Рефлективный отчет по внедрению в практику 7 модулей обучения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рефлективный отчет по уроку русской речи на тему: "Обращение и знаки препинания при нём" в 8 классе из серии последовательных уроков.

Тип урока: работа с информационным текстом.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Цели урока:

- знать, что такое обращение;

- уметь правильно расставлять знаки препинания при нем;

- уметь оценивать работу с помощью критериев; обогащать словарный запас.

В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка таким естественным «полигоном» радостей и разочарований, успехов и неудач является школа и все то, что с ней связано.(У. Глассер, «Школа без удачника», 1991)

Для проведения практики я выбрала 8 класс. Всего в классе 12 учеников. Девочек - 4, мальчиков - 8. Отличников -2 , хорошистов - 4. Неуспевающих нет. Новенькой ученицей является Улбахыт, 9 человек с 1- го класса, 2 с 6 класса. Класс дружный, но как коллектив еще не сформирован достаточно хорошо. Лидером является Серик, замкнутых и изолированных нет. Учащиеся данного класса отличаются свободным рассуждением, независимостью. В ходе уроков пронаблюдала, что ученики класса не боятся новизны, готовы сотрудничать с учителем и друг с другом, принимают разные идеи и мнения. В начале практики были трения между Мадиной и Дарханом, но после беседы о цели групповой работы трения исчезли. Ученики начали понимать, что только вместе могут преодолеть барьеры в обучении. Создалась атмосфера сотрудничества и доверия, которая прежде имела конкурентный характер. Этому способствовали и вводные игры «Я хочу познакомить вас…» в начале занятий, где дети с уважением говорили друг о друге. Здесь я узнала, что Нурислам из Нукуса, любит готовит, а Улбахыт читает «Путь Абая», Айжарык хорошо знает компьютерные программы, у Серика цель стать хорошим юристом.

«Существует четыре вида учеников, среди сидящих перед учителем: "губка", "воронка", "фильтр" и "сито". "Губка" - все поглощает; "воронка" - принимает с одного конца и выпускает все с другого; "фильтр" - процеживает вино и удерживает осадок; и "сито", пропускает мучную пыль и удерживает тонкую муку» говорит Э. Рубинофф (Элейн Рубиноф, «Искусство преподавания») Руководствуясь лично-ориентированным подходом, применяя групповую форму работы, создавая незнакомую обстановку надо учить их уметь работать сообща. Сильными учениками по моему предмету являются Мадина, Эльмира, Нурсултан, Серик. Остальные удовлетворительно, а у Еркебулан совсем не сформированы общие знания, умения и навыки. И только на второй год совместной с ним работы он начал читать.

Итак, начинается урок. Урок начала с формирования групп с помощью открытки. Надо было собрать открытки с картинами осени. На обратной стороне предложения, которые надо охарактеризовать: простое, сложное и восклицательное. Сформировались 3 группы по 4 человека. При делении ученики оживились, в предвкушении чего-то нового, интересного. Разделились так, что в каждой команде были по сильному ученику такие, как Мадина, Эльмира, Нурсултан. Я предложила им вспомнить правила поведения работы в группе, разработанные им самим. Главной целью урока являлось способствовать развитию критического мышления через чтение и письмо. «Критическое мышление - это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем» говорит кыргызский ученый Р. Х. Шакиров (Р.Х.Шакиров «Оценивание достижении учащихся», методическое руководство, Бишкек, 2012г).

Ведь задача учителя заключается не только в необходимости формировать у школьников знаний и умений, но и в обеспечении возможностей для проявления таких личностных функций личности как: проявление творчества, изобретательности; умению давать критическую оценку фактам, способности рефлексировать.

Д. Халперн (Д. Халперн «Психология критического мышления», издательство Питер, 2000) определяет критическое мышление так: «…это - направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт, это отправная точка для развития творческого мышления» Д. Халперн «Психология критического мышления», издательство Питер, 2000г.

И с целью реализации задач урока стадию вызова начала с «мозгового штурма». Надо было обсудить в группе, что они знают про обращение. Опираться при этом на 8 преложений данные на интерктивной доске. Выбрали экспертов-критиков, которые будут записывать интересные идеи, суждения об обращении. Им оказались Нурсултан и Эльмира. Ребята начали бурное обсуждение. При проверке заданий стало видно, что группы 1 и 3 справились (сопоставили с казахским языком, придумали предложения с обращениями, рассказали о знаках препинания), а группа, где сидели Мадина с Дарханом не справились. Потому как они спорили, ругались. Здесь я поняла, что у них психологическая несовместимость. Эксперты тоже подошли к заданиям ответственно, определив интересные, аргументированные выводы об обращении. Далее веду опрос о том, какие знания им были необходимы для решения этой познавательной задачи? Отвечали не все. В основном принимали активное участие Эльмира, Дархан, Серик, Мадина, Нурсултан. Теперь работаем над 8 предложениями на интерактивной доске.

