Урок по русскому языку на тему Лексика. Омонимы в 10 классе казахской школы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык 10 «Б» класс

Тема: Лексика. Омонимы

Цель: развить умение формулировать определение понятий; формирование умения находить омонимы и использовать их в речи; воспитание ценностного отношения к слову;

Тип урока: урок с элементами критического мышления

Ход урока:

  1. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.

-Надеюсь, что у вас хорошее настроение и что мы сегодня очень дружно и активно поработаем. (Деление на группы). Выбор координаторов групп.

- На прошлом уроке мы писали обучающее изложение. Результаты изложения.

2. Запись числа и темы урока. Повторение пройденного материала. «Назовите одним словом»:1 группа: 1.Словарный состав, совокупность слов языка-это...2.Раздел языкознания, в котором изучается лексика -это...

3.наука о словарях, теории и практике их составления это...

2 группа:1. Виды лексики-это...2.Первичное,основное значение слова-это...3.Вторичное,образное,связанное по смыслу с прямым значением это... 3группа:1.Слова с одним лексическим значением...это .2. Слова с несколькими лексическими значениями-это...3.Слова , одинаковые по звучанию ,но различные по лексическому значению это...

  1. Работа с текстом: Астана «ЕХРО-2017». Опережающее задание:

Один ученик объясняет значение слова ЭКСПО. Первичное чтение текста учениками. При чтении делать пометки: V- знаю, + - это для меня ново, ?- хочу знать больше. Задание: 1группа: определить тему, стиль текста и основную мысль. 2 группа: Выписать ключевые слова и словосочетания, объяснить их лексическое значение.3 группа: Подобрать из текста и записать слова на тему «Энергия будущего». Дополнить полученную тематическую группу своими примерами. (Индивидуальное задание: найти омонимы в тексте, объяснить значение)

-Нужно отличать многозначные слова и омонимы (например, слово мир- омоним, площадка- многозначное слово). Омонимы могут быть не только лексическими, но и грамматическими, совпадающие либо только по звучанию, либо по написанию. И по своим грамматическим признакам они делятся на омоформы, омофоны и омографы. А что они означают, мы сейчас выясним.

3. Самостоятельная работа: выяснить, что подразумевается под терминами омоформы (1 группа), омографы (2 группа) и омофоны (3 группа). Обязательно с примерами.

4. Задания по закреплению темы:

Задание 1 группа. Выпишите вначале лексические омонимы, а затем омоформы. Бак (сосуд) бак (часть палубы корабля); Болтун (пустослов) болтун (насиженное яйцо без зародыша); Постой (существительное) постой (глагол); Стекла (род.падеж сущ. стекло) стекла (глагол); Кран (водопроводный) кран (подъёмный); Выдержка (цитата) выдержка (самообладание); Мечи (мн.число от меч) мечи (глагол); Рой (существительное) рой (глагол)

Проверить:

ОМОФОРМЫ Постой (существительное) постой (глагол); Стекла (род.падеж сущ. стекло) стекла (глагол); Мечи (мн.число от меч) мечи (глагол); Рой (существительное) рой (глагол) ОМОНИМЫ Бак (сосуд) бак (часть палубы корабля); Болтун (пустослов) болтун (насиженное яйцо без зародыша); Выдержка (цитата) выдержка (самообладание); Кран (водопроводный) кран (подъёмный);

Задание 2 группе. Просклоняйте письменно слово поле в единственном и множественном числе. В каких падежах это слово имеет омоформы или омографы?

Проверить:

И.П. Что? Поле поля Р.П. Чего? Поля полей Д.П. Чему? Полю полям В.П. Что? Поле поля Т.П. Чем? Полем полями П.П. О чём? О поле о полях ОМОГРАФЫ: ПО'ЛЮ ПОЛЮ' (пишутся одинаково, но имеют разное значение и звучание) ОМОФОРМЫ: ПОЛЕМ (существительное) ПОЛЕМ (глагол); ПОЛЕЙ (существительное) ПОЛЕЙ (глагол в повелительном наклонении) слова разных частей речи, в некоторых формах совпадающие по звучанию и написанию.

3 группа:

ЗАДАНИЕ 3. Можно ли вне контекста правильно написать следующие слова: прим..рять прим..рять, ст..рожил ст..рожил, плач (?) - плач (?), с..деть с..деть? Как называется это явление омонимии? Составьте с этими парами слов словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Проверить:

Данные слова записать вне контекста нельзя, т.к. они звучат одинаково, но по-разному пишутся и имеют разное значение. Такие слова называются омофонами. ПримЕрять (примерка) платье примИрять (мир) поссорившихся друзей, стОрожил (сторож)объект стАрожил (старый житель) рассказывал о небывалых морозах, плач (сущ. м.р.) ребёнка плачЬ (глагол повелительного наклонения) громко, сИдеть дома (сидя) сЕдеть (седенький) от горя.

