- Преподавателю
- Русский язык и литература
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД. 01. 08 РУССКИЙ ЯЗЫК
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД. 01. 08 РУССКИЙ ЯЗЫК
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Вотякова Л.А. |
Дата | 22.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И АРХИВОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БРАТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе
_____________ Л. Б. Осиновцева
Рекомендована ПЦК ОГД и СЭ
протокол №__ от __.__.201_г.
Председатель ______/_________/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.01.08 РУССКИЙ ЯЗЫК
по специальностям:
071501 НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
специализация
«Хореографическое творчество»
073002 ТЕОРИЯ МУЗЫКИ
073101 ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
(ПО ВИДАМ ИНСТРУМЕНТОВ)
073403 СОЛЬНОЕ И ХОРОВОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ
специализация
«Хоровое народное пение»
073502 ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ
Братск 2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальностям:
071501 Народное художественное творчество специализация «Хореографическое творчество»;
073002 Теория музыки;
073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов);
073403 Сольное и хоровое народное пение специализация «Хоровое народное пение»;
073502 Хоровое дирижирование.
Организация-разработчик: ГОУ СПО «Братское музыкальное училище»
Разработчики:
Вотякова Л.А., преподаватель Братского музыкального училища
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
11
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
-
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:
071501 Народное художественное творчество специализация «Хореографическое творчество»
073002 Теория музыки
073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)
073403 Сольное и хоровое народное пение специализация «Хоровое народное пение»
073502 Хоровое дирижирование
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина входит в цикл федерального компонента среднего общего образования, базовые учебные дисциплины (ОД.01.08)
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
-
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
-
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной социально-культурной и деловой сферах общения;
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
-
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;
-
вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Результатом освоения курса является овладение общими компетенциями:
ОК 11. Использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 103 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 час;
самостоятельной работы обучающегося 31 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
103
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
72
в том числе:
практические занятия
15
контрольные работы
3
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
31
Итоговая аттестация в форме экзамена.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
1 семестр
Раздел 1.
Лексика. Фонетика. Орфография.
16
Тема 1.
Язык и речь. Лексика
Содержание учебного материала:
2
Роль русского языка в жизни общества. Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы и антонимы.
1
1
Речевая деятельность. Культура речи. Текст, построение текста, тема, основная мысль. Типы речи. Стили речи.
1
2
Тема 2
Фонетика
Содержание учебного материала:
2
Произношение звуков в словах
1
2
Правописание безударных гласных.
1
2
Тема 3.
Орфография
Содержание учебного материала:
12
Правописание гласных после шипящих и Ц
1
2
Правописание звонких и глухих согласных.
1
2
Правописание непроизносимых согласных.
1
2
Правописание Ь и Ъ.
2
2
Состав слова.
1
2
Словообразующие части слова.
1
2
Правописание корней с чередующимися гласными
1
2
Правописание приставок
1
2
Правописание сложных слов.
1
2
Контрольная работа
1
Практические занятия.
Тестирование по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова».
1
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке. Словообразование как раздел науки о языке, изучающий структуру слов и способы их образования. Морфема, типы морфем. Способы образования (морфемные и неморфемные).
Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка.
4
2 семестр
Раздел 2. Морфология.
Тема 1.
Имя существительное
Содержание учебного материала:
6
Имя существительное как часть речи.
1
2
Склонение имени существительного.
1
2
Правописание падежных окончаний имён существительных.
1
2
Правописание суффиксов имён существительных.
1
2
Практические занятия.
Тестирование «Морфологический разбор имени существительного».
Тестирование по теме «Имя существительное: род, число, склонение».
2
2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Основные виды морфологических ошибок: ошибки в выборе форм рода и числа существительных; ошибки в склонении существительных.
2
2
Тема 2.
Имя прилагательное
Содержание учебного материала:
6
Имя прилагательное как часть речи.
1
2
Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
1
2
Правописание суффиксов имён прилагательных.
