Пресс-конференция «Байкал»

Пояснительная записка                                       Автор разработки внеклассного мероприятия пресс-конференции по теме «Байкал»             Гайсиной Риммы Радыковны,  учителя русского языка и литературы КГУОШ№17 г. Алматы Казахстан. Цель мероприятия: проверить уровень знаний учащихся об озере Байкал;  актуализировать и углубить знания об экологических проблемах Байкала и их решение; обобщить и повторить изученный материал, включить его в систему уже имеющихся знаний; стимулировать познавательный интерес учащихся к предметам» Экология»,» Основы опасности и жизнедеятельности», Русская литература», «География», «Биология». Тема: «Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:  «Мертвое море - священный Байкал…» Продолжительность мероприятия: 90 минут Необходимое оборудование для проведения мероприятия: интерактивная доска компьютер учебники, учебные пособия  раздаточный материал, карточки авторская презентация по теме «Байкал» Мероприятие интегрированное, в нём представлена интересная и познавательная информация для учащихся старших классов. Надо отметить, что конференция имеет огромное воспитательное значение, так как охрана природы – это один из важных вопросов в современном обществе, поэтому важно уже в школе, на обычных уроках и во время проведения  внеклассных мероприятий, прививать у школьников любовь и уважение к окружающей среде. Считаю, что конференция будет не только познавательной, но и научит учащихся видеть окружающий мир по своему, а главное они будут   неравнодушными ко всему живому, а именно к природе, научатся любит... Также при подготовке надо, чтобы учителя истории, биологии,географии оказали помощь учащимся  в подборке необходимого материала. Данная конференция проводится во неурочное время, поэтому необходимо организовать учащихся так, чтобы они работали самостоятельно, что позволит им раскрыть свои интеллектуальные способности и проявить свою индивидуальность, а это один из важных компонентов воспитания подрастающего поколения.           Подготовка к проведению пресс-конференции: 1.      Организация и составление групп учащихся. 2.      Подбор необходимого материала. 3.      Визитные карточки с названиями «Эколог», «Журналист», «Литературовед», «Историк», «Географ», «Зоолог». 4.      Подбор стихотворений (учащиеся учат их наизусть) 5.      Подбор эпиграфов  по теме «Природа озера Байкал» 6.      Подготовка вопросов по теме конференции Этапы проведения: 1.      Распределение ролей (эколог, литературовед и др.) 2.      Сообщение и выступление групп, которые включаются в интерактивную деятельность, развивают коммуникативные способности. 3.      Чтение наизусть стихотворения с последующим анализом. 4.      Последний этап – рефлексия Участники конференции делятся своими впечатлениями о проведенном мероприятии и высказывают свои точки зрения. После проведения мероприятия учащимся дается индивидуальное задание- написать сочинение-рассуждение по теме «Байкал – священное озеро» или подготовить презентацию с использованием дополнительного материала.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие в форме пресс-конференции

На тему: «Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал: «Мертвое море- священный Байкал…»

Подготовка к пресс-конференции начинается примерно за месяц до её проведения. Определяется круг вопросов, выносимых на обсуждение, подбирается материал с учётом интересов и увлечений учащихся, распределяются роли.

В пресс-конференции принимают участие группа историков, группа литературоведов, группа промышленников, группа ботаников, группа зоологов, группа экологов. Ведёт пресс-конференцию журналист.

Цели: показать, каким образом взаимоотношения организмов обеспечивают биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе, использовать познавательную деятельность учащихся для «добывания» новых знаний; привлечь учащихся к работе в группах, использованию практических умений и полученных ранее знаний; раскрыть роль человека в сохранении биологического равновесия как необходимого условия дальнейшего существования биосферы; направить процесс обсуждения экологических проблем на формирование умений:

а)мыслить глобально, рассматривая биосферу как сферу, пригодную для жизни;

б)видеть будущее человечества с учетом современного состояния экологической ситуации.

Наглядность: газета с карикатурами; иллюстративный материал, карта, сведения об озере Байкал в виде таблицы.