5.Составить предложения, в которых данные слова выступали бы как глаголы и как существительные: 1 группа - печь, 2 группа - знать, 3 группа - пасть.

6. Обобщение материала:

Рефлексия: Подчеркнуть: На уроке я работал активно, пассивно

Я доволен собой, не доволен

В процессе урока я устал, не устал

Тема урока мне понятна, не понятна

Полезна, не полезна

Интересна, не интересна

Мое настроение приподнятое, унылое

7. Обобщение урока лидерами групп

Дом.задание :Упр 26,30 стр 20.







1 группа :1.Словарный состав, совокупность слов языка-это...

2.Раздел языкознания, в котором изучается лексика -это...

3.наука о словарях, теории и практике их составления это...

2 группа:1. Виды лексики-это...

2.Первичное,основное значение слова-это...

3.Вторичное,образное,связанное по смыслу с прямым значением это...

3группа:1.Слова с одним лексическим значением...это .

2. Слова с несколькими лексическими значениями-это...

3.Слова , одинаковые по звучанию ,но различные по лексическому значению это...

Астана «ЕХРО-2017»

Проведение в Астане «ЕХРО-2017» - признание Международным бюро выставок (МБВ) успехов и достижений Казахстана. Наша республика станет площадкой для демонстарции лучших мировых достижений альтернативной энергетики.

Сегодня Республика Казахстан является одним из крупнейших мировых производителей сырьевых энергоносителей. Наши учёные имеют разработки и технологии, которые востребованы и работают во многих странах мира. Например, Казахстан- одно из немногих государств, которое изучило ветропотенциал всех регионов республики и разработало ветровой атлас РК. Одна из целей «ЕХРО-2017»- показать миру интеллектуальный и технологический потенциал Казахстана. У казахстанских учёных немало ноу-хау по возобновляемой энергии.

Все государства - участники ЕХРО будут демонстрировать интересные идеи, концептуальные решения и в экспозиционной части, и в деловых мероприятиях. Универсальность выставочного движения в том, что оно позволяет объединить лучшие мировые практики.

Проведение всемирных выставок ЕХРО способствует развитию научных и деловых контактов 157 стран - участниц МБВ.

1 группа: Определить стиль, тему и основную мысль текста

Астана «ЕХРО-2017»

Проведение в Астане «ЕХРО-2017» - признание Международным бюро выставок (МБВ) успехов и достижений Казахстана. Наша республика станет площадкой для демонстарции лучших мировых достижений альтернативной энергетики.

Сегодня Республика Казахстан является одним из крупнейших мировых производителей сырьевых энергоносителей. Наши учёные имеют разработки и технологии, которые востребованы и работают во многих странах мира. Например, Казахстан- одно из немногих государств, которое изучило ветропотенциал всех регионов республики и разработало ветровой атлас РК. Одна из целей «ЕХРО-2017»- показать миру интеллектуальный и технологический потенциал Казахстана. У казахстанских учёных немало ноу-хау по возобновляемой энергии.

Все государства - участники ЕХРО будут демонстрировать интересные идеи, концептуальные решения и в экспозиционной части, и в деловых мероприятиях. Универсальность выставочного движения в том, что оно позволяет объединить лучшие мировые практики.

Проведение всемирных выставок ЕХРО способствует развитию научных и деловых контактов 157 стран - участниц МБВ.

2 группа: Выписать ключевые слова и словосочетания, объяснить их лексическое значение







Астана «ЕХРО-2017»

Проведение в Астане «ЕХРО-2017» - признание Международным бюро выставок (МБВ) успехов и достижений Казахстана. Наша республика станет площадкой для демонстарции лучших мировых достижений альтернативной энергетики.

Сегодня Республика Казахстан является одним из крупнейших мировых производителей сырьевых энергоносителей. Наши учёные имеют разработки и технологии, которые востребованы и работают во многих странах мира. Например, Казахстан- одно из немногих государств, которое изучило ветропотенциал всех регионов республики и разработало ветровой атлас РК. Одна из целей «ЕХРО-2017»- показать миру интеллектуальный и технологический потенциал Казахстана. У казахстанских учёных немало ноу-хау по возобновляемой энергии.

