- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Устный лингвистический журнал. 10 класс
Устный лингвистический журнал. 10 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пыстина Л.М. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Устный лингвистический журнал
Ведение устного журнала во время урока - одна из возможностей работать над
- развитием устной речи учащихся,
- формированием устойчивых знаний по лексике, стилистике, фразеологии, орфоэпии, этимологии и т. д.
Одного занятия устного журнала в четверть вполне хватит для работы в 5 - 11 классах. И вести такой журнал лучше всего тематически.
Тематика занятий предлагается такая (но по усмотрению учителя можно изменять, добавлять задания, варьировать вопросы и т. д.):
5 класс - «Из истории слов и выражений»
6 класс - «Говори правильно!»
7 класс - «В стране лингвистической сказки»
8 класс - «Поговорим о фразеологизмах»
9 класс - «Грамматические трудности»
10 - 11 классы - «Стилистические загадки»
Устный лингвистический журнал
10 класс
«Стилистические загадки»
Журнал № 1
1. Эти стихи [«Дума» М.Ю. Лермонтова] писаны кровью; они вышли из глубины оскорбленного духа; это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти (Бел.).
2. Сестра была блондинка, светлая блондинка, совсем не в мать и не в отца волосами; но глаза, овал лица были почти как у матери. Нос очень прямой, небольшой и правильный; впрочем, и еще особенность - мелкие веснушки на лице... Версиловского было очень немного, разве тонкость стана, немалый рост и что-то такое прелестное в походке (Дост.).
-
Определите экспрессивную роль имен существительных, учитывайте при этом их принадлежность к различным функционально-смысловым типам речи (описание, повествование, рассуждение).
-
Определите монологический или диалогический характер.
-
Мотивируйте использование в тексте существительных различных лексико-грамматических разрядов (конкретных, отвлеченных и т.д.), а также употребление их в прямом или переносном значении.
Журнал № 2
-
В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы. 2. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов. 3. Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города сохранится существующая сосновая роща. 4. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях. 5. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла. 6. В огне пожара 1812 г. погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения. 7. Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей. 8. С западной стороны, если смотреть с севера на юг, расположено водохранилище, а с южной, если смотреть с востока на запад, - лес. 9. В текущем году цветение будет протекать на этих побегах цветов. 10. Парк очистили от мусора, но он так и остался неогороженным, и сейчас он до сих пор служит пастбищем для скота.
1. Дать толкование терминам, данным в скобках (задание № 2).
2. Выявить различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, повторение слов).
3. Исправить предложения.
Журнал № 3
1. Выставка юных художников в Доме пионеров имела такой успех потому, что Карпенко Н.И. на уроках рисования сумела воспитать прекрасное в своих учениках. 2. Студент Белов занял первое место по английскому языку. 3. Они окончили профессионально-техническое училище, но, чтобы хорошо работать, нужен непосредственный опыт у станка. 4. За ошибки и недостатки председатель совхоза Пашков заслуживает взыскания. 5. Достаточно нескольких часов, чтобы на ручной вязальной машине одеть в теплые варежки всю семью. 6. Касса получает за товары ясельного возраста. 7. Переплет сделался неотъемлемой деталью комнатного убранства. 8. Творчество Маяковского волнует читателей на самых различных языках.
-
Отметить случаи неясности высказывания, искажения его смысла, обращая внимание на речевую недостаточность.
-
Исправить предложения и прочитать в исправленном виде.
Журнал № 4
-
Кто не успел, тот опоздал. 2. Руби дерево здоровое, а гнилое и само свалится. 3. Лучше с умным потерять, чем с глупым найти. 4. Поменьше говори, побольше услышишь. 5. Беду скоро наживешь, да не скоро выживешь. 6. Бери, пока дают. 7. Не вкусив горького, не узнаешь и сладкого. 8. Сильнее тот, кто меньше любит. Кто больше любит, тот слабей... Кто больше любит, тот богаче, кто меньше любит, тот бедней (Сол.). 9. Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо (Гете). 10. Время собирать камни и время разбрасывать камни (Библия).
-
Дать толкование подчёркнутым словам
(2 и 4 задания).
-
Разграничить антонимы и конверсивы, а также слова, противопоставленные лишь в контексте.
-
Определить их стилистическое использование в следующих предложениях.
-
Различать при этом антитезу простую и сложную, оксюморон, антифразис и каламбур.
Литература
-
hi-edu.ru/e-books/xbook108/01/index.html.
5