Эпиграфы пресс-конференции:

1. Природа всегда права. Справедлива, мудра, терпелива наша природа.

В.Астафьев

2. Старательно вникая в опыт древних

И постигая суть его корней,

Я стойкости учился у деревьев,

А ловкости и силе- у зверей.

У птиц учился чувствовать свободу,

У рыб сосредоточенно молчать

Поэтому обязан я природу

От всех врагов достойно охранять.

П.Сергеев

3. Байкал удивителен.

Вода прозрачна необыкновенно, так что видно через неё как сквозь воздух;

Цвет у неё нежно-бирюзовый, приятный для глаза.

А.Чехов

Учитель: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами поговорим об уникальном творении природы, об одной из её жемчужин-об озере Байкал. Чем же оно уникально?

Журналист: Байкал- самое глубокое озеро в мире. Глубина его 1621м. Протяженность с севера на юг - 650м. Здесь самая чистая пресная вода в мире. Количество воды почти такое же, как во всех Великих озерах Америки и Канады. В Байкал впадает 336 рек. Вытекает всего одна- Ангара. На данной территории обитает 960 видов животных и 400 видов растений-эндемиков. Это озеро- загадка. Здесь обитает тюлень-нерпа, о происхождении которой до сих пор спорят ученые.

Сегодня мы попытаемся выяснить экологическую обстановку на озере и меры возможности помощи ему.

Географ: Для начала сообщу, что Байкал находится на материке Евразия. Озеро вытянуто с юго-запада на северо-восток в форме полумесяца. Дно по своему происхождению- тектоническая впадина. Озеро окружено хребтами гор. Это старейшее озеро на земле, ему 25 миллионов лет. Здесь обитают 1800 видов растений и животных.

Историк: На Байкале издревле селились люди. Здесь обнаружено несколько десятков пещер и гротов. В 18 пещерах найдены следы древней культуры. Люди здесь жили в новокаменном и железном веках, а также в неолите. В железном веке в пещерах обитали курыкане- предки якутов. В пещерах обнаружены орудия охоты и рыбной ловли- плоские костяные стрелы, костяные гарпуны, кремневые наконечники стрел, рубки приманки. Здесь также найдены черепки глиняной посуды, шилья, прялица, украшение в виде подвесок из зубов марала. А также кости черепа и зубы куланов, дикого кабана, нерпы, быка, лошади. В одной из пещер были обнаружены человеческие черепа и скелеты.

Журналист: Да, очень интересно прикоснуться к истории, ощутить себя частью её.

Эколог: Многие так и делают, большей частью это туристы. Они ломают ветки, жгут костры, вырезают свои имена на стволах деревьев. Оставляют автографы и на камнях. Есть на Байкале пещера «Мечта» - самая глубокая на побережье Малого моря. Многочисленные её залы: ореховый, музыкальный, сталактитовый, тронный- поражают изумительными по красоте ледяными сталагмитами, каменными натёками на стенах. При малейшем прикосновении каменные соцветия издают тихую звенящую музыку. Эту пещеру посещают туристы, и ей нанесены уже непоправимые разрушения, пещера находится в крайнем бедственном положении- сталактиты отбиты, разграблены гроты. А туристов становится всё больше и больше.

Зоолог: Проникновение человека в глубь природы и потребительское отношение к ней, привело к тому, что сократилась численность многих животных: орлана- белохвоста, черного коршуна, скопы, лебедя-кликуна, огаря, горбоносого турпана. Полностью исчезли соболь, лось, марал, косуля, волк, дрофа.

Ботаник: На берегах Байкала множество памятников- деревьев. Прежде всего это деревья-старцы: вековые дубы, клен, липы, кедры, лиственницы. Огромное количество кедров, лиственниц вырубались ещё 300 лет назад. Такое отношение к растительности привело к резкому сокращению численности деревьев.

Журналист: Драгоценными творениями изобилует озеро Байкал. На его побережье немало мысов, скал, бухт, горных вершин, лежащих в воде камней. Многие из них освещены событиями старины. Они пользуются популярностью у туристов. Они стали символами Байкала.

