- Преподавателю
- Русский язык и литература
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | ГОРЮНОВА В.Р. |
Дата | 15.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Рабочая программа
по предмету «Литература»
8б класс
Составила учитель русского языка и литературы
Горюнова Венера Рольфовна
г. Сибай
Срок реализации 2015-2016 учебный год
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол №____ от
_______________________г.
Руководитель ШМО
Горюнова В.Р.
_________________________
Согласовано
Зам. директора по УР
______________
Ахтямгалиев Д.Р.
______________________г.
Утверждаю
Директор школы
_______М.Р.Ишкильдина
приказ № от ___________
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8Б класса разработана на основе нормативно-правовых документов :
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013г. №696-з «Об образовании в Республике Башкортостан» ;
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году;
- СанПиН 2.4.2.2883-11 «Изменения №1 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»(постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 года №85);
-Учебный план МОБУ СОШ №8 « Средняя общеобразовательная школа №8» на 2015-2016учебный год;
-Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. и авторской Программы под редакцией профессора В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. Москва «Просвещение»2009г. Учебник: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия в 2-х частях . Москва, «Просвещение» 2010г.
Рабочая программа представляет целостный документ, включающий пояснительную записку, цели и задачи программы, требования к уровню подготовки обучающихся, основные виды контроля, учебно-методическое планирование, включающее контроль знаний учащихся, количество часов, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, средства обучения, календарно-тематическое планирование.
Отбор содержания курса, целевые установки автора отражены в требованиях к уровню подготовки учащихся 8 класса.
Программа обеспечивает реализацию соответствующего минимума содержания образования. В 8 классе рассматривается проблема времени на страницах произведений искусства слова, что является своеобразной подготовкой к восприятию курса на историко-литературной основе в 9 классе. Читатель встречается с временем, изображенным, временем создания и временем чтения.
Рассматривается позиция автора, повествующего об исторических событиях. Сложность связей литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включенным в этот курс, начиная с былин и завершая историческими романами 20 века.
В 8 классе предоставляется возможность понаблюдать за тем, как искусство на разных этапах своего развития смотрело на события истории. Накопленные знания и умения, связанные с освоением сюжета (5 класс), знакомство с героями литературного произведения (6 класс), жанрами личности, формирование ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному овладению речью.
2.Общая характеристика учебного предмета
Специфика курса: в 8 классе учащиеся обращаются к проблеме времени на страницах произведения искусства, следовательно, к истории в произведениях искусства слова, которую невозможно изучить, не касаясь позиции автора.
Цель литературы - способствовать духовному становлению.
Задачи: данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика ;
-приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий;
-овладение способами правильного, беглого чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
-устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
-научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
-отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
-овладение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенцией.
Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времен и связь литератур разных народов.
Принципы построения: данная программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Виды и формы работы и контроля знаний, умений и навыков учащихся 8кл.
Технологии, методы: различные средства обучения, разрабатываемые как компоненты комплекса, основой которого является учебник, методически согласуется с ним. Все это помогает в организации самостоятельной работы, облегчает реализацию внутри предметных связей.
В конце изучения каждой темы предусматриваются:
- зачетные уроки;
- тестирование;
- творческие и самостоятельные работы.
3.Место предмета «Литература» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 8 классе - 2 часа в неделю, в год - 70 часов.
4.Знания, умения и навыки освоения учебного предмета
Ученик должен знать:
-Авторов и содержание изученных художественных произведений;
-Основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения и др.).
Ученик должен уметь:
-Определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано;
-Использовать различные формы изучения художественных; произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных жанров и в произведениях разных писателей;
-Определять авторскую позицию писателя;
-Создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;
-Пользоваться различными справочными изданиями, в том числе и связанными с исторической тематикой.
5.Содержание учебного предмета
№
Разд.
Наименование темы
Всего часов
Внекл.чтение
Развитие речи
1
Вводный урок. Русская литература и история.
1
2
Жанры народно-поэтического творчества( исторические песни, частушки, предания).
1
3
Из древнерусской литературы
1
Из литературы 18 века
1
Из литературы 19 века
36
А.И. Крылов.
1
К.Ф. Рылеев.
1
4
А.С. Пушкин.