(Учащиеся называют виды пунктограмм, встретившиеся в предложениях: обращение, сложное предложение, , однородные члены предложения.)

- Какие слова требуют особого внимания для определения их синтаксической роли?(Берёзка, черёмуха, Русь.)

- Почему? (Они выступают в роли подлежащего, дополнения и обращения.)

- Прочитайте предложения с обращениями.(Читают Серик, Айжарык, Улбахыт.)

- Прочитайте предложения, в которых эти же слова являются подлежащими или дополнениями.(Нашли быстро эти предложения Мадина, Нурсултан.) И здесь я задаю проблемный вопрос: в чём отличие этих предложений? Обсудите в группе. Работают шумно, и я напоминаю о правиле работы в группе. Из каждой группы по представителю (Дархан, Салтанат, Нурислам) отвечают на данный вопрос. Тут я пронаблюдала, что группы дают выступить с готовым ответом, обсужденным сообща, слабым учащимся. Для реконструкции предложений веду работу в парах. Перестроить предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями. Расставить знаки препинания, составить схемы предложений. Тут ребята уже начали работать активнее. Включились в работу все. Многие начали объяснять партнеру как эту работу выполнять Некоторые, являясь парами сильных учеников, молча соглашались с партнером (Айжарык, Нурислам, Еркебулан). Айжарык сам по характеру очень медлительный и малообщительный. Его партнер Мадина - хорошо знает предмет. Но когда я сказала, что должны они помогать друг другу, она проявила усердие над собой и в конце концов отвечал он. И в этом была маленькая победа урока. А Серик схитрил, заставив Еркебулана быстрее у него списать. При ответе пар ученики давали правильные, аргументированные ответы, что я почувствовала - дети не равнодушны на уроке, чувствуют себя комфортно, радуются, слыша похвалу учителя и согласия других пар. Главное, что все принимали участие, никто не остался в стороне. На 60 % дети справились с заданием. Но уже видела улыбающиеся лица Марлена, Салтанат, Нурислама, подтверждающие, что они удовлетворительны своей работой.

Следующим этапом запланировано постановка целей урока и составление кластера. Здесь хотелось, чтобы учащиеся показали свое творчество, их охват понимания новой темы, систематизировать полученные им знания. Я раздала листы бумаги формата А4. Моей ошибкой стало то, что не продумала средства рисования. К счастью, у детей оказались фломастеры и цветные ручки. Я наблюдала, что они затрудняются, и надо было им подсказать. Теперь уже пошел бурный процесс работы. Каждая группа по-своему подошла к составлению кластера. У кого-то в виде домика, у кого-то блок-схемами, а у третьей группы в виде «Древа знаний». На дипроектре с помощью интерактивной доски представители защищали свой проект.

Рефлективный отчет по внедрению в практику 7 модулей обученияРефлективный отчет по внедрению в практику 7 модулей обучения

Для меня неожиданным было то, что когда я спросила какие пожелания вы бы высказали другой группе по поводу оформления кластера, то все ответили что очень хорошие кластеры у других, чем у себя.

Стадия осмысления проводилась в виде работы с информационным текстом. Надо было прочитайте (индивидуально) информационный текст в учебнике на странице 160 - 161, используя метод инсерта - маркировки текста:

"Y" - галочкой отмечается то, что уже известно;

" - " - знаком "минус" помечается то, что вызывает у вас сомнения; "+"- знаком "плюс"помечается то, что является для вас интересным и неожиданным;

"?" - вопросительный знак ставится, если возникло желание узнать об этом подробно.

И после прочтения текста заполнить (кратко) таблицу (у каждого ученика) с соответствующими маркировке графами:

Знаю ( Y )

Новое ( + )

Вызывает сомнение ( - )

Толстые и тонкие вопросы по ходу чтения ( ? )

Я задумала данный прием новой технологии так как она формирует у учащихся самостоятельность мышления, вооружает приемами самостоятельной работы. Интерес подогревается еще и тем, что ребята работают с идеями, предложенными ими самими, а не учителем. Ребята окунулись в работу, а я начала паниковать, так как уже время было на исходе. Пока ученики работали, пришлось сходить к учителю казахского языка и просить у нее время для продолжения урока.

Стадию рефлексии проводила в виде беседы с классом по вопросам:

- Что из того, что вы прочитали в тексте об обращении, вам уже было знакомо?

- Какую новую информацию вы получили, прочитав статью учебника? Перечислите её, подтвердив примерами.

