаку, не тревожа птицу, (дятел, лайка)

2. ГКАРВОЗАДИСЬКА

Где цветок, где рыба отгадать попробуй (гвоздика, карась)

З.СММАСОРОЛЕДИННОКА

Гриб клади в корзину, ягоду - в лукошко, (маслёнок, смородина)

Конкурс 11. Конкурс писателей.

Ведущий: Сейчас мы узнаем писательские способности наших команд. Итак, конкурс писателей.

- "Раскрасим текст прилагательными". Прилагательное - это волшебное средство языка, с помощью которого чёрно-белый текст становится цветным. Попробуйте и вы.

Задание: Командам надо вставить в текст прилагательные: украсить, уточнить.

Раздаётся текст И.С. Тургенева.

Текст.

Вот и лес. Тень и тишина. Осины высоко лепечут над нами. Ветки берёз едва шевелятся. Дуб стоит, как боец, подле липы. Мы идём по дорожке. Мухи неподвижно висят в воздухе. Мошки вьются столбом, светлее в тени, темнее на солнце. Голосок малиновки звучит радостно. Дальше, дальше, глубже в лес.

Подведение итогов.

Подошло к концу наше путешествие по дороге Лингвистике. Хочу закончить его словами поэтессы Марии Комисаровой:

Народ - властитель тайны слова
И всех сокровищ языка.
Им выткана его основа
Для поколений на века.
Он создал чудо тени, света,
И звука взлёт, и слова лад,
Им жизнь поэзии согрета,
В нём звёзды вечности горят.

Храните всё богатство нашего языка, пользуйтесь им бережно и аккуратно, любите свой язык и изучайте его. Он откроет вам целый мир.

Подведение итогов, награждение команды-победительницы.




© 2010-2022