- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку на тему Лексика. Омонимы в 10 классе казахской школы
Урок по русскому языку на тему Лексика. Омонимы в 10 классе казахской школы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дусанова Д.С. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Русский язык 10 «Б» класс
Тема: Лексика. Омонимы
Цель: развить умение формулировать определение понятий; формирование умения находить омонимы и использовать их в речи; воспитание ценностного отношения к слову;
Тип урока: урок с элементами критического мышления
Ход урока:
-
Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.
-Надеюсь, что у вас хорошее настроение и что мы сегодня очень дружно и активно поработаем. (Деление на группы). Выбор координаторов групп.
- На прошлом уроке мы писали обучающее изложение. Результаты изложения.
2. Запись числа и темы урока. Повторение пройденного материала. «Назовите одним словом»:1 группа: 1.Словарный состав, совокупность слов языка-это...2.Раздел языкознания, в котором изучается лексика -это...
3.наука о словарях, теории и практике их составления это...
2 группа:1. Виды лексики-это...2.Первичное,основное значение слова-это...3.Вторичное,образное,связанное по смыслу с прямым значением это... 3группа:1.Слова с одним лексическим значением...это .2. Слова с несколькими лексическими значениями-это...3.Слова , одинаковые по звучанию ,но различные по лексическому значению это...
-
Работа с текстом: Астана «ЕХРО-2017». Опережающее задание:
Один ученик объясняет значение слова ЭКСПО. Первичное чтение текста учениками. При чтении делать пометки: V- знаю, + - это для меня ново, ?- хочу знать больше. Задание: 1группа: определить тему, стиль текста и основную мысль. 2 группа: Выписать ключевые слова и словосочетания, объяснить их лексическое значение.3 группа: Подобрать из текста и записать слова на тему «Энергия будущего». Дополнить полученную тематическую группу своими примерами. (Индивидуальное задание: найти омонимы в тексте, объяснить значение)
-Нужно отличать многозначные слова и омонимы (например, слово мир- омоним, площадка- многозначное слово). Омонимы могут быть не только лексическими, но и грамматическими, совпадающие либо только по звучанию, либо по написанию. И по своим грамматическим признакам они делятся на омоформы, омофоны и омографы. А что они означают, мы сейчас выясним.
3. Самостоятельная работа: выяснить, что подразумевается под терминами омоформы (1 группа), омографы (2 группа) и омофоны (3 группа). Обязательно с примерами.
4. Задания по закреплению темы:
Задание 1 группа. Выпишите вначале лексические омонимы, а затем омоформы. Бак (сосуд) бак (часть палубы корабля); Болтун (пустослов) болтун (насиженное яйцо без зародыша); Постой (существительное) постой (глагол); Стекла (род.падеж сущ. стекло) стекла (глагол); Кран (водопроводный) кран (подъёмный); Выдержка (цитата) выдержка (самообладание); Мечи (мн.число от меч) мечи (глагол); Рой (существительное) рой (глагол)
Проверить:
ОМОФОРМЫ Постой (существительное) постой (глагол); Стекла (род.падеж сущ. стекло) стекла (глагол); Мечи (мн.число от меч) мечи (глагол); Рой (существительное) рой (глагол) ОМОНИМЫ Бак (сосуд) бак (часть палубы корабля); Болтун (пустослов) болтун (насиженное яйцо без зародыша); Выдержка (цитата) выдержка (самообладание); Кран (водопроводный) кран (подъёмный);
Задание 2 группе. Просклоняйте письменно слово поле в единственном и множественном числе. В каких падежах это слово имеет омоформы или омографы?
Проверить:
И.П. Что? Поле поля Р.П. Чего? Поля полей Д.П. Чему? Полю полям В.П. Что? Поле поля Т.П. Чем? Полем полями П.П. О чём? О поле о полях ОМОГРАФЫ: ПО'ЛЮ ПОЛЮ' (пишутся одинаково, но имеют разное значение и звучание) ОМОФОРМЫ: ПОЛЕМ (существительное) ПОЛЕМ (глагол); ПОЛЕЙ (существительное) ПОЛЕЙ (глагол в повелительном наклонении) слова разных частей речи, в некоторых формах совпадающие по звучанию и написанию.