1
2
Образование степеней сравнения прилагательных.
1
2
Полные и краткие прилагательные.
1
2
Практические занятия.
Тестирование по теме «Имя прилагательное: окончание, род, число, разряд». Морфологический разбор имени прилагательного.
1
2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Основные виды морфологических ошибок: ошибки в выборе форм рода и числа существительных; ошибки в склонении прилагательных.
2
2
Тема 3.
Имя числительное
Содержание учебного материала:
3
Имя числительное как часть речи.
1
2
Правописание имён числительных.
1
2
Практические занятия.
Морфологический разбор числительного.
1
2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Основные виды морфологических ошибок: ошибки в выборе форм рода и числа существительных; ошибки в склонении числительных.
2
2
Тема 4.
Местоимение
Содержание учебного материала:
4
Местоимение как часть речи.
1
2
Правописание неопределенных и отрицательных местоимений.
1
2
Правописание НЕ, НИ с местоимениями.
1
2
Практические занятия.
Морфологический разбор местоимения.
1
2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Основные виды морфологических ошибок: ошибки в выборе форм рода и числа существительных; ошибки в склонении местоимений.
2
2
Контрольная работа.
1
3 семестр
Тема 5.
Глагол
Содержание учебного материала:
5
Глагол как часть речи.
1
2
Спряжение глаголов.
1
2
Правописание личных окончаний глаголов.
1
Правописание суффиксов глаголов.
1
2
Практические занятия.
Тестирование по теме «Глагол».
1
2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Основные виды морфологических ошибок: ошибки в образовании и употреблении форм глаголов.
2
2
Тема 6.
Причастие
Деепричастие
Содержание учебного материала:
3
Правописание причастий.
1
2
Правописание деепричастий.
1
2
Практические занятия.
Тестирование по теме «Причастие», «Деепричастие».
1
2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Основные виды морфологических ошибок: ошибки в образовании и употреблении форм причастий, деепричастий.
2
2
Тема 7.
Наречие
Содержание учебного материала:
4
Наречие как часть речи.
1
2
Степени сравнения наречий.
1
2
Правописание наречий.
1
2
Практические занятия.
Тестирование по теме «Наречие».
1
2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Основные виды морфологических ошибок: ошибки в образовании степеней сравнения наречий.
2
2
Тема 8.
Служебные части речи
Содержание учебного материала:
3
Употребление и правописание союзов.
1
2
Употребление и правописание частиц.
1
2
Употребление и правописание производных предлогов. Отработка навыков правописания.
1
2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Служебные части речи.
Выразительные возможности служебных частей речи.
Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.
Различение частиц НЕ и НИ.
Слитное, раздельное и дефисное написание предлогов.
Слитное, раздельное написание союзов.
2
2
Контрольная работа.
1
4 семестр
Раздел 3.
Синтаксис и пунктуация
Тема 1.
Словосочетание. Простое предложение
Содержание учебного материала:
12
Словосочетание и предложение.
1
2
Главные и второстепенные члены предложения.
1
2
Однородные члены предложения, знаки препинания при них.
1
2
Сложные случаи пунктуации при однородных членах предложения.
1
2
Знаки препинания при причастных оборотах.
1
2
Знаки препинания при деепричастных оборотах.
1
2
Обращение и знаки препинания при нём.
1
2
Вводные слова и предложения.
1
2
Простое предложение и его виды.
1
2
Практические занятия.
Тестирование по теме «Простое предложение».
Тестирование по теме «Пунктуация в простом предложении».
Тестирование по теме «Осложненные предложения».
3
2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Роль словосочетания в построении предложения. Синонимия простых предложений.
Тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособление определений. Обособление обстоятельств. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях. Знаки препинания в предложениях с союзом (или с союзным словом) как.
4
2
Тема 2.
Сложное предложение
Содержание учебного материала:
4
Сложное предложение и его виды.
1
2
Знаки препинания в сложных союзных предложениях.
