РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

Рабочая программа

по предмету «Литература»

8б класс




Составила учитель русского языка и литературы

Горюнова Венера Рольфовна















г. Сибай

Срок реализации 2015-2016 учебный год

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол №____ от

_______________________г.

Руководитель ШМО

Горюнова В.Р.

_________________________

Согласовано

Зам. директора по УР

______________

Ахтямгалиев Д.Р.


______________________г.

Утверждаю

Директор школы

_______М.Р.Ишкильдина

приказ № от ___________

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 8Б класса разработана на основе нормативно-правовых документов :

-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013г. №696-з «Об образовании в Республике Башкортостан» ;

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году;

- СанПиН 2.4.2.2883-11 «Изменения №1 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»(постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 года №85);

-Учебный план МОБУ СОШ №8 « Средняя общеобразовательная школа №8» на 2015-2016учебный год;

-Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. и авторской Программы под редакцией профессора В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. Москва «Просвещение»2009г. Учебник: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия в 2-х частях . Москва, «Просвещение» 2010г.

Рабочая программа представляет целостный документ, включающий пояснительную записку, цели и задачи программы, требования к уровню подготовки обучающихся, основные виды контроля, учебно-методическое планирование, включающее контроль знаний учащихся, количество часов, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, средства обучения, календарно-тематическое планирование.

Отбор содержания курса, целевые установки автора отражены в требованиях к уровню подготовки учащихся 8 класса.

Программа обеспечивает реализацию соответствующего минимума содержания образования. В 8 классе рассматривается проблема времени на страницах произведений искусства слова, что является своеобразной подготовкой к восприятию курса на историко-литературной основе в 9 классе. Читатель встречается с временем, изображенным, временем создания и временем чтения.

Рассматривается позиция автора, повествующего об исторических событиях. Сложность связей литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включенным в этот курс, начиная с былин и завершая историческими романами 20 века.

В 8 классе предоставляется возможность понаблюдать за тем, как искусство на разных этапах своего развития смотрело на события истории. Накопленные знания и умения, связанные с освоением сюжета (5 класс), знакомство с героями литературного произведения (6 класс), жанрами личности, формирование ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному овладению речью.

2.Общая характеристика учебного предмета

Специфика курса: в 8 классе учащиеся обращаются к проблеме времени на страницах произведения искусства, следовательно, к истории в произведениях искусства слова, которую невозможно изучить, не касаясь позиции автора.

Цель литературы - способствовать духовному становлению.

Задачи: данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика ;

-приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий;

-овладение способами правильного, беглого чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

-устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

-научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

-отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

-овладение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенцией.

Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времен и связь литератур разных народов.

Принципы построения: данная программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Виды и формы работы и контроля знаний, умений и навыков учащихся 8кл.

Технологии, методы: различные средства обучения, разрабатываемые как компоненты комплекса, основой которого является учебник, методически согласуется с ним. Все это помогает в организации самостоятельной работы, облегчает реализацию внутри предметных связей.

В конце изучения каждой темы предусматриваются:

- зачетные уроки;

- тестирование;

- творческие и самостоятельные работы.

3.Место предмета «Литература» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 8 классе - 2 часа в неделю, в год - 70 часов.

4.Знания, умения и навыки освоения учебного предмета

Ученик должен знать:

-Авторов и содержание изученных художественных произведений;

-Основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения и др.).

Ученик должен уметь:

-Определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано;

-Использовать различные формы изучения художественных; произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных жанров и в произведениях разных писателей;

-Определять авторскую позицию писателя;

-Создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;

-Пользоваться различными справочными изданиями, в том числе и связанными с исторической тематикой.

5.Содержание учебного предмета

Разд.

Наименование темы

Всего часов

Внекл.чтение

Развитие речи

1

Вводный урок. Русская литература и история.

1


2

Жанры народно-поэтического творчества( исторические песни, частушки, предания).

1



3

Из древнерусской литературы

1




Из литературы 18 века

1




Из литературы 19 века

36




А.И. Крылов.

1




К.Ф. Рылеев.

1



4

А.С. Пушкин.

10


2

5

М.Ю. Лермонтов.

