Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в литературы в 5 Б классе (апрель 2015 г.)

Учитель МБОУ ХСОШ №2 Шатская Л.А.

Тема урока: Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

Цель урока: помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать наблюдения над ролью детали и средств выразительности в создании художественного образа.

Задачи:

1) образовательные: формировать умения:

а) анализировать художественное произведение;

2) развивающая: способствовать развитию речи учащихся, творческих способностей обогащению их словарного запаса;

3) воспитательная: воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.

Оборудование: презентация,песня, мультфильм, раздаточный материал.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Орг момент

(Цель:

настроить

учеников на

учебную

деятельность)








Звучит песня «Если добрый ты».

Проверяет готовность учеников к уроку.

Прозвенел звонок в срок…

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Всё в порядке?

Учебник Коровиной и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

За учителем следят?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

Обучающиеся готовятся к уроку.

.


Личностные: мотивация учения

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные: поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии.

2.Тема урока.

Целеполагание


















3. Актуализация и пробное учебное действие











- Я неслучайно начала урок с этой, известной всем нам, детской песни. В ней есть слова, точно отражающие главную мысль сказки Паустовского «Тёплый хлеб» -«Если добрый ты, это хорошо» -Как вы понимаете слово добро?

-По словарю С.И. Ожегова добро - 1. Все положительное, хорошее, полезное, 2. Имущество, вещи. Расскажите по своим рисункам, как вы понимаете и представляете слово добро.

Наш урока имеет подзаголовок: "В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души".

ЭПИГРАФ.

… - Эти стихи Марка Шехтера станут эпиграфом нашего урока. - Ребята, так о чем же мы будем говорить на уроке? (О добре) - Верно. Сегодня мы поговорим о добре, о «трудности» добра и о тех, кого как магнитиком притягивает это слово.

Рассказ о писателе.

- Я предлагаю вам преодолеть увлекательный путь к Доброте, по-настоящему почувствовать, ощутить вкус этого светлого, красивого слова. А помощниками на этом пути нам будут герои сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

Чтобы вспомнить сказку, ответьте на вопросы теста

Ребята, закончив выполнять задание, передайте его соседу по парте. Проверьте работу одноклассника. Оцените ее, посмотрев на слайд.

- Поставьте свою отметку в оценочный лист.









Ответ учащихся.



Учащиеся защищают свои рисунки, на которых изображено добро.



Работа с эпиграфом








Работа тестом.


Взаимопроверка(работа в паре)

Работа с оценочным листом.







Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные: поиск и выделение информации;

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: целеполагание, планировании, прогнозирование, оценка.


Личностные: смыслообразование.

Коммуникативные: сотрудничество, принятие решения и его реализация.

Познавательные: моделирование, анализ объектов, синтез.

Регулятивные: саморегуляция, оценка, контроль.

Физминутка.

-Как начинается сказка? Расскажите историю коня.

-Кто такой Филька? -Почему его прозвали «Ну тебя»? Как вы думаете, Филька был злой?

-Каким мы увидели Фильку в сцене с раненым конём?

-Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка Фильки завыл ветер? -Что слышит Филька в этом завывании? -Какие средства художественной выразительности использует автор? Какова их роль в тексте?

Чтение учителем диалога бабки и Фильки. -Как история, рассказанная бабкой, разъясняет причину такой лютой стужи. -Что эта история помогла понять Фильке? -Что происходит дальше? -Зачем Филька побежал к деду Панкрату? Ведь он сказал: «Да ну его Панкрата», -сказал и затих. А сам побежал. Что с ним произошло?

-Что посоветовал Панкрат и что надумал Филька? (Парадокс: А если ребята скажут: «Да ну его сам виноват - пусть сам лёд и скалывает». - Что стало бы с Филькой, если бы Панкрат со всеми отмахнулся? - Подсказал ли старый мельник Фильке, что он должен делать, или мальчик принял решение сам?

- Кто же помог спасти жителей деревни - сами люди или старая сорока?

-Как изменилась природа, когда добро победило злобу и эгоизм в душе Фильки?

Чтение финала сказки и беседа. - Как Филька помирился с раненым конем? Работа с иллюстрацией. - Прав ли Панкрат, когда говорит: «Филька не злой человек»? - Как изменился Филька? Почему сказка называется «Теплый хлеб»?