Все государства - участники ЕХРО будут демонстрировать интересные идеи, концептуальные решения и в экспозиционной части, и в деловых мероприятиях. Универсальность выставочного движения в том, что оно позволяет объединить лучшие мировые практики.

Проведение всемирных выставок ЕХРО способствует развитию научных и деловых контактов 157 стран - участниц МБВ.

3 группа: Подобрать из текста и записать слова на тему «Энергия будущего». Дополнить полученную тематическую группу своими примерами.



Индивидуальное задание: Найти омоним в тексте, объяснить значение



Астана «ЕХРО-2017»

Проведение в Астане «ЕХРО-2017» - признание Международным бюро выставок (МБВ) успехов и достижений Казахстана. Наша республика станет площадкой для демонстрации лучших мировых достижений альтернативной энергетики.

Сегодня Республика Казахстан является одним из крупнейших мировых производителей сырьевых энергоносителей. Наши учёные имеют разработки и технологии, которые востребованы и работают во многих странах мира. Например, Казахстан- одно из немногих государств, которое изучило ветропотенциал всех регионов республики и разработало ветровой атлас РК. Одна из целей «ЕХРО-2017»- показать миру интеллектуальный и технологический потенциал Казахстана. У казахстанских учёных немало ноу-хау по возобновляемой энергии.

Все государства - участники ЕХРО будут демонстрировать интересные идеи, концептуальные решения и в экспозиционной части, и в деловых мероприятиях. Универсальность выставочного движения в том, что оно позволяет объединить лучшие мировые практики.

Проведение всемирных выставок ЕХРО способствует развитию научных и деловых контактов 157 стран - участниц МБВ.

Проверить:

ОМОФОРМЫ Постой (существительное) постой (глагол); Стекла (род.падеж сущ. стекло) стекла (глагол); Мечи (мн.число от меч) мечи (глагол); Рой (существительное) рой (глагол) ОМОНИМЫ Бак (сосуд) бак (часть палубы корабля); Болтун (пустослов) болтун (насиженное яйцо без зародыша); Выдержка (цитата) выдержка (самообладание); Кран (водопроводный) кран (подъёмный);



Рефлексия: Подчеркнуть:

На уроке я работал активно, пассивно

Я доволен собой, не доволен

В процессе урока я устал, не устал

Тема урока мне понятна, не понятна

Полезна, не полезна

Интересна, не интересна

Мое настроение приподнятое, унылое

Рефлексия: Подчеркнуть:

На уроке я работал активно, пассивно

Я доволен собой, не доволен

В процессе урока я устал, не устал

Тема урока мне понятна, не понятна

Полезна, не полезна

Интересна, не интересна

Мое настроение приподнятое, унылое

Рефлексия: Подчеркнуть:

На уроке я работал активно, пассивно

Я доволен собой, не доволен

В процессе урока я устал, не устал

Тема урока мне понятна, не понятна

Полезна, не полезна

Интересна, не интересна

Мое настроение приподнятое, унылое

Рефлексия: Подчеркнуть:

На уроке я работал активно, пассивно

Я доволен собой, не доволен

В процессе урока я устал, не устал

Тема урока мне понятна, не понятна

Полезна, не полезна

Интересна, не интересна

Мое настроение приподнятое, унылое

Фамилия

ученика

Задание1

Задание

2

Задание3

Задание4

Задание5

Оценка

1


2


3


4



Фамилия

ученика

Задание1

Задание

2

Задание3

Задание4

Задание5

Оценка

1


2


3


4





Фамилия

ученика

Задание1

Задание

2

Задание3

Задание4

Задание5

Оценка

1


2


3


4



Задание 1 группа. Выпишите вначале лексические омонимы, а затем омоформы. Бак (сосуд) бак (часть палубы корабля); Болтун (пустослов) болтун (насиженное яйцо без зародыша); Постой (существительное) постой (глагол); Стекла (род.падеж сущ. стекло) стекла (глагол); Кран (водопроводный) кран (подъёмный); Выдержка (цитата) выдержка (самообладание); Мечи (мн.число от меч) мечи (глагол); Рой (существительное) рой№



Задание 2 группе. Просклоняйте письменно слово поле в единственном и множественном числе. В каких падежах это слово имеет омоформы или омограф



3 группа:

ЗАДАНИЕ 3. Можно ли вне контекста правильно написать следующие слова: прим..рять прим..рять, ст..рожил ст..рожил, плач (?) - плач (?), с..деть с..деть? Как называется это явление омонимии? Составьте с этими парами слов словосочетания, вставляя пропущенные буквы.



омоформы (1 группа)

омографы (2 группа)

омофоны (3 группа).





© 2010-2022