6

1

2

6

Н.В. Гоголь.

6


2

7

И.С. Тургенев.

3




М.Е. Салтыков-Щедрин

1




Н.С. Лесков.

1



8

Л.Н. Толстой.

5


2


А.П. Чехов.

1

1



Из литературы 20 века

23




И.А. Бунин.

1




А.И. Куприн.

1



9

В.Г. Короленко.

3

1


9

М. Горький.

5


2

10

А. Грин.

3

1

1

11

А.Т. Твардовский.

5

1


12

К.Г. Паустовский.

4



13

В.П. Астафьев.

5

1


14

Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе.

1



15

Зарубежная литература

4


2

16

Обобщение и систематизация изученного за год.

2




Итого:

70

6

11


Прохождение практической части программного материала

Вид работы

Год

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

Количество

часов

70





Внеклассное чтение

6


1

2

3

Развитие речи

11

2

4

4

1

Тест

4

1

1

1

1

6.Календарно-тематическое планирование

Р.Р.

В.ч.

Тема урока

1 четверть

К.

ч.

Пред.

дата.

Фак.

дата.

Примеч.

1

Вводный урок. Русская литература и история.

1

03.09

2

Жанры народнопоэтического творчества. Значение лирических и исторических песен.

1

06.09


Из древнерусской литературы


3

Повесть о житии Александра Невского. «Шемякин суд». Приемы сатирического изображения.

1

10.09


Из русской литературы 18 века


4

Н.М. Карамзин «Наталья, боярская дочь». Исторические

прошлое русского народа.

1

13.09


Из русской литературы 19 века


5

И.А. Крылов. Басни : «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Смешное и грустное в басне.

1

17.09

6

К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака». Историческая основа думы.

1

20.09

7

А. С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «История пугачевского бунта»

1

24.09

8

Творческая история повести «Капитанская дочка».

1

27.09

9

Формирование характера Петра Гринева. Анализ глав 1 и 2.

1

01.10

10

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Анализ глав 3-5.

1

04.10

11

Падение Белгородской крепости. Анализ глав 6,7

1

08.10

12

Изображение народной войны и ее вождя. Анализ глав 8-12.

1

11.10

13

Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений».

1

15.10

14

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

1

18.10

15

Т.

Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне. Тест.

1

22.10

16

Р.Р.

Подготовка к написанию сочинения по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

1

25.10

17

Р.Р.

Написание сочинения по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

1

29.10


2 четверть


18

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Кавказ в жизни и творчестве поэта. Анализ стихов.

1

05.11

19

Поэма «Мцыри». История создания, тема, идея, эпиграф, композиция

1

08.11

20

Поэма «Мцыри» в оценке русской

критики. Образ Мцыри в поэме.

1

12.11

21

Вн.

Поэма «Боярин Орша». Образ Мцыри в поэме.

1

15.11

22

Р.Р.

Подготовка к написанию сочинения по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

1

19.11

23

Р.Р.

Написание сочинения по поэме.

М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

1

22.11

24

Н. В. Гоголь - писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор»

1

26.11

25

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор»

1

29.11

26

Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова.

1

03.12

27

Финал комедии, его идейно-композиционное значение

1

06.12

28

Р.Р.

Подготовка к написанию сочинения по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор».

1

10.12

29

Р.Р.

Написание сочинения по пьесе

Н.В. Гоголя «Ревизор».

1

13.12

30

И. С. Тургенев: личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася»

1

17.12

31

История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя-повествователя.

1

20.12

32

Т.

«Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя. Тест.

1

24.12

33

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Композиция рассказа.

1

27.12


3 четверть


34

Н.С. Лесков «Старый гений». Значение эпиграфа.

1

17.01.

35

Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя.

1

21.01

36

«После бала». Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа

1

24.01

37

Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за все происходящее

1

28.01

38

Р.Р.

Подготовка к написанию сочинения по произведению Л.Н.Толстого «После бала».

1

31.01

39

Р.Р.

Написание сочинения по произведению Л.Н Толстого

«После бала».

1

04.02

40

А.П. Чехов «О любви». Значение концовки рассказа.

1

07.02

41

В.ч.