- Все ли согласны с этой информацией?

- Что у вас вызвало сомнение или с чем вы были не согласны? Кто сможет это подтвердить или опровергнуть?

- Какие тонкие вопросы вы приготовили? Задайте их другой группе. Ответим на них.

- Какие толстые вопросы вы приготовили? Задайте их. Ответим на них.

Почти каждый из них заполнил первый и второй столбики листов, а остальные две графы их затруднили. Значит, опять не продумала степени трудности заданий. Потому как их выполнили только одаренные, надо было только им и добавить эти 2 графы. Очень понравились «толстые вопросы» Эльмиры «Что стало б с нашей речью, если б мы не использовали виды обращений?», «Как вежливое обращение влияет на нас?».

Далее мы для выполнение практических заданий составляем синквейн. Ребятам знаком данный прием, они и раньше составляли его. Но перед объявлением задания спросила, какая же тема нашего урока. И вот к слову «обращение» составляют синквейн. Тут уже пошло бурное обсуждение. Лучше всех получилось у первой группы:

Обращение

вежливое убедительное

привлекло позвало заставило

Мы любим вежливое обращение!

Счастье!

Ребята сами отметили лучшую работу.

Домашнее задание даю на выбор:

Воспроизвести правило учебника по кластеру и таблице; упражнение 172 - распространите каждое из обращений уместным определением, соблюдая нормы этикета;

напишите письмо маме, бабушке или другу; используйте разные виды обращения как средство выражения своего отношения к самому близкому и любимому, уважаемому человеку, это письмо может быть поздравлением с днём рождения или с другим праздником.

Далее раздала листы оценки работы в группе, где учащиеся, обсуждая совместно, оценивают каждого члена группы по 5 бальной системе. Результат тоже стал для меня неожиданностью, так как все проявили солидарность и выставили только хорошие отметки. И подтверждая , что «преимущество взаимооценивания состоит в том, что учащиеся учатся отмечать сильные и слабые стороны других ребят, и таким образом, анализируют собственный прогресс» (Р.Х Шакиров «Оценивание учебных достижений учащихся»), думаю, каждый из них для себя извлек пользу, улучшил взаимоотношения в классе, узнал о роли оценки и оценивания в учебе.

Рефлективный отчет по внедрению в практику 7 модулей обучения

.

Что получилось на уроке? Учащиеся с интересом включились в работу, прислушивались друг к другу, проявляли фантазию в составлении кластера. Смогла активизировать деятельность учащихся, сформировала мотивацию на учебную деятельность. Очень хорошо получилась работа в паре: ученики работали быстро, четко и правильно. Ребята учатся высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться, учатся анализировать.

Что не получилось на уроке? Урок был не целостный, а был разбит на 2 части. Работали в основном одаренные ученики, остальные прислушивались и только соглашались. Они боятся высказать свое мнение. Одаренные ученики (Нурсултан, Серик, Эльмира, Мадина) берут верх и диктуют свое мнение им. Не были заранее определены роли каждого ученика в группе. Некоторые обижаются. Еркебулан совсем не был привлечен. Поскольку он очень слабый ученик класса, стесняется что-то говорить. Группы 1 и 2 работали слаженно, а 3-я группа, где сидели Мадина и Дархан работали через силу. Они ругались, спорили. Но при оценивании проявили солидарность. Всем поставили хорошую отметку, аргументируя тем, что помогали, искали в учебнике и т.д. Урок растянулся на 80 минут. Не проследила, не отработала обратную связь. Не продумала работу с одаренными учениками. Старалась охватить большое количество модулей.

Дальнейшие планы: надо еще раз обсудить правило работы в группе, чтобы публичное выступление каждого ученика являлось необходимым условием презентации результатов групповой работы; одаренным давать осложненные задания или чтоб они осваивали роль помощников-наставников; слабым учащимся дать такие задания, чтоб они могли осознать, что они способны учиться лучше. А главное, чтобы дети могли осознать, что социальное взаимодействие, позитивная взаимосвязь, личная отчетность, равная доля участия каждого ученика и есть успех в учебе и в жизни. При планировании уроков учитывать темп выполнения учащимися заданий, стараться получать обратную связь, учитывать возрастные особенности детей. Давать руководство по тому, как задавать вопросы, какие вопросы считаются легкими - «тонкими», какие трудными - «толстыми».

Использованная литература:

1. Р.Х.Шакиров «Оценивание достижении учащихся», методическое руководство, Бишкек, 2012г

2. У. Глассер «Школа без удачников», Москва, издательство «Прогресс», 1991г.

3. Э. Рубиноф «Искусство преподавания»

4. Д. Халперн «Психология критического мышления», издательство Питер, 2000г.



© 2010-2022