Географ: Мы изучили одну из достопримечательностей Байкала- Шаманский мыс. Ученые считают его символическим началом озера. Находится он на юге Байкала. Выступает в озеро отрогом. Южный берег его обрывист. Северный пологий был покрыт парковыми рощами берёз. Один исследователь сравнил мыс со спящим на боку добродушным зверем.

Историк: Мыс был священным для местных жителей. Тунгусы называли его Шаманскими камнями и совершали при них свои идолослужения. Буряты называли этот мыс Айха- Шулун - Страшный камень. Здесь приносили в жертвы буряты-«шаманисты». До появления русских здесь жили эвенки. На крутом склоне мыса обнаружены их погребения. В одной из могилок была обнаружена сумка с охотничьими и рыболовными принадлежностями. Предания гласят, что очень давно в пещере мыса похоронили шамана. Здесь стали совершать священные обряды и приносить жертвы духам, поэтому его называют Шаманским.

Экологи: Когда-то к берегам мыса приваливали нерпы. Озеро Байкал единственное место в мире, где встречается эта мелкая разновидность пресноводного тюленя. Нерпа не превышает в длину 122 см и весит около 70 кг, отличается равномерной темно-серой окраской, а детёныши, рождаемые в снежных норах, появляются на свет абсолютно белыми. Существование популяции в 70000 особей можно считать большим успехом. Остаётся загадкой появление предков этих животных в озере Байкал. В настоящее время возникла угроза исчезновения популяции этих животных. Они гибнут из-за браконьерского истребления, из-за загрязнения воды и берегов, из-за вмешательства человека в их жизнь.

Литературовед: Стихотворение Е.Евтушенко «Баллада о нерпах».

Зоолог: В Байкале обитают эндемичные виды рыб. Один из них- омуль. Из-за нахождения на берегах различных промышленных предприятий, из-за сбросов отходов производства возникла угроза исчезновения этих рыб. Из-за стоков Селенгинского комбината гибнут икринки омуля.

Литературовед: Стихотворение А.Вознесенского «Озеро».

Промышленник: Многое наукой ещё не доказано. Задают вопрос: деградирует ли природа Байкала? Наше мнение: нет, не деградирует. Мы имеем в виду ту часть природной среды, которую задевает наше производство. На Байкале действует надежные очистные сооружения. Стоки Селенгинского комбината чище самой реки Селенги. Говорят, что из-за стоков комбината гибнут икринки омуля. Этого не может быть. На комбинате во время нереста сброс очищенных стоков прекращается на 40 дней; весной, когда скатываются личинки в Байкал, сброс задерживается на 20 дней. Мы тщательно следим за биологическим влиянием стоков. А в последнее время Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат прекратил вообще свое существование, здесь теперь мебельный завод, который не имеет сбросов в реку и озеро.

Эколог: Однако цифры говорят иное. Зоологи подсчитали, что в зоне влияния Селенгинского комбината, в двух километрах ниже сброса сточных вод, количество живой икры- 27%, а в двух километрах выше -53%, 46% выживших эмбрионов имели аномалии в развитии, определенные уродства. Вот посмотрите на изображение Шаманского леса. Видно, что мыс стал ниже, берега скалистее, перешеек, связывающий его с берегом, почти размыт.

Ботаник: Ещё 80 лет назад Шаманский был густо покрыт берёзовым лесом и пышными зарослями кустарников. Деревья густо покрывали не только сам мыс, но и склоны на подходе к нему. Сейчас здесь растёт несколько осин и берез, кустарниковая ольха. Уцелевшие кустики находятся в угнетённом состоянии. Туристы и местные жители вырубают лес на дрова, колышки, на мысу легко найти ямы-кострица, мусор, сломанные ветки.

Журналист: Изменение лесного ландшафта на Шаманском заставляет задуматься о судьбе всего Байкальского побережья.

Ботаник: Древесные породы полностью исчезли на некоторых островах, пропали кедры на берегах острова Ольхон, редеет лиственница в заливе Мухор. Есть о чём задуматься при планировании природоохранных мероприятий.