10
2
5
М.Ю. Лермонтов.
6
1
2
6
Н.В. Гоголь.
6
2
7
И.С. Тургенев.
3
М.Е. Салтыков-Щедрин
1
Н.С. Лесков.
1
8
Л.Н. Толстой.
5
2
А.П. Чехов.
1
1
Из литературы 20 века
23
И.А. Бунин.
1
А.И. Куприн.
1
9
В.Г. Короленко.
3
1
9
М. Горький.
5
2
10
А. Грин.
3
1
1
11
А.Т. Твардовский.
5
1
12
К.Г. Паустовский.
4
13
В.П. Астафьев.
5
1
14
Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе.
1
15
Зарубежная литература
4
2
16
Обобщение и систематизация изученного за год.
2
Итого:
70
6
11
Прохождение практической части программного материала
Вид работы
Год
1
четверть
2
четверть
3
четверть
4
четверть
Количество
часов
70
Внеклассное чтение
6
1
2
3
Развитие речи
11
2
4
4
1
Тест
4
1
1
1
1
6.Календарно-тематическое планирование
№
Р.Р.
В.ч.
Тема урока
1 четверть
К.
ч.
Пред.
дата.
Фак.
дата.
Примеч.
1
Вводный урок. Русская литература и история.
1
03.09
2
Жанры народнопоэтического творчества. Значение лирических и исторических песен.
1
06.09
Из древнерусской литературы
3
Повесть о житии Александра Невского. «Шемякин суд». Приемы сатирического изображения.
1
10.09
Из русской литературы 18 века
4
Н.М. Карамзин «Наталья, боярская дочь». Исторические
прошлое русского народа.
1
13.09
Из русской литературы 19 века
5
И.А. Крылов. Басни : «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Смешное и грустное в басне.
1
17.09
6
К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака». Историческая основа думы.
1
20.09
7
А. С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «История пугачевского бунта»
1
24.09
8
Творческая история повести «Капитанская дочка».
1
27.09
9
Формирование характера Петра Гринева. Анализ глав 1 и 2.
1
01.10
10
Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Анализ глав 3-5.
1
04.10
11
Падение Белгородской крепости. Анализ глав 6,7
1
08.10
12
Изображение народной войны и ее вождя. Анализ глав 8-12.
1
11.10
13
Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений».
1
15.10
14
Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.
1
18.10
15
Т.
Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне. Тест.
1
22.10
16
Р.Р.
Подготовка к написанию сочинения по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
1
25.10
17
Р.Р.
Написание сочинения по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
1
29.10
2 четверть
18
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Кавказ в жизни и творчестве поэта. Анализ стихов.
1
05.11
19
Поэма «Мцыри». История создания, тема, идея, эпиграф, композиция
1
08.11
20
Поэма «Мцыри» в оценке русской
критики. Образ Мцыри в поэме.
1
12.11
21
Вн.
Поэма «Боярин Орша». Образ Мцыри в поэме.
1
15.11
22
Р.Р.
Подготовка к написанию сочинения по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
1
19.11
23
Р.Р.
Написание сочинения по поэме.
М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
1
22.11
24
Н. В. Гоголь - писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор»
1
26.11
25
Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор»
1
29.11
26
Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова.
1
03.12
27
Финал комедии, его идейно-композиционное значение
1
06.12
28
Р.Р.
Подготовка к написанию сочинения по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор».
1
10.12
29
Р.Р.
Написание сочинения по пьесе
Н.В. Гоголя «Ревизор».
1
13.12
30
И. С. Тургенев: личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася»
1
17.12
31
История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя-повествователя.
1
20.12
32
Т.
«Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя. Тест.
1
24.12
33
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Композиция рассказа.
1
27.12
3 четверть
34
Н.С. Лесков «Старый гений». Значение эпиграфа.
1
17.01.
35
Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя.
1
21.01
36
«После бала». Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа
1
24.01
37
Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за все происходящее
1
28.01
38
Р.Р.
Подготовка к написанию сочинения по произведению Л.Н.Толстого «После бала».
1
31.01
39
Р.Р.
Написание сочинения по произведению Л.Н Толстого
«После бала».
1
04.02
40
А.П. Чехов «О любви». Значение концовки рассказа.
1
07.02
41
В.ч.
