Доклад на тему Как правильно написать научно-исследовательскую работу в школе

  Одним из способов внеурочной деятельности по русскому языку является написание научного исследования. Этот вид работы принципиально отличается от написания реферата, представляющего собой компилирование материала, отображенного ранее в научной и публицистической литературе. Исследование в отличие от реферата имеет научную новизну. Вследствие этого его написание представляет для обучающихся определенные сложности. Их обнаружение и способы устранения являются целью нашей статьи.  Научное исследо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как правильно написать научно-исследовательскую работу в школе

Одним из способов внеурочной деятельности по русскому языку является написание научного исследования. Этот вид работы принципиально отличается от написания реферата, представляющего собой компилирование материала, отображенного ранее в научной и публицистической литературе. Исследование в отличие от реферата имеет научную новизну. Вследствие этого его написание представляет для обучающихся определенные сложности. Их обнаружение и способы устранения являются целью нашей статьи. Научное исследование по силам не каждому ребенку, чаще всего этот вид деятельности привлекает учащихся с повышенной мотивацией к обучению. Начинать, по нашему твердому убеждению, следует уже с восьмого класса и постепенно учить написанию самостоятельного исследования (опять-таки условно самостоятельного) к 10-11 классу. Каждый этап работы контролируется педагогом и в случае необходимости корректируется.

1. Первым этапом работы является определение темы. Следует отметить, что учащимся по силам изучение не всех разделов языкознания. Можно предлагать детям исследовать лексику, в частности, фразеологию, морфемику и словообразование, синтаксис. Кроме этого, учащимся интересно работать в русле прикладной лингвистики: лингвокультурологии, гендерной лингвистики. Инициатива в определении темы исследования исходит от педагога: ребенок не обладает должным уровнем лингвистических знаний и умений.

2. Далее педагог определяет цель работы и основные задачи. Таким образом, следующим этапом является разработка плана исследования. Его следует сделать сложным, подробным, насколько это возможно.

3. Работа с языковым материалом. Объектами для анализа могут служить тексты непереводной художественной литературы (анализировать переводы не следует, поскольку они не отражают особенности изучаемого языкового явления), фольклорные тексты, как-то: пословицы и поговорки. Способом организации этого вида деятельности является составление картотеки. Листы картона (любой плотной бумаги) разрезаются на прямоугольники размером примерно 5*10 см, на которые выписываются цитаты из текста, необходимые для анализа, страница для дальнейшего указания в научной работе. Преимущество работы с отдельными карточками очевидно: они позволяют легко классифицировать языковой материал. Если в работе применяется статистический метод, количество материала быстро считается и вводится в работу в виде диаграмм. Количество полученных в итоге карточек колеблется в зависимости от темы работы, однако их должно быть от 50 до 100. В случае, если карточек, то есть примеров, менее пятидесяти, стоит говорить о том, данное языковое явление не находит своего подтверждения в языке произведений данного автора и не является объектом анализа.

4. Особенности написания введения. Самой главной ошибкой, допускаемой при написании введения, является переписывание биографии автора или всего материала по его творчеству. Однако введение имеет четкую структуру. Задача педагога - обозначить основные структурные компоненты введения и совместно сформулировать их. Компоненты введения: цель, задачи, предмет и объект исследования, теоретическая и практическая ценность, новизна, метод исследования, структура работы.

5. Особенности написания и оформления основной части. Основная часть исследования представляет собой анализ языкового материала, отобранного в ходе третьего этапа, то есть непосредственно работы с авторскими или фольклорными текстами. Анализируемый материал располагается в основной части в определенной последовательности: тезис - доказательства - вывод (выводы). В зависимости от темы научной работы основная часть может быть представлена одной или двумя главами, внутри которых располагаются небольшие главки, имеющие подзаголовки в соответствии с содержанием работы.

6. Особенности написания заключения. Всегда обращаю внимание обучающихся, что заключение представляет собой едва ли не самую главную часть работы: в ней содержатся все выводы, результаты, к которым приходит каждый исследователь. Именно поэтому заключение следует писать четко, предельно ясно. Научная работа учащихся востребована на конференциях различного уровня, по собственному опыту знаю, что члены жюри не имеют возможности оценить всю работу и начинают ее просмотр именно с заключения, в котором содержатся результаты и выводы. Рекомендую начинать заключение так:

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам: …..

В ходе анализа языкового материала нами были получены следующие результаты: …

Далее посредством нумерованного списка следуют выводы по работе.

7. Список литературы. Обязательным элементом научной работы является наличие списка литературы. Располагать использованную литературу рекомендую в определенной последовательности: словари, энциклопедии; монографии по проблеме; статьи из периодической печати; тексты художественных произведений, на языковом материале которых производился анализ; интернет-ресурсы.

8. Тактика выступления. Особого внимания заслуживает тот момент, что с написанием исследования работа не заканчивается. Юного исследователя необходимо подготовить к выступлению на конференции, семинаре, экзамене. Дети сами не умеют представлять и защищать свое «детище». Поэтому после написания исследования строю дальнейшую работу по такому плану:

1. Написание защитного слова

2. Если в работе есть таблицы, диаграммы, то составляем презентацию Microsoft Power Point. Ничего иного в презентации не используем.

3. Репетиция выступления. Ребенок стоит у доски, я сажусь на первую парту среднего ряда, рекомендую смотреть поверх всех, не глядя никому в глаза (это людей может психологически раздражать). Говорить учу четко, уверенно, не торопясь, иногда заглядывая в свои записи.

Дети всегда нервничают перед выступлением, уверенности им придает порой одна моя фраза: «Помни, что никто не знает твою работу лучше, чем ты».

4. Обязательно задаю вопросы по работе, поскольку у членов жюри они бывают. Всегда говорю, что если вопросов нет, значит работа не нашла должного отклика и не заслуживает внимания. Если вопросы есть, значит работа интересная и ее стоит продолжить на другом уровне.



© 2010-2022