Историк: В проливе Ольхонские ворота, находится один интересный мыс- Кобылья голова- это длинный, узкий отрог. Если смотреть на него со стороны, он похож на череп громадного хищного животного собаки или медведя. Если смотреть с другой стороны, то он похож на голову лошади. Существует предание, согласно которому Чингисхан будто бы стоял табором на острове Ольхоне, с тех пор на нём сохранился большой таган с котлом, в котором лежит лошадиная голова.

Ботаник: Мыс Кобылья голова сплошь голый степной. Нигде нет ни одного деревца или кустарника. Только небольшие подушки камнеломок и некоторых цветов оживляют угрюмый серый фон мыса.

Зоолог: На скалистых обрывах мыса Кобылья голова 40 лет назад видели 2 гнезда большого баклана. Это были, по-видимому, последние гнёзда бакланов здесь. С тех пор они здесь не гнездятся.

Журналист: Вот такой этот мыс Кобылья голова- памятник многообразной, влекущей байкальской природы.

Эколог: Да, красивы Шаман-Камень, мыс Шаманский, гора Барагхан и гора Ижимэй. Поражают они своей необычной формой, величеством, могуществом. Древние люди Байкала, эмоциональный мир которых был необычайно богат, поклонялись этой красоте и поэзии. Можно легко представить как жутко захватывало дух древнего потомка, совершавшего восхождение на вершину священной горы, когда вокруг на десятки километров он видел панорамы диких ландшафтов. Храм «жителя грома» мыс Бурхан и высочайшая на острове гора «Ижимэй», у которой, согласно преданию, прикован бессмертный медведь- главное святилище Ольхона верили, что нарушение запрета неминуемо навлечёт на них тяжёлые бедствия, вплоть до бурунхойта- хильтина - ужасающей силы сармы, самого страшного ветра на Байкале.

Литературовед: Вот одно из таких табу.

Если в продолжение лунного месяца умирал бурят Ольхонского ведомства, то до следующего лунного месяца никто не должен был ни приходить, ни проплывать мимо священных мест, а тем более посещать их.

А вот ещё одна история о телёнке. Однажды по соседству с Печерным мысом улуса сбежал телёнок. За беглецом устремились хозяева. Но как только тот достиг священной земли, преследование прекратилось- никто не рискнул вступить на запретную в этот период территорию, и в течение нескольких дней телёнок преспокойно пасся на травянистом перешейке мыса, до тех пор пока не соскучился по родному хлеву.

Эколог: Многие говорят, что Байкалу не хватает хозяина. Никто всерьёз не отвечает за Байкал, нет ни одной единственной организации, которой дана была бы полная сила власти.

Литературовед: В одной пословице говорится: «У семи нянек дитя без глазу, но и без сердца». Главное, чтобы так не получилось на примере озера Байкал.

Эколог: Я предлагаю создать единую экологическую службу, которая будет управлять использованием природных ресурсов и разрабатывать комплексный прогноз. Именно самое кардинальное предложение может «развязать» многие байкальские «узелки». Сегодня было много примеров. Их вполне достаточно для того, чтобы увидеть всю меру опасности, грозящей многим замечательным творениям байкальской природы, памятником науки и человеческой культуры.

Журналист: Туристским базам на побережье Байкала, домам отдыха и санаториям, лечебницам на горячих ключах- словом, всем организациям, ответственным за отдых людей, нужно серьёзно думать об удовлетворении их духовных запросов на основе глубокого изучения туризма. Все патриоты Байкала должны включиться в эту работу, объединившись вокруг активистов общества охраны природы. Байкал один на всём белом свете. Памятники его природы- такое бесценное достояние, как и он сам. С их исчезновением Байкал перестанет быть Байкалом.

Литературовед: С раннего детства все мы слышали песню: «Славное море священный Байкал…» Важно то, чтобы не только в песнях мы слышали о Байкале, но могли там побывать, отдохнуть, посмотреть его уникальнейшие места.

© 2010-2022