Словарная работа. Значение слова тёплый по словарю:

А) дающий, источающий тепло ;

Б) защищающий тело от холода (тёплый свитер);

В) хорошо сохраняющий тепло (тёплая комната);

Г) отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый.

-В каком значении употреблено слово «тёплый» в сказке? -Какое тепло хранит в себе хлеб? -Когда же хлеб становится тёплым?

Мудрые мысли. Объяснение смысла выражений.

Как аукнется, так и откликнется.

Каков привет, таков и ответ.

Люби ближнего своего (из заповедей Божьих).

Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.

(Это золотое правило нравственности).

Умение прощать - свойство сильных. Слабые никогда не прощают.

Нет ничего отважнее, чем победа над собой.

-Какое выражение в большей степени соответствует сказке «Тёплый хлеб»?

-Так в чём мудрость этой простой сказки?


4. Реализация плана.

5. Первичное закрепление с формулированием проблемы.

Чтение учеником отрывка






Учащиеся находят в тексте (работа по группам)

олицетворения (мороз прошел…) и делают вывод о том, что они помогают им увидеть природу живой.

сравнения (зазеленела, как лед) - сопоставляя, можно ярче представить.

эпитеты (колючий мороз) - помогают не только увидеть, но и почувствовать.


Работа тестом.








Чтение в лицах диалога Фильки и Панкрата.







Пересказ истории старой сороки





Чтение финала сказки.

Ответы на вопросы.


Работа над заголовком




Общая радость, когда согреет теплом души.

Объяснения учеников


Ответы на вопросы и вывод.

Злое дело обязательно исправлять, но вообще-то лучше зла не делать никогда и никому.

Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Коммуникативные: сотрудничество, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: смысловое чтение, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: прогнозирование, саморегуляция.

6. Самопроверка (по эталону)

Игра «Найди соответствия».

- Давайте соотнесем слова и словосочетания из текста с понятиями «добро - зло».

- Сверьтесь с ответом на доске.

- Выставите свою отметку в лист оценивания.

Работа в группах.Два ученика работают у доски. Задача - распределить слова в две колонки.

Личностные: смыслообразование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

7. Включение в систему знаний.











8. Домашнее задание

(Цель: организация

самостоя-

тельной работы

учащихся,

творческой работы учащихся)

- А теперь внимание на экран. (Смотрим фрагмент мультфильма по сказке «Теплый хлеб»). - Конь простил Фильку, наступила весна.

Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки?

Нужно быть добрыми, отзывчивыми.

Не причинять другим вреда, обиды.

Отвечать за свои поступки, слова.

Не бояться просить прощения, прощать.

- Запишите д/з: 1) Написать сочинение «О чем меня заставила задуматься сказка К.Паустовского «Теплый хлеб»?

2) по выбору: составить синквейн на тему «Хлеб» или выписать из текста сказки пословицы и поговорки.

Звучит песенка «Если добр ты..» из мультфильма «Про кота Леопольда»

Просмотр фрагмента из мультфильма.

Вывод учеников.



Обучающиеся записывают д/з.



Личностные: смыслообразование.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: саморегуляци.

9. Рефлексия.

(Цели: определение,

что усвоено

учащимися, что

вызвало

затруднения, что

привлекло вни-

мание детей).


- А теперь завершите заполнение оценочного листа и листа-рефлексии. Поставьте свою отметку за работу на уроке.

Работа с оценочным листом, листом-рефлексии.

Личностные: самоопределение, оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные: разрешение конфликтов.

Регулятивные: оценка, саморегуляция.

Урок литературы. Дата: 21.04.15.

Тема урока : _______________________________________________________

Оценочный лист ученика(цы) 5б класса _____________________

Тест

Ответы на вопросы учителя

Соотнеси слова и выражения

Самооценка


Рефлексия.

Вспомните задания на уроке, отметьте моменты (+), когда:

Было трудно

Было радостно

Хотелось спорить

Вызвало удивление

Работа с тестом


Находить выразительные средства в тексте


Находить соответствие


Работа по группам с текстом


Соотнеси слова и выражения

ДОБРО ЗЛО

голод река не замерзнет

мороз хлеб

вьюга холод заледеневшая река

теплая зима люди и конь конь - раненая душа

мельница будет работать



© 2010-2022