3 группа:
ЗАДАНИЕ 3. Можно ли вне контекста правильно написать следующие слова: прим..рять прим..рять, ст..рожил ст..рожил, плач (?) - плач (?), с..деть с..деть? Как называется это явление омонимии? Составьте с этими парами слов словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Проверить:
Данные слова записать вне контекста нельзя, т.к. они звучат одинаково, но по-разному пишутся и имеют разное значение. Такие слова называются омофонами. ПримЕрять (примерка) платье примИрять (мир) поссорившихся друзей, стОрожил (сторож)объект стАрожил (старый житель) рассказывал о небывалых морозах, плач (сущ. м.р.) ребёнка плачЬ (глагол повелительного наклонения) громко, сИдеть дома (сидя) сЕдеть (седенький) от горя.
5.Составить предложения, в которых данные слова выступали бы как глаголы и как существительные: 1 группа - печь, 2 группа - знать, 3 группа - пасть.
6. Обобщение материала:
Рефлексия: Подчеркнуть: На уроке я работал активно, пассивно
Я доволен собой, не доволен
В процессе урока я устал, не устал
Тема урока мне понятна, не понятна
Полезна, не полезна
Интересна, не интересна
Мое настроение приподнятое, унылое
7. Обобщение урока лидерами групп
Дом.задание :Упр 26,30 стр 20.
1 группа :1.Словарный состав, совокупность слов языка-это...
2.Раздел языкознания, в котором изучается лексика -это...
3.наука о словарях, теории и практике их составления это...
2 группа:1. Виды лексики-это...
2.Первичное,основное значение слова-это...
3.Вторичное,образное,связанное по смыслу с прямым значением это...
3группа:1.Слова с одним лексическим значением...это .
2. Слова с несколькими лексическими значениями-это...
3.Слова , одинаковые по звучанию ,но различные по лексическому значению это...
Астана «ЕХРО-2017»
Проведение в Астане «ЕХРО-2017» - признание Международным бюро выставок (МБВ) успехов и достижений Казахстана. Наша республика станет площадкой для демонстарции лучших мировых достижений альтернативной энергетики.
Сегодня Республика Казахстан является одним из крупнейших мировых производителей сырьевых энергоносителей. Наши учёные имеют разработки и технологии, которые востребованы и работают во многих странах мира. Например, Казахстан- одно из немногих государств, которое изучило ветропотенциал всех регионов республики и разработало ветровой атлас РК. Одна из целей «ЕХРО-2017»- показать миру интеллектуальный и технологический потенциал Казахстана. У казахстанских учёных немало ноу-хау по возобновляемой энергии.
Все государства - участники ЕХРО будут демонстрировать интересные идеи, концептуальные решения и в экспозиционной части, и в деловых мероприятиях. Универсальность выставочного движения в том, что оно позволяет объединить лучшие мировые практики.
Проведение всемирных выставок ЕХРО способствует развитию научных и деловых контактов 157 стран - участниц МБВ.
1 группа: Определить стиль, тему и основную мысль текста
Астана «ЕХРО-2017»
Проведение в Астане «ЕХРО-2017» - признание Международным бюро выставок (МБВ) успехов и достижений Казахстана. Наша республика станет площадкой для демонстарции лучших мировых достижений альтернативной энергетики.
Сегодня Республика Казахстан является одним из крупнейших мировых производителей сырьевых энергоносителей. Наши учёные имеют разработки и технологии, которые востребованы и работают во многих странах мира. Например, Казахстан- одно из немногих государств, которое изучило ветропотенциал всех регионов республики и разработало ветровой атлас РК. Одна из целей «ЕХРО-2017»- показать миру интеллектуальный и технологический потенциал Казахстана. У казахстанских учёных немало ноу-хау по возобновляемой энергии.
Все государства - участники ЕХРО будут демонстрировать интересные идеи, концептуальные решения и в экспозиционной части, и в деловых мероприятиях. Универсальность выставочного движения в том, что оно позволяет объединить лучшие мировые практики.
Проведение всемирных выставок ЕХРО способствует развитию научных и деловых контактов 157 стран - участниц МБВ.
2 группа: Выписать ключевые слова и словосочетания, объяснить их лексическое значение
Астана «ЕХРО-2017»
Проведение в Астане «ЕХРО-2017» - признание Международным бюро выставок (МБВ) успехов и достижений Казахстана. Наша республика станет площадкой для демонстарции лучших мировых достижений альтернативной энергетики.
Сегодня Республика Казахстан является одним из крупнейших мировых производителей сырьевых энергоносителей. Наши учёные имеют разработки и технологии, которые востребованы и работают во многих странах мира. Например, Казахстан- одно из немногих государств, которое изучило ветропотенциал всех регионов республики и разработало ветровой атлас РК. Одна из целей «ЕХРО-2017»- показать миру интеллектуальный и технологический потенциал Казахстана. У казахстанских учёных немало ноу-хау по возобновляемой энергии.