В.Г. Короленко. Жизнь и назначение человека в рассказе В.Г Короленко «Парадокс». А.П. Чехов «О любви». Значение концовки рассказа.
1
11.02
Из литературы 20 века
42
И.А. Бунин «Кавказ». Тема, историзм рассказа.
1
14.02
43
А.И. Куприн «Куст сирени». Чувство самоотверженности героев.
1
18.02
44
Р.Р.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Счастлива ли Вера ?»
1
21.02
45
Р.Р.
Написание сочинения-рассуждения «Счастлива ли Вера?»
1
25.02
46
М. Горький рассказ «Челкаш». Герои и их судьбы.
1
28.02
47
В.ч.
М. Горький «Песня о Соколе». Неугасимая вера в победу разума. М. Горький «Челкаш». Герои и их судьбы.
1
04.03
48
А.А. Блок «На поле Куликовом». Влияние древнерусской и фольклорной поэтики.
1
07.03
49
С.А. Есенин поэма «Пугачев» (отрывок) .Художественные особенности поэмы.
1
11.03
50
М.А. Осоргин «Пенсне». И.С. Шмелев «Как я стал писателем».
1
14.03
51
Т.
Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Тест.
1
18.03
52
М.М. Зощенко «История болезни». Особенность характера героя.
1
21.03
4 четверть
53
В.ч.
А.Грин «Зеленая лампа». Символическое значение заглавия. М.М. Зощенко «История болезни». Особенность характера героя.
1
01.04
54
А. Т. Твардовский. «Василий Теркин». История создания поэмы.
1
04.04
55
Идейно - художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа».
1
08.04
56
Героика и юмор в поэме «Василий Теркин». Характеристика Теркина.
1
11.04
57
А.П. Платонов «Возвращение». Смысл новых ощущений героя.
1
15.04
58
Стихи и песни о Великой Отечественной войне.
1
18.04
59
В.ч.
К.Г.Паустовский «Телеграмма». Тема и идея рассказа. Стихи и песни о Великой Отечественной войне
1
22.04
60
В.П. Астафьева. «Фотография, на
которой меня нет».
В чем истинная красота человека.
1
25.04
61
Р.Р.
11
Подготовка и написание мини-сочинения «История нашей семьи в фотографиях»
1
29.04
62
В.ч.
6
Тема русской деревни в произведении А.П. Астафьева «Последний поклон». Подготовка и написание мини-сочинения.
1
02.05
63
Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе.
1
06.05
Зарубежная литература
64
У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Вечные проблемы в трагедии.
1
09.05
65
У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Вечные проблемы в трагедии.
1
13.05
66
Д. Свифт «Путешествия Гулливера». Сочувствие, сопереживание героев.
1
16.05
67
Д. Свифт «Путешествия Гулливера». Сочувствие, сопереживание героев.
1
20.05
68
Т.4
Скотт «Айвенго». Историческая эпоха в романе. Тест.
1
23.05
69
Скотт «Айвенго». Историческая эпоха в романе.
1
27.05
70
Обобщение и систематизация изученного по зарубежной литературе.
1
30.05
09.05
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература:
для учащихся: базовый учебник В.Я. Коровина Литература 8 класс.
Учебник-хрестоматия в 2 частях, М. Дрофа, 2010
для учителя:
- Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 8 класс. М. «Вако», 2010
О.А. Ерёмина Поурочное планирование по литературе 8 класс. М: просвещение, 2004 ;
-фонохрестоматия к учебнику;
-учебно-методический журнал «Литература в школе»;
-научно-популярный журнал «Русский язык и литература для школьников»;
-научно-педагогический журнал «Учитель Башкортостана»;
-программа по русскому языку и литературе Москва, Дрофа 2007г.
Наглядность, ТСО.
На уроках применяются учебно-наглядные пособия (портреты писателей и поэтов, иллюстрации, раздаточный изобразительный материал, тесты, тексты.
8.Планируемые результаты изучения учебного процесса
К концу 8 класса учащиеся должны знать:
-образную природу словесного искусства;
-содержание изученных литературных произведений;
-основные факты жизни и творческого пути классиков;
-изученные теоретико-литературные понятия.
уметь:
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-определять род и жанр литературного произведения;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста(устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.
-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
-поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его
авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).