В.Г. Короленко. Жизнь и назначение человека в рассказе В.Г Короленко «Парадокс». А.П. Чехов «О любви». Значение концовки рассказа.

1

11.02


Из литературы 20 века


42

И.А. Бунин «Кавказ». Тема, историзм рассказа.

1

14.02

43

А.И. Куприн «Куст сирени». Чувство самоотверженности героев.

1

18.02

44

Р.Р.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Счастлива ли Вера ?»

1

21.02

45

Р.Р.

Написание сочинения-рассуждения «Счастлива ли Вера?»

1

25.02

46

М. Горький рассказ «Челкаш». Герои и их судьбы.

1

28.02

47

В.ч.

М. Горький «Песня о Соколе». Неугасимая вера в победу разума. М. Горький «Челкаш». Герои и их судьбы.

1

04.03

48

А.А. Блок «На поле Куликовом». Влияние древнерусской и фольклорной поэтики.

1

07.03

49

С.А. Есенин поэма «Пугачев» (отрывок) .Художественные особенности поэмы.

1

11.03

50

М.А. Осоргин «Пенсне». И.С. Шмелев «Как я стал писателем».

1

14.03

51

Т.

Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Тест.

1

18.03

52

М.М. Зощенко «История болезни». Особенность характера героя.

1

21.03


4 четверть


53

В.ч.

А.Грин «Зеленая лампа». Символическое значение заглавия. М.М. Зощенко «История болезни». Особенность характера героя.

1

01.04

54


А. Т. Твардовский. «Василий Теркин». История создания поэмы.

1

04.04

55

Идейно - художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа».

1

08.04

56

Героика и юмор в поэме «Василий Теркин». Характеристика Теркина.

1

11.04

57

А.П. Платонов «Возвращение». Смысл новых ощущений героя.

1

15.04

58

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

1

18.04

59

В.ч.

К.Г.Паустовский «Телеграмма». Тема и идея рассказа. Стихи и песни о Великой Отечественной войне

1

22.04

60

В.П. Астафьева. «Фотография, на

которой меня нет».

В чем истинная красота человека.

1

25.04

61

Р.Р.

11

Подготовка и написание мини-сочинения «История нашей семьи в фотографиях»

1

29.04

62

В.ч.

6

Тема русской деревни в произведении А.П. Астафьева «Последний поклон». Подготовка и написание мини-сочинения.

1

02.05

63

Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе.

1

06.05


Зарубежная литература


64

У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Вечные проблемы в трагедии.

1

09.05

65

У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Вечные проблемы в трагедии.

1

13.05

66

Д. Свифт «Путешествия Гулливера». Сочувствие, сопереживание героев.

1

16.05

67

Д. Свифт «Путешествия Гулливера». Сочувствие, сопереживание героев.

1

20.05

68

Т.4

Скотт «Айвенго». Историческая эпоха в романе. Тест.

1

23.05

69

Скотт «Айвенго». Историческая эпоха в романе.

1

27.05

70

Обобщение и систематизация изученного по зарубежной литературе.

1

30.05

09.05

7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература:

для учащихся: базовый учебник В.Я. Коровина Литература 8 класс.

Учебник-хрестоматия в 2 частях, М. Дрофа, 2010

для учителя:

- Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 8 класс. М. «Вако», 2010

О.А. Ерёмина Поурочное планирование по литературе 8 класс. М: просвещение, 2004 ;

-фонохрестоматия к учебнику;

-учебно-методический журнал «Литература в школе»;

-научно-популярный журнал «Русский язык и литература для школьников»;

-научно-педагогический журнал «Учитель Башкортостана»;

-программа по русскому языку и литературе Москва, Дрофа 2007г.

Наглядность, ТСО.

На уроках применяются учебно-наглядные пособия (портреты писателей и поэтов, иллюстрации, раздаточный изобразительный материал, тесты, тексты.

8.Планируемые результаты изучения учебного процесса

К концу 8 класса учащиеся должны знать:

-образную природу словесного искусства;

-содержание изученных литературных произведений;

-основные факты жизни и творческого пути классиков;

-изученные теоретико-литературные понятия.

уметь:

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста(устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.

-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

-поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его

авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


© 2010-2022