Все государства - участники ЕХРО будут демонстрировать интересные идеи, концептуальные решения и в экспозиционной части, и в деловых мероприятиях. Универсальность выставочного движения в том, что оно позволяет объединить лучшие мировые практики.
Проведение всемирных выставок ЕХРО способствует развитию научных и деловых контактов 157 стран - участниц МБВ.
3 группа: Подобрать из текста и записать слова на тему «Энергия будущего». Дополнить полученную тематическую группу своими примерами.
Индивидуальное задание: Найти омоним в тексте, объяснить значение
Астана «ЕХРО-2017»
Проведение в Астане «ЕХРО-2017» - признание Международным бюро выставок (МБВ) успехов и достижений Казахстана. Наша республика станет площадкой для демонстрации лучших мировых достижений альтернативной энергетики.
Сегодня Республика Казахстан является одним из крупнейших мировых производителей сырьевых энергоносителей. Наши учёные имеют разработки и технологии, которые востребованы и работают во многих странах мира. Например, Казахстан- одно из немногих государств, которое изучило ветропотенциал всех регионов республики и разработало ветровой атлас РК. Одна из целей «ЕХРО-2017»- показать миру интеллектуальный и технологический потенциал Казахстана. У казахстанских учёных немало ноу-хау по возобновляемой энергии.
Все государства - участники ЕХРО будут демонстрировать интересные идеи, концептуальные решения и в экспозиционной части, и в деловых мероприятиях. Универсальность выставочного движения в том, что оно позволяет объединить лучшие мировые практики.
Проведение всемирных выставок ЕХРО способствует развитию научных и деловых контактов 157 стран - участниц МБВ.
Проверить:
ОМОФОРМЫ Постой (существительное) постой (глагол); Стекла (род.падеж сущ. стекло) стекла (глагол); Мечи (мн.число от меч) мечи (глагол); Рой (существительное) рой (глагол) ОМОНИМЫ Бак (сосуд) бак (часть палубы корабля); Болтун (пустослов) болтун (насиженное яйцо без зародыша); Выдержка (цитата) выдержка (самообладание); Кран (водопроводный) кран (подъёмный);
Рефлексия: Подчеркнуть:
На уроке я работал активно, пассивно
Я доволен собой, не доволен
В процессе урока я устал, не устал
Тема урока мне понятна, не понятна
Полезна, не полезна
Интересна, не интересна
Мое настроение приподнятое, унылое
Рефлексия: Подчеркнуть:
На уроке я работал активно, пассивно
Я доволен собой, не доволен
В процессе урока я устал, не устал
Тема урока мне понятна, не понятна
Полезна, не полезна
Интересна, не интересна
Мое настроение приподнятое, унылое
Рефлексия: Подчеркнуть:
На уроке я работал активно, пассивно
Я доволен собой, не доволен
В процессе урока я устал, не устал
Тема урока мне понятна, не понятна
Полезна, не полезна
Интересна, не интересна
Мое настроение приподнятое, унылое
Рефлексия: Подчеркнуть:
На уроке я работал активно, пассивно
Я доволен собой, не доволен
В процессе урока я устал, не устал
Тема урока мне понятна, не понятна
Полезна, не полезна
Интересна, не интересна
Мое настроение приподнятое, унылое
№
Фамилия
ученика
Задание1
Задание
2
Задание3
Задание4
Задание5
Оценка
1
2
3
4
№
Фамилия
ученика
Задание1
Задание
2
Задание3
Задание4
Задание5
Оценка
1
2
3
4
№
Фамилия
ученика
Задание1
Задание
2
Задание3
Задание4
Задание5
Оценка
1
2
3
4
Задание 1 группа. Выпишите вначале лексические омонимы, а затем омоформы. Бак (сосуд) бак (часть палубы корабля); Болтун (пустослов) болтун (насиженное яйцо без зародыша); Постой (существительное) постой (глагол); Стекла (род.падеж сущ. стекло) стекла (глагол); Кран (водопроводный) кран (подъёмный); Выдержка (цитата) выдержка (самообладание); Мечи (мн.число от меч) мечи (глагол); Рой (существительное) рой№
Задание 2 группе. Просклоняйте письменно слово поле в единственном и множественном числе. В каких падежах это слово имеет омоформы или омограф
3 группа:
ЗАДАНИЕ 3. Можно ли вне контекста правильно написать следующие слова: прим..рять прим..рять, ст..рожил ст..рожил, плач (?) - плач (?), с..деть с..деть? Как называется это явление омонимии? Составьте с этими парами слов словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
омоформы (1 группа)
омографы (2 группа)
омофоны (3 группа).