1
2
Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях
1
2
Практические занятия.
Тестирование по теме «Сложное предложение: ССП, СПП, БСП».
1
2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Синонимия сложных предложений. Использование сложных предложений в речи.
Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях, в сложноподчиненных предложениях, в бессоюзных сложных предложениях.
4
2
Тема 3.
Чужая речь
Содержание учебного материала
3
Прямая и косвенная речь.
1
2
Цитирование. Оформление цитат.
1
2
Практические занятия.
Отработка навыков правописания.
2
2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Систематизация знаний по синтаксису и пунктуации. Совершенствование пунктуационных и речевых умений.
3
2
Всего:
103
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русский язык и литература.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; лингвистические словари.
Технические средства обучения: телевизор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. - М., 2011.
Дополнительные источники:
-
ГИА - 2011, 12: Экзамен в новой форме: Русский язык: 11 кл.: тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения гос. итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост. И. П. Цыбулько, А. С. Степанова.
-
ГИА 2011, 12. Экзамен в новой форме. Литература: 11 кл./ авт.-сост. А. В. Федоров, Л. В. Новикова, Е. А. Зинина.
-
Егораева Г. Т. ГИА 2011, 12. Русский язык. 11 кл. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания.
-
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2012: Русский язык/ авт.-сост. И. П. Цыбулько и др.
-
Семенец О. П. Русский язык. 11 кл. Тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь.
-
Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ.- Ростов - на Дону. - 2010.
-
Степанова Л. С. ГИА 2011,12. Русский язык: Тематические тренировочные задания.: 11 кл.
-
Цыбулько И. П. Львова И. С. ЕГЭ 2012. Русский язык. Тренировочные задания.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- Устные сообщения обучающегося (доклад, реферат, чтение наизусть стихотворения И.С. Тургенева «Русский язык»).
- Устный опрос обучающегося.
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- Выборочный диктант с языковым разбором.
- Языковой анализ текста: устные и письменные высказывания текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
- Анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- Карточки с заданиями.
- Лингвистический анализ текста: лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- Аудирование.
- Чтение текстов разных стилей речи (учитывается ораторское искусство обучающегося).
- Разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- Работа со словарями.
- Творческие работы обучающегося (статья, заметка, репортаж публицистического стиля; эссе художественного стиля).
- Оформление деловых бумаг (резюме, заметка, статья).
- Работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
- Фронтальный опрос.
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной социально-культурной и деловой сферах общения;
- Построение диалогов разговорного стиля.
-Доклад обучающегося (учитывается ораторское искусство).
- Создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения.
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- Фонетический разбор слова.
- Морфемный разбор слова.
- Орфоэпический анализ слова.
- Орфографический диктант: учитываются умения обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию преподавателя.
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- Составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися.
- Пунктуационный анализ предложения.
- Орфографический диктант.
- Изложение с элементами сочинения.
- Контрольный диктант
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- Участие в дискуссии.
- Речеведческий анализ текста.
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
- Информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста; составление тезисов; редактирование.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;
- Участие в дискуссии.
- Выступление обучающихся с докладом, рефератом.
- Письменные творческие работы (сочинение, эссе, заметка в газету, публицистическая статья, резюме, автобиография, анкета, объяснительная записка).
- Чтение обучающимся критических статей ученых-филологов о языке и их анализ.
- Беседа с обучающимися.
- вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации.
Участие в дискуссии. Беседа с обучающимися. Устные сообщения обучающихся, рефераты, творческие работы (эссе, публицистическая статья).
Знать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- Устные сообщения обучающихся, рефераты, творческие работы (эссе, публицистическая статья).
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- Устный опрос. Устные сообщения обучающихся, рефераты, творческие работы (эссе, публицистическая статья).
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- Тестирование. Устный и письменный опрос. Создание текстов. Беседа с обучающимися. Участие в дискуссии.